Координация регулирования благоприятных психолого-педагогических условий для развития учебно-познавательной деятельности учащихся
статья по теме
Предварительный просмотр:
Учитель истории Огальцова Р.Н.
Школа-интернат
г. Павловский Посад
При проведении психокоррекционной работы необходимо помнить, что воспитательные воздействия оказывают влияние на ученика не прямо. Так, одинаковая форма требовательного поведения учителя по отношению к учащимся класса обычно действует на большинство из них положительно, но у некоторых школьников вызывает отрицательные и даже агрессивные реакции. Поэтому следует выделить значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет его диффенциально-психологических особенностей. Лишь в хорошо организованном педагогическом общении учитель выясняет место ученика в иерархии межвидовых отношений в классе, мотивы поведения. Всегда важной остается проблема воспитания здоровых интересов к учению и будущей профессиональной деятельности.
Как же формировать у учащихся с ЗПР недостающие им потребности и связанные с ними мотивы? Можно указать два основных пути:
- «Снизу - вверх».
- «Сверху - вниз».
В первом случае учитель, опираясь на сформированные у школьника потребности, так включает его в определенную деятельность, чтобы она приносила ему положительные чувства.
Например, опираясь на имеющуюся у ученика потребность в успехе, организуют самостоятельное решение легких учебных задач. Хваля учащихся за их успешное выполнение, несложные задачи дают до тех пор, пока у школьника не появится уверенность в своих способностях. Тогда учитель постепенно увеличивает их трудность. Это один из действенных способов заинтересовать ученика, воспитать интерес к учебе и труду.
Имеется и другой традиционный путь формирования нужной мотивации у школьников. Это формирование «сверху - вниз».
Учащиеся в готовом виде сообщают о побуждениях, целях, идеалах, которые у него хотят сформировать. В этом случае применяют методы убеждения, разъяснения, сообщения, внушения.
В целом координация и регулирование благоприятных психолого-педагогических условий для развития познавательной деятельности учащихся понимается как составляющие двух активностей – активности преподавателя и активности ученика. Причем акцент должен быть сделан на последней. Процесс преподавания в этих условиях становится не трансляцией информации, а активизацией и стимулированием учения. В этой связи вводится специальный термин – «фасилитация». То есть осмысленное учение, которое характеризуется, как свободное, самостоятельно направленное и оцениваемое, личностно-вовлеченное. Учитель - фасиликатор безоценочно принимает внутренний мир своих учеников; ведет себя естественно, в соответствии со своими взглядами и чувствами, а не прячется за различными должностными масками; к школьникам относится доброжелательно, будучи уверенным в возможностях и способностях каждого ученика. Тем самым преподаватель активизирует осмысленное учение, познавательные мотивы школьников, их любознательность.
Какие же методы можно использовать для достижения этой цели? Это:
- Максимальное использование разных средств обучения и ресурсов процесса обучения.
- Использование различных видов обратной связи между учителем и учеником.
- Создание групп свободного общения.
При использовании этих методик было выявлено, что на таких уроках школьники становятся инициативнее, больше рассуждают, меньше механически заучивают.
Для развития учебно-познавательной деятельности учащихся работа воспитателей и учителей должна строиться в следующих направлениях:
▪ создание доверительного психологического климата между педагогами и учениками;
▪ достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса при решении стоящих перед ними задач;
▪ актуализация мотивационной сферы личности ученика;
▪ развитие у ученика гуманистических личностных установок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме " Создание благоприятного психолого-педагогического климата на уроке иностранного языка ."
Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащегося является благоприятный психологический климат в классе ....
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ ИХ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материал содержит методику изучения уровней мотивации учащихся....
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОЦЕНКИ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.
В данной статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных методов оценки учебной деятельности, способствующих, стимулированию учебной активности учащихся специальной (коррекционной) школы V...
"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...
Научная публикация "Благоприятные психолого-педагогические условия в классе"
Письмо Минпросвещения России "О методических рекомендациях» классным руководителям было принято в мае 2020 года, но в поле нашего зрения попало только сейчас. В документе сказано,...
Рабочая ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ««Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы для учащихся 8 классов с ОВЗ» по индивидуальному учебному плану на 2022-2023 учебный год
снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;коррекция настроения и негативных черт характера;формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;развитие системы самосознан...