Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта
статья

Цедякова Жанна Николаевна

Проблема сложной структуры дефекта становиться все более актуальной для современной науки – психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_staraya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Цедякова Ж.Н.

воспитатель, ГКУ ДДИ 15

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с  детьми со сложной структурой дефекта

     Проблема сложной структуры дефекта становиться все более актуальной для современной науки – психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики.

     За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития.

     В работе с такими детьми их ознакомление с основами здорового образа жизни, сохранение здоровья  в коррекционном процессе – одна из приоритетных педагогических задач.

     В настоящее время необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в обучении детей со сложной структурой дефекта очевидна, так как данная патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, значительно увеличивается число больных детей детским церебральным параличом. Данная патология включает в себя сочетание интеллектуальной недостаточности с тяжелой речевой  и двигательной патологией.

     Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на их здоровье.

     В системе здоровьесберегающего обучения, в рамках коррекционной педагогики, выделяют два основных направления. Первое – создание условий для охраны, укрепления и совершенствования здоровья детей и формирования у них представлений роли здоровья в жизни человека. Второе – формирование потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть некоторыми средствами и приемами сохранения и укрепления своего здоровья. Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

     Их можно выделить  в три подгруппы:

  - организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

   - психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относятся и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

    - учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

     Развитие ребенка в условиях тяжелой соматической патологии влияет на формирование его личности и возможности адаптации. Данная категория детей требует комплексного подхода и коррекции, поиска новых реабилитационных средст.

     Специфика работы с детьми со сложной структурой дефекта предусматривает необходимость детального изучения возможностей ребенка, а также особенностей его поведения, что, в свою очередь, помогает определять «зону ближайшего развития» ребенка и осуществлять индивидуальный подход.

     Успех ранней коррекции прямо пропорционален умению правильно диагностировать уровень имеющихся нарушений. По диагностическим данным подбираются соответствующие методы и приемы коррекции с учетом личностных особенностей развития и возможностей ребенка.

     Применение диагностических методов позволяет обеспечить оптимальный выбор эффективных коррекционных и воспитательных средств и создать условия для развития ребенка с ограниченными возможностями развития.

     Диагностический материал для обследования состоит, как правило, из несколько блоков. Каждый блок, в свою очередь, включает серию методик, в которой предусмотрена градация заданий по сложности. Задания составлены с учетом представлений об этапах формирования функций в онтогенезе, взаимодействий их в процессе развития, формирование в процессе активной деятельности. Каждое задание оценивается по четырех бальной системе.

     Моторная сфера детей характеризуется: замедленным, неловкими, скованными, недифференцированными  движениями. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений.

     Отмечается ряд особенностей лексики, проявляющиеся в ограничении словарного запаса, уровня импрессивной речи, нарушения коммуникативной функции, присутствие обильной гиперсаливации, отмечается нарушение функции речевого дыхания, фонематического восприятия.

     При обследовании мыслительных способностей на всех этапах познания имеют место элементы недоразвития или атипичное  развитие психических функций. Характерно недоразвитие познавательных интересов, не сформировано или частично сформировано восприятие величины, формы, цвета, количественных и временных представлений. Отличительной чертой является  некритичность, невозможность к установлению причинно-следственных закономерностей.

     Количественно-качественный подход в диагностике позволяет достоверно выявить структуру дефекта грамотно спроектировать индивидуальную программу реабилитационных мероприятий с использованием здоровьезберегающих принципов в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта.

     Вследствие этого коррекционная  работа имеет своей целью коррекцию имеющихся нарушений в сочетании  с развитием сенсорных и психических функций.

     Дети с данной патологией в  большей мере нуждаются в целенаправленном обучении, так как спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Отмечаются отсутствие длительных волевых усилий, патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему, неполные и порой искаженные представления об окружающей действительности, а также нарушения целостности восприятия, сниженная активность, некритичность, нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления, замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания, трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость, недоразвитие эмоций, патологические  эмоциональные состояния, слабость собственных побуждений и большая внушаемость.

     Среди воспитанников отмечаются множественные нарушения развития, соответственно возникает необходимость проведения комплексной коррекционной работы. Только комплексное воздействие на ребенка обеспечивает успешную динамику его общего развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе затрагивает формирование высших психических процессов, представлений об окружающем мире, основ личностной культуры. Коррекционная работа предполагает коррекцию личности ребенка в целом. Не случайно коррекционную педагогику называют еще лечебной.

     Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.

     Наряду с классическими приемами коррекции имеющихся недостатков целесообразно применение здоровьесберегающих технологий. Принципы здоровьесберегающих технологий обучения способствуют профилактике, диагностике и коррекции здоровья, развитию познавательной деятельности, гуманизации образования.

     К здоровьесберегающим технологиям сохранения и стимулирование здоровья относятся: су-джок терапия; монтессоритерапия; ниткография; кинезиологические упражнения; самомассаж; артикулярный массаж; скальпотерапия; метод мнемотехники; логоритмика; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; зрительная гимнастика; музыкотерапия; сказкотерапия; хромотерапия; компьютерные технологии; релаксация. Достоверно доказана научная значимость данных методик, а практический опыт доказывает целесообразность и эффективность их применения.

     Структура коррекционного занятия предусматривает применение данного рода методик или их элементов, что позволяет добиться максимального коррекционного эффекта за счет постоянно меняющего вида деятельности и проведения занятия в увлекательной игровой форме.

     Все вышеперечисленное дает занятие эмоционально окрашенным, динамичным и разнообразным.

     В процессе коррекционного развития рассматриваемой категории детей здоровьесберегающим технологиями отмечается: повышение работоспособности и выносливости; развитие психических процессов; укрепление функции зрения; формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки; развитие общей и мелкой моторики, повышения речевой активности; снижение уровня заболеваемости; увеличение уровня социальной адаптации.

     Здоровьесберегающие технологии формируют внимательное отношение детей к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

Список литературы: 

1.Ананьев Б.Г. К проблеме возраста в современной психологии // Избр психол.тр.М.,1980.

2.Забрамная С.Д.Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. -.М.,1993.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб.,2000

4.Особенности психического развития детей // Под ред.Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. – М.,1998.

5.Проблемы развития психики в онтогенезе // Под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. М.,1976.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование речедвигательной гимнастики в коррекционной работе с детьми со сложной структурой речевого дефекта.

В данной статье представлен опыт работы по использованию речедвигательной гимнастики как одного из элементов комплексной работы по преодолению речевых нарушений у детей с общим нарушением речи....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

Система коррекционной работы с учащимися со сложной структурой дефекта на уроках трудового обучения. 30.11.2016.

В  материале из опыта работы учителя трудового обучения охарактеризованы основные направления коррекционной работы с данным контингентом учащихся, а также эффективные методы и приемы....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....

статья «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Педагогический процесс современного образования невозможен без здоровьесберегающих технологий. Очень важно и необходимо формировать, укреплять и сохранять здоровье обучающися. Применяются различные пр...