Консультация для учителя "Развитие фонематического восприятия у младших школьников "
консультация на тему

Васильева Наталья Юрьевна

Основные понятия проблемы. Приёмы работы по развитию фонематического восприятия у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx50.18 КБ

Предварительный просмотр:

  ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Нарушения фонематического восприятия отмечается у очень большого количества детей, поступающих в школу и  практически у всех детей с нарушениями речи.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей различать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти.   В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольном возрасте. Недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полной скомпенсированности  дефектов произношения может привести к трудностям  в овладении навыками письма и чтения. В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил, -  дисграфия (на почве нарушения навыков языкового анализа и синтеза или акустическая).

Вот примеры таких ошибок:

  • пропуск гласных и согласных букв (сок – ск; одежда – одежа)
  • перестановка букв, лишние буквы (пушка – шупка; стол – тстол)
  • пропуск слогов, лишние слоги (машина – машинына: короче – коче)
  • замена йотированных гласных (веселый – весюлый)
  • замена согласных:
  • свистящих-шипящих (завтра – жавтра)
  • парных по звонкости-глухости (палуба – балупа)
  • сонорных (мебель – небель; круг – клуг)
  • аффрикатов (цапля – чапля)
  • обозначение твердости-мягкости на письме гласными (пруд – прюд; утюг – утуг)
  • недописывание слов (маска – маск)
  • раздельное и слитное написание слов, предлогов со словами (подороге,  занавеска – за навеска)

Учащиеся испытывают следующие трудности при овладении чтением: не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:

1) пропуск букв, слогов, предлогов;
2) замена и перестановка букв, слогов;
3) «застревание» на какой  либо букве, слоге, слове;
4) недочитывание окончаний слов;
5) искажение слов;
6) добавление лишних букв, слогов и иногда слов;
7) «угадывание» слов.

Представленные ниже дидактические игры и упражнения  способствуют профилактике дисграфии у младших школьников.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, которые могут быть использованы учителями начальных классов, а так же родителями. Упражнения можно использовать на уроках, во время динамических пауз и в других режимных моментах.

 1."Поймай  звук"

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

        Педагог произносит речевой материал (изолированные звуки, слоги, слова или показывает предметные картинки) дети должны хлопнуть в ладоши (поднять руку, сигнальную карточку и т.п.), если услышат определённый звук.

2. "Весёлое название"

Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

               

Баман                       альбом                  витамин                 клетка

Паман                      айбом                    митанин                 къетка

Банан                       аньбом                  фитамин                 клетта

Банам                       авьбом                  виталим                 тлетка

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

3. «Стучалочка».

 Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения  звуков.

        Педагог произносит звуки (слоги, слова), отстукивая по столу. Дети повторяют индивидуально и хором.

А                    Э                        У

АА                 ЭЭ                      УУ

ПА - БА      БА-БА-ПА

ТОЧКА - ДОЧКА         ЖИТЬ-ШИТЬ

Мак – бак – так                                 моток – каток – лоток

Ток – тук – так                                  батон – бутон – бетон

Бак – бак – бок                                  ком – дом - гном

4. Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному мячу (предмету). Ребёнок называет слово на заданный звук и передаёт мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передаёт мяч дальше.

5.Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»

Свяжем мы из слов цепочку

Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Пндагог называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.

Например: весна-автобус-слон-нос-сова…

6. Игра "Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой".

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Педагог задает детям вопросы. Дети должны ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

7. Упражнение "Считаем звуки"

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Педагог называет слова (демонстрирует предметные картинки), дети определяют последовательность звуков в слове и называют их количество (показывают соответствующую цифру).

8. «Составь слово по первым звукам (буквам) слов».

Цель: развивать у учащихся фонетико-фонематические представления, развивать и совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

Ход игры. Педагог демонстрирует предметные картинки  на каждую букву (звук) спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам (звукам) слов в картинках сложить спрятанное слово.

Например: волк - задуманное слово

Картинки: воробей, облако, лампа, колесо.

9.«РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ (КАРТИНКИ)».

 Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков,  развивать

 фонематический  слух.

ХОД ИГРЫ. Стоит домик с окошками (два столбика на доске). На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями (записать слова в нужный столбик). Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются. Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

10.«СОБЕРИ ЦВЕТОК»

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются  « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих  «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

11.«НЕЗНАЙКА С КАРМАШКОМ»

 Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов,  развивать внимание. Профилактика дисграфии .

Ход игры.1 вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

2 вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме. Количество играющих: один и более человек.

12. «НАЙДИ ОШИБКУ»

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать фонетико-фонематическое восприятие и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в  середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).

13. Придумать слова, используя данные слоги:

 ра, ру, ри, ря (ра – ракета, рама, барабан, пирамида; ря – моря, заря, коряга, порядок и т.п.).

14. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков. Предложение: Собака лайка лежит на скамейке. Назовите слово, состоящее из 5-ти звуков (лайка, лежит).

15. «РЕЧЕВОЕ ЛОТО».

Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звукобуквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии. Развитие скорости чтения.

Ход игры.1 вариант. Детям раздают карты, на каждой из них написано шесть слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки?  (у кого слово?)» Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

2 вариант. Детям раздают карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов. Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группам).

16. «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся  друг от  друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры: 1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

Например:               удочка - уточка                      мишка-мышка       коза - коса

                      мак-рак                                  трава – дрова         кит-кот      

                     кадушка – катушка               усы-уши                дом-дым

2 вариант. Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики читают хором слог (букву, слово) затем ведущий крутит стрелку дальше – дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка. Количество играющих:  1-2 человека и более.

17. « НАЙДИ СЛОВА В СЛОВЕ».

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов.

Понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация  звуков в словах, профилактика дисграфии.

 Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезанной азбуке и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из  них новые слова».

Количество играющих:1-3 человека и более.

18. « МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА»

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры. Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-«) и при  помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица). Количество играющих - 1-2 человека и более.

19. «ДОПИШИ СЛОВЕЧКО».

Цель: Автоматизация звуков,  развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку. Профилактика дисграфии.

Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например: Воробей взлетел повыше.

Видно все с высокой _____(крыши).

20. Дифференциация звуков в словах

Дифференциация звуков в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются раз личные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове.

Рекомендуются следующие задания: (на примере дифференциации звуков с-ш)

 1. Определить, какой звук - [С] или [Ш] - в слове. Педагог называет слова, в которых звуки [С] и [Ш] находи в начале, затем - в середине слова и, наконец, в конце слова. Дети показывают соответствующую букву или сигнальную карточку. Например: слон, сумка, шар, шуба, скатерть, крыса, колбаса, лошадь, насос, пылесос, карандаш,  малыш.

2.Определить место звуков [С] и [Ш] в словах (начала,  середина, конец). Вначале уточняется,  какой звук в слове  ([С] или [Ш]), затем определяется его место в нем. Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш,  санки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина,  крыша.

3. Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в начале слова.

4. Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в середине слова.

5. Подобрать слова со звуком [С]  или [Ш]в конце слова.

6. Разложить картинки со звуками [С] и [Ш] под соответствующими буквами.

7. Записать слова в два столбика: в первый – слова со звуком [С], во второй - со звуком [Ш].

8. Работа со словами - квазиомонимами. Предлагается определить значение слов крыша, крыса, а затем сравнить звучание этих слов и сказать, в чем их различие. Составить словосочетания, предложения с данными словами.

9. Графический диктант. Логопед называет слово со звуком [С]  или [Ш]. Дети записывают соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую

какой по счету этот звук в слове. Например: косынка С3 -вешалка - ШЗ, карандаш - Ш8, колбаса - С6, ромашка Ш5, камыш - Ш5, посуда - СЗ и т.д.

10.  Составить графические схемы слов. Отметить на схеме крестиком кружок, соответствующий звуку [Ш], галочкой - кружок, соответствующий звуку [С]. Примерные слова: сыр, шар, каша, косы, стол, штора, каска, каштан, костюм, крыса, крыша, кошка, ромашка, капуста.

11. Вставить пропущенные в словах буквы С и Ш.

12.  Диктанты слов со звуками [С]  и [Ш].

13. Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука [С]  или [Ш].

В небо дыра, в землю дыра,

А посредине - огонь да вода. (Самовар)

Новая посуда, а вся в дырах. (Дуршлаг)

Стоит Антошка на четырех ножках. На Антошке - суп да ложки. (Стол)

Живу во дворе, пою на заре,

На голове гребешок, я - горластый ... (Петушок)

21. Дифференциация звуков в предложениях.

Рекомендуются следующие упражнения: (на примере дифференциации звуков[С] и [Ш])

 1. По сюжетной картинке придумать предложение в котором есть слова со звуком [С] или [Ш]. Назвать в предложении слова со звуками [С]  и [Ш]; определить, какой это звук и его место в слове.

2. Повторить предложения со словами, включающими звуки [С]  и [Ш]. Назвать слова со звуками [С]  и [Ш].

В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Света надела красную шаль. В лесу растут душистые ландыши. Пастух пригнал большое стадо. Бабушка подарила Саше солдатика. Дедушка принес большого сома.

3. Придумать предложения по предметным картинкам на слова со звуками [С]  и [Ш]. Примерные картинки: куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. В начале предлагается определить, какой звук - [С] или [Ш] - в названии картинок.

4. Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно дополнить словами - квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.

Мама сварила вкусную ... (кашу). Деньги платят в (кассу).

Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску)

В сарае протекает (крыша). В подвале завелась (крыса)

Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голову ... (каску).

Можно использовать картинки на слова - квазиомонимы. Картинки предлагаются парами.

 Придумать предложения на слова - квазиомонимы. Определить, в каких словах есть звук [С] или [Ш], назвать место данного звука (перед каким звуком, после какого звука слышится данный звук в слове).

 5. Вставить пропущенные буквы С и Ш.

В шкафу ви.ит ко.тюм. Под ногами .ур.ат .ухие ли.тъя. В .аду по.пели яблоки и гру.и. На поле выро.ли маки. Гало.и .тоят в углу. По.уда .тоит в шкафу. Мы купили .ыр, .ливки и ма.ло.

 6. Выборочный диктант. Выбрать из предложений и записать слова со звуками [С] и [Ш] в два столбика.

Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Де душка спит на кушетке. Миша срывает груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в школу шишки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия у младших школьников

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Дети с  речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая расп...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ   ФОНЕМАТИЧЕСКОГО   СЛУХА   У   МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ...

""Коррекция фонетико - фонематического восприятия у младших школьников"

что такое фонематическое восприятие или фонематический слух? игры для развития фонематического слуха для младших школьников с нарушением слуха...

Круглый стол для учителей-дефектологов Консультация: «Развитие фонематического восприятия – успешное обучение чтению детей с ОВЗ в школе»

Данная консультация рассказывает какие игры можно использовать для развития у детей фонематического восприятия. Данные игры даются по мере усложнения, по возрастным котегориям....

Упражнения для развития фонематического слуха у младших школьников

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи, как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам рече...

Диагностика фонематического восприятия у младших школьников

Предлагается одна из методик обследования фонематического слуха у мдадших школьников, что является одним из важнейших компонентов фонематического восприятия....