Не мой посуду - звери услышат
методическая разработка на тему
Внеклассное занятие о приметах народов севера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_ne_moy_posudu-zveri_uslyshat.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие «Не мой посуду – звери услышат».
Цель. Ознакомить учащихся с бытом и культурой коренных народов Севера, населяющих Ямал.
Задачи:
- Воспитывать чувство уважения к своей истории, изучать историю Ямала, его духовное и историко – культурное наследие;
- Прививать нравственные нормы поведения человека – гражданина;
- Развивать художественно – творческие способности детей.
Ход занятия
«Приметы народа – ханты»
Воспитатель: Народы – ханты очень сильно верят в приметы. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения. Особую роль приметы играют в воспитании детей.
Мама говорит своему ребенку: «Нельзя брать палец в рот, пока ты не стал сиротой»,- не только предостерегает от угрозы беды, но так же воспитывает в нем гигиенические, эстетические и этические нормы поведения.
С малых лет родители учат своих детей правилам поведения за столом: «Во время еды нельзя болтать ногами, нельзя зевать, потягиваться за столом, не закончив трапезу – пища станет безвкусной. Не заметишь, как будут убывать припасы семьи».
А как вы думаете, что еще нельзя делать за столом?
Дети: Еще нельзя за столом свистеть и петь. Не будет в семье достатка, можно обрести себя на нищенскую жизнь. Как гласит примета, «все просвистишь и все пропоешь».
Воспитатель: Перед приходом гостей, мамы стараются накормить детей и отправляют их на улицу погулять. Вдруг в это время сытый ребенок приходит к столу и голодными глазами следит за гостями. По этому поводу говорили, что этого ребенка ожидает сиротство, а родителей большая нужда.
Часто бывает в тундре, гости торопятся, а стол еще не убран. Хозяйка должна взяться за край стола, чтобы гости не « унесли» с собой достаток семьи. Только после этого гости могут уйти из чума или дома. Хорошо воспитанные люди должны сами извиниться за спешку.
Современные парни и девушки выбирают себе пару другой национальности. Семьи стают интернациональные. Люди других национальностей порой не знают обычаев коренных народов. Поэтому уходя из гостей, предлагают помощь в уборке посуды и стола. Хозяйка мягко, деликатно должна поблагодарить за помощь и не позволить им это делать. Иначе, стол обеднеет, все удачи в личной жизни перейдут к гостям.
Народ – ханты очень дружелюбный. Бескорыстно помогают соседям, родственникам. Всегда стараются угостить рыбой, дичью и другой добычей.
А о тех, кто постоянно жалуется на нехватку пищи и прибедняются, говорят: «Нужда их ждет в ином мире, никто никогда не будет приходить к ним на могилу. Невольно он будет забыт навечно».
Приметы, используемые в воспитании детей, имели не только предупреждающий характер, но также прививали детям самоуважение. В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе, как к будущему рыбаку, охотнику, оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником. Старики с улыбкой говорят: «Звери и птицы издали услышат скрип кастрюль и сковородок, с которых ты скреб остатки пищи. Звон посуды им не по нраву, дичь вся от тебя разлетится».
Будущий рыбак не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе он будет неудачником и всегда последним будет ставить сети на использованные места. Мальчик не должен проходить под натянутой веревкой, иначе он будет бесхарактерным нюней, вечно сонным и вялым. А свой нож он должен держать в идеальной чистоте, иначе жена у него будет неопрятной.
А какие вы знаете приметы или заговоры на удачную ловлю рыбы, или на удачную охоту?
Дети: ответы детей.
Звучат стихи и молитвы в исполнении детей. Р. П. Ругина. «Приметы».
Огдо Аксенова « Долганские приметы».
Ювана Шесталова «Мансийские приметы».
Молитва – пастуха, охотника и рыбака.
Воспитатель: Девочек очень воспитывают в строгости. Если видят, после разделки рыбы или мяса грязный инструмент. « Не забывай вытирать нож. Когда станешь мамой – превратишься в неряху, а детки твои не будут вылезать из грязи и вони».
Когда у девочек наступали «критические дни». Для них начинает существовать ряд особых ограничений. Нельзя ходить вокруг чума без дела, наступать на вещи и предметы быта, но особенно нужно быть внимательным к мужским вещам.
Нельзя шить на себе одежду – ум зашьешь.
Грех накладывать новый шов на старый – можешь ослепнуть в будущем.
Нельзя забывать в конце шва делать узелок, иначе жизнь не будет иметь смысла. Если с пальца соскакивает наперсток – то у будущего мужа может быть вторая жена или первый брак хозяйки разрушит соперница.
Частенько некоторые девочки, ожидая, пока мать проверяет качество работы, то ли от волнения, то ли еще по какой причине, начинает ковырять во рту концом ножа. Но и это не ускользает от взгляда вроде бы занятой мамы: « Убери нож изо рта, станешь взрослой, будешь объектом для сплетен и всю жизнь будешь чувствовать себя, как на остром конце ножа», строго скажет мать, возможно, желая, чтоб дочь не поранилась и не привела бы себе дурную привычку.
Сказка народа ханты «Хлебушко». (Инсценируют дети)
С малых лет внушают девочкам об ответственности их роли создательницы нового очага, новой жизни. В течение нескольких столетий, благодаря им, прекрасной половине человечества, хантыйский народ создавал, соблюдал и сохранял свои добрые традиции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"
Проект урока по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...
Модульные уроки по биологии в 7 классе «Класс Млекопитающие, или Звери», «Многообразие зверей»
Модульные уроки по биологии 7 класс; рабочая программа по биологии для 6-9 классов (авторы В.В. Пасечник и др.) - ку...
Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели «Столовая и кухонная посуда»,«Чайная посуда»,« Мебель. Бытовые приборы» (декабрь)
В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную актив...
Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ".
Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ" направле...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Уход за посудой. Правила мытья посуды»
Задачи:-знакомить с правилами мытья посуды, моющими средствами и их назначением;- формировать умения мыть посуду, пользоваться моющими средствами;- корригировать речемыслительную деятельность;- воспит...
Конспект урока "Кухонная посуда. Мытье кухонной посуды".
Тема урока "Кухонная посуда. Мытье кухонной посуды" имеет огромное значение для формирования социально - бытовых навыков у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.Задачи:-знакомить с пр...
Конспект урока "Посуда. Виды посуды."
План-конспект урока для 5 класса "Посуда. Виды посуды."...