Конспект открытого логопедического занятия с обучающимися 1 класса. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.
план-конспект на тему

Радченко Ольга Васильевна

Конспект подгруппового логопедического занятия с обучающимися 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия с обучающимися 1 класса

Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

Цель занятия: Закрепление правильного произношения звука [ш] в речи.

Задачи занятия:

  • Образовательные: научить правильно произносить звук [ш] в слогах, словах и предложениях;
  • Коррекционные: развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать четкое произношение звука [ш] в слогах, словах и предложениях; развивать фонематическй слух и восприятие; развивать навык звукобуквенного анализа слова; развивать связную речь;  развитие внимания, мышления, общей и тонкой моторики; развивать просодические компоненты речи; развивать связную речь.
  • Воспитательные: воспитывать умение слушать, интерес к занятиям, умение работать самостоятельно и в парах.

Оборудование: макет «Страна смешариков», фигурки смешариков, предметные картинки, картинки «Артикуляционная гимнастика», изображение змеи, плакат «Характеристика звука».

Индивидуальный раздаточный материал: карточки № 1, №2, изображение солнышка, прищепки, карандаши, зеркало.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

-  Доброе утро, ребята! Сегодня к нам в класс пришли гости.

-Гости дорогие, важные такие.

 В классе здесь у нас сидят,

И на нас на всех глядят.

И не строго, а с улыбкой.

 А с улыбкою простой.

Ну а мы ребята с вами им ответим…  Добротой!

  1. Объявление темы занятия:

-Сегодня ребята мы отправляемся в волшебную страну, где каждый из вас хотел бы побывать и даже я. А что это за страна мы узнаем из стихотворения о  её жителях.

- Живут в стране друзья веселые,

О них узнаем скоро мы

Там есть баран зовут Бараш,

И мудрый лось зовут Лосяш,

Кролик веселый по имени Крош,

В этой стране еще ты найдешь

Кругленькую Хрюшу

По прозванью Нюша.

- Вы наверное уже догадались, что это волшебная страна кого? (Смешариков)

-правильно, ребята!

- Смешарики пригласили нас в гости, но прежде они хотели бы узнать умеем ли мы произносить их любимый звук. Как вы думаете, какой звук у них любимый? Послушайте еще раз их имена. Какой общий звук вы слышите? (звук ш)

- Правильно это звук [ш], и сегодня мы должны  показать Смешарикам наши умения правильно и четко  произносить его.

3. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы подготовить наш язык к тому, чтобы четко произносить любимый звук смешариков,  мы должны выполнить специальные упражнения для языка.

- Сядьте ровно, спина ровно, ноги на полу, руки положите перед собой на парту, смотрим в зеркала и выполняем наши упражнения. (на доске картинки с артикуляционными упражнениями)

1) улыбочка-трубочка, 2) лопатка, 3) качели, 4) вкусное варенье, 5) маятник, 6) грибочек, 7) чашечка

- ну вот теперь наш язык готов к тому, чтобы правильно и красиво произносить звук [ш].

4. Анализ артикуляции.

-Посмотрите на схему нашего речевого аппарата, вспомним где находится язык когда мы произносим этот звук? (у верхнего неба, в форме чашечки), в каком положении губы (губу округлены, вытянуты вперед).

- давайте все вместе произнесем его. ( дети произносят хором, смотрят в зеркала)

-Очень хорошо!

5. Характеристика звука.

-Ребята, давайте охарактеризуем звук ш. (согласный, не поется)

- Глухой или звонкий? (глухой, горлышко молчит)

- Посмотрите ребята, почему звк [ш] изображен на синем фоне? (он всегда твердый)

-- Какой буквой обозначается звук[ш]? (буквой ша)

- Молодцы ребята, вы правильно охарактеризовали звук [ш]. (на доске картинка: артикуляционный профиль звука ш на синем фоне)

6. Пальчиковая гимнастика.  

- Ну раз мы идем в гости, ребята, то я предлагаю сделать подарки для Смешариков. Они очень веселые и не любят грустить, поэтому не любят плохую погоду, не любят когда на небе тучи. Как называется такая погода? (пасмурная, дождливая).

- А давайте подарим Смешарикам солнышко, чтобы у них всегда была ясная погода и хорошее настроение. (дети делают солнышко из картона и прищепок и оставляют каждый на своем столе)

-Какое замечательное солнышко получилось у каждого из вас!

-Ну теперь мы готовы отправиться в страну Смешариков. Итак, ребята давайте закроем глаза и представим себе, что мы сейчас окажемся в волшебной стране Смешариков. (звучит музыка «Волшебство»)

7. Произношение изолированного звука.

-И вот мы в чудесной стране Смешариков! (открывается макет «Страна Смешариков»)

- Посмотрите,  ребята! Все наши герой собрались у домика Нюши и ждут нас.

- Но кто это у нас на пути? (змея)

- Змейка заблудилась, давайте поможем ей добраться домой. На столе у вас карта по которой мы проводим змейку домой (карточка 1). Какой звук издает змея? (ш-ш-ш).

- Сначала сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот, ставим палец на змейку и ведем её домой. Сначала все вместе, вдохнули –ш-ш-ш. теперь по цепочке. ( дети по очереди произносят звук ш).

- Молодцы, ребята вы помогли змейке добраться домой.

8. Развитие фонематического слуха. Дидактическое упражнение «хлопни в ладоши».

-Посмотрите, ребята, кто это? Правильно, это Лосяш! Лосяш ребята очень умный, и ему очень хочется  проверить знаем ли мы любимый звук Смешариков Ш. Умеем ли мы отличать его от других звуков?

- Давайте покажем что мы умеем делать это очень хорошо!

- Я называю вам звуки, а вы как только услышите звук ш хлопните в ладоши.

-Итак будте внимательны: ш, п ,к, л ,ш, н, ш, с, ш, ц, ш , очень хорошо!

-А теперь я произношу слоги : Ша Па, кА, шу, су, зу, ше, те. Молодцы!

А теперь слова: шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.

- молодцы, ребята! Лосяш очень рад, что вы такие внимательные и умеете отличать звук ш от других звуков.

9. Закрепление звука в слогах.

- Посмотрите, ребята, это Бараш! Он просит нас о помощи. Вы ведь все, наверное, знаете, что Бараш очень любит сочинять стихи (как называется человек, который сочиняет стихи), но у него не всегда это получается. Вот и сегодня у него никак не получается закончить строки в его стихах.

- Давайте поможем ему -продолжим  и повторим предложения.

- Ши-ши-ши, ши-ши-ши- вот играют (малыши)

-Уш-уш-уш,уш-уш-уш- я приму горячий (душ)

Аш-аш-аш, аш-аш-аш- это синий (карандаш)

Ишни-ишни-ишни- созревают (вишни)

Шок-шок-шок, шок-шок-шок разбудил нас (петушок).

- очень хорошо ребята! Бараш вам очень благодарен, теперь вы тоже поэты.

10. Закрепление звука в словах.

- Ребята! Посмотрите какой чудесный домик у Нюши. Но у неё случилась маленькая неприятность. Нюшина кошка Машка так быстро гонялась за мышкой, что все вещи оказались разбросаны повсюду.

-Ребята, давайте поможем Нюше навести порядок в её домике, но будте внимательны в Нюшином домике должны быть только те вещи, в названиях которых есть звук [ш]. (картинки со звуком ш, и без него, дети по очереди выходят к домику, называют изображение на картинке и кладут в домик).

- Молодцы, ребята! Вы были внимательны и помогли навести порядок в домике Нюши.

11.Физкультминутка

 -Ребята Нюша предлагает нам немножко отдохнуть и подвигаться под её любимую песенку « круглая песенка». (звучит аудиозапись «круглой» песенки из мультфильма «Смешарики»).

-какая замечательная песенка правда ребята!

12. Закрепление звука в предложениях.

-Ребята это … Крош. Кто мне скажет какой он (озорной, непоседливый). Он еще и шутник. Он решил подшутить над своими друзьями и запутать их и написал им странное письмо. Давайте поможем друзьям исправить предложения в письме. «Послушай и исправь».

«Письмо пишет дедушку»

Нюшина мышка поймала кошку.

Камешек нашел Лосяша.

На шубу вешают вешалку.

Ландыши нашли Нюшу.

- очень хорошо, ребята вы справились с этим непростым заданием Кроша.

12. Звуковой анализ слов.

- ребята, Бараш помимо того, что он поэт, еще и художник (любит рисовать). Он предлагает нам немножко порисовать и раскрасить звуковую схему слова. Вспомним ребята каким цветом обозначим теверд согл. –синим, мягкие- зелен, гласные –красн. (карточка 2).

( придумать слова: 1 парта –звук ш в начале слова, 2 парта: звук ш- в середине, 3 парта – звук ш в конце)

13. Итог.  

-Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну смешариков. Вы очень хорошо работали и помогли нашим друзьям выполнить непростые задания. Давайте вспомним с каким любимым звуком Смешариков мы сегодня работали? (Звук ш)

Они очень рады что вы научились правильно произносить звук ш в слогах, словах и предложениях.

14. Рефлексия .

- ребята скажите пожалуйста о чем мы позабыли?( Подарить Смешарикам наши подарки). Ребята если вы считаете, что у вас хорошо получается произносить звук ш и вам легко было выполнять все задания подарите солнышко Смешарикам, а если у вас не совсем еще получается произносить звук ш и у вас были трудности с заданиями, то оставьте солнышко у себя на парте. (дети подходят к столу и кладут солнышко возле Смешариков ,звучит музыка «Смешарики лирика»).

15. Домашнее задание.

-Ребята, Смешарики тоже приготовили вам подарки (карандаши).  Они очень просят вас дома нарисовать их портреты этими карандашами и не забывать произносить четко звук ш в обычной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Данный конспект позволяет закрепить произношение звука "Р" в речи....

конспект логопедического занятия в 1 классе "автоматизация звука Ш в словах, предложениях"

конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в 1 классе коррекционной школы 8 вида...

Конспект открытого логопедического занятия для обучающихся с СНР легкой степени на тему: «Игры для развития речи».

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #323333; -webkit-text-stroke: #323333} span.s1 {font-kerning: none} span.s2 {font: 9.0px Helvet...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях"

представлены все этапы логопедического занятия и речевые  игры с речевым материалом, которые применяются для автоматизация звука С...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия«Автоматизация звука [ш] в слогах, словахи предложениях»...