Диагностика фонематического восприятия у младших школьников
методическая разработка

Предлагается одна из методик обследования фонематического слуха у мдадших школьников, что является одним из важнейших компонентов фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика фонематического восприятия у младших школьников

   Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.[8]

   Несколько позже Д. Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие».  Он обратил внимание, что для овладения чтением и письмом недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

1. выяснение порядка следования фонем в слове;

2. установление различительной функции фонем;

3.выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

  Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что «у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками».

Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (гласных – согласных, звонких – глухих, твёрдых – мягких).

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

Несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к нарушениям письменной речи. Таким образом, в логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Фонематический анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.

Фонематический синтез - умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Фонематические представления - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Для проведения успешной коррекционной логопедической работы необходимо провести обследование этих процессов. Материал для обследования можно найти у многих авторов (З.А.Репина,  Коноваленко В.В. и С.В., Парамонова Л.Г. и др.) Одна из методик обследования приводится ниже.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Ребёнку показывают картинки и по ним задаются вопросы. Картинки нужно подобрать заранее, в дальнейшем их можно использовать на занятиях в качестве дидактического материала по совершенствованию фонематических процессов.

- В тарелке СУП или ЗУБ?

- Может заболеть ЗУБ или СУП?

- Для воды в саду нужны БОЧКИ или ПОЧКИ?

- Весной на дереве распускаются ПОЧКИ или БОЧКИ?

-Для мусора нужен БАК или МАК?

- На клумбе растёт МАК или БАК?

- У мамы ДОЧКА или НОЧКА?

- Тёмная НОЧКА или ДОЧКА?

- Чтобы писать на доске, нужен МЕЛ или МЕЛЬ.

- Неглубокое место на речке – это МЕЛЬ или МЕЛ.

- Спасательный КРЮК или КРУГ?

- Чтобы повесить нужен КРЮК или КРУГ?

- Чёрная ТОЧКА или КОЧКА?

- На болоте КОЧКА или ТОЧКА?

- В тарелке САЛАТ или ХАЛАТ?

- Мама дома носит ХАЛАТ или САЛАТ?

- Для письма нужна МАРКА или МАЙКА?

- Когда жарко, нужна МАЙКА или МАРКА?

 - В лесу растёт ЕЛЬ или ГЕЛЬ?

- Для укладки волос нужен ГЕЛЬ или ЕЛЬ?

- В саду для воды нужна БОЧКА или ДОЧКА?

- У мамы есть ДОЧКА или БОЧКА?

- Если поранимся, нужны БИНТЫ или ВИНТЫ?

- Завинтить можно ВИНТЫ или БИНТЫ?

- На ноги надевают ТАПКИ или ШАПКИ?

- На голову надевают ШАПКИ или ТАПКИ?

- Солдатам на войне нужны ТАНКИ или САНКИ?

- На горке нужны САНКИ или ТАНКИ?

- В подвале живёт КРЫСА или КРЫША?

- У дома наверху КРЫША или КРЫСА?

- На столе стоит  МИСКА или МИШКА?

- В берлоге живёт МИШКА или МИСКА?

- Прекрасные РОЗЫ или РОЖИ?

- Страшные РОЖИ или РОЗЫ?

- У бабушки в деревне КОЗЫ или КОЖИ?

- Для курток нужны КОЖИ или КОЗЫ?

- Когда плачут, это ПЛАЧ или ПЛАЩ?

- Если дождь, нужен ПЛАЩ или ПЛАЧ?

- На болоте КОЧКА или КОШКА?

- У бабушки в деревне КОШКА или КОЧКА?

- Чтоб искупаться, нужна  РЕЧКА или РЕДЬКА?

- На грядке растёт РЕДЬКА или РЕЧКА.

- У подушек разный ЦВЕТ или СВЕТ?

- От солнышка яркий СВЕТ или ЦВЕТ?

- В речке живёт РАК или ЛАК?

- Для ногтей нужен ЛАК или РАК?

- У коровы на голове РОЖКИ или ЛОЖКИ?

- На кухне ЛОЖКИ или РОЖКИ?

- На стройке нужна РЕЙКА или РЕЧКА?

- За деревней течёт РЕЧКА или РЕЙКА?



Предварительный просмотр:

Диагностика фонематического восприятия у младших школьников

   Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

• способность слышать есть данный звук в слове или нет;

• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.[8]

   Несколько позже Д. Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие».  Он обратил внимание, что для овладения чтением и письмом недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию, которое включает в себя 3 операции:

• умение определять линейную последовательность звуков в слове;

• умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

• осознание или подсчет количества звуков в слове.

Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:

1. выяснение порядка следования фонем в слове;

2. установление различительной функции фонем;

3.выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

  Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что «у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками».

Способность воспринимать и различать звуки речи формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (гласных – согласных, звонких – глухих, твёрдых – мягких).

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

Несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к нарушениям письменной речи. Таким образом, в логопедии традиционно принято обозначать следующие фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Фонематический анализ - умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация.

Фонематический синтез - умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Фонематические представления - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Для проведения успешной коррекционной логопедической работы необходимо провести обследование этих процессов. Материал для обследования можно найти у многих авторов (З.А.Репина,  Коноваленко В.В. и С.В., Парамонова Л.Г. и др.) Одна из методик обследования приводится ниже.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Ребёнку показывают картинки и по ним задаются вопросы. Картинки нужно подобрать заранее, в дальнейшем их можно использовать на занятиях в качестве дидактического материала по совершенствованию фонематических процессов.

- В тарелке СУП или ЗУБ?

- Может заболеть ЗУБ или СУП?

- Для воды в саду нужны БОЧКИ или ПОЧКИ?

- Весной на дереве распускаются ПОЧКИ или БОЧКИ?

-Для мусора нужен БАК или МАК?

- На клумбе растёт МАК или БАК?

- У мамы ДОЧКА или НОЧКА?

- Тёмная НОЧКА или ДОЧКА?

- Чтобы писать на доске, нужен МЕЛ или МЕЛЬ.

- Неглубокое место на речке – это МЕЛЬ или МЕЛ.

- Спасательный КРЮК или КРУГ?

- Чтобы повесить нужен КРЮК или КРУГ?

- Чёрная ТОЧКА или КОЧКА?

- На болоте КОЧКА или ТОЧКА?

- В тарелке САЛАТ или ХАЛАТ?

- Мама дома носит ХАЛАТ или САЛАТ?

- Для письма нужна МАРКА или МАЙКА?

- Когда жарко, нужна МАЙКА или МАРКА?

 - В лесу растёт ЕЛЬ или ГЕЛЬ?

- Для укладки волос нужен ГЕЛЬ или ЕЛЬ?

- В саду для воды нужна БОЧКА или ДОЧКА?

- У мамы есть ДОЧКА или БОЧКА?

- Если поранимся, нужны БИНТЫ или ВИНТЫ?

- Завинтить можно ВИНТЫ или БИНТЫ?

- На ноги надевают ТАПКИ или ШАПКИ?

- На голову надевают ШАПКИ или ТАПКИ?

- Солдатам на войне нужны ТАНКИ или САНКИ?

- На горке нужны САНКИ или ТАНКИ?

- В подвале живёт КРЫСА или КРЫША?

- У дома наверху КРЫША или КРЫСА?

- На столе стоит  МИСКА или МИШКА?

- В берлоге живёт МИШКА или МИСКА?

- Прекрасные РОЗЫ или РОЖИ?

- Страшные РОЖИ или РОЗЫ?

- У бабушки в деревне КОЗЫ или КОЖИ?

- Для курток нужны КОЖИ или КОЗЫ?

- Когда плачут, это ПЛАЧ или ПЛАЩ?

- Если дождь, нужен ПЛАЩ или ПЛАЧ?

- На болоте КОЧКА или КОШКА?

- У бабушки в деревне КОШКА или КОЧКА?

- Чтоб искупаться, нужна  РЕЧКА или РЕДЬКА?

- На грядке растёт РЕДЬКА или РЕЧКА.

- У подушек разный ЦВЕТ или СВЕТ?

- От солнышка яркий СВЕТ или ЦВЕТ?

- В речке живёт РАК или ЛАК?

- Для ногтей нужен ЛАК или РАК?

- У коровы на голове РОЖКИ или ЛОЖКИ?

- На кухне ЛОЖКИ или РОЖКИ?

- На стройке нужна РЕЙКА или РЕЧКА?

- За деревней течёт РЕЧКА или РЕЙКА?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия у младших школьников

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Дети с  речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая расп...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ   ФОНЕМАТИЧЕСКОГО   СЛУХА   У   МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ...

Диагностика фонематического восприятия

В статье анализируются актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия дошкольников с нарушениями речи....

""Коррекция фонетико - фонематического восприятия у младших школьников"

что такое фонематическое восприятие или фонематический слух? игры для развития фонематического слуха для младших школьников с нарушением слуха...

Консультация для учителя "Развитие фонематического восприятия у младших школьников "

Основные понятия проблемы. Приёмы работы по развитию фонематического восприятия у младших школьников....

Упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи, как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам рече...