Преемственность в работе сурдопедагога, воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
статья по теме
Триединство в работе педагогического коллектива ДОУ в работе с детьми с нарушенями слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_rabote_surdopedagoga.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в работе сурдопедагога, воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста
с нарушенным слухом
Для успешного решения задач воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста важно взаимодействие педагогического коллектива всего ДОУ. Прежде всего, важно обеспечить взаимосвязь в работе сурдопедагога и воспитателей. Это взаимодействие первоначально реализуется в организации изучения детей группы, в процессе которого выявляются особенности физического и моторного развития детей, уровень социального развития и познавательной деятельности, сформированность разных видов детской деятельности, а также состояние слуха и речи.
Особенно полно преемственность в работе сурдопедагога и воспитателей проявляется в тщательном анализе программ по различным разделам воспитания и обучения и осуществлении календарного и перспективного планирования. Прежде всего, определяются основные задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и конкретные задачи работы по различным разделам программы, что способствует выявлению связи между разделами, определению общей тематики занятий, помогает обеспечивать вариативность методов и приемов работы. Таким образом, единый тематический и речевой материал усваивается детьми в разных видах деятельности, что позволяет обеспечить лучшее его усвоение.
В ежедневной работе связь сурдопедагога и воспитателей заключается во взаимопосещениях и обсуждении результатов проведения занятий, организации свободной деятельности малышей и проведении комплексных занятий (у сурдопедагога) и совместной деятельности (у воспитателя).
Так, например, на первом году обучения возможно проведение совместного занятия сурдопедагога и воспитателя по теме «Игрушки», в процессе которого педагог знакомит малышей с названием и назначением игрушек, формирует навыки сопряженно-отраженного проговаривания и глобального чтения. В ходе занятия в качестве одного из сюрпризных моментов появляется воспитатель с самолетиком в руках. «Летает» с детьми, изображая самолет, произнося длительно звук «в____». Затем обращает внимание детей на мешочек, который висит на хвосте самолета. В мешочке - разрезные картинки с изображением игрушек. Воспитатель организует с детьми дидактическую игру, учит воссоздавать из частей целостное изображение. Таким образом, в разных видах деятельности у малышей формируются более глубокие представления в рамках одной тематики.
Огромное значение в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха имеет взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей с родителями. Педагоги группы сообща должны создать у родителей настрой на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Прежде всего, необходимо узнать состав семьи, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку, желание родителей участвовать в воспитательной и образовательной работе. Важно выяснить наличие в семье лиц с нарушениями слуха, способы общения с ребенком, представления взрослых о возможностях ребенка и его дальнейшем развитии, отношении родителей к требованиям дошкольного учреждения.
Сурдопедагог вместе с воспитателями обсуждает конкретные семейные условия, выявляет факторы, содействующие усилению педагогического влияния или тормозящие его. С учетом этих факторов в работе с родителями преобладают те или иные формы взаимодействия. Одних родителей приходится специально настраивать на систематические занятия с детьми дома, других, наоборот, предостеречь от чрезмерного увлечения отработкой учебного материала. Некоторые родители воспринимают нарушение слуха у ребенка как непоправимую беду и перестают верить в то, что он когда-либо будет подготовлен к самостоятельной жизни. Другие — ожидают немедленных результатов в овладении ребенком речью, в развитии его слуха, а все остальные линии развития либо не замечают, либо не считают нужным обращать на них внимание.
Вариантов отношений к ребенку с нарушенным слухом со стороны семьи и к системе воспитательной работы дошкольного учреждения встречается очень много, и педагоги должны, независимо от этих отношений, давать только положительный настрой совместной работе по воспитанию детей, поддерживать даже самое незначительное полезное начинание родителей, разъяснять ценность их непосредственного участия в воспитательном процессе.
Учитель дефектолог совместно с воспитателями организует родительские собрания, круглые столы и консультации, на которых сурдопедагог знакомит родителей с основными направлениями коррекционно-образовательной работы с детьми раннего возраста, дает рекомендации по организации развития речи и слухового восприятия, а воспитатели информируют о содержании воспитательной работы, организации игр, обучении рисованию и другим видам совместной деятельности. К примеру, на собрании педагоги информируют родителей о том, что крайне необходимо в домашний условиях соблюдать тот режим дня, к которому детей приучили в дошкольном учреждении, чтобы закреплялись культурно-гигиенические и трудовые навыки, чтобы дети получали новые представления об окружающей жизни. При этом родители должны постоянно разговаривать с детьми, помогать им выразить свои требования, мысли, впечатления речевыми средствами. Однако родителям не всегда просто научиться общаться с неслышащим ребенком. С этой целью педагоги предлагают посетить открытые занятия, в ходе которых родители знакомятся с методами и приемами обучения детей раннего возраста (правилами работы с табличками, способами обучения глобальному чтению). При этом сурдопедагог демонстрирует образец правильной речи, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами.
Часто родители не умеют обращаться со слуховыми аппаратами детей. С этими родителями педагог организует консультации, объясняет значимость аппаратов, требования к пользованию ими.
Воспитатели организуют для родителей выставки детских работ, обязательно комментируют успехи детей, формируют у родителей уважительное отношение к деятельности ребенка.
Совместно сурдопедагог и воспитатели оформляют информационные стенды для родителей, в которых представлены материалы по воспитанию и обучению детей, интересные статьи на актуальные темы из журналов и газет, новинки литературы по дошкольной и специальной педагогике.
Таким образом, реализуется преемственность в деятельности сурдопедагога, воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей раннего возраста с нарушенным слухом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями слуха»
Создание в группе условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, имеющих нарушения слуха....
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 03.06. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Учебно-методический комплекс по дисциплине СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ (далее УМКД) является частью профессиональ...
Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
"Значение игровых технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».
quot;Значение игровых технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»....
Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие зрительного и слухового восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Автоматизация звука «М»
Конспект коррекционно-развивающего занятия....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В статье представлено содержание индивидуальной программы обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Программа позволяет создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в дет...
Статья. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Данная статья построена на материалах из опыта работы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком ...