Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов поможет педагогам организовать работу по подготовке дошкольников к письму с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и с учетом трудностей выполняемых заданий. Поможем детям быть успешными!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование графических навыков у дошкольников | 155.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Этапы и содержание работы по формированию графических навыков и умений и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Многие первоклассники испытывают большие трудности при овладении навыками письма. Уменьшить эти трудности можно в том случае, если правильно подготовить ребенка к обучению письму. Именно дошкольный возраст является тем периодом, когда можно и нужно уделять особое внимание этому направлению работы.
Важными составляющими готовности ребёнка к письму являются наличие у ребенка развитой двигательной координации, развитых пространственных представлений, а также сформированных базовых графических умений и навыков.
С детьми с нарушениями речи, учитывая особенности их речевого, моторного развития, а также состояние слухо-моторных, зрительно-моторных координаций и тонких двигательных координаций кистей и пальцев рук, необходимо начинать работу по формирование базовых графических умений и навыков и развитию пространственных представлений уже с раннего дошкольного возраста. При этом графические задания должны обязательно соответствовать возможностям детей, предлагаться последовательно по возрастанию их сложности.
№ | Направления работы | Виды работы | Игровые упражнения |
Этап I «Младший дошкольный возраст (3-4 года)» | |||
1 | Формирование пространствен-ной ориентировки «вверх-вниз» | Показать и назвать расположение предмета в пространстве Выполнять движения по подражанию | «Тучка-дождик-лужа» «Листопад» «Бабочка» «Веселый мяч» «Воздушные шары» |
2 | Развитие движений рук, зрительно-двигательной координации | Удержание позы пальцев и кистей рук Развитие движений хватания по подражанию Развитие движений кистей рук по подражанию Плавные движения рук для расслабления Тренировка сгибания и раз-гибания каждого пальца на руке, выделение отдельно каждого пальца, называние мизинца, указательного и большого пальцев. Формирование захвата щепотью мелких предметов. Обучение выполнению ору-дийных действий. Обучение нанизыванию мел-ких предметов на шнурок, вкладывание в ячейки на доске | «Колечко» «Стол» «Стул» «Коза» «Переложи камешки» и т.п. Пальчиковые игры «Кулачок-ладошка» «Запусти волчок» «Погладим котенка» «Покрасим стену» Пальчиковые игры по подражанию на каждой руке поочер -«Дружная семья» на обеих руках -«Пальчики здороваются» «Разложи бусы» «Пересыпь фасоль» «Разложи фасоль ложкой по банкам» «Накорми кукол кашей» «Разложи колечки» «Посади ёлочки» |
3 | Формирование базовых графических умений | Обучение правильной посад-ке. Обучение правильному за-хвату карандаша при выпол-нении графических заданий Тренировка в силе нажима. Тренировка в умении сво-бодно закрашивать лист без ограничения поверхности Рисование точек (по всему листу) Нанесение точек необходимой яркости и плотности (по всему листу) Нанесение точек на поверх-ность, ограниченную конту-ром предмета Обучение проведению простых линий-дорожек вертикально, горизонтально -пальцем руки -карандашом по ориентиру Обучение проведению кри-вых линий Обучение раскрашиванию изображений, ограниченных контуром Обучение изображению круг-лой формы | «Звезды на небе» «Покормим птиц» «Украсим чашки» «Дорожки к домику» «Снегопад» «Поезд» «Мыльные пузыри» |
Направления работы | Виды работы | Игровые упражнения | |
Этап II «Средний дошкольный возраст (4-5 лет)» | |||
1 | Совершенствование ручной и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации | Выделять каждый палец на руке и называть его Согласование движений ладоней и пальцев обеих рук Специфические действия пальцами рук с предметами- кручение, нанизывание, вращение Выполнение действий с во-дой - переливание из одной емкости в другую с ис-пользованием ложки, чашки, воронки | «Сорока-белобока» «Испечем пирожки» «Волчок» «Закрути гайку» «Бусы» «Повар» «В гостях» |
2 | Ориентировка в собственной схеме тела | Обучение определению левой и правой рук, левой и правой ног | «Аист» «Леса и дубрава» |
3 | Ориентировка в окружающем пространстве | Обучение определению место-положения предметов (вверху, внизу, впереди, сзади, около, слева, справа) Формирование умения опреде- лять напрвление от себя | «Где мишка?» «Вверху-внизу» и т.п. |
4 | Совершенствование ориенти-ровки на листе бумаги | Выкладывание предметов из палочек Обучение определению верх-него и нижнего, левого и пра-вого краев плоскости, ее верх-них и нижних углов | «Выложи елочку» «Выложи елочку в сере-дине, внизу-зверюшек, вверху- птичек»» |
5 | Формирование базовых графических навыков | Проведение линий-дорожек (волнистых, прямых, ломаных сверху вниз, слева направо. Проведение линий по заданно-му контуру (зрительная опора) Штриховка простых геометри-ческих фигур (зрительная опора) Совершенствование обучения раскрашиванию изображений, ограниченных контуром | «Вниз по горке» «Волны на море» «Мостик через речку» «Построй забор» «Игра в кегли» |
Направления работы | Виды работы | Игровые упражнения | |
Этап III «Старший дошкольный возраст (5-6 лет)» | |||
1 | Совершенствование ручной и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации | Проведение пальчиковой гимнастики с речевым сопро-вождением, умение называть каждый пальчик на руке Формирование согласован-ных действий обеими руками, чередование позиций рук Обучение выполнению эле-ментов самомассажа каждого пальца от ногтя к основанию Формирование дифференци-рованных движений пальцев Обучение шнуровке | «Гости» «На блины» «Кулак-ребро-ладонь» «Деревья» Нанизывание бус,колечек, пуговиц по образцу -схеме на листе бумаги Расстегивание и застеги-вание различных видов застежек |
2 | Ориентировка в собственной схеме тела | Совершенствование умения определять левые и правые части собственного тела | «Команды» |
3 | Ориентировка в окружающем пространстве | Совершенствование умения определять направление от себя | «Что впереди, что сзади?» |
4 | Совершенствование ориенти-ровки на листе бумаги | Формирование умения опреде-лять верхний правый, нижний правый, верхний левый, ниж-ний левые углы на плоскости. | |
5 | Формирование базовых графических навыков | Обучение обводить по конту-ру различные предметы Обучение изображать различ-ные предметы, дорисовывая недостающие части Обучение определять углы клеточки на тетрадном листе Штриховка простых геометри-ческих фигур (зрительная оп) | «Мячи для слона» «Дорисуй дом, и т.п.» |
Направления работы | Виды работы | Игровые упражнения | |
Этап IV «Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)» | |||
1 | Совершенствование ручной и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации | Проведение пальчковой гим-настики с речевым сопровож-дением Обучение согласованным действиям обеих рук Продолжение обучению шнуровке | «Раскажи стихи руками» «Лезгинка» «Лягушка» |
2 | Ориентировка в собственной схеме тела | Закрепление умений опреде-лять левые и правые части собственного тела. Обучение выполнению заданий типа по-казать правой рукой левое ухо, левой рукой-правое колено | |
3 | Ориентировка в окружающем пространстве | Закрепление полученных навыков.Формирование умения создавать простейшие схемы, чертежи, планы. | «Дорога к домику» |
4 | Совершенствование ориенти-ровки на листе бумаги | Закрепление полученных на-выков. Обогащение экспрес-сивной речи прилагательными «левее», «правее», «выше», «ниже» | |
5 | Формирование базовых графических навыков | Обучение копированию точек. Изображение узоров из геоме-трических фигур, изображение геометрических фигур по ре-чевой инструкции Совершенствование навыков штриховки, закрашивания контуров предметов, орнамен-тов и сюжетных картинок | Выполнение заданий на тетрадном листе в клетку и в линейку по образцу и речевой инструкции «Продолжи узор» «Обведи, дорисуй, раскрась» «Грибы для белки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Предлагаемые наглядно-игровые дидактические приемы позволят разнообразить утомительный для ребенка процесс автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков. Представленные в ст...
Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи
о возможности использования в коррекционной работе элементы ритмопластики...
Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....
ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...
Проект по развитию речи с использованием технологии хромотерапии для детей дошкольного возраста с нарушением речи "Цветные сказки".
Практико-ориентированный проект для детей 5-6 лет с нарушением речи.проект направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Проект "Цветные сказки&qu...
Формирование пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством нейрокинезиологических упражнений
Как развивать мелкую моторику у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как формировать пространственные представления, все это представлено в моем опыте....
Презентация на тему: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических движений"
Презентация на тему: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических движений"...