Конспект логопедического занятия "Дифференциация ж-з в слогах, словах и предложениях."
план-конспект занятия по теме

Белоусова Виктория Вячеславовна

Цели:           закрепление правильной артикуляции звуков ж-з в слогах, словах, предложениях, уточнение связи звук - буква, развитие и коррекция слухового и зрительного внимания, артикуляционной моторики, активизация речевой активности, воспитание самоконтроля и интереса к логопедическим занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспект

Открытого занятия по логопедии                              

Класс          2 “ Б” класс 

Тема.            Дифференциация    Ж – З в слогах, словах и предложениях.

Цели:           закрепление правильной артикуляции звуков ж-з в слогах, словах, предложениях, уточнение связи звук - буква, развитие и коррекция слухового и зрительного внимания, артикуляционной моторики, активизация речевой активности, воспитание самоконтроля и интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование:  зеркала, цветные символы звуков, картинки предметные, буквы из разрезной азбуки, слоговые таблицы, полоски для обозначения предложений, конверты с индивидуальными заданиями.

Ход занятий.

  1. Организационный момент ( проверка  готовности рабочего места)

  1. Артикуляционная гимнастика.                                                              Учащиеся работают с индивидуальными зеркалами, выполняя задания логопеда.

Упр. 1       “ Улыбка – трубочка”                                                          

Свои губы прямо к ушкам

 Растяну я, как лягушка.                                                                                                

 А теперь слоненок я,                                                                                                            

 Хоботок есть у меня.

 Упр.2         “Лопатка – иголочка”                                                                            Язык “ лопаткой” положи                                    

И спокойно подержи.                                        

 Язык “ иголочкой” потом                                

Потянем тонким острием.

Упр.3       “ Чашка”                                                              

Язык широкий положи

Края  приподними.                                                                                                                                          Получилась чашка,                                                                

 Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем

Её бока к зубам прижмем.

Упр.4      “Лошадка”                                                            

  Едем,  едем на лошадке                                                              

По дорожке очень гладкой.

Логопед следит за правильным выполнением упражнений. Некоторые упражнения выполняются под счет.                                                                

  1. Звуковая гимнастика.

Логопед просит учеников произнести как:

“свистит ветер”   - с – ссс – ссс                                                                          “звенит комар – з –зз – зз                                                                                “шипит змея” – ш – шш – шш                                                                         “жужжит жук” – ж  - жж – жж

На доске висит таблица. Учащиеся повторяют уклад  органов артикуляции при произнесении звуков з-ж. Логопед заполняет ее, слушая ответы учеников.

Звук з

 Губы   (значок улыбки)                        

Язык   ↓                                                                                                      Голос +

Звук  З  - согласный, когда мы его произносим губы улыбаются, язык – внизу, голос есть.

Звук   ж                                                                                                                      Губы 0                                                                                                                  Язык     ↑                                                                                                                  Голос +                                                                                                                      

Звук  Ж – согласный. Когда мы его произносим, губы вытягиваются в трубочку. Язык поднят вверх, голос есть.

Учащиеся записывают характеристику звуков в тетради. Делают выводы:

Звуки З и Ж – согласные, звонкие.

  1. Чтение слоговых таблиц.

Учащиеся читают таблицы, представленные на доске.

За-за-за                                 жа-жа-жа                             за-за-жа

Зу-зу-зу                                жу-жу-жу                             жу-зу-жу

Зо-зо-зо                                жо-жо-жо                             зо-зо-зо

Зы-зы-зы

  1. Связь звука и буквы.

Логопед просит произнести звук З, а потом прости  найти эту букву   на наборном полотне.                                              

– На что она похожа?                                                                                                      – На цифру три (3).                                                                                                        Логопед просит произнести звук Ж, а потом – найти эту букву.                                  – На что она похожа?                                                                                                         – На жука.    

Ответы учащихся подкрепляются картинками, на которых буква з похожа на цифру, а бука ж – на жука.                                                                                                                              

  1. Знакомство с лесными жителями.                                                                         

Логопед говорит:                                                                                                    - Сегодня у нас гости. Назовите их, пожалуйста.                                                                                                                                     – Заяц, змея, жук, жаба.                                                                                    - Теперь назовите гостей, в названиях, которых есть звук З.                        – Назовите слова в названиях, которых есть звук Ж.  Давайте распределим наших гостей в два столбика по наличию звуков ж и з.                                      – Кто с кем сидит?        

з

ж

заяц

жук

змея

жаба

                                                                                                       

Учащиеся записывают слова в два столбика в тетради.

  1. Физминутка.                                                                                                  

Логопед вместе с учащимися произносит:                                                             Мы читали и устали                                                                                        Дружно все мы тихо встали                                                                          Ручками похлопали –                                                                                     Ножками потопали –                                                                                           Сели, встали,                                                                                                     Сели, встали.                                                                                                              Мы немножко отдохнем                                                                                                                 И опять писать начнем.

  1. Развитие фонематического восприятия.                                                Логопед просит отгадать, что за лесной житель?                                                                 Первый звук Ж, последний – К.   Учащиеся определяют последовательность звуков в слове, место звука ж в слове.                                                                                        Ж. К.                                                                                                                                Первый звук  З, последний  - Ц.    Учащиеся определяют последовательность звуков в слове, место звука з в слове.                                                                                                                                                                                     З . . Ц                                                                                                                                        - Сколько букв в первом слове?                                                                                 – Сколько букв во втором слове?                                                                                    – В каком слове букв больше?                                                                                              
  2. Работа с предложением.                                                                                         

– Ребята, послушайте предложение. Найдите в нем ошибку.                                              Заяц живет в дупле.                                                                                                                        – Кто живет в дупле?                                                                                                     - А заяц где живет?  

Вывешиваются картинки с изображением норы и дупла.

Заяц живет в норе.                                                                                                      Белка живет в дупле.                                                                                              

Учащиеся записывают одно предложение. Составляют его схему.                                

  1. Итог урока.                                                                                                                 

– О каких звуках мы говорили?                                                                                 - Чем эти звуки похожи?                                                                                                  - На что похожа буква З?                                                                                             – На что похожа буква Ж?                                                                                            – Я называю слова, в которых есть звук З, а вы хлопаете один раз.  

- Забор, зубы, сумка, замок, роза, ваза, коза, коса, каща.                              – Я называю слова, в которых есть звук Ж, а вы хлопаете два раза.

- Жук, малыш, шуба, жаба, жало, журавль, шум, журнал, жакет.

Логопед благодарит учащихся за хорошую работу на уроке.

Класс:               6 «Б».

 Тема.               Имя прилагательное

 Цели.              Совершенствование умения подбирать имена прилагательные к данным существительным, согласуя их в роде и числе, расширение словарного запаса учащихся, совершенствование навыков фонетического анализа и синтеза, воспитание самостоятельности, навыков социальной адаптации.

Оборудование:    слоговая таблица, разноцветные буквы, мяч, картинки,     карточки, конверты с индивидуальными заданиями.

                                 Ход задания

  1. Организационный момент (логопед проверяет готовность к занятию).
  2. Фонетическая разминка                                                                                 Логопед выставляет слоговую таблицу         КО - СКВО

                                                                            ВО – ВРО                                                                  

                                                                             РО - КРО

                                                                              ДА - СДА

Учащиеся читают хором слоги. Логопед вывешивает разноцветные буквы.

                                 СКОВОРОДА                                                                            

- Прочитайте слово. Что оно обозначает?                                                              – Назовите посуду, которой пользуетесь дома.  Как называется посуда для чая? Для обеда?

- как ухаживают за посудой?                                                    

 – Сколько букв в этом слове? Сколько звуков?                                                         – Назовите гласные звуки?                                                                                       – Назовите три первых звука, два последних звука.                                                                  – Составляем из данных букв слова и записываем их в тетрадях.

Логопед выставляет песочные часы. Учащиеся работают три минуты. Затем зачитывают слова. Например: род, сок, вор, оса, рок, воск, роса.

  1. Повторение.

Логопед задает вопросы, перекидывая мяч учащимся. Учащиеся отвечают, перекидывая мяч логопеду.                                                                                     – Что такое речь?                                                                                                           – Как называется речь, которую мы слышим и произносим?                                                                 -  Как называется речь, которую пишем и читаем?                                                                - Как называется речь, которую мы произносим «про себя», неслышно для других?                                                                                                            

 – Из чего состоит наша речь?                                                                                  – Из чего состоят предложения?                                                                        –  -- Как называются слова – предметы?

– На какой вопрос отвечают существительные?

  1. Знакомство с темой.

Логопед вывешивает четыре картинки: торт, тарелка, яблоко, варежки.                                                                                

– К какой части речи относятся данные слова?                                                                                    – Опиши первый предмет.              Торт ( какой?)…………                                    - Опиши второй предмет.                 Тарелка ( какая?)………..                                      – Опиши третий предмет.                Яблоко ( какое?)………                             -  - Опиши четвертый предмет.           Варежки (какие?)…….                                    .- Сейчас мы называли  признаки предмета, имена прилагательные.                              – Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы оно отвечает?

Логопед вывешивает таблицу   « Имя прилагательное».                                                               Логопед оформляет запись на доске.                                        

Торт                           Тарелка               Яблоко                  Варежки

(Какой?)                  ( Какая?)                (Какое?)                (Какие?)

Учащиеся по цепочке работают у доски, подбирая слова – признаки к предметам. Делается вывод: имя прилагательное изменяется по родам и числам, согласуется с существительным.

  1. Физминутка.     «Как живешь?»
  2. Подбор имен прилагательных противоположных по значению.

Добрый –

Умный –

Чистый –

Горячий –

Сладкий –

Светлый -

  1. Работа с предложениями.                                                                                      Логопед предлагает устно составить предложения со словами «сладкий чай», «чистое лицо». Учащиеся записывают их в тетради, выделяя существительное и прилагательное.

  1. Самостоятельная работа.

Логопед раздает учащимся конверты. В конвертах пять картинок – цыпленок, гусь, гриб, машина, яблоко. А также таблички со словами грузовая, сочное, белый, пушистый, большой. Учащиеся должны к данному существительному подобрать прилагательное. Учащиеся записывают пары слов в тетрадь. Слабым учащимся дается три картинки на выбор.

  1. Проверка задания.

 Учащиеся называют существительное, задают вопрос, а затем нужное прилагательное.

Цыпленок (какой?) пушистый

Машина (какая?) грузовая

Гриб (какой?) белый

Гусь (какой?) большой

Яблоко (какое?) сочное

Логопед оценивает работу каждого ученика.      

10  Итог урока.                                                                                                                   

О чем мы говорили на нашем занятии?                                                                             - Что обозначает имя прилагательное?                                                                                  - На какие вопросы отвечают прилагательные?

 -Подберите прилагательные к словам «урок», « перемена», «ученики».                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука /л/ в словах и предложениях"

Материал могут использовать учителя-логопеды. В процессе занятия  закрепляется правильное произношение звука/л/ в словах и  предложениях; формируется умение согласовывать существительное ...

Конспект группового логопедического занятия для первоклассников с ФФН. Тема: "Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах и предложениях"

Цели занятия:Научить различать звуки и буквы Ч-Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и фонематического восприятия.Научить применя...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»...

Конспект логопедического занятия. «Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях».

Развитие артикуляционной подвижности, фонематического восприятия, автоматизация произношения звука [ч]...