Мастер-класс для педагогов "Развитие слухового внимания у младших дошкольников, как первый этап в формировании фонематического восприятия"
консультация
Мастер-класс для педагогов "Развитие слухового внимания у младших дошкольников, как первый этап в формировании фонематичекого восприятия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov_razvitie_sluhovogo_vnimaniya.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №1 «Ласточка»
Мастер-класс для педагогов
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ,
КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП
В ФОРМИРВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Подготовила учитель – логопед:
Машихина Н. И.
Развитие слухового внимания у младших дошкольников
Цель: Помочь педагогам правильно организовать в условиях МАДОУ игры по развитию слухового внимания. Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у младших дошкольников слухового внимания.
Оборудование: игры на развитие слухового внимания.
1. Вступительная часть.
Мир звуков так многообразен,
Богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос:
«Откуда звуки возникают,
Что слух наш всюду услаждают?»
Пора задуматься всерьез.
2. Теоретическая часть.
Сегодня, вашему вниманию, представляю мастер класс по развитию слухового внимания у младших дошкольников.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в раннем возрасте.
Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи). Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире.
Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.
Умение сосредоточится на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы.
Именно по этому, предлагаю вашему вниманию игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать их. Представленные игры можно включать в НОД, использовать в режимных моментах.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков необходимо соблюдать последовательность:
• звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;
• звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и др. ;
• звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, тиканье часов, жужжание пылесоса, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы и др.;
• транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;
• звуки, которые издают различные звучащие игрушки и музыкальные инструменты: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки; колокольчик, барабан, гармошка и т. д.
3. Практическая часть.
Игры, направленные на развитие слухового внимания.
-Вырабатываем Условно-двигательную реакцию на звуки, музыку.
Пока звучит музыка, или играет барабан, или звенит колокольчик – дети идут по кругу, музыка остановилась, дети остановились. Под звучание музыки дети могут топать, хлопать, прыгать, надевать кольца на пирамидку и т. д.
-Упражнение «Определяем наличие или отсутствие звука»
В несколько яиц из-под киндер сюрпризов насыпаем крупу вместе с ребенком, или показываем ему, что в одних яйцах есть крупа, в других нет. По звуку, вместе с ребенком определяем, есть ли в яйце крупа или нет.
Игры, направленные на развитие распознавания неречевых звуков.
На этом этапе мы проводим упражнения на различение звуков природы, окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек:
1. Игры на развитие способности узнавать и различать неречевые звуки и музыкальные инструменты.
«Послушаем звуки» Гуляя на детской площадке обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра, шелест листьев. Также обращайте внимание на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе – собаки, кошки, вороны, воробьи и т. д. После того как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух)
- Закрой глаза, прислушайся. Что ты слышишь? Ребенок должен назвать звуки, которые он услышал.
Аналогично проводится игра «Звуки дома» на восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.
Игра «Угадай звук» Ребенку демонстрируют, какой звук издается, когда рвут бумагу, мнут бумагу, режут ножницы, звенят ключами и т. д. Далее, спрятав игрушки за ширмой, играем тем или иным предметом. Ребенок определяет, что звучало.
-Опять используем яйца из-под киндер сюрпризов «Определяем характер звука» В одинаковые яйца насыпаем разные предметы: крупу, камни, монеты и т. д. Вместе с ребенком смотрим и слушаем, что как звучит. Далее по характеру звучания определяем что звучало.
-Еще одна игра «Найди такую же коробочку» Здесь уже делаешь парные коробочки с крупами, предметами и по типу Мемори вместе с ребенком ищем одинаково звучащие коробочки.
2. Игры с музыкальными инструментами. Первую игру можно провести аналогично игре «Угадай звук». Для более старшего возраста, можно поиграть с инструментами в последовательность. Взрослый после демонстрации, за ширмой играет сначала одним инструментом, потом другим. Ребенок определяет, что играло сначала, что потом.
-Игра «Сделай так!» Если слышишь, как звенит колокольчик, то кидаешь камушек в тарелку, если слышишь погремушки, то кидаешь камушек в стакан.
Игры, направленные на развитие речевого слуха.
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточится на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее невозможно научится понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова.
1. Игры со звуками. Показываем ребенку картинку: «А-а-а! Плачет Маша», «У-у-у! Воет волк! Далее озвучиваем: «У-у-у» Кто так говорит? А-а-а! Кто так плачет? Можно озвучивать животных, транспорт, бытовые шумы. Часики идут: «Тик-так», ножницы режут: «Чик-чик» и т. д.
2. Игры, направленные на различение силы, высоты, тембра голоса.
Сила голоса – характеризуется его громкостью.
Ребенку показываем картинку, например волка. Волк воет далеко, его плохо слышно, он воет тихо: «У-у-у!». А сейчас волк воет близко, его слышно хорошо, он воет громко: «У-у-у!» Поочередно взрослый озвучивает громким или сильным голосом вой волка, ребенок определяет тихо или громко воет волк, или далеко или близко
Высота голоса – характеризуется понижением и повышением тона.
Корова мычит: «Му!» - низким голосом. Теленок мычит: «Му!» - высоким.
Игра по сказке «Три медведя» Кто говорит, медведь, медведица, медвежонок?
Тембр голоса – это его индивидуальный окрас (глухость, звонкость, гнусавость и т. д.) Учите ребенка различать мужской, женский и детский голоса.
Подберите картинки, на которых изображены мужчина, женщина, ребенок. Записать на телефон их голоса. Задача малыша – прослушать каждый голос и соотнести его с изображением.
«Что случилось с девочкой?» Педагог произносит звук А с разным эмоциональным окрасом, а ребенок угадывает, когда у девочки болит горло, когда она плачет, когда поет, когда качает малыша. В игре можно использовать картинки эмоций.
Еще несколько игр:
-«Кто заблудился в лесу?» (ребенок узнает, кто звал, угадывает издалека или вблизи зовет);
-«Кто зовет маму?» (угадать детеныша животных, раздаются картинки с изображениями животных);
-«Угадай, кто кричит?»;
-«Произнеси, тихо, громко?»;
-«Угадай, чей голос?»;
-«Тихо-громко» На тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут.
Итог.
Таким образом, при наличии систематической целенаправленной работы по развитию слухового внимания у младших дошкольников на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического восприятия у младших школьников
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Дети с речевыми дефектами не могут успешно усвоить школьную программу. Широкая расп...
План-конспект НОД по формированию фонематического восприятия.
Подгупповое занятие для детей с ОНР 5 г.ж.ТЕМА: ЗВУК "О".ЦЕЛЬ: развивать фонематическое восприятие.ЗАДАЧИ: образовательные: познакомить детей с акустической...
Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Использование символов в работе по формированию фонематического восприятия повышает эффективность коррекционной работы и интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...
Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...
Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр
Работа представляет собой разработку по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....
Презентация. "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР".
Презентация...
Онтогенетические развитие и этапы формирования фонематического восприятия у дошкольников
По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно ч...