Развитие психомоторики и сенсорных процессов
рабочая программа по теме
Разработка рабочей программы по "Развитию психомотрики и сенсорных процессов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensorika-10.docx | 101.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МКС(К)ОУ Варнавинская школа- интернат VIII вида
Программа
по
сенсорике
1-4 классы
Учитель начальных классов: Антонова О.В.
Варнавино 2012
Пояснительная записка
Младший школьный возраст детей с умственной отсталостью – важнейший период формирования жизненного ресурса детей, этап становления его социализации, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия.
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Теоретической основой данной программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормального развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможности его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлений окружающего мира. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, его рассматриванию, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками (сенсорными эталонами), которые сложились исторически. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Сенсорное развитие, формирование пространственно-временной организации деятельности ребёнка базируется и теснейшим образом связано с его моторной активностью (характеризующейся недостаточной дифференциацией, координацией и переключаемостью движений, неустойчивостью темпа движений, неумением подчинить свои действия словесным инструкциям). Все перечисленное выше является важнейшим аспектом формирования предпосылок дальнейшего развития.
Практика диагностической и коррекционно-развивающей деятельности показывает, что правильное представление умственно - отсталого ребенка о действительности обеспечивает накопление знаний, а вместе с двигательной активностью и успешное освоение новых видов деятельности, адаптацию к новой обстановке, что подтверждает нужность и необходимость проведения данной программы в нашей школе.
Особенностью программы является то, что на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков дается правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Программа включает в себя несколько последовательно реализуемых задач:
• Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве;
• Формирование пространственно – временных ориентировок;
• Развитие слухоголосовых координации;
• Совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
• Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
• Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации;
- Формирование точности и целенаправленности движений и действий;
- Восприятие сложных явлений.
Настоящая программа предназначена для групповой работы с детьми 1- 4 классов, включает по 2 занятия в неделю в каждом классе. Количество детей в группе – 3 - 6 человек. Курс включает 66 занятий в первом классе и по 68 занятий во втором, третьем и четвертых классах. Занятие длится 15 - 30 минут, его продолжительность зависит от возраста и актуального состояния школьников на данный момент. Основной формой осуществления программы является групповая работа.
К проведению занятий предъявляются следующие требования: светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом для игр на ковре (кабинет психолога), музыкальное сопровождение, парты для выполнения письменных заданий, проведения настольных игр. Занятия строятся с учётом специфических особенностей развития умственно-отсталых детей, а именно: проводятся в одно и то же время, во второй половине дня. Нагрузка на нервную систему детей распределяется так, чтобы они не чувствовали усталости. Для этого используется чередование различных видов деятельности. В ходе занятий применяются такие формы подачи материала, как подвижные, графические и настольные игры, схемы, рисунки, загадки, логические задачки и т. д. Методика их проведения тщательно продумывается. Задания усложняются постепенно: от наиболее легких к более сложным. С учащимися, не успевающими выполнять по каким-то причинам отдельные задания, ведется индивидуальная дополнительная работа по ранее заготовленным карточкам. Специально подбираются меры и средства влияния на каждого ребенка. При выполнении задания, действия, участия в играх, поддерживаются и словесно поощряются любые проявления детской инициативы. Уделяется внимание развитию стремления видеть необычное в ближайшем окружении, желанию узнать, спросить, а также коррекции и развитию мелкой моторики рук, с целью чего на занятиях используются традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков.
Программа 1-2 классов включает 14 тем и подразделена на два блока. Первый объединяет занятия на восприятие свойств предметов, пространства, времени, движений и целостности предметов, второй - на восприятие сложных явлений: природы, исскуства, внутреннего состояния людей. Игры и задания подобраны с учетом закономерностей формирования восприятия: сначала действия с реальными предметами. Затем – с моделями предметов, где школьники учатся манипулировать свойствами сначала в реальных действиях, помогающих расчленить перцептивные действия и модели предметов на элементы, что позволяет облегчить их усвоение и перевести на уровень зрительного обследования предметов. Восприятие сложных явлений включает задания и действия, направленные на их обследование, сопоставление с эталонами, принятыми в обществе, последующего за этим узнавания по сходству и различию, словесного описания, переживания чувств, творческой деятельности.
Программа 3 – 4 класса включает 7 тем и подразделяется на 5 блоков:
- Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза;
- Пространственная ориентация;
- Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха;
- Развитие сенсомоторных координаций;
- Восприятие сложных явлений.
Каждое занятие имеет свою структуру и состоит из 3 частей: разминки, основной и заключительной части.
Целью разминки является создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка школьника к предстоящей деятельности. В разминке используются следующие упражнения:
- Упражнения на развитие моторики, дыхательные, стимулирующие и расслабляющие;
- Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации равновесия);
- Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки);
- Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям;
- Стимулирующие упражнения (Упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук);
- Упражнения по оптимизации тонуса и обучение релаксации;
- Работа с локальными мышечными движениями (Упражнения по обучению ребёнка перекатыванию головы, работа с плечевыми суставами, упражнения для ног: повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия, зрения);
Целью основной части является развитие познавательных и сенсорных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, психомоторики. Она включает в себя работу по теме занятия, физкультминутку или подвижную игру, письменные задания(если это необходимо по теме занятия) и игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов.
Целью заключения является проверка полученных на занятии навыков,
закрепление положительных эмоций от работы на занятии
подведение итогов прошедшего занятия.
В представленной программе используется схема обследования уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики учащихся, позволяющая выявить уровень актуального развития школьников (оценка владения сенсорными эталонами, оценка психомоторного развития - диагностические задания Н.И. Озерецкого, М.О.Гуревича). Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного и повторного обследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.
- Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
- Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995.
- Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976.
- Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
- Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
- Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
- Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.
- Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
- Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
- Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.
- Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
- Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.
- Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
- Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
- Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
- Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997
- Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.
- Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
- Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
- Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989
- Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.
- Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
- Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.
- Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990
Тематическое планирование
1 класс ( 2 часа в неделю)- 66 часов в год
Дата | №п/п | Тема занятия | К-во часов | Содержание | Методическое обеспечение |
1. Цвет предметов | |||||
1 | Основные эталоны цвета. Подбор предметов, различающихся по доминантному признаку | 1 | Дид. игра «Сложи башенку из кубиков», «портрет», «парашют», творческое задание «майданская роза, упражнение «Собери подводный мир» | Объемные цветы, рамка для портрета, презентации, Кубики и флажки разного цвета, краски, листы по кол-ву участников | |
2 | Нахождение одинаковых и разных по цвету предметов на основе практических действий | 1 | игра «Подбери по цвету», «Чудесный мешочек», Упражнение «Сделай по инструкции башенку, светофор», «Спина к спина» | детский конструктор, цветные карандаши, листочки в клеточку, картинки предметные, карточка-шифровка с буквами, мешочек | |
3 | Сопоставление цветов, их сочетаний и оттенков | 1 | Игра «Сложи радугу», «Какие цвета использованы» | Цветные радуги по количеству уч-в, изображения пр- тов разных цветов | |
4 | Комбинирование разных цветов | 1 | Задание «Собери гирлянду», подв. игра «Слушай, смотри и показывай» | Гирлянда- образец, кружки разного цвета | |
2. Геометрические фигуры, форма предметов | |||||
5-6 | Геометрические фигуры. Соотнесение фигур с предметами, совпадающими по форме | 2 | Игра «Чудесный мешочек», задание «Найди предмет указанной формы», игра «Коврик», «Найди похожую фигуру» | 2 набора геом фигур (из фанеры и орг. стекла), модели геом фигур, картинки с изображением предметов | |
7-8 | Закрепление наименований геометрических фигур | 2 | Игра «Из каких фигур состоит машина, Замок», задание «Определи форму предмета» | Образец машины, замка, карточки с изображением предметов | |
9-10 | Воспроизведение простейших комбинаций по образцу и памяти | 2 | Задание «Составь целое из частей», зрительный диктант, тв. Задание | Набор геом фигур, цветная бумага для аппликации | |
11 | Представление предметов по их схематическим изображениям | 1 | Дид игры «Какая игрушка?», «Найди место геометрической фигуре» | Набор карт- схем, геометр-х фигур разной формы | |
Цвет, форма, величина предметов | |||||
12 | Закрепление изученных геометрических фигур | 1 | Упр-е «Чем похожи домики», «Найди по инструкции», «Четвертый лишний» | Карточки с инструкциями, карточки В4, 4Л | |
13-14 | Подбор пар предметов, одинаковых по цвету и размеру, цвету и форме, размеру и форме | 2 | Задание «Сложи орнамент из фигур», «найди похожие фигуры», «Раскрась правильно» | Наборы геометрических фигур, бланки с заданиями для рисования | |
15-16 | Составление групп предметов, одинаковых по форме и различных по другим признакам | 2 | Дид игра «похоже или нет?», «Засели домики», коллаж на тему «Круглая цветочная поляна», «Город квадратов» | Счетные палочки, пластилин, тесьма, цветная бумага, ножницы, бланки с изображением домиков | |
17 | Сопоставление частей и деталей предмета по величине | 1 | Дид игра «Разноцветные круги», «Найди фигуру», «Построй башню и лесенку», подв. игра «Маленькие и большие ножки» | геом фигуры разного размера и цвета, полоски картона с изобр – ем следов разного размера, бубен, фонарик | |
18-19 | Закрепление пространственных представлений и понятий о форме, цвете, величине | 2 | Игра «Чудесный мешочек», задание «Построй дом», «Переверни треугольники», графический диктант»; дид игра «Собери и догадайся», конструирование, аппликация | танграм, мешочек, овощи и фрукты, полоски из цветного картона; цв бумага, сч палочки, шаблоны геом фигур, инд карточки | |
Размер предметов | |||||
20 | Сравнение предметов по высоте, длине, ширине, толщине | 1 | Игры «Самый, самый», «Палочки в ряд», «Пирамидки», подв. игра «Через ручеек» | Карточки с заданиями, с изображением предметов разных параметров, бубен | |
21-22 | Группировка предметов по указанным признакам | 2 | Дид игры «Построй лесенку», «Разложи в коробочки», «Какая крыша?» | 5 полос бумаги разной ширины, 4 коробки, карточки с заданиями | |
23 | Простые мерки для измерения и сопоставления предметов | 1 | Упражнения «Как измерить высоту, длину, ширину, толщину», игра «Что может быть…» | Линейка, лента, веревочка, сантиметр, бумага, ножницы по кол-ву детей | |
24 | Закрепление и обобщение представлений о размерах пред-тов | 1 | Задания «Определи ширину окон и дверей», «Разложи карандаши», игра «Разные окна» | По 6 карандашей разной длины, карточка с заданиями. | |
Ориентирование в схеме собственного тела | |||||
25 | Схема тела. Правая и левая сторона тела | 1 | Игра «Найди пару»,«Пол, нос, потолок», задания на расположение составляющих тела | стимульный материал –варежки, шаблоны, карандаши, цветная бумага, карточки со схем изображ-ем человека | |
26-27 | Схема тела и направления пространства по отношению к себе | 2 | Игра «Пол, нос, потолок», задания на ориентацию в строении собственного тела; упражнение «Проволочный человек». Игра «где право, где лево», «Найди игрушки» | предметы, находящиеся в кабинете,карточки, коробки с предметами, проволока, кусачки для проволоки, магнитофон, музыкальные композиции | |
Ориентация в пространстве | |||||
28 | Местоположение предметов в пространстве относительно друг друга | 1 | Задания на определение уровня владения предлогами, Игра «Клад» | ручка, карандаш, ластик, ключи, конфета, спичечная коробка, игрушки, мелкие предметы. | |
29-30 | Моделирование пространственных отношений | 2 | Игра «Фигуры высшего пилотажа», «Секреты», «Водители», «выполни по схеме» | варианты игровых полей, машинки по количеству участников, магнитная доска, шаблоны самолетов, план- схема кабинета. | |
31 | Моделирование пространственных отношений по инструкции педагога | 1 | Игра «Оформи свою комнату», « Откуда и чей чей голос?», Задание «Найди ошибки» , «Составь разрезную картинку», «Выполни по инструкции» | геометрические фигуры, листы А-4 по количеству участников, магнитная доска стимульный материал, карточки «Что перепутал художник?» | |
32 | Моделирование пространственных отношений по замыслу | 1 | Игра «Незаконченные изображения», «Расставь мебель в комнате», Игра «Что где стоит» | карточки с недорисован-ми изображениями, наборы кукольной мебели по количеству учащихся, небольшие предметы, эмблемы дома кота, лисы, зайца… | |
33-35 | Ориентировка на плоскости листа | 3 | Задание «Что где находится?», «Наведи порядок», «Расскажи по картинке». «Расположи верно», «Что где лежит?» «Незаконченные изображения», игра «разведчики», «Внимательно слушай и рисуй» | Бумага А-4, набор предметов по количеству участников, карандаши, сундучок, зашумленная картинка, мяч, схемы с изображением геометрических фигур | |
Временные понятия. Время суток. Времена года | |||||
36- 37 | Части суток | 2 | Рассказ- миниатюра «здравствуй, малыш!», работа по картинкам, игра «День- ночь»,»когда это бывает?», «Назови пропущенное слово», упражнение «Встань правильно» «Выбери правильно», игра- путешествие, раскрашивание | картинки, изображающие деятельность людей, карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток, квадратики четырех цветов, мяч, игровое поле, фишки, раскраски, карандаши по количеству участников, бубен. | |
38 | Последовательность частей суток | 1 | Изготовление графической модели «Сутки», работа с моделью, задание «Ответь, покажи, прыгни правильно!», раскрашивание картинки | листы бумаги шаблоны круга, цветные заготовки, цветные знаки, раскраски, карандаши по количеству участников, модель суток | |
39 | Сутки | 1 | Работа по картинкам, игра «Назови соседей», «Чего не стало», упражнение "Что я делал не скажу, что я делал покажу и нарисую " . | листы А4 по количеству участников, шаблоны круга, модели суток, цветные заготовки, знаки, картинки, карандаши | |
40 | Вчера, сегодня, завтра | 1 | Игра «Исправь ошибку», Задание «Покажи без слов!», «Заверши фразу», игра «Части суток», раскрашивание картинки | мяч, цветные карточки, картинки, цветные карандаши. | |
41-42 | Дни недели | 2 | Работа с макетом недели, чтение стихотворения, беседа по вопросам, задание “Разложи по порядку”, «Подскажи словечко», Задание «Угадай кусочек времени»., игра «Молчанка» | макет недели, сюжетные картинки с изображением частей суток, картинки со схематич. изображением дней недели, круг, разделенный на 7 частей — дней недели, карандаши. | |
43 | Двенадцать месяцев. Год | 1 | Чтение стихотворения, работа с календарем Задание «Расположи правильно», Упражнение «Времена года» | условные обозначения дней недели, звездочки, карточки с названием недель, календарь, сюжетные картинки, символы с изображением времен года, | |
44 | Времена года. Зима. Признаки времени года | 1 | Презентация, игра "Бывает, не бывает зимой…", Упражнение «Лепим снежки», «Разложи правильно», «найди снежинку», графический диктант | плакаты по теме "Зима»,карточки для упражнений , листы, карандаши, ручки, мячи | |
45 | Времена года. Весна. | 1 | Работа со стихотворением, с рассказом «Весна идёт», с рассказом, с раскрасками | иллюстрации пейзажей, картинно-графический план, предметные картинки, тетради, карандаши. | |
46 | Времена года. Лето | 1 | Упражнение «Боб- Доб», «Нарисуй по точкам», «Зашифрованный рисунок», работа со стихотворением, с картинками | Картинки для профилактики нар-й зрения, с заданиями по количеству участников, карточки с шифровкой | |
47 | Времена года. Осень | 1 | Игра «Загадай- мы отгадаем», «Компот- варенье, пр-е составь рассказ, | Текст ы по теме «Осень», разрезанные картины | |
48 | Обобщающее занятие «В гостях у времен года» | 1 | Упр-я в прослеживающем движении глаз, игра «нарисуй по памяти», имитация движений | плакат «Времена года», предметные картинки, сюжетная картина с «нелепицами», «осколочные» картинки. | |
Свойства предметов | |||||
49 | Обследование предметов разной температуры. Сравнение | 1 | Эксперимент; задание «Угадай, какой это предмет?» | Предметы, картинки с изобр-ем пред-ов разной температуры | |
50 | Определение качества поверхности. Тренировка чувствительности. | 1 | Задание «Угадай, какой это предмет?», « Что неправильно в рисунке», игры «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки» | Предметы с разной поверхностью, кусочки ткани, картинки с изображ-ем предметов | |
51 | Знакомство с эталонами вкуса | 1 | Эксперимент, игра «Самый- самый», «найди по описанию», «гномы с мешочками» | Предметы с разными ароматами, карточки с изображ-ем пред-в по теме | |
52 | Звуки окружающей действит-ти. Предст-ние о звонком и тихом звуке | 1 | Игра « Какой у инструмента голос», «Сила звука», Ритм по кругу» | Аудиокассеты с записью марша, вальса, муз инструменты, карандаши, бумага | |
Узнавание предмета по отдельным свойствам и частям | |||||
53-54 | Конструирование предметов из составных элементов | 2 | Игра «Колумбово яйцо», «Мозаика»,, конструирование сложных форм, Задание «Собери разрезанную фигуру» | Набор геометрических игур, набор карточек, настольная игра «Колумбово яйцо» | |
55 | Узнавание предмета по нескольким элементам или назначению, по словесному описанию | 1 | Игра «сложи орнамент», Задание « Найди похожие предметы», «Дорисуй лес» | Наборы геом фигур по количеству детей, карточки с заданиями | |
Восприятие иллюстраций | |||||
56-57 | Рассматривание иллюстраций. Анализ логических отношений | 2 | Рассматривание картины. Беседа, сюжетная игра «Покажи сказку» или творческая работа( лепка) | Иллюстрации, атрибуты к инсценировке, | |
Восприятие литературных произведений | |||||
58 | Работа по содержанию | 1 | Чтение, беседа о прочитанном, обыгрывание фрагмен-в | Текст, муз сопровождение | |
Эмоции и чувства | |||||
59 | Эмоции. Радость | 1 | Упражнение «Радость для меня – это…», работа с произведениями, с пиктограммами, игра «Я тебя рада видеть!» | Мяч, презентация "Эмоции", пиктограммы, краски, контуры масок по количеству учащихся | |
60 | Эмоции. Грусть, злость | 1 | Работа с плакатом «эмоции», пиктограммы, этюды «Кто как радуется…», упраж-е «Солнечный зайчик», игра «Возьми себя в руки» | Плакат эмоции, муз сопровождение, мяч, листы бумаги, задания и карандаши по кол-ву детей, презентация «Эмоции» | |
61 | Эмоции. Гнев, ярость | 1 | Работа с произведениями, упражнение «избавься от злости», задание «Нарисуй злость» | Пиктограммы, листы А4, карандаши по кол-ву участников | |
62 | Эмоции. Зависть | 1 | Игра «Собачка хочет ласки», Работа с произведениями, упражнение «Трюк Тарзана», рисование | Пиктограммы, фрагмент оперы “Сказка о Царе Салтане, листы А4, карандаши | |
63 | Эмоции. Обида | 1 | Игра «Карлсон и Малыш», упраж-ие на невербальную поддержку, «Копилка обид», «Обиженный кустик» | Муз сопровождение, листы А4, карандаши по кол-ву участников | |
64 | Эмоции. Горе | 1 | Работа по картине, с пиктограммами, литературные загадки, отрывки, игра «Будь внимателен» | картина В.М. Васнецова «Аленушка», набор пиктограмм | |
65 | Эмоции и чувства. Любовь | 1 | Игра “Пирамида любви”, упражнение «Передай Эмоцию», «Подыши как…», рисование эмоций | Карандаши, листы А4 по количеству учащихся, муз сопровождение. | |
66 | Обобщающее занятие | 1 | Игра «Взлохмаченные человечки», сценка «Мышка- хвастунья», упр «Фигуры эмоций», «Изобрази эмоцию» | Атрибуты для сценки, листы бумаги, краски по количеству детей. Муз сопровождение |
Тематическое планирование
2 класс ( 2 часа в неделю)- 68 часов в год
Дата | №п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Методическое обеспечение |
Цвет предметов | |||||
1 | Основные эталоны цвета | 1 | Дид. игра «Подбери картинку по цвету», «Портрет», «Собери подводный мир», «Парашют» | Цветное лото, презентация «Разноцветный мир»,»Подводный мир», парашют, пазлы | |
2 | Различение фиолетового, серого и коричневого цветов | 1 | Дид игра «Цепочка», «какого цвета предмет» | 6 картинок с изображением предметов разного цвета, карточки с образцами | |
3 | Комбинирование разных цветов по словесному указанию | 1 | Задание «полосатые коврики», «Какого цвета не хватает», «Найди похожие домики» | Кисти, краски, листы бумаги по кол-ву детей, образцы домиков | |
Геометрические фигуры, форма предметов | |||||
4-5 | Воспроизведение заданных фигур. Составление из частей, дорисовка незавершенных контуров | 2 | Игра « «Найди предмет указанной формы», «Из каких фигур сложили картину», задание «Выложи орнамент», «Сколько треугольников» | Предметные картинки, игрушечный поезд, геом фигуры разного размера, цвета, материала, коробка, жетоны | |
6 | Преобразование фигур | 1 | Игра «Из каких фигур сложили картину», задание «Собери разрезанную фигуру», игра «мозаика» | Картина, карточки с описанием предмета, геом фигуры, мозаика | |
7 | Группировка предметов по форме | 1 | Задание «Какая фигура лишняя», поиск закономерности | Набор геом фигур, карточки на поиск закономерности |
8 | Выделение заданных форм в окружающих предметах | 1 | Дид игры «На что похоже», «Поможем художнику», «Волшебные картинки» | Набор карт- схем, лист А№ с изобр-ем человечка, цв карандаши, листы А4 | |
Цвет, форма, величина предметов | |||||
9 | Нахождение предметов заданной формы и величины | 1 | Упр-е «Чем похожи замки», «Собери бусы», «Узнай предмет по описанию» | Карточки с заданиями, наборы геом фигур | |
10 | Сравнение предмета по нескольким признакам | 1 | Дид игра «Гномы с мешочками», подв игра «Кар- лики и великаны» , коллаж «треугольная улица» | геом фигуры, бубен, листА3, карандаши, 3 мешочка разного веса, 3 полоски бумаги | |
Размер предметов | |||||
11 | Сравнение предметов по заданным признакам | 1 | Игры «Логический поезд», «домики и дорожки», «четвертый лишний» | Трафарет поезда , набор карточек к игре, карты для игры «4-ый лишний» | |
12 | Выявление общего признака и продол-жение ряда по заданным признакам | 1 | игра «Разложи похожие пары», « рассели жильцов», «Найди закономерность» | Схема многоэт-го дома, набор геом фигур, карточки с заданиями | |
14 | Группировка предметов по указанным признакам | 2 | Задание «Угадай на ощупь», «Что неправильно в рисунке», «самый- самый», «выполни по инстр-ии» | Наборы геом фигур по кол-ву детей | |
15 | Измерение предметов | 1 | Упражнения на измерение предметов | Линейка, лента, веревочка, сантиметр | |
Ориентирование в схеме собственного тела | |||||
16 | Схема тела и направления пространства по отношению к себе | 1 | Игра «Физкультурники», «Найди предмет по инструкции» | Карточки- схемы с изобр-ем человечков, карточки с инструкциями | |
17 | Выполнение действий словесному указанию. Развитие двиг- го контроля | 1 | Игра «стоп- хлоп- раз», «Свистать всех наверх!» | Бубен, муз сопровождение | |
Ориентация в пространстве и на плоскости | |||||
18 | Правое, левое в окружающем пространстве | 1 | Игра «Где звенит колокольчик», « Куда бросили мяч», задание «Выполни по инструкции» | Колокольчик, мяч, крупные предметы | |
19-20 | Моделирование пространственных отношений | 2 | Упражнение «Покажи правильно», игра «Искатели клада», «Автомобили», графический диктант, «Где что находится?», «Въезд в новую квартиру» | кукла, машинки, планы проезда, небольшие предметы, сюжетные картинки по количеству участников, список предметов мебели, бумага, карандаши | |
21 | Обводка заданного количества клеток | 1 | Игра «Прыжки», Графический диктант | Карандаши, бумага | |
22-23 | Ориентировка в пространстве по схеме и плану | 2 | Игра «Эталоны», «Лабиринт», «Попутчик», « Муха», «Секреты». | схемы с изображением фигур, игровое поле, «Муха», схемы к игре «лабиринт, мел, колпачки . | |
Временные понятия. Время суток. Времена года | |||||
24 | Части суток. Последовательность частей суток | 1 | Задание «Что перепуталось на картинках», задание «что лишнее?» Игра "Путаница", раскрашивание картинки | 2 мяча, цветные карточки, картинки, цветные карандаши, картинки с изобр-ем людей, прир-х явлений в разное время суток | |
25- 26 | Дни недели | 2 | Игра «Дни недели», Задание «Вставь в предложение пропущенные слова»,задание «разложи по порядку», загадки | условные обозначения дней недели, цифры от 1до 7, разрезанные сюжетные картинки с изображением времен года по количеству участников. | |
26 | Времена года. Зима | 1 | Работа со стихотворением, рассматривание картины, игра «Зимние слова», «Исправь ошибку, Рисование «Забавные снеговички» | Репродукции картин с изображ-ем зимней природы, аудиозапись,оборудование для рисования, по две плоские счетные палочки | |
27 | Времена года. Весна | 1 | Беседа по теме, чтение отрывка, игра «Угадай время года или загаданный месяц», раскрашивание картинки | иллюстрации пейзажей, картинки с изображением месяцев, схематические изображения. карандаши. | |
28 | Времена года. Лето | 1 | Упр-е «Составь рассказ», «Однажды летом», стих- е «Путаница», работа с текстом | Текст ы по теме «Лето», разрезанные картины | |
29 | Времена года. Осень | 1 | Упражнение «Что осенью бывает», «Собери картинку и составь рассказ», «Найди лишнее»задание «Реши кроссворд», | Текс ы по теме «Осень», разрезанные картины, таблицы с шифром, ключ, карточки с заданиями | |
30 | Обобщающее занятие « Путешествие по временам года» | 1 | Упр-я в прослеживающем движении глаз, игра «нарисуй по памяти», имитация движений | плакат «Времена года», предметные картинки, сюжетная картина с «нелепицами», «осколочные» картинки. | |
31 | «В гостях у месяцев» | 1 | Графич. диктант, задание «отгадай задание» «Найди непохожие снежинки», «Отбей ритм» | Бланки с заданиями, карточки со снежинками | |
Свойства предметов | |||||
32-33 | Обследование предметов | 2 | Игра «Пальчики- узнавальчики», «Узнай предмет по контуру», «Загадочные пакетики». «цветочный магазин» | Предметы, набор картинки с изобр-ем предметов разной температуры | |
34 | Тренировка чувствительности. Восприятие тяжести | 1 | Упражнение «Определи массу предметов», работа с картинками, взвешивание емкостей | Плакат по теме, 4 емкости, шаблоны животных, предметы из разного мат-ла, карточки, бумага, цветные карандаши | |
35-36 | Тренировка чувствительности. | 2 | Задание «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек», опыт , игра «Самый- самый»,«найди по описанию», «Что неправильно в рисунке» «Ласковые лапки», | Предметы с разной поверхностью, кусочки ткани, картинки с изображ-ем предметов, ножницы, бумага | |
Узнавание предмета по отдельным свойствам и частям | |||||
37-38 | Конструирование предметов из составных элементов | 2 | Упражнение «Определи форму», «Группировка», Задание «Выклади по образцу», «Собери разрезанную фигуру», «Дорисуй лес», «Узнай предмет по описанию», мозаика | Набор геом фигур, образцы изображений предметов, набор карточек с заданиями,волшебный мешочек, игра «мозаика» | |
39-40 | Обнаружение похожего и различного в предметах | 2 | Игра «Узнай фигуру, предмет по контуру», «Что изменилось», «найди по описанию», «Магазин» | карточки с заданиямикартины на обнаружение сходства и различия | |
Восприятие иллюстраций | |||||
41-42 | Изучение иллюстраций. Анализ логи-ческих отношений. Выявление смысла | 2 | Рассматривание картины. Беседа, сюжетная игра «Живая картина», «Добрый и злой король» | Иллюстрации | |
43 | Преобразование иллюстрации в творческой деятельности | 1 | Рассматривание иллюстрации, беседа, творческая работа | Иллюстрации, листы бумаги, карандаши и краски | |
Восприятие литературных произведений | |||||
44-46 | Знакомство с произведением «Красная шапочка». Работа по содержанию . Творческая деятельность | 3 | Чтение, беседа о прочитанном, обыгрывание отдельных фрагментов, лепка | Текст, муз сопровождение, атрибуты, карандаши, бумага, пластилин | |
Восприятие музыки | |||||
47-48 | Характер муз-х произведений. Знакомство с параметрами муз произведений | 2 | Игра «сила и долгота звука», «различи мелодию по темпу, ритму», «Ударь в бубен», «Различи настроение мелодии» | Бубны по кол-ву детей, 8 карточек с полосками разной длины, аудиокассета с записью марша, вальса, польки | |
Изучение и осознание возможностей своего тела | |||||
49-52 | Оптимизация и стабилизация общего тонуса; обучение приемам релаксации | 4 | Растяжки «Половинка», «Лучики», «Медуза», «Травинки на ветру», игра «разговор с телом»; | Релакс запись аудиокассеты, коврики по количеству детей | |
53-57 | Приемы правильного дыхания. Ритмичное дыхание. Развитие самоконтроля через использование дыхательных упражнений | 5 | Упр-я «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Загораем», «Штанга», «Ритм по кругу», «Колпак мой треугольный», «Чайничек с крышечкой», «Море волнуется» | Релакс запись аудиокассеты, коврики по кол-ву детей | |
58 | Глазодвигательные упражнения, их применение для расширения поля зрения, улучшения восприятия | 1 | Глазодвигательные упражнения, игра «разговор с телом», «Физкультурники», «Стоп-хлоп-раз», комплекс кинезиологических упражнений | Релакс запись аудиокассеты, коврики по кол-ву детей | |
Эмоции и чувства | |||||
59-60 | Эмоции. Различение эмоций по схематическому изображению | 2 | Работа с пиктограммами, презентация, упражнение «Мысли и настроение», работа с раскрасками | Набор пиктограмм, презентация, плакат «Настроения», раскраски по кол-ву детей | |
61-62 | Диагностика мимики, пантомимики или общение без слов | 2 | Работа с пиктограммами, этюды «встреча с дру-гом», «Потерялась собака», задание «определи настроение», игра «доброе животное» | Пиктограммы, набор фотографий, муз сопровождение | |
63-68 | Умение владеть своими эмоциями. Приемы регуляции и саморегуляции | 6 | Игра «Мальчик- девочка наоборот», «Дерево», «Черепашка», «Шарик», «Птица», этюды, приемы самоодобрения, самоприказа, способы управления дыханием, движением | Релакс запись аудиокассеты, коврики по кол-ву детей |
Тематическое планирование
3класс ( 2 часа в неделю)- 68 часов в год
Дата | №п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Методическое обеспечение |
Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза | |||||
1-2 | Выделение главных и второстепенных деталей предмета. Поиск черт сходства и различия | 2 | игра «Чем похожи, чем отличаются", «Дотронься до…», «Ищем сокровище», «Найди в мешочке» | 10 мелких предметов, мешочек, карточки с заданиями | |
3-4 | Сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов | 2 | игра «Почини коврик», «Подбери фрагмент», «Найди отличия», кол игра «Мозаика» | 6 картинок с заданиями, картинки, крупные пазлы, разрезанные на 8 частей, «коврики» | |
5 | Запоминание визуально представленного восстановление деформированного ряда | 1 | Игры «Заметь все!», «Разведчики», «Разложи по порядку» | Наборное полотно, 8 картинок по теме, 10 мелких предметов, геом фигуры | |
6-7 | Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях | 2 | Задание «найди одинаковую пару», «расшифруй письмо», «Найди отличия», корректурная проба | 5 картинок со сходными и тожд-ми изображениями, карты с зашифрованным письмом, бланки с корректурной пробой | |
8 | Расчленение изображения предмета, буквенного или цифрового знака на элементы | 1 | Игра «Кто пришел в гости», «Четвертый лишний», «Нарисуй целое» | Разрезные картинки с изображением предметов, карточки с заданиями, бумага, карандаши по кол-ву детей | |
9-10 | Различение изображенных буквенных и цифровых знаков, символов. | 2 | Игра «Правильно- неправильно», «Погода в сказочном городе», «Выполни задание» | карточки с заданиями, символы погоды, карандаши, бумага по кол-ву деетй |
Пространственная ориентация. Оптико - пространственный анализ и синтез
11-12 | Подробный анализ объектов. Вычлене- ние главных, существенных признаков | 2 | Игры «Четвертый лишний»,« Подбери фигуры», «следующий ход- твой» | Карточки с заданиями, набор предметов, Геом фигур | ||
13 | Преобразование фигуры, буквы, цифры | 1 | «Игры «Кто быстрее и точнее», «Прояви смекалку» | Образцы- карточки, наборы сч-х палочек | ||
14 | Уточнение схемы собственного тела. Местоположение предметов | 1 | Игры «Пожалуйста», « Ориентировка по памяти», «Водители» | Платок, картинки с изображением разных видов транспорта | ||
15 | Определение сторонности объектов, линейной последовательности предмет-ного ряда, находящегося напротив | 1 | Игры «покажи у товарища», «Расскажи, где стоишь», «выполни задание» | Карточки с заданиями, бумага и карандаши по кол-ву детей | ||
16- 17 | Определение пространственных отноше-ий предметов между собой.Выполнение рисунка по словесной инструкции | 2 | Задания «Перестановки», « Измени по образцу», «Мама купила мебель», рисование по словесному описанию | 10 мелких предметов,карточки с заданиями предметы игр мебели, карандаши и бумага по кол-ву детей | ||
18- 19 | Ориентировка на основе предложенного плана | 2 | Дид игра «Куда спрятался жучок», «Где живет Маша», «Где мишка», «Найди игрушку» | Макет кукольной комнаты, план комнаты, кружки трех цветов, бумажная мебель | ||
Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха | ||||||
20 | Чередование характера, темпа и направления движений | 1 | Игра «стон королевы», упр-е «Ритм по кругу», «Шаг-бег-стоп» | Аудиокассета с записями марша, плясовой, вальса | ||
21-22 | Прослушивание, запоминание и воспроизведение ритмического рисунка | 2 | Игры «Молоточки», «Ритмические рисунки», «расставь посты», «Яша и Маша» | Ширма, карандаши, бумага, платок | ||
23-24 | Запоминание и воспроизведение звуков, слогов, слов, начиная с двух элементов | 2 | Игры «Снежно- звуковой ком», «Разноцветные мячики», «Кот, лист, груша» | 2 мяча, по 30 кружков разного цвета каждому ребенку, | ||
25 | Добавление звуков, слогов к исходному слогу для получения новых слов | 1 | Игра «полсловечка за тобой», «Построим пирамиду», «Цепочка» | Рисунок пирамиды из квадратов, набор карточек | ||
26-27 | Придумывание слов с заданным кол-вом слогов. Чтение рассыпавшихся слов | 2 | Игра «путаница», Сортировка слов», «Слоговая цепочка» | Конверты с набором слогов, карточки с трехсложными словами, схемы- указатели | ||
Развитие сенсомоторных координаций | ||||||
28-29 | Формирование умения «вести руку» с помощью глаза с одновременной корректировкой движений | 2 | Упр-я «Копировщики узоров», задания «нарисуй снежинки», «Выполни узор по образцу», игра «звездочки» | Образцы снежинок, 2 игровых поля, 20 звездочек, образцы узоров | ||
30-31 | Формирование координации в системе «ухо- рука» | 2 | Игры «ухо- нос2. «школа радистов», «Муха», | ширма, карандаши, игровые поля, фишки по кол-ву детей | ||
32-33 | Формирование координации в системе «глаз- ухо- рука» | 2 | Игра «Передай телеграмму», «Сколько деток», задание «Выполни по инструкции» | Карточки – телеграммы, карточки с заданиями | ||
Свойства предметов | ||||||
34 | Определение на ощупь предметов, их величины | 1 | Игра «самый-самый», «Чудесный мешочек», «Тяжелая монета» | 10 предметов разного размера,материала, формы | ||
35-37 | Работа с разными видами материалов. Развитие чувствительности | 3 | Опыт «устойчивая спичка», «Чудо- проволока», игра «Не прикасаясь», « Ищи- найдешь» | 6 спичек, проволока, 8 предметов из разного материала | ||
Восприятие. Конструирование предметов | ||||||
38-39 | Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. | 2 | Презентация, работа по теме, зад-е «Составь рассказ», «детские забавы», «найди лишнее» | Карточки с заданиями, карточки для сост-я рассказа, презентация | ||
40-41 | Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.) | 2 | Настольные игры «Правила дорожного движения», «Путешествия по сказкам» | Настольные игры «Правила дорожного движения», «Путешествия по сказкам», маршруты, фишки, кубик | ||
42-43 | Форма предметов. Конструир- ие без опоры на образец. Классиф-ия по форме | 2 | Задание «выполни по инструкции», «делаем гирлянду», игра «Угадай, к чему относится» | Наборы геом фигур, проволока, канц-е скрепки, счетные палочки | ||
Изучение и осознание возможностей своего тела | ||||||
44 | Тренинг ощущений | 1 | Упражнения «Легкое перышко», «Руки соседа», «Угадай, что внутри» | Перышко, 25 мелких предметов, мешочек, муз сопровождение | ||
45-48 | Тренировка навыка расслабления и напряжения. Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела | 4 | Растяжки «подвески», «Лучики», «Дерево», «Половинка», «Звезда», игра «Объятие».; релаксация «потянулись- сломались», функц-е упр-е «Танцы- противоположности» | Коврики по кол-ву детей, мячики, шары, карточки с фразами, листы бумаги, муз сопровождениераски, | ||
49 | Приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания | 1 | Показ приемов 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка") | Релакс запись аудиокассеты, коврики по кол-ву детей | ||
50 | Тренировка правильного дыхания | 1 | Тренировка дыхания | Релакс запись аудиокассеты, коврики | ||
51 | Практическое освоение этапов правильного дыхания .Соединение дыхания с движениями | 1 | Показ этапов правильного дыхания. Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег) | Релакс запись аудиокассеты, коврики Бубен, быстрая музыка | ||
52 | Целенаправ-сть выполнения действий и движений по инструкции педагога | 1 | Игра «не ошибись!», задание «Выполни по инструкции», подв игра «расставь посты» | Карточки с инструкциями, , бубен, кегли, скакалка | ||
53-54 | Координация, быстрота и точность движ-й. Пластичность и ловкость дв-й | 1 | Упражнение с мячиками, выполнение тестов | Спорт инвентарь ( дорожки, кегли, мячи, скакалки) | ||
55 | Согласованности движений различных частей тела | 1 | Подв игра «Руки- ноги», задание «сделай как я», «выполни по инструкции» | Муз сопровождение, коврики, набор картинок с заданиями | ||
56 | Глазодвигательные упражнения, их применение для расширения поля зрения, улучшения восприятия | 1 | Глазодвигательные упражнения, игра «разговор с телом», «Физкультурники», «Стоп-хлоп-раз», комплекс кинезиологических упражнений | Релакс запись аудиокассеты, коврики по кол-ву детей | ||
Эмоции и чувства. Восприятие внутреннего состояния других людей | Выполнение графических работ под диктовку "Школьные предметы". | |||||
57 | Усвоение связей между мимикой и жестами | 1 | упр-е «Три лица», инсценировка, беседа «мимика и пантомимика», этюды «что там происходит», «Сосредоточ-сть», задание «Собери фотографии», | Набор пиктограмм, презентация, муз сопровождение | ||
58-59 | Эмоциональные ощущения. Различение и определение их характера. Знакомство со способами выражения эмоций | 2 | Игра «Передай маску», «Спасибо за прекрасный день» ,игра «угадай эмоцию» , «придумки»,беседа «эмоции», импровизация «эмоции сказочных героев», тв задание «Взлохмаченные человечки» | Пиктограммы, цв карандаши, бумага, кусок губки, краска, картофелина, муз сопровождение | ||
60-61 | Развитие умения адекватно выражать свои чувства и воспринимать чувства других | 2 | Игра «Дерево», «Черепашка», «Шарик», «Птица», этюды, приемы самоодобрения, самоприказа, способы управления дыханием, движением | Релакс запись аудиокассеты, коврики по кол-ву детей | ||
62-64 | Вербальное и невербальное самовыра-жение. | 3 | Игра «угадай. Что делаем», «Спина к спине», пантомима», «инопланетяне» | Работа по карточкам, мяч, муз сопровождение | ||
65-68 | Приемы саморегуляции и контроля | 4 | Игра «Дерево», «Черепашка», «Шарик», «Птица», этюды, приемы самоодобрения, самоприказа, способы управления дыханием, движением | Релакс запись аудиокассеты, коврики по кол-ву детей |
Тематическое планирование
4 класс ( 2 часа в неделю)- 68 часов в год
Дата | №п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Методическое обеспечение |
Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза | |||||
1-4 | Совершенствование зрительно- двиг-ной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу. Обводка по контуру с использованием сложных видов штриховки. Копирование сложных фигур по клеточкам. Штриховка элементов картин разными видами | 4 | Задание «Выполни по образцу», дидактическая игра «Повтори узор», «Сделай, как я!», «Обведи по контуру» | Образцы бордюров, карточки с заданиями, картины для штриховки, бумага, карандаши по кол-ву детей | |
5 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) | 1 | Игра «Найди отличия», «Выполни задание» | карточки с заданиями, по две картинки на каждого из детей, карандаши, бумага по кол-ву детей | |
6 | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами | 1 | Игра «Найди отличия», «Выполни задание | карточки с заданиями, по две картинки на каждого из детей, карандаши, бумага по кол-ву детей | |
7 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Дид. игра «Что изменилось?», «Разведчики» | Карточки, набор мелких предметов |
Пространственная ориентация. Оптико - пространственный анализ и синтез
8-9 | Подробный анализ объектов. Вычлене- ние главных, существенных признаков | 2 | Игры «Четвертый лишний»,« Подбери фигуры», «следующий ход- твой» | Карточки с заданиями, набор предметов, Геом фигур | ||
10 | Преобразование фигуры, буквы, цифры | 1 | «Игры «Кто быстрее и точнее», «Прояви смекалку» | Образцы- карточки, наборы сч-х палочек | ||
11 | Уточнение схемы собственного тела. Местоположение предметов | 1 | Игры «Пожалуйста», « Ориентировка по памяти», «Водители» | Платок, картинки с изображением разных видов транспорта | ||
12 | Определение сторонности объектов, линейной последовательности предмет-ного ряда, находящегося напротив | 1 | Игры «покажи у товарища», «Расскажи, где стоишь», «выполни задание» | Карточки с заданиями, бумага и карандаши по кол-ву детей | ||
13-14 | Определение пространственных отноше-ий предметов между собой. Выполнение рисунка по словесной инструкции | 2 | Задания «Перестановки», « Измени по образцу», «Мама купила мебель», рисование по словесному описанию | 10 мелких предметов,карточки с заданиями предметы игр мебели, карандаши и бумага по кол-ву детей | ||
15-16 | Ориентировка на основе предложенного плана | 2 | Дид игра «Куда спрятался жучок», «Где живет Маша», «Где мишка», «Найди игрушку» | Макет кукольной комнаты, план комнаты, кружки трех цветов, бумажная мебель | ||
17 | Ориентировка в схеме тела | 1 | ||||
18 | Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) | 1 | Задание «выполни по инструкции», Игра «Слушай внимательно» | бумага разного формата (тетрадный, альбомный, ватман), карандаши. 12 мелких предметов, по 8 геом фигур каждому из детей | ||
19-20 | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции (на основе наречных и предложно-падежных конструкций ) | 2 | Задание «выполни по инструкции», Игра «Слушай внимательно» | Кегли, флажки по количеству детей, карточки с заданиями | ||
21-22 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве | 2 | Игра «где находится…» | Предметы, карточки с заданиями» | ||
23-24 | Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений | 2 | Задание «выполни по инструкции», Игра «Слушай внимательно», «расскажи, где что находится» | 20 предметов, карточки с заданиями | ||
25-26 | Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате) | 2 | Задание «выполни по инструкции», «Расставь мебель» | Модели комнат, схемы, кукольная комната, бумага, карандаши по кол-ву участников | ||
27 | Упражнения в определении сторон света | 1 | Задание «Определи правильно» | Картинки, компас | ||
Развитие слухового восприятия | ||||||
28 | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных) | 1 | Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук2 | Аудиокассета с записями звуков. Дет муз инструменты | ||
29 | Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). | 1 | Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук», «Прерванная песня» | Ширма, карандаши, бумага, платок | ||
30 | Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона | 1 | Дидактическая игра «Запрещенный звук» | Аудиокассета с записями муз произведений | ||
31 | Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков | 1 | Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | Аудиокассета с записями муз произведений | ||
32 | Развитие чувства ритма. | 1 | Дид игра «Мы — барабанщики», Игровые упраж- я | Стим мат-л, схемы- указатели | ||
Развитие сенсомоторных координаций | ||||||
33 | Формирование умения «вести руку» с помощью глаза с одновременной корректировкой движений | 1 | Упр-я «Копировщики узоров», задания «нарисуй снежинки», «Выполни узор по образцу», игра «звездочки» | Образцы снежинок, 2 игровых поля, 20 звездочек, образцы узоров | ||
34 | Формирование координации в системе «ухо- рука» | 1 | Игры «ухо- нос2. «школа радистов», «Муха», | ширма, карандаши, игровые поля, фишки по кол-ву детей | ||
35 | Формирование координации в системе «глаз- ухо- рука» | 1 | Игра «Передай телеграмму», «Сколько деток», задание «Выполни по инструкции» | Карточки – телеграммы, карточки с заданиями | ||
Восприятие особых свойств предметов | ||||||
36 | Узнавание на ощупь сложных плоских контурных изображений (животных, предметов). Нахождение одинаковых предметов или контуров | 1 | Игра «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь»» | 20 сложных плоских контурных изображений, 10 предметов разного размера, материала, формы | ||
37 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение | 1 | Игра «Узнай и опиши», Упражнения на узнавание предмета по описанию | 18 предметов из разного материала | ||
38 | Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха | 1 | Задание «Определи температуру» | Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха | ||
39 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение | 1 | Задание «Угадай на вкус», упражнения на узнавание предмета по описанию | Овощи, фрукты, пробники с ароматами Карточки с изображением предметов | ||
40 | Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). | 1 | Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» | Овощи, фрукты, пробники с ароматами Карточки с изображением предметов | ||
41 | Упражнения в измерении веса предметов на весах | 1 | Игры на развитие способности к целостному восприятию образа предмета | Весы, гирьки, предметы разной тяжести | ||
42 | Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) | 1 | Упражнение «Найди противоположность» | Карточки с заданиями, 20 мелких предметов | ||
43 | Описание предмета по схеме алгоритму и без неё | 1 | Упражнения на описание предмета по схеме | Алгоритм – схема по кол-ву детей, предметы, карточки с изображ-м предметов | ||
Восприятие. Конструирование предметов | Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха | |||||
44 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом | 1 | Задание «Разложи по инструкции», игра «Не ошибись!» | Предметы, наборы геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру на каждого участника | ||
45-46 | Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету и другим признакам. | 2 | Задание «Разложи по инструкции», игра «Не ошибись!» | Предметы, наборы геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру на каждого участника | ||
47-48 | Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов | 2 | Задание «Разложи по инструкции», игра «Не ошибись!» | Предметы, наборы геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру на каждого участника | ||
49-50 | Конструирование сложных форм предметов | 2 | Задание «выполни по образцу, по инструкции» | «Технический конструктор», мелкие пазлы | ||
51 | Узнавание предмета по одному элементу, по словесному описанию | 1 | Дидактическая игра «Узнай по описанию» | Карточки с заданиями | ||
Изучение и осознание возможностей своего тела | ||||||
52 | Тренинг ощущений | 1 | Упражнения «Легкое перышко», «Руки соседа», «Угадай, что внутри» | Перышко, 25 мелких предметов, мешочек, муз сопровождение | ||
53-55 | Тренировка навыка расслабления и напряжения. Выполнение упражнений на расслабление частей тела | 3 | Растяжки «подвески», «Лучики», «Дерево», «Половинка», «Звезда», игра «Объятие».; релаксация «потянулись- сломались», функц-е упр-е «Танцы- противоположности» | Коврики по кол-ву детей, мячики, шары, карточки с фразами, листы бумаги, муз сопровождениераски, | ||
56 | Приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания | 1 | Показ приемов 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Задержка - Выдох - Задержка") | Релакс запись аудиокассеты, коврики по кол-ву детей | ||
57 | Тренировка правильного дыхания | 1 | Тренировка дыхания | Релакс запись аудиокассеты, коврики | ||
58 | Практическое освоение этапов правильного дыхания .Соединение дыхания с движениями | 1 | Показ этапов правильного дыхания. Соединение дыхания с движениями (убыстряем шаг, выполняем бег) | Релакс запись аудиокассеты, коврики Бубен, быстрая музыка | ||
59 | Целенаправ-сть выполнения действий и движений по инструкции педагога | 1 | Игра «не ошибись!», задание «Выполни по инструкции», подв игра «расставь посты» | Карточки с инструкциями, , бубен, кегли, скакалка | ||
60 | Согласованность движений различных частей тела | 1 | Подв игра «Руки- ноги», задание «сделай как я», «выполни по инструкции» | Муз сопровождение, коврики, набор картинок с заданиями | ||
61 | Глазодвигательные упражнения, их применение для расширения поля зрения, улучшения восприятия | 1 | Глазодвигательные упражнения, игра «разговор с телом», «Физкультурники», «Стоп-хлоп-раз», комплекс кинезиологических упражнений | Релакс запись аудиокассеты, коврики по кол-ву детей | ||
Эмоции и чувства. Восприятие внутреннего состояния других людей | Выполнение графических работ под диктовку "Школьные предметы". | |||||
62 | Закрепление связей между мимикой и жестами | 1 | упр-е «Три лица», инсценировка, беседа «мимика и пантомимика», этюды «что там происходит», «Сосредоточ-сть», задание «Собери фотографии», | Набор пиктограмм, презентация, муз сопровождение | ||
63 | Основные эмоции и эмоциональные состояния. Способы выражения эмоций | 1 | Игра «Передай маску», «Спасибо за прекрасный день» ,игра «угадай эмоцию» , «придумки»,беседа «эмоции», импровизация «эмоции сказочных героев», тв задание «Взлохмаченные человечки» | Пиктограммы, цв карандаши, бумага, кусок губки, краска, картофелина, муз сопровождение | ||
64-65 | Закрепление умения адекватно выражать свои чувства и воспринимать чувства других | 2 | Игра «Дерево», «Черепашка», «Шарик», «Птица», этюды, приемы самоодобрения, самоприказа, способы управления дыханием, движением | Релакс запись аудиокассеты, коврики по кол-ву детей | ||
66 | Вербальное и невербальное самовыра-жение. | 1 | Игра «угадай. Что делаем», «Спина к спине», пантомима», «инопланетяне» | Работа по карточкам, мяч, муз сопровождение | ||
67-68 | Приемы саморегуляции и контроля | 2 | Игра «Дерево», «Черепашка», «Шарик», «Птица», этюды, приемы самоодобрения, самоприказа, способы управления дыханием, движением | Релакс запись аудиокассеты, коврики по кол-ву детей |
Приложение
Схема обследования уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики учащихся начальных классов, имеющих ограниченные возможности здоровья (VIII вид)
Оценка владения сенсорными эталонами
Оценка зрительного восприятия
- узнавание и называние реалистичных изображений (10-15 изображений);
узнавание контурных изображений (5-10 изображений);
- узнавание зашумленных и наложенных изображений (5-10 изображений);
Сформированность образных представлений.
- Придумать историю или сказку о каком - либо живом существе. Изложить устно в течение 5 минут. На продумывание темы даётся 1 минута.
Различение формы
- Узнавание и называние основных геометрических форм;
- Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание:
увеличить количество предъявляемых форм (до 8) и раздаточного материала (до 30).
Тесты цветоразличения
- раскладывание в ряд 5-8 карточек одного цвета, но разных оттенков: от темного до самого светлого;
- называние и показ цветов спектра, называние и показ оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.)
Оценка восприятия величины
· раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 картинок. В 1-2 классе - одинаковых по содержанию, а в 3-4 класса - разных;
· ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор;
Оценка слухового восприятия
- воспроизведение ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
- умение слушать музыкальные произведения;
- реагирование на словесную инструкцию, умение понимать её и выполнять действия в соответствии с указаниями;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
Оценка пространственного восприятия
- показ и называние предметов, которые на листе (на экране компьютера) изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в комнате,
- определение расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, выше - ниже и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 геометрических фигурок.
Оценка восприятия времени
- ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года),
- прошедшее и будущее (например: "Какое время года наступит после того, как закончится зима?" и т. д.).
Оценка восприятия эмоций человека
"Используется методика "Пиктограмма". Из предложенных на картинке изображений необходимо узнать, какие изображены эмоции. Представляется проба из 9 изображений.
Оценка психомоторного развития
(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
Оценка одновременности движений " одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.
Оценка динамической координации верхних конечностей
- бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.
Оценка динамической координации нижних конечностей
- преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек.
Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см. - совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия
Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)
- сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе "аист"
- стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей
Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации
- провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;
- " в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне
Оценка мелкой моторики рук
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:
- вытянуть вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"), сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую
Кинестетический праксис
- Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
- Мизинец вперёд, остальные - в кулак;
- Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;
Оральный праксис
- Улыбка (растянуть губы в улыбке)
- Трубочка (сложить губы в "трубочку")
- Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)
Тесты зрительно-моторной координации
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- движение в заданном направление по схеме;
- выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;
- используется методика "Вырежь фигуры" Р. С. Немова;
Оценка умения выполнять движения и владения частями тела
- по показу - ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
- по сигналу - педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
- придумай движение - ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;
Оценка артикуляции и интонирования
- прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;
- повторить за педагогом небольшую чистоговорку;
Оценка тактильных ощущений
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:
Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития.
Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год.
Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года.
Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале:
9-10 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.
7-8 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом.
5-6 баллов- Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий;
3-4 балла - Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.
1-2 балла- Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.
Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...
Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья коровка".
Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья кор...
занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"
Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....
Коррекционное занятие «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для развития восприятия пространственных отношений «Зима» 4 класс школа VIII вида
Коррекционное занятие разработано по теме "Моделирование расположения предметов в пространстве и на листе бумаги "...
развивающее занятие для обучающихся 2 класса коррекционной школы по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики с использованием элементов цветотерапии" с презентацией
Данное занятие предназначено дла обучающихся 2 класса коррекциооной школы, направлено на развитие моторики с элементами цветотерапии....
Конспект урока развития психомоторики и сенсорных процессов по теме "Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков"
Цели урока: Коррекционно-развивающие: · Развивать мелкую и крупную моторику· Развивать тактильные ощущ...
Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".
Цель урока: Развивать у учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...