Рабочая программа дополнительного образования «Путешествие в страну сказок»
рабочая программа по теме
Рабочая программа разработана в рамках проекта «Сказочный океан» Долгушиной А.К , 2010 г. ориентирована на учащихся 1-5 классов с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneklassnogo_chteniya_puteshestvie_v_stranu_skazok_skazok.rar | 53.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено руководителем МО учителей _________/С.В. Евстратова/ | Утверждено: Директор школы __________ /С.В. Замятина/ Приказ № _____ от «___» ___2013 г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
«Путешествие в страну сказок»
2013-2014 учебный год
Образовательная область
«Художественно – эстетическая направленность»
Составила: Долгушина А.К.,
библиотекарь
с. Горки
Лицензия А № 0000447 от 24.05.2012 регистрационный № 1689 департамента образования
Ямало – Ненецкого автономного округа
Программа предназначена для работы с детьми ОВЗ в коррекционной школе VIII вида.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в рамках проекта «Сказочный океан» Долгушиной А.К , 2010 г. Рабочая программа дополнительного образования ориентирована на учащихся 1-5 классов с ОВЗ и реализуется на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». (А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.) – 8 – у изд. – м.: Просвещение, 2013. – 176 с.
2. Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012года,
3. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п ОУ».
Цель программы:
- Формировать устойчивый читательский интерес на основе привлечения к активному чтению детей с интеллектуальным нарушением в развитии, не обладающих устойчивым интересом к книге.
Задачи программы:
- Развитие навыков осознанного чтения;
- Содействие коррекции и развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей;
- Формирование у детей потребности в чтении через привлечение в массовых библиотечных мероприятиях;
- Воспитание нравственных качеств через библиотечные формы работы со сказкой.
Основные направления коррекционной работы
- Коррекция памяти, внимания
- Развитие творческого воображения через чтение сказок
- Развитие аналитико-синтетической деятельности.
- Обогащение словарного запаса
- Коррекция и развитие связной устной речи, действенного мышления
- Формирование интеллектуальных, организационных умений.
Методы и формы работы:
- библиотечные уроки
- викторины, конкурсы
- громкое чтение и обсуждение
- инсценирование
- выполнение творческих заданий (поделки, рисунки и т.д.)
- литературные вечера
- тематические беседы
- рекомендательные беседы
- презентации
Срок реализации данной программы 1 год. Определены темы мероприятий, вид деятельности, формы реализации, коррекционная работа, указано количество часов для проведения каждого мероприятия.
Содержание программы:
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста и разработана с учётом психологических особенностей детей. Разработка программы чтения вызвана необходимостью практически разрешить сложную проблему снижения интереса детей к чтению. У детей с интеллектуальным нарушением в развитии читательский интерес снижен из-за таких особенностей, как слабая любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей. В программе задействован экономический стимул. Участвуя в программе, дети зарабатывают «библионики», которые зачисляются на их личный счёт и учитываются при подведении итогов. Программа содержит интересный наглядный материал, который позволяет оценить уровень чтения детей. Программа имеет не только развлекательный характер, но и заставляет ребят внимательно и вдумчиво читать.
Организация работы по программе
Всем участникам программы вручаются дневники путешественника, личные сберегательные книжки и буклеты с заданиями.
В дневники путешественника ребята записывают прочитанные книги.
Каждая прочитанная сказка оценивается определённым количеством «библиоников». Количество «библиоников» заносится на личный сберегательный счёт. Каждый «библионик» имеет свой денежный номинал.
Буклеты с заданиями предполагают не только чтение книг и разгадывание кроссвордов, но и посещение библиотеки, участие в конкурсах и библиотечных мероприятиях, выполнение творческих заданий.
Игровые задания даются разного уровня сложности, чтобы любой ребёнок мог заинтересоваться и справиться хотя бы с одним из них. Выполняя игровые задания, ребятам предлагается сделать свой выбор и определить самого интересного героя.
Итоги личных достижений по чтению подводятся по подсчёту «библиоников», на личном сберегательном счёте. Самые активные читатели поощряются призами, дипломами, а их фамилии заносятся в Книгу почёта «Суперчитатель».
Все участники программы получают сертификаты их личных достижений с указанием заработанных «библиоников».
Направления реализации программы:
- Маркетинговая деятельность.
- Анкетирование с целью выявления уровня читательского интереса;
- Организация работы по продвижению чтения и пропаганде лучших образцов литературных и авторских сказок, используя различные методы рекламы;
- Промежуточный и итоговый мониторинг за динамикой чтения учащихся.
- Организация работы с книжным фондом.
- Раскрытие фонда сказок различными формами и методами;
- Пополнение фонда путём проведения акции «Школьной библиотеке – хорошую книгу»;
- Использование ИКТ- технологий в мероприятиях программы.
- Информационно- библиографическая работа.
- Подготовка и выпуск библиографических пособий малых форм по разделам программы;
- Создание банка данных по теме «Золотая полка сказок».
- Разработка методических рекомендаций для педагогов, работающих в рамках программы.
- Массовая работа с читателями.
- Презентация программы для её участников.
- Организация книжных выставок.
- Проведение мероприятий по каждому разделу программы.
- Информационная деятельность.
Формы педагогического взаимодействия:
- Работа с воспитателями: Организация чтения в свободное время, контроль за посещением библиотеки, помощь детям в заполнении дневников путешественника, помощь в подготовке библиотечных мероприятий.
- Работа с классными руководителями: Помощь детям в заполнении дневников путешественника, оформление информации в классных уголках, контроль за посещением библиотеки детьми, проведение тематических классных часов.
- Работа с педагогами дополнительного образования: Выполнение творческих заданий, поделок, рисунков через кружковую деятельность.
- Работа с администрацией школы: Оказание материальной помощи при реализации программы.
- Работа с логопедом: Мониторинг результатов техники чтения и читательской деятельности.
- Работа с родителями: Информирование родителей, привлечение к организации и участию в библиотечных мероприятиях.
Формы отслеживания результативности работы по программе
- Анализ итогов заполнения дневников путешественника
- Анализ итогов заполнения сберегательных книжек
- Анализ уровня посещаемости библиотеки
- Анализ мониторинга техники чтения
- Беседы с воспитателями и учителями литературного чтения
Ожидаемые результаты:
- Привлечение к чтению детей, не обладающих устойчивым интересом к чтению.
- Совершенствование навыков чтения.
- Формирование понятия о чтении как о форме досуга.
- Пополнение книжного фонда новыми книгами-сказками.
- Создание банка данных сказок.
Литература:
1. Справочник школьного библиотекаря; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека,2006.
2. Библиотечно-библиографическая классификация;- М.: Либерея - Бибинформ, 2008.
3. Путешествие в Читай-город: Сценарии мероприятий, библиотечные уроки. - Волгоград: Учитель, 2009.
4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Занимательные литературные игры и викторины для детей -М., ООО «ИД РИПОЛ классик»,Издательство «Дом.»21 век»,2007.
5. Загадки тридесятого царства. Сборник сказочных викторин. Волгоград: Учитель, 2013
6. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. Ярославль. Академия развития, 2004.
7. Кугач А.М. Познавательные игры, конкурсы и развлечения для школьников. Ярославль. Академия развития, 2007.
Тематическое планирование по программе
№ п/п | Название мероприятия | Форма проведения | Коррекционная работа | Ча сы | Время проведения |
1. | «Сказки со всего света». | Книжная выставка | Коррекция памяти, внимания | 1 | октябрь |
2. | «Путешествие в Страну сказок» | презентация | Коррекция памяти, внимания | 1 | ноябрь |
3. | «В гостях у Василисы». | Книжная выставка – конкурс | Развитие творческого воображения. Коррекция памяти, внимания, | 1 | декабрь |
4. | «Волшебный клубок». | Литературная игра | Развитие творческого воображения. Коррекция памяти, внимания | 1 | декабрь |
5. | «За Коньком – горбунком». | Книжная выставка- – кроссворд | Коррекция памяти, внимания | 1 | январь |
6. | «Лучший знаток сказок». | Конкурс | Развитие творческого воображения. Коррекция памяти, внимания | 1 | февраль |
7. | «Тысяча и одна ночь». | Книжная выставка- – викторина | Развитие творческого воображения. Коррекция памяти, внимания | 1 | февраль |
8. | «Сказки народов мира». | Литературная викторина | Развитие творческого воображения. Коррекция памяти, внимания | 1 | Март |
9. | «Великие волшебники». | Книжная выставка | Коррекция памяти, внимания | 1 | март |
10. | «Знакомые незнакомцы» | Литературный ринг | Развитие творческого воображения. Коррекция памяти, внимания | 1 | апрель |
11. | «В гости дедушке Корнею» | Викторина | Развитие творческого воображения. Коррекция памяти, внимания | 1 | апрель |
12. | «Путешествие в Страну сказок». Подведение итогов чтения по программе. Награждение. | Литературный праздник. Подведение итогов чтения по программе. Награждение. |
Мониторинг техники чтения за 2010 - 2011 учебный год
При проверке руководствовались нормами по технике чтения:
3 класс — 25 — 30 слов;
4 класс — 35 — 40 слов;
5 класс — 45 — 60слов;
В 1 ступени читало - 14 учеников. С техникой чтения справилось 100% учащихся. Читать стали больше, правильнее, осознаннее.
3 класс
Читало 5 учащихся класса. Все учащиеся класса прочитали больше нормы.
Справка (Ира Т. прочитала 55 слов (больше, чем в 1 полугодии на 1 слов). Читает правильно, затрудняется в пересказе почитанного. У Вани С. – 40 слов (больше на 13 слов). Коля Т. прочитал 47 слова (больше на 5 слов). Маша Р. прочитала 63 слов (на 5 слов больше). Пастырев В. прочитал 49 слов.
4 класс
Читало 9 учащихся. Все (100%) справились с нормой техники чтения. Читать стали больше. Все учащиеся класса читают бегло, осознанно.
(Справка: Нялимова Л. – 118 слов, Баранцов С. – 103 слова (больше, чем в 1 полугодии на 17 слов), Сухарин В. – 100 слов (больше на 3 слова), Тарасов Никита прочитал 97 слов (больше на 12 слов), Севли Д. - 99 слов (больше на 6 слов), Хартаганова Л. – 58 слов (больше на 5 слов).
На уровне 1 полугодия учебного года прочитали Паршуков Д. – 56 слов, Шишкин К. – 41 слово.
Вануйто В. прочитал 68 слов, что меньше, чем в 1 полугодии на 9 слов).
Во 2 ступени читало 28 учащихся. Выполнили норму по технике чтения 23 ученика, что составляет 82 %. Не справились с нормой чтения 5 учеников (18 %).
5 класс
Читало 6 учащихся. Все учащиеся (100%) справились с нормой техники чтения. Читать стали больше. Все учащиеся класса читают бегло, осознанно.
(Справка: Русмиленко Р. – 127 слов (больше на 42 слова), Талигин М. прочитал 100 слов (больше на 15 слов), Игнатова Т. – 94 слова (больше на 22 слова), Русмиленко В. – 92 слова (больше на 16 слов), Енова Ю. – 81 слово, (на 24 слова больше), Шиянов С. – 81 слово (больше на 4 слова).
Мониторинг техники чтения за 2011-2012 учебный год.
При проверке руководствовались нормами по технике чтения:
3 класс — 25 — 30 слов;
4 класс — 35 — 40 слов;
5 класс — 45 — 60слов;
В 1 ступени читало - 12 учеников. 11 учащихся справились с нормой чтения (91,6%). Читать стали больше, правильнее, осознаннее.
1 класс
Читало 3 учащихся. Все учащиеся класса справились с нормой.
(Справка: Аляба К. прочитал 62 слова, чтение беглое, правильное, осознанное. Конев Д. прочитал 44 слова, чтение словами, беглое, ошибки: искажение звуковой структуры слова. Попов В. прочитал 21 слово, чтение замедленное послоговое с переходом на слова, с ошибками: искажение звуковой структуры слова)
2 класс
Читало 3 учащихся класса. Все учащиеся класса справились с нормой.
(Справка: Алёша Я. прочитал 52 слова. Читает бегло, правильно, передал смысл прочитанного. Кристина К. – 30 слов (на 10 слов больше), чтение послоговое с переходом на слова, замедленный темп чтения. Прочитанное поняла. Юля П. – 41 слово, чтение послоговое, с многочисленными ошибками. Основную мысль прочитанного поняла.)
4 класс
Читало 6 учащихся. 5 учащихся справились с нормой чтения (83,3%) справились с нормой техники чтения. Учащиеся класса читают бегло, осознанно.
(Справка: Конкин Д. – 66 слов (на 2 слова меньше, чем в первом полугодии); Рохтымова М. – 86 слов (больше на 9 слов); Тыликова И. – 62 слова (на уровне 1 полугодия); Пастырев В. – 74 слова (больше на 15 слов); Тоболев К. – 53 слова (больше на 4 слова).
Не справился с нормой техники чтения Севли В. – 32 слова (больше на 2 слова)
Во 2 ступени читало 25 учащихся. Выполнили норму по технике чтения 21 учащийся, что составляет 84,0 %. Не справились с нормой чтения 4 ученика (16,0 %).
5 класс Читало 8 учащихся. Все учащиеся (100%) справились с нормой техники чтения. Читать стали больше. Все учащиеся класса читают бегло, осознанно.
(Справка: Нялимова Л. – 138 слов (больше на 21 слово); Тарасов Н. – 110 слов (больше на 12 слов); Вонуйто В. – 98 слов (больше на 6 слов); Сухарин В. – 124 слова (больше на 45 слов); Севли Д. – 126 слов (больше на 17 слов); Паршуков Д. – 80 слов (больше на 20 слов); Хартаганова Л. – 75 слов (больше на 17 слов), Шишкин К. – 53 слова (больше на 2 слова).
Методическое обеспечение программы
Приложение 4.
Дорогие ребята!
Если вы любите читать о магах и волшебниках, о принцессах и колдуньях, о феях и эльфах –
присоединяйтесь к библиотечной программе
«Путешествие в Страну сказок»!
Каждый класс, который включится в программу, получит
дневник путешественников
для записи прочитанных книг.
Посещайте библиотеку, принимайте участие в книжных праздниках, читайте книги, привлекайте к чтению своих друзей!
Самых активных участников программы ждут ценные призы!
За личные достижения
все участники получат сертификаты и будут занесены в Книгу Почёта
«Суперчитатель».
Ждём вас в библиотеке!
Приложение 5.
Дорогие ребята!
Чтобы попасть в Страну сказок, которая находится на высокой горе
Вы должны выполнить ряд условий:
- Читать книги
- Участвовать во всех библиотечных мероприятиях
- Отвечать на вопросы
- Выполнять творческие задания
- Заполнять дневник путешественника
Будьте активны, потому что за все будут начисляться «библионики» (библиотечные баллы), которые будут зачисляться на ваш личный счет.
Сколько можно заработать?
- За одну прочитанную книгу – 5 библиоников
- За один правильный ответ – 1 библионик
- За выполнение творческого задания – 10 библиоников
Чтобы добраться до вершины горы и попасть в Страну сказок, нужно заработать 100 библиоников.
Удачного вам восхождения!
Приложение 6.
Библиотечная сберегательная книжка
Счет №_______________
Фамилия, имя вкладчика_______________________________
Дата | Количество библиоников | За что заработано |
Приложение 7.
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Школьная библиотека
С е р т и ф и к а т №__
Настоящим удостоверяется, что __________________________________
Принял в 2011 – 2012 учебном году участие
в библиотечной программе чтения « Путешествие в Страну сказок»
и заработал __________ библиоников.
Сертификат представляется в комиссию для подведения итогов школьной экономической игры.
Руководитель программы :
М.П. ________2011г.
Приложение 8.
Дневник путешественника в Страну сказок
№ п/п | Автор | Название |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в страну сказок."
Формируются навыки игрового общения с использованием невербальных средств в рамках сказочного сюжета....
«Путешествие по стране сказок»
Урок-мастерская письма для учащихся 5 класса....
Конспект логопедического утренника "Путешествие в страну сказок"
Конспект логопедического утренника в классах-группах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида - "Путешествие в страну сказок"...
спортивный праздник "Путешествие в "Страну сказок""
ежегодно в школе проводим праздник для учащихся 1 класса и воспитанников детского сада...
Путешествие в страну сказок
Окно открывается , и девочка в костюме бабушки начинает рассказ:В некотором царстве, в некотором государстве жила Василиса- примудрая......
Урок-литературный ринг "Путешествие в страну сказок"
обощающий урок по творчеству А.С.Пушкина...
Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.
Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....