Использование речедвигательной гимнастики в коррекционной работе с детьми со сложной структурой речевого дефекта.
статья по теме
В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики как одного из элементов комплексной работы по преодолению речевых нарушений у детей с общим нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rechedvigatelnaya_3.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование речедвигательной гимнастики
в коррекционной работе с детьми
со сложной структурой речевого дефекта.
В своей работе последнее время мы стали отмечать увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Кроме нарушения речи на всех уровнях, для них свойственно нарушение общей, тонкой и артикуляционной моторики, их движения отличаются недостаточной четкостью и организованностью, неточным удержанием позы. Из-за особенностей нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений. Кроме этого их отличает незрелость слухо-зрительно-пространственного анализа и синтеза, речеслухового восприятия.
Чтобы коррекционная работа была максимально плодотворной необходим достаточно высокий уровень познавательной активности, высокий уровень развития тонкой, общей и артикуляционной моторики, а это требует комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. И это подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе. Одними из таких приемов являются речедвигательная гимнастика.
Благоприятной почвой для развития речи являются движения – значительно более древние свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов и в первую очередь своевременного развития речи
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как: И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. Доказана теснейшая связь между движениями и формированием речи, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, при чем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Особенно тесно связано с формирование речи развитие тонких движений пальцев рук. В работах таких авторов как М.М.Кольцова, М. Аксенова и других показано, что развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи. Точное, четкое, динамичное выполнение двигательных упражнений подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук достигают достаточной силы и точности. Следовательно, развивающую и коррекционную работу необходимо выстраивать от движений к речи, что с успехом реализует речедвигательная гимнастика. Она сочетает в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой и используют механизм их функционального единства.
Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура. Использование данного метода повышает эффективность коррекционно-логопедической работы, стимулируя интенсивное формирование моторной сферы и фонематической стороны речи.
В своей работе по преодолению общего нарушения речи мы используем речедвигательную гимнастику как элемент в комплексной работе, как одно из средств формирования правильного произношения, нормализации мышечного тонуса, воспитания чувства ритма, развития дыхания, слухового внимания и памяти. Данную технологию мы используем наряду с традиционными методами, поэтому не выделяем ее как самостоятельную непосредственно организованную деятельность, а включаем в структуру других занятий на разных этапах коррекционной работы.
Прежде всего, мы включаем речедвигательные упражнения на этапе работы над звуком: при проведении артикуляционной гимнастики, при постановке звукопроизношения и на этапе автоматизации и закрепления правильного произношения. На занятиях по формированию навыков звукового анализа и синтеза мы используем речедвигтельную гимнастику, как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи. А на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи данную технологию применяем как один из способов организации динамических пауз и организационных моментов, при этом подбирая упражнения в соответствии с лексической темой, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей и исходя из принципа «от простого к сложному».
Таким образом, используя данную технологию, мы решаем следующие задачи:
- Повышение речевой активности;
- Активное развитие общей, мелкой моторики и координации движений;
- Нормализация речевого дыхания;
- Уточнение артикуляции имеющихся звуков, создание базы для успешной постановки и автоматизации нарушенных звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 10 классе по швейному делу с детьми со сложной структурой дефекта
Тема урока: Изготовление мягкой игрушки «Рыбка». Тип урока комбинированный, с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект обобщающего занятия по теме "Осень: овощи и фрукты" в классе для детей со сложной структурой дефекта в специальной общеобразоавательной (коррекционной) школе VIII вида
Цель: закрепление представлений об осени, обобщающих понятий "овощи" и "фрукты", названий овощей и фруктов.Задачи:- повторить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты", активизировать названия различных о...
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися со сложной структурой дефекта в условиях сенсорной комнаты
Оборудование сенсорной комнаты, структура и планирование коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате с детьми со сложной структурой дефекта...
Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...
Конспект открытого занятия. Тема: «Использование сенсорных игр для установления контактов с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста »
Конспект занятия для детей с особыми образовательными потребностями, дошкольного возраста....
ДОКЛАД по теме «Социально – речевое развитие учащихся со сложной структурой дефекта»
Доклад к выступлению на меотдическом объединении службы коррекциооного сопровождения. Содержит сборник игр, направленных на формирование социально-речевыхнавыков у детей с нарушением интеллекта....
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта
Проблема сложной структуры дефекта становиться все более актуальной для современной науки – психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики....