Модульные уроки по биологии в 7 классе «Класс Млекопитающие, или Звери», «Многообразие зверей»
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Модульные уроки по биологии 7 класс; рабочая программа по биологии для 6-9 классов (авторы В.В. Пасечник и др.) - курс «Биология» 7 класс; учебник В.В. Пасечник, С.В Суматохин , Г.С.Калинова, изд-во «Просвещение» 2014 год;
ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modulnye_uroki.docx | 43.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Предлагаемые уроки составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе рабочей программы по биологии для 6-9 классов (авторы В.В. Пасечник и др.) - курс «Биология» 7 класс, учебник В.В. Пасечник, С.В Суматохин , Г.С.Калинова, изд-во «Просвещение» 2014 год.
В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Модульное обучение является такой технологией обучения, которая базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Эта педагогическая технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных учебно-познавательных целей в процессе работы с модулем. Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. В модуль входят: целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль выступает как программа обучения. Индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. При модульном обучении каждый ученик включается в эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программе. Идёт индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования, степени самостоятельности. Ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться и это способствует мотивации учения. Данная система представляет большие возможности для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм, гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.
План-конспект модульных уроков по биологии в 7 классе
Тема урока – «Класс Млекопитающие, или Звери»,
«Многообразие зверей»
Дидактическая цель: в результате овладения содержанием этих модулей обучающиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности животных разных систематических групп, познакомиться с многообразием животного мира, расширить знания о значении животных в природе и жизни человека.
Интегрирующая цель 1 модуля – «Класс Млекопитающие, или Звери»: в результате работы обучающиеся должны познакомиться с общей характеристикой млекопитающих; рассмотреть прогрессивные черты организации млекопитающих, позволяющие им освоить основные среды обитания.
Интегрирующая цель 2 модуля - «Многообразие зверей»: в результате работы обучающиеся должны познакомиться с многообразием млекопитающих; изучить экологические группы млекопитающих по местам их обитания.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.
Формы организации познавательной деятельности: используется блочно-модульная технология обучения ( работа по готовому модулю индивидуальная, групповая работа).
Оборудование: распечатанный учебный материал с указанием номера учебного элемента, заданий, рекомендации по выполнению заданий (модуль 1, модуль 2), мультимедийные презентации, таблицы, рисунки, фотографии, скелет, чучело млекопитающего животного.
Базовые знания: классификация животных, основные систематические группы, особенности строения и жизнедеятельности животных, многообразие животного мира.
Основные понятия и термины: класс Млекопитающие, волосяной покров, млечные железы, матка, диафрагма, плацента, плод, беременность, роды.; Первозвери, Настоящие звери, Низшие млекопитающие, Высшие млекопитающие, экологические группы млекопитающих.
Методические рекомендации и задачи урока:
- Развиваем умение учащихся работать по алгоритму учебного модуля; работе с текстом учебника; работе групповой и индивидуальной.
- Закладываем основы для дальнейшего развития общебиолгических понятий.
- Развиваем интерес учащихся к самостоятельной деятельности, предложив им оценить свою работу по шкале баллов, полученных за выполнение разных заданий учебного модуля.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая работа по алгоритму учебных модулей.
Приёмы организации учебной деятельности учителя: организация проверки заданий учебных элементов, беседа, работа с учебником, тетрадью, таблицами, обсуждение, контроль.
Организация деятельности учащегося: самостоятельная работа.
Развитие умений учащихся: развиваем умение самостоятельной работы с текстом учебника, учебным модулем; умение оценивать ответы выступающих и свою работу.
Глава 3. «Многообразие животного мира»
Дидактическая цель: в результате овладения содержанием всех модулей Вы должны знать особенности строения и жизнедеятельности животных разных систематических групп, познакомиться с многообразием животного мира, расширить знания о значении животных в природе и жизни человека.
Модуль 1 - «Класс Млекопитающие, или Звери» Урок 57(1 ч)
Модуль 2 - «Многообразие зверей» Урок 58 (1 ч)
№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий | |||||||||||||||
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в результате работы вы должны познакомиться с многообразием млекопитающих; изучить экологические группы млекопитающих по местам их обитания. | Прочитайте цели урока | |||||||||||||||
УЭ-1 | Цель: определить исходный уровень знаний («входной контроль знаний») Выполнит тестовые задания, Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ
1.Туловище млекопитающих высоко поднято над землёй благодаря: А) удлинённым костям конечностей; Б) расположению ног под туловищем; В) большему, чем у пресмыкающихся и земноводных, числу отделов в передних и задних конечностях; Г) крупным размерам. 2. Волосяной покров тела имеют А) все млекопитающие; Б) только млекопитающие, жизнь которых не связано с водой; В) большинство млекопитающих; Г) немногие млекопитающие. 3.Детёныши у млекопитающих рождаются: А) у всех слепыми и беспомощными; Б) у всех зрячими и покрытыми шерстью; В) как слепыми и беспомощными, так и зрячими; Г) зрячими и покрытыми шерстью только у крупных хищников. 4.Позвоночник обладает большой гибкостью и подвижностью: А) у всех млекопитающих; Б) у большинства млекопитающих; В) у мелких животных, которые при движении выгибают спину дугой; Г) у крупных травоядных млекопитающих. 5. В коже млекопитающих имеются железы: А) только сальные; Б) только потовые; В) только млечные; Г) сальные, потовые, пахучие, млечные. 2 вариант 1.Глаза у млекопитающих: А) имеют веки с ресницами; Б) не имеют ресниц; В) не имеют век; Г) имеют веки и ресницы только у отдельных водных видов. 2.Выкармлиывют молоком детёнышей млекопитающие: А) все; Б) большинство видов; В) только ведущие наземный образ жизни; Г) только травоядные. 3.В позвоночнике млекопитающих выделяют отделы: А) шейный и поясничный; Б) шейный и туловищный; В) грудной и хвостовой; Г) шейный, грудной, туловищный и хвостовой. 4.Диафрагма - это А) плоская мышца, разделяющая полость тела на грудную и брюшную; Б) перегородка между грудной клеткой и кишечником; В) хрящёвая перегородка между шейным и туловищным отделами; Г) перегородка между левым и правым лёгким. 5. В головном мозге млекопитающих наиболее развиты: А) передний мозг и мозжечок; Б) продолговатый мозг; В) средний мозг; Г) задний мозг. После выполнения работы самостоятельно проверьте правильность выполнения по коду, предоставленному учителем. За каждый правильный ответ начисляется один балл. | Самостоятельная работа по вариантам Вместе с классом | |||||||||||||||
УЭ-2 | Цель: получить представление о подклассах Первозвери (утконос, ехидна) и Настоящие звери (Низшие млекопитающие – сумчатые и Высшие млекопитающие) Задание: прослушайте выступления и составьте план- рецензию на сообщение одноклассников:
Тема презентации/сообщения: «Подкласс Первозвери (утконос, ехидна)», «Подкласс Настоящие звери (Низшие млекопитающие - сумчатые)», «Подкласс Настоящие звери (Высшие млекопитающие)» | Работайте в тетради Оцените выступление | |||||||||||||||
УЭ-3 | Цель: получить представление об экологических группах млекопитающих животных по метам их обитания. 1.Изучите внутреннее строение млекопитающих по тексту учебника. 2.Оформи результаты в виде таблицы
После выполнения работы самостоятельно проверьте правильность выполнения по коду, предоставленному учителем. | Работайте самостоятельно в тетради Прочитайте стр. учебника 218-219 Проверь правильность ответов и оцени свою работу по коду | |||||||||||||||
УЭ-4 | Цель: проверить усвоение знаний (выходной контроль знаний») Выпишите номера правильных утверждений 1. К зверям относятся все названные животные: лев, собака, лось, лисица, коза, крот, летучая мышь, тюлень. 2. Все млекопитающие – живородящие существа. 3. Ушные раковины имеются у всех млекопитающих. 4. Млечные железы – своеобразное видоизменение сальных желёз. 5. Сердце млекопитающих четырёхкамерное. 6. Для млекопитающих характерна забота о потомстве. 7.У самки утконоса на брюшной стороне тела образуется кожистая сумка, в которой находится новорожденный детёныш. 8.У самок сумчатых млекопитающих слабо развита плацента. 9. Глаза располагаются по бокам головы у всех млекопитающих. 10. Ехидна ведёт наземный образ жизни, а утконос – полуводный. После выполнения работы самостоятельно проверьте правильность выполнения по коду, предоставленному учителем. | Работайте самостоятельно в тетради. Ответы проверьте по коду | |||||||||||||||
УЭ-5 | Проанализируйте свою работу 1) Прочитайте цель урока. 2) Достигли ли вы цели урока? В какой степени? 3) Оцените свою работу на уроке (подсчёт баллов, полученных каждым учеником за урок) | Самостоятельная работа по подведению итогов | |||||||||||||||
УЭ-6 | Домашнее задание Изучить параграф №56. Ответить на вопросы в конце параграфа. Выполнить задания в рабочей тетради параграф 56. Творческое задание. Составьте кроссворд из 10-20 слов по теме «Многообразие млекопитающих животных». В приложении к кроссворду укажите правильные ответы. | Работать дома самостоятельно Выполняется по желанию, оценивается учителем. |
Ответы
Модуль «Класс Млекопитающие, или Звери»
№ учебного элемента | Ответы | Баллы |
УЭ-1 |
1.Б) 2.Г) 3.Г) 4.Б) 5.Б) 2 вариант 1.Б) 2.А) 3.Г) 4.В) 5.Б) | Максимальное количество баллов - 5 |
УЭ-2 |
1.Вскармливают детёнышей молоком. 2.Характерен высокий уровень развития нервной системы. 3.Обычно имеют высокую и постоянную температуру тела. 4.Сохранению тепла способствует волосяной покров. 5.Почти у всех зародыш развивается в утробе матери, которая рождает живых детёнышей. | Максимальное количество баллов - 5 |
УЭ-4 | Максимальное количество баллов - 6 | |
УЭ-5 | 1 вариант 1. Млечные 2. Грудной 3. Пищеварительной 4. Желудочков 5. Диафрагма 2 вариант 1. Черепа 2. Плацента 3. Выделительной 4. Венозной 5. Вибриссы | Максимальное количество баллов - 5 |
УЭ-6 | Оцените свою работу по следующей схеме Все задания выполнены без ошибок – 20-21 балл – оценка «5» Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 16-20 баллов - оценка «4» Часто ошибался, выполнена половина заданий - 11 баллов - оценка «3» Почти ничего не смог сделать – меньше 10 баллов - оценка «2» |
Модуль «Многообразие зверей»
№ учебного элемента | Ответы | Баллы |
УЭ-1 |
1.Б) 2.В) 3.В) 4.В) 5.Г) 2 вариант 1.А) 2.А) 3.Г) 4.А) 5.А)
| Максимальное количество баллов - 5 |
УЭ-3 |
| Максимальное количество баллов - 4 |
УЭ-4 | Номера правильных утверждений 1, 5, 6, 8, 10 | Максимальное количество баллов - 5 |
УЭ-5 | Оцените свою работу по следующей схеме Все задания выполнены без ошибок – 13 - 14 баллов – оценка «5» Иногда ошибался, выполнено большинство заданий - 12 -13 баллов - оценка «4» Часто ошибался, выполнена половина заданий - 8 - 10 баллов - оценка «3» Почти ничего не смог сделать – меньше 7 баллов - оценка «2» |
Литература:
- Биология: Учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова - М.: Просвещение, 2014 год.
- В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова. Уроки биологии: 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009 год.
- В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк. Уроки биологии: 5-6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012 год.
- В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова, Г.Г. Швецов. Биология: рабочая тетрадь 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011 год.
- Биология: Контрольно-измерительные материалы 7 класс / Сост. Н.А. Артемьева - М.: Вако, 2013 год.
- Биология.Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни". 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.