Конспект логопедического занятия "Дифференциация ж-з в слогах, словах и предложениях."
план-конспект занятия по теме
Цели: закрепление правильной артикуляции звуков ж-з в слогах, словах, предложениях, уточнение связи звук - буква, развитие и коррекция слухового и зрительного внимания, артикуляционной моторики, активизация речевой активности, воспитание самоконтроля и интереса к логопедическим занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Открытого занятия по логопедии
Класс 2 “ Б” класс
Тема. Дифференциация Ж – З в слогах, словах и предложениях.
Цели: закрепление правильной артикуляции звуков ж-з в слогах, словах, предложениях, уточнение связи звук - буква, развитие и коррекция слухового и зрительного внимания, артикуляционной моторики, активизация речевой активности, воспитание самоконтроля и интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркала, цветные символы звуков, картинки предметные, буквы из разрезной азбуки, слоговые таблицы, полоски для обозначения предложений, конверты с индивидуальными заданиями.
Ход занятий.
- Организационный момент ( проверка готовности рабочего места)
- Артикуляционная гимнастика. Учащиеся работают с индивидуальными зеркалами, выполняя задания логопеда.
Упр. 1 “ Улыбка – трубочка”
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
Упр.2 “Лопатка – иголочка” Язык “ лопаткой” положи
И спокойно подержи.
Язык “ иголочкой” потом
Потянем тонким острием.
Упр.3 “ Чашка”
Язык широкий положи
Края приподними. Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем
Её бока к зубам прижмем.
Упр.4 “Лошадка”
Едем, едем на лошадке
По дорожке очень гладкой.
Логопед следит за правильным выполнением упражнений. Некоторые упражнения выполняются под счет.
- Звуковая гимнастика.
Логопед просит учеников произнести как:
“свистит ветер” - с – ссс – ссс “звенит комар – з –зз – зз “шипит змея” – ш – шш – шш “жужжит жук” – ж - жж – жж
На доске висит таблица. Учащиеся повторяют уклад органов артикуляции при произнесении звуков з-ж. Логопед заполняет ее, слушая ответы учеников.
Звук з
Губы (значок улыбки)
Язык ↓ Голос +
Звук З - согласный, когда мы его произносим губы улыбаются, язык – внизу, голос есть.
Звук ж Губы 0 Язык ↑ Голос +
Звук Ж – согласный. Когда мы его произносим, губы вытягиваются в трубочку. Язык поднят вверх, голос есть.
Учащиеся записывают характеристику звуков в тетради. Делают выводы:
Звуки З и Ж – согласные, звонкие.
- Чтение слоговых таблиц.
Учащиеся читают таблицы, представленные на доске.
За-за-за жа-жа-жа за-за-жа
Зу-зу-зу жу-жу-жу жу-зу-жу
Зо-зо-зо жо-жо-жо зо-зо-зо
Зы-зы-зы
- Связь звука и буквы.
Логопед просит произнести звук З, а потом прости найти эту букву на наборном полотне.
– На что она похожа? – На цифру три (3). Логопед просит произнести звук Ж, а потом – найти эту букву. – На что она похожа? – На жука.
Ответы учащихся подкрепляются картинками, на которых буква з похожа на цифру, а бука ж – на жука.
- Знакомство с лесными жителями.
Логопед говорит: - Сегодня у нас гости. Назовите их, пожалуйста. – Заяц, змея, жук, жаба. - Теперь назовите гостей, в названиях, которых есть звук З. – Назовите слова в названиях, которых есть звук Ж. Давайте распределим наших гостей в два столбика по наличию звуков ж и з. – Кто с кем сидит?
з | ж |
заяц | жук |
змея | жаба |
Учащиеся записывают слова в два столбика в тетради.
- Физминутка.
Логопед вместе с учащимися произносит: Мы читали и устали Дружно все мы тихо встали Ручками похлопали – Ножками потопали – Сели, встали, Сели, встали. Мы немножко отдохнем И опять писать начнем.
- Развитие фонематического восприятия. Логопед просит отгадать, что за лесной житель? Первый звук Ж, последний – К. Учащиеся определяют последовательность звуков в слове, место звука ж в слове. Ж. К. Первый звук З, последний - Ц. Учащиеся определяют последовательность звуков в слове, место звука з в слове. З . . Ц - Сколько букв в первом слове? – Сколько букв во втором слове? – В каком слове букв больше?
- Работа с предложением.
– Ребята, послушайте предложение. Найдите в нем ошибку. Заяц живет в дупле. – Кто живет в дупле? - А заяц где живет?
Вывешиваются картинки с изображением норы и дупла.
Заяц живет в норе. Белка живет в дупле.
Учащиеся записывают одно предложение. Составляют его схему.
- Итог урока.
– О каких звуках мы говорили? - Чем эти звуки похожи? - На что похожа буква З? – На что похожа буква Ж? – Я называю слова, в которых есть звук З, а вы хлопаете один раз.
- Забор, зубы, сумка, замок, роза, ваза, коза, коса, каща. – Я называю слова, в которых есть звук Ж, а вы хлопаете два раза.
- Жук, малыш, шуба, жаба, жало, журавль, шум, журнал, жакет.
Логопед благодарит учащихся за хорошую работу на уроке.
Класс: 6 «Б».
Тема. Имя прилагательное
Цели. Совершенствование умения подбирать имена прилагательные к данным существительным, согласуя их в роде и числе, расширение словарного запаса учащихся, совершенствование навыков фонетического анализа и синтеза, воспитание самостоятельности, навыков социальной адаптации.
Оборудование: слоговая таблица, разноцветные буквы, мяч, картинки, карточки, конверты с индивидуальными заданиями.
Ход задания
- Организационный момент (логопед проверяет готовность к занятию).
- Фонетическая разминка Логопед выставляет слоговую таблицу КО - СКВО
ВО – ВРО
РО - КРО
ДА - СДА
Учащиеся читают хором слоги. Логопед вывешивает разноцветные буквы.
СКОВОРОДА
- Прочитайте слово. Что оно обозначает? – Назовите посуду, которой пользуетесь дома. Как называется посуда для чая? Для обеда?
- как ухаживают за посудой?
– Сколько букв в этом слове? Сколько звуков? – Назовите гласные звуки? – Назовите три первых звука, два последних звука. – Составляем из данных букв слова и записываем их в тетрадях.
Логопед выставляет песочные часы. Учащиеся работают три минуты. Затем зачитывают слова. Например: род, сок, вор, оса, рок, воск, роса.
- Повторение.
Логопед задает вопросы, перекидывая мяч учащимся. Учащиеся отвечают, перекидывая мяч логопеду. – Что такое речь? – Как называется речь, которую мы слышим и произносим? - Как называется речь, которую пишем и читаем? - Как называется речь, которую мы произносим «про себя», неслышно для других?
– Из чего состоит наша речь? – Из чего состоят предложения? – -- Как называются слова – предметы?
– На какой вопрос отвечают существительные?
- Знакомство с темой.
Логопед вывешивает четыре картинки: торт, тарелка, яблоко, варежки.
– К какой части речи относятся данные слова? – Опиши первый предмет. Торт ( какой?)………… - Опиши второй предмет. Тарелка ( какая?)……….. – Опиши третий предмет. Яблоко ( какое?)……… - - Опиши четвертый предмет. Варежки (какие?)……. .- Сейчас мы называли признаки предмета, имена прилагательные. – Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы оно отвечает?
Логопед вывешивает таблицу « Имя прилагательное». Логопед оформляет запись на доске.
Торт Тарелка Яблоко Варежки
(Какой?) ( Какая?) (Какое?) (Какие?)
Учащиеся по цепочке работают у доски, подбирая слова – признаки к предметам. Делается вывод: имя прилагательное изменяется по родам и числам, согласуется с существительным.
- Физминутка. «Как живешь?»
- Подбор имен прилагательных противоположных по значению.
Добрый –
Умный –
Чистый –
Горячий –
Сладкий –
Светлый -
- Работа с предложениями. Логопед предлагает устно составить предложения со словами «сладкий чай», «чистое лицо». Учащиеся записывают их в тетради, выделяя существительное и прилагательное.
- Самостоятельная работа.
Логопед раздает учащимся конверты. В конвертах пять картинок – цыпленок, гусь, гриб, машина, яблоко. А также таблички со словами грузовая, сочное, белый, пушистый, большой. Учащиеся должны к данному существительному подобрать прилагательное. Учащиеся записывают пары слов в тетрадь. Слабым учащимся дается три картинки на выбор.
- Проверка задания.
Учащиеся называют существительное, задают вопрос, а затем нужное прилагательное.
Цыпленок (какой?) пушистый
Машина (какая?) грузовая
Гриб (какой?) белый
Гусь (какой?) большой
Яблоко (какое?) сочное
Логопед оценивает работу каждого ученика.
10 Итог урока.
– О чем мы говорили на нашем занятии? - Что обозначает имя прилагательное? - На какие вопросы отвечают прилагательные?
-Подберите прилагательные к словам «урок», « перемена», «ученики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"
Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....
Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука /л/ в словах и предложениях"
Материал могут использовать учителя-логопеды. В процессе занятия закрепляется правильное произношение звука/л/ в словах и предложениях; формируется умение согласовывать существительное ...
Конспект группового логопедического занятия для первоклассников с ФФН. Тема: "Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах и предложениях"
Цели занятия:Научить различать звуки и буквы Ч-Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и фонематического восприятия.Научить применя...
Конспект открытого логопедического занятия с обучающимися 1 класса. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия с обучающимися 1 класса....
Конспект логопедического занятия "Дифференциация Ч-Щ в словах и предложениях"
Занятие для детей с нарушениями зрения....
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»...
Конспект логопедического занятия. «Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях».
Развитие артикуляционной подвижности, фонематического восприятия, автоматизация произношения звука [ч]...