Советы логопеда родителям детей, имеющих речевые нарушения.
консультация по теме
Предложенные советы и упражнения помогут в :
- правильном общении с ребёнком;
- развитии речевого дыхания, голоса, фонематического анализа и синтеза;
- развитии мелкой моторики и слогового анализа и синтеза.
Так же родители вспомнят нормы речевого развития детей и основные правила красивой речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические советы и упражнения для развития речи детей. | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные признаки отклонения от нормы речевого развития:
- Запаздывание появления первых слов (в 2-4 года);
- «Застревание » на первых словах (т.е. первые слова появляются в срок, но дальнейшее обогащение словаря прекращается или происходит за счет лепетных слов, непонятных окружающим);
- Обогащение словарного запаса происходит только за счет существительных, при почти полном отсутствии глаголов (как следствие – нет фразовой речи);
- Отсутствие попыток связать слова между собой;
- «Неулавливание » окончаний слов. Иногда дети долго употребляют существительные только в И.п., как бы не замечая их окончаний.
- Частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, т.е. неточное их употребление (диван-кровать, стул-кресло-табуретка);
- Длительное припоминание слов при назывании изображенных предметов и действий или при ответах на вопросы взрослых;
- Частые перетасовки слогов и звуков в словах – нарушение структуры слова (Н-р молоток-мотолок);
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ
- Прежде чем поручить ребёнку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он справиться с этим. Не ожидайте, что поручение или свою обязанность ребенок сразу выполнит очень хорошо.
- Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке почаще.
- Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание.
- Почаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.
- Убедитесь, что ребенок видит связь между поступком и его последствием.
- Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: « Я, Алексей, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше».
- Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.
- Не следует давать ребенку только директивные указания. Лучше говорить с ним в более мягкой форме.
- Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он видит их: повесьте на стену их перечень.
- Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания. Выключите телевизор, когда пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребенок делает уроки. Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните, что потом их можно забыть сделать.
- Предусмотрите еженедельную уборку ребенком своей комнаты, стирку одежды и мытьё игрушек. Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме.
- Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ
ПИЛКА ДРОВ. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.
ПОГРЕТЬСЯ НА МОРОЗЕ. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.
ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они «зашелестели».
БАБОЧКИ» Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.
ЗАДУТЬ СВЕЧУ. По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу.
ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
КОСТЕР. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.
ЧАЙНИК ЗАКИПЕЛ. У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.
СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».
ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
ЭХО. Детей распределяют на две группы. Одна из групп - «эхо». Первая группа громко произносит гласные звуки (А, О, У) или сочетания гласных (АУ, УА, ОА, УИ) . Вторая группа («эхо») тихо повторяет. метаются ролями.
ВЬЮГА. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.
ЯПОНСКАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
1. Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с левого мизинца внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с левого мизинца сгибаем поочередно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой, также начиная с мизинца. Согнуть, подержать кулачки, выпрямить (20 раз).
2. И, П. - - то же.
Начиная с указательного пальца левой руки нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой. Затем на двух руках вместе (20 раз).
3. Для развития сосредоточенности.
Левую руку сжать в легкий кулачок. Правая рука — в виде сжатой "стрелки" из пальцев, направить ее в основание мизинца левой, не прикасаясь. Ощутить поток "энергии". Руки поменять (20 раз).
4. Для развития концентрации, успокоения нервной системы.
Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),
2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).
6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.
7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
8. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).
9. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.
10. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
11. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.
12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.
Р У Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
13. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).
2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
4. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).
5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).
6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
7. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).
8. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава).
9. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
14 основных правил красивой речи
- При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
- Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.
- Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.
- Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.
- Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.
- В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
- Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
- Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
- Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.
- Избегайте монотонности. Говорите выразительно.
- Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.
- Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.
- При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.
- Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.
В данной работе учитель-логопед дает рекомендации родителям детей-логопатов по организации выполнения домашних заданий....
Рекомендации логопеда родителям детей, имеющим трудности в написании букв.
В помощь родителям....
«Приемы взаимодействия логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения».
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Правильно организованная система взаимодействия ...
Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.
Данный материал предназначен для родителей детей, имеющих речевые нарушения. Подробно описываются комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также правила выполнения артикуляцион...
Общие методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми трудностями
Покажите ребёнка врачам-специалистам...
Специфические методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми трудностями
Родителей, недооценивающих серьёзность положения, следует убедить в важности логопедической работы...
Выступление на педсовете "Особенности общения с родителями детей, имеющих разные нарушения в развитии"
В этом коротком выступлении я показала, что, осуществляя индивидуальный подход в обучении и воспитании детей, не следует забывать и об индивидуальном отношении к их родителям, которые по- разному отно...