Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.
консультация по теме

Ганькина Марина Евгеньевна

Данный материал предназначен для родителей детей, имеющих речевые нарушения. Подробно описываются комплексы упражнений для свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также правила выполнения артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для развития артикуляционной моторики у детей, имеющих речевые нарушения.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Давая определенные целенаправленные упражнения, мы помогаем подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо произносит.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики.

• Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились прочными.

•  Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка (например, «Давай поиграем с язычком: поцокаем ,как лошадки, превратимся в грибок, в чашечку» и т.д.) Чтобы создать благоприятный эмоциональный фон для занятий, можно сочинить с ребенком сказку о путешествии Веселого язычка и выполнять под эту сказку упражнения, которые порекомендовал логопед.

• Каждое движение выполняется перед зеркалом. Когда ребенок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать.

•  К последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

•  Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения, неторопливо.

•  Постоянно сравниваем образец (действия взрослого) с действиями ребенка.

• Выполняя упражнения для язычка, используем ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

• Некоторые упражнения выполняются под счет, который равномерно ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.

• При проведении упражнений не всегда у ребенка сразу может все хорошо получаться, и это иногда вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание ребенка на том, что у него не получается, надо подбодрить ребенка, сказав, что раньше другие упражнения тоже не получались, а теперь он уже научился.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ (для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ)

  1. Наказать непослушный язык.

              Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его

            широким, распластанным.

               Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык

            на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки

            пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при

            открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.

               Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и

            натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его

            касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз

            на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом

            выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести

            ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она

            будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует

            выработке направленной воздушной струи.

  1. Сделать язык широким.

               Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном,

            расслабленном положении.

               Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

            передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении

            под счет от одного до пяти — десяти.

               Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку,

            чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась

            нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только

            накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов

            рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к

            упражнению «Наказать непослушный язык».

  1. Приклей конфетку.

               Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

               Краткое описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

            На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить

            кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

               Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык —

            нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем

            на 1,5—2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения,

            можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между

            коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять

            упражнение надо в медленном темпе.

  1. Грибок.

               Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную

            связку (уздечку).

               Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и,

            прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.

            (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая

            подъязычная связка — его ножку.)

               Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении

            улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно —

            ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения

            надо открывать рот шире.

  1. Кто дальше загонит мяч?

               Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную

            струю, идущую посередине языка.

               Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край

            языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть

            ватку на противоположный край стола.

               Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на

            нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети

            произносили звук Ф, а не звук Х, т. е. чтобы воздушная струя была

            узкая, а не рассеянная.

  1. Вкусное варенье.

               Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и

            положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при

            произнесении звука м.

               Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем

            языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но

            не из стороны в сторону.

               Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а

            нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх—она должна

            быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен

            быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если

            упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать

            непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно

            шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

  1. Гармошка.

               Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

            (уздечку).

               Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к

            нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как

            растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка).

            Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо

            стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в

            верхнем положении.

               Методические указания. 1. Следить, чтобы при открывании рта губы

            были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в

            каждом положении под счет от трех до десяти. 3. Следить, чтобы при

            открывании рта не провисала одна из сторон языка.

  1. Фокус.

               Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку

            форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

               Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

            передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были

            прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную

            на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда

            ватка полетит вверх.

               Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была

            неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней

            губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя.

            Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа

            не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.  

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ (для свистящих звуков с, з, ц)

  1. Загнать мяч в ворота.

               Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

               Краткое описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть

            на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между

            двумя кубиками.

               Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для

            этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на

            одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

  1. Наказать непослушный язык.

               Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его

            широким, распластанным.

               Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык

            на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки

            пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при

            открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.

               Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и

            натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его

            касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз

            на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом

            выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести

            ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она

            будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует

            выработке направленной воздушной струи.

  1. Сделать язык широким.

               Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном,

            расслабленном положении.

               Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

            передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении

            под счет от одного до пяти — десяти.

               Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку,

            чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась

            нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только

            накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов

            рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к

            упражнению «Наказать непослушный язык».

  1. Кто дальше загонит мяч?

               Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную

            струю, идущую посередине языка.

               Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край

            языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть

            ватку на противоположный край стола.

               Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на

            нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети

            произносили звук Ф, а не звук Х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не      

              рассеянная.

  1. Почистим зубы.

               Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

               Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и

            кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения

            языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

               Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении

            улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить,

            чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3.

            Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и

            начинал движение от корней нижних зубов.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ (для звука р)

  1. Чьи зубы чище?

               Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

               Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»

            верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны

            в сторону.

               Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы

            видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался

            внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть

            неподвижна; работает только язык.

  1. Маляр.

               Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность

               Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком

            языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

               Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть

            неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней

            поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не

            высовывался изо рта.

  1. Кто дальше загонит мяч?

               Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную

            струю, идущую посередине языка.

               Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край

            языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть

            ватку на противоположный край стола.

               Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на

            нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети

            произносили звук Ф, а не звук Х, т. е. чтобы воздушная струя была

            узкая, а не рассеянная.

  1. Пощелкать кончиком языка.

               Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

               Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком

            языка (как лошадка цокает копытами).

               Методические указания: 1. Упражнение сначала выполняется в

            медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна

            двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не

            получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей

            конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. 4. Следить, чтобы

            кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щёлкал

            языком, а не чмокал.

  1. Приклей конфетку.

               Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

               Краткое описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

            На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить

            кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

               Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык —

            нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем

            на 1,5—2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения,

            можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между

            коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять

            упражнение надо в медленном темпе.

  1. Вкусное варенье.

               Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

               Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем

            языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но

            не из стороны в сторону.

               Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а

            нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она

            должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык

            должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если

            упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать

            непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно

            шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.              

  1. Индюк.

               Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижности его передней

            части.

               Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и

            производить движения широким передним краем языка по верхней губе

            вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы

            поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом

            убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк

            болбочет).

               Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не

            сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны

            в сторону. 3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не

            выбрасываться вперёд.

  1. Барабанщики.

               Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка

            вверх и умение делать кончик языка напряженным

               Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком

            языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д:

            Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять

            темп.

               Методические указания. I. Рот должен быть всё время открыт, губы

            в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2.

            Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара — не был

            хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук Д

            нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

            Для этого надо поднеси ко рту полоску бумаги. При правильном

            выполнении упражнение она будет отклоняться.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ (для звука л)

  1. Наказать непослушный язык.

               Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его

            широким, распластанным.

               Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык

            на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки

            пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при

            открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.

               Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и

            натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его

            касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз

            на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом

            выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести

            ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она

            будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует

            выработке направленной воздушной струи.

  1. Вкусное варенье.

               Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

               Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем

            языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но

            не из стороны в сторону.

               Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а

            нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она

            должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык

            должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если

            упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать

            непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно

            шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.      

  1. Пароход гудит.

            Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

            Краткое описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит

            пароход).

            Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и

            находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

  1. Индюк.

            Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней

            части.

            Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и

            производить движения широким передним краем языка по верхней губе

            вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы

            поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом

            убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл ( как

            индюк болбочет).

            Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не

            сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны

            в сторону. 3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не

            высовываться вперед.

  1. Качели.

            Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое

            при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

            Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить

            широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в

            таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий

            язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под

            счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6

            раз.

            Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя

            челюсть и губы оставались неподвижными.

  1. Пощелкать кончиком языка  ("Лошадка").

            Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

            Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать

            кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

            Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном

            темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться;

            работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается,

            нужно предложить ему выполнить упражнение "Приклей конфетку", а

            потом вернуться к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка

            не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не

            чмокал.

  1. Беззвучно пощелкивать кончиком языка.

            Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить

            место языка при произнесении звука л.

            Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в

            предыдущем упражнении, только беззвучно.

            Методические рекомендации. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы

            были неподвижны: упражнение выполняется только языком. 2. Кончик

            языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик языка упирается в небо

            за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

  1. Дует ветерок.
    Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
    Краткое описание. улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
    Методические рекомендации.
     Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Учитель-логопед Ганькина М. Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.

Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограни­чении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артику­ляционного уклада н...

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Особенности речи и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП

Рекомендации адресованы педагогам, работающим с детьми с ТМНР...

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП

   Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 ...