"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт (11 класс)

Шахманова Екатерина Игоревна

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса.

Необходимость разработки педагогической технологии развития учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики  вызвана объективными и субъективными факторами. В условиях информатизации образования, одной из важнейших задач процесса обучения является организация такой деятельности учеников, в процессе которой они самостоятельно отбирают информацию из различных источников, анализируют, обрабатывают её и представляют результаты своей деятельности с помощью информационных и коммуникационных технологий.

Актуальность технологии. Важнейшая задача любого учебного заведения – формирование самостоятельности, активности, инициативности молодого поколения, особенно актуальна на современном этапе развития нашего общества. Решение этой проблемы во многом зависит от того, сумеет ли учитель одновременно с обучением ученика сформировать его личность как гражданина страны, чтобы, выйдя из стен школы, он мог объяснить с естественнонаучной и социальной точек зрения, происходящие вокруг него события, стремился к здоровому образу жизни, старался применять свои знания с пользой для себя и общества и мог выбрать достойную жизненную дорогу. Поэтому для меня, как учителя информатики, стал необходимым поиск такой технологии обучения, которая способна обеспечить выполнение поставленной передо мной и моими учащимися цели. Добиться необходимых результатов обучения студентов. Самостоятельная работа может организовываться преподавателем, как на уроке, так и во внеурочное время, и служить средством повышения эффективности процесса обучения. Она может планироваться преподавателем соответственно особенностям обучающихся  и всегда предполагает достижение определенного результата.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет изменить характер взаимодействия между преподавателем  и студентом и ориентирует студентов на активное самостоятельное освоение знаний. Применение информационных и коммуникационных технологий изменяет цель деятельности преподавателя, который становится организатором учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota_po_ped_kursam_shahmanova_e.i.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики"

:

Саратов -2020 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Основные характеристики учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики............……………………………………………………………….5

1.1. Виды организации самостоятельной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики…………….....6

Глава 2. Особенности применения учебно-познавательной деятельности обучающихся  через организацию самостоятельной работы на уроках информатики студентов СПО…………………………..........................................7            

Заключение…………………………………………………...……………………11 Литература…………………………………………………………………………12

Введение.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса.

Необходимость разработки педагогической технологии развития учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики  вызвана объективными и субъективными факторами. В условиях информатизации образования, одной из важнейших задач процесса обучения является организация такой деятельности учеников, в процессе которой они самостоятельно отбирают информацию из различных источников, анализируют, обрабатывают её и представляют результаты своей деятельности с помощью информационных и коммуникационных технологий.

Актуальность технологии. Важнейшая задача любого учебного заведения – формирование самостоятельности, активности, инициативности молодого поколения, особенно актуальна на современном этапе развития нашего общества. Решение этой проблемы во многом зависит от того, сумеет ли учитель одновременно с обучением ученика сформировать его личность как гражданина страны, чтобы, выйдя из стен школы, он мог объяснить с естественнонаучной и социальной точек зрения, происходящие вокруг него события, стремился к здоровому образу жизни, старался применять свои знания с пользой для себя и общества и мог выбрать достойную жизненную дорогу. Поэтому для меня, как учителя информатики, стал необходимым поиск такой технологии обучения, которая способна обеспечить выполнение поставленной передо мной и моими учащимися цели. Добиться необходимых результатов обучения студентов. Самостоятельная работа может организовываться преподавателем, как на уроке, так и во внеурочное время, и служить средством повышения эффективности процесса обучения. Она может планироваться преподавателем соответственно особенностям обучающихся  и всегда предполагает достижение определенного результата.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс позволяет изменить характер взаимодействия между преподавателем  и студентом и ориентирует студентов на активное самостоятельное освоение знаний. Применение информационных и коммуникационных технологий изменяет цель деятельности преподавателя, который становится организатором учебного процесса.

Умения формируются в практической деятельности, с помощью различных упражнений и при организации следующих условий:

постановки цели учебной деятельности;

понимания обучающихся правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности;

представления обучающихся о структуре выполнения действий и их конечном результате;

постоянного самоконтроля с помощью анализа своей деятельности;

своевременного обнаружения затруднений в учебной работе и внесении необходимых поправок, чтобы избежать ошибок;

объективной оценки результатов деятельности.

Глава 1. Основные характеристики учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики

В процессе работы над педагогической технологией: «Развитие учебно-познавательной деятельности обучающихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики», можно сделать вывод, что самостоятельная работа является средством борьбы за глубокие и прочные знания, средством формирования у обучающихся  активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

 В ходе учебного процесса преподаватели выступают не как источник информации, а как организатор деятельности обучающихся. Преподаватель должен планировать и строить уроки так, чтобы в дальнейшем «получить» обучающихся, умеющих самостоятельно и грамотно организовывать свою учебную деятельность для достижения поставленной цели, а также контролировать качество полученного конечного результата. Исходя из вышесказанного, в процессе обучения информатике нужно применять  различные формы и виды самостоятельной работы, которые  по дидактической цели можно подразделить  на пять групп. Каждая группа включает в себя несколько видов самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы на уроках информатики возможна на всех этапах изучения материала:

  • формирования новых знаний (самостоятельная работа организуется при работе с электронными учебниками, мультимедийными презентациями, обучающими программами);
  • закрепления изученного материала (наиболее используемыми формами организации самостоятельной работы являются: индивидуальная, групповая, фронтальная, например, студент выполняет задания на основе имеющегося алгоритма деятельности);
  • обобщения и систематизации знаний (выполнение различных исследовательских проектов).

Своей основной задачей, преподаватели должны,  развивать у обучающихся интерес к творческому обучению, воспитание в обучающихся способности самостоятельно приобретать новые знания, совершенствовать и развивать практические умения по овладению ПК. Исходя из этого, сформулировала следующие цели педагогической технологии:

- формирование и развитие у обучающихся знаний и умений и навыков, обеспечивающих обучающихся возможность применять ПК в учебной, а в последствие и в профессиональной деятельности;

- развитие способности самостоятельно приобретать знания, логически мыслить и делать выводы, т.е. грамотно применять полученные знания на практике;

- овладение обучающихся языком программирования с последующим его применением для решения задач;

- формирование познавательного интереса обучающихся, расширение их кругозора, творческой активности.

Задачу курса информатики в объяснении того, как устроен мир, в формировании целостного представления о мироздании и своем месте в нем, в вооружении обучающихся необходимыми знаниями, а также умениями и навыками самостоятельного добывания знаний.

1.1   Виды организации самостоятельной деятельности учащихся учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики..

1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания.

Важно уметь при самостоятельной работе пользоваться дополнительной, в том числе и справочной литературой. Полезно приучать обучающихся к самостоятельной подготовке сообщений на различные темы в дополнение к изучаемому на уроке. Сначала обучающимся преподаватель указывает литературу, а затем предлагает подбирать самим. Умение подобрать необходимую литературу - тоже элемент самостоятельной деятельности обучающихся. Вкрапление в урок небольших сообщений обучающихся, заранее запланированных и проверенных преподавателем, очень оживляет урок. Такие задания, в зависимости от сложности материала, предлагаю дифференцированно, но поочередно всем обучающимся в группе. Одним из видов самостоятельных работ обучающихся при изучении нового материала является также выполнение обучающих работ. В текстах работ данной группы дается подробный алгоритм с указанием не только необходимых для решения данной задачи операций, но и каким образом эту операцию можно выполнить.

Подготовка обучающихся сообщений предполагает при заключительном повторении умение самостоятельно отыскать необходимую литературу из Интернета и отобрать в ней нужный материал. Это очень важные умения, о выработке которых надо заботиться в течение всего учебного года. Иногда работают над сообщением (рефератом), готовят иллюстративный материал (презентацию) несколько обучающихся, а выступает один.

2. Закрепление и уточнение знаний.

Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы вопросов, которые преподаватели  составляю для каждой темы. Этот вид самостоятельной работы называю «озвучиванием» и применяю при закреплении небольших фрагментов тем, чтобы за короткое время повторить, прослушать соответствующий материал в виде связного рассказа – ответа на вопрос. Такая работа на уроке учит студентов воспроизводить свои мысли вслух, слушать товарищей, следить за ходом работы и быть готовым к ответу, развивает их речь, способствует воспитанию чувства ответственности.

3. Выработка умения применять знания на практике.

Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью составления программ на языке программирования Бейсик для различного вида заданий: вычислительных, графических, логических, комбинированных, заданий на составление диалоговых и тестирующих программ. На уроках преподаватели  применяю следующие способы организации обучения: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

С учетом учебных достижений конкретного студента, с учетом его возможностей разрабатываю задания, выполняя которые он испытывает радость, удовлетворение от успеха. Более сильным обучающимся предлагают задания повышенной степени сложности. Получив задание на пределе своих возможностей, обучающиеся мобилизует все свои знания и силы для его решения. Понимают, что много еще не знают и не умеют, и с большей охотой продолжают изучать предмет.

4. Формирование умений практического характера.

Формирование умений практического характера достигается преподавателями  с помощью практических работ тренировочного характера – они содержат краткий алгоритм или подсказку, которые помогают студентам выполнить задание. Если предлагаемая задача аналогична уже разработанной, то подсказки она не содержит. Такие практические задания побуждают студента к самостоятельным поискам, экспериментированию, использованию необходимых приемов и средств для достижения цели.

5. Формирование умений творческого характера.

Формирование умений творческого характера осуществляются с помощью следующих заданий:

  • «литературно-информационные» задания. При подготовке деловых игр, конференций организуют такой вид самостоятельной работы, как сочинение микрорассказов, стихотворений, приветствий, а также составление ребусов, загадок, кроссвордов. Такое творчество вызывает неизменный интерес студентов, развивает их образное мышление, расширяет кругозор.
  • поисковая работа. Её проводят для углубления знаний студентов, получения сведений о современном состоянии науки и техники, их применения научных исследованиях. В поисковую работу включают:   использование ресурсов сети Интернет. Для этих целей студенты используют компьютер в классе или домашний, имеющий выход в глобальную сеть. Такой поиск информации по заданной теме в Интернете вызывает у обучающихся  большой интерес, они выполняют его с удовольствием, а затем увлеченно рассказывают об этом на уроке. Такая самостоятельная работа преследует не только познавательную цель. Она учит находить в Интернете и отбирать требуемую информацию, анализировать полученные сведения, приводить их в систему.
  • составление обучающих и тестирующих программ.

  

Глава 2. Особенности применения учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики студентов СПО

Для осуществления поставленных целей преподаватели  применяют в своей практике уроки изучения нового материала, закрепления, уроки совершенствования ЗУН, обобщающего повторения, уроки контроля и коррекции, лабораторно-практические занятия. Нетрадиционные формы – «Что? Где? Когда?», «Урок – соревнование», «Деловая игра». А также вспомогательные формы организации учебно-познавательного процесса: консультации, дополнительные занятия, факультативы. Качество обученности обучающихся  отслеживаю с помощью контрольных, срезовых и самостоятельных и практических работ различных уровней сложности, диктантов тематического тестирования (на бумажных и электронных носителях).

Рассмотрим задания по теме «Базы данных», целью применения которых является формирование умений самостоятельной работы.  

Тема урока: «Виды моделей данных».

Примеры заданий:

  • составить таблицу, в которой указать достоинства и недостатки моделей;
  • составить реляционную модель записной книжки, в которой хранятся сведения о ваших друзьях и знакомых (модель создается на основе имеющегося алгоритма);
  • создать модель данных по любой, интересной, теме.

В результате выполнения этих заданий у учащихся сформируются следующие умения самостоятельной работы: систематизировать и анализировать информацию, выполнять задания на основе имеющегося алгоритма.

Тема: «Управление базой данных в СУБД Access».

Примеры заданий:

  • создать форму, в которой имеются поля: имя покупателя, наименование товара, дата покупки, количество товара, а также его цена. Таблица «Справочник» является главной, а таблица «Фамилии»  подчиненной;
  • заполнить таблицу для оценки своих результатов (в таблице указать затруднения, которые возникли у Вас при выполнении данного вида деятельности);
  • зайти на сайт www.yandex.ru, осуществить поиск информации по стоимости различных товаров, например книг;
  • заполнить таблицу 5 записями;
  • создать форму для базы данных «Библиотека» и заполните ее еще 5 записями. Поиск информации для базы данных осуществить самостоятельно.

После выполнения этих упражнений у учащихся сформируются следующие умения: оценивать результаты своей деятельности и осуществлять поиск нужной информации.

Тема: «Система управления базой данных Мs. Access».

Здание: С помощью электронного учебника самостоятельно изучить тему СУБД Access и составить план по данной теме.

У обучающихся формируются умения: составлять план по теме, искать и обрабатывать информацию, используя средства информационных и коммуникационных технологий.

Таким образом, в процессе выполнения перечисленных выше заданий обучаемые учатся осуществлять поиск информации по определенной теме и структурировать её, работать с различными источниками информации, самостоятельно организовывать собственную учебную деятельность, оценивать результаты этой деятельности. Данные умения в условиях развития ИКТ имеют важнейшее значение, т. к. определяют готовность студента к деятельности в современном информационном обществе.

Заключение

Таким образом можно  сделать следующие выводы:

  • Предмет информатики играет важную роль при формировании общеучебных умений и навыков при правильной организации процесса обучения.
  • Одним из путей развития учебно-познавательной деятельности обучающихся, совершенствования процесса обучения информатике является умело организованная система самостоятельных работ.
  • Успех выбранной формы зависит от правильно подобранных  методов, технологий обучения.
  • Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества подготовки студентов.
  • Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении различных практических задач.
  • Контроль за выполнением самостоятельных работ содействует организации тематического учёта знаний студентов, помогает мобилизовать деятельность обучающихся , способствует развитию мышления учащихся.

Список литературы

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. зав. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина – М.: Издат. Центр "Академия», 2002 – 576с.
  2. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / Крысько, В.Г.  М.: Владос, 2001  368с.
  3. Левин Э.А., Прокофьева О.И. Методика индивидуально-группового обучения. – М.: Сентябрь, 2007 – 112с.
  4. Крылова Н.Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей – М.: Сентябрь, 2007 – 192с.
  5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001 – 272с.
  6. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений / Подласый, И. П. – М.: Владос, 2003. – 576 с.
  7. Журналы «Информатика в школе» 1989-2008 гг.
  8. Информатика и ИКТ в образовании http://www.rusedu.info
  9. Виртуальное методическое объединение учителей информатики (сайт Е.Р. Мухутдинова) http://inf777.narod.ru
  10. Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika/
  11. Методическая копилка для учителя информатики http://dooi2004.narod.ru/kopilka.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.

Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...

Учет стиля познавательной деятельности учащихся класса при организации самостоятельной работы на уроке

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает особое место в практической работе учителя. Много опубликовано оригинальных работ о развитии логического мышления и приемов умственной деятельно...

Работа по теме самообразования: Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Работа над темой самообразования:Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии.

Формирование ключевых компетенций учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках биологии....

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формиру...

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА УРОКАХ ХИМИИ

Самостоятельная работа является важной и неотъемлемой частью любого урока, так как она заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разн...