Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Профессии»
план-конспект занятия по теме

Иванова Ирина Николаевна

Задачи:

Образовательные

  1. Актуализировать знания о профессиях людей (название, какие действия выполняет, что нужно для работы, с кем или с чем работает).
  2. Познакомить с профессиями взрослых: водитель и парикмахер и значением их труда в жизни.
  3. Учить задавать вопрос «Кто это?» и отвечать на него.
  4. Закреплять умение составлять описательный рассказ о профессии по плану-схеме.
  5.  
  1. Формировать пространственно-временные представления посредством работы с календарём.
  2. Развивать логическое мышление в процессе отгадывания загадок о профессиях.
  3. Развивать зрительную память в процессе выполнения заданий игры «Прятки».
  4. Продолжать учить составлять пошаговое планирование своей деятельности на занятии.
  5. Развивать пространственную ориентировку на плоскости альбомного листа.
  6. Развивать графические умения проводить линии по клеткам в соответствии с образом.
  7. Продолжать учить устанавливать последовательность событий.

Воспитательные

  1. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_professii.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ЮЖНОЕ БУТОВО»

ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

Конспект индивидуального занятия

по ознакомлению с окружающим

 на тему «Профессии»

Провела:

учитель-дефектолог

Иванова И.Н.

Москва - 2014

Тема: Профессии

Цель: формировать представление о разных профессиях.

Задачи:

Образовательные

  1. Актуализировать знания о профессиях людей (название, какие действия выполняет, что нужно для работы, с кем или с чем работает).
  2. Познакомить с профессиями взрослых: водитель и парикмахер и значением их труда в жизни.
  3. Учить задавать вопрос «Кто это?» и отвечать на него.
  4. Закреплять умение составлять описательный рассказ о профессии по плану-схеме.

Коррекционно-развивающие

  1. Формировать пространственно-временные представления посредством работы с календарём.
  2. Развивать логическое мышление в процессе отгадывания загадок о профессиях.
  3. Развивать зрительную память в процессе выполнения заданий игры «Прятки».
  4. Продолжать учить составлять пошаговое планирование своей деятельности на занятии.
  5. Развивать пространственную ориентировку на плоскости альбомного листа.
  6. Развивать графические умения проводить линии по клеткам в соответствии с образом.
  7. Продолжать учить устанавливать последовательность событий.

Воспитательные

  1. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование: 1. предметные картинки с изображением профессий: портной, доктор, парикмахер, строитель, сапожник, учитель, повар, водитель, пожарник; 2. фотографии сотрудников учреждения: директора, логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя группы, медицинской сестры, повара, охранника; 3. развивающая игра «Профессии»; 4. схема для составления описательного рассказа о профессии; 5. карточка для графического задания с изображением маршрута машины; 6. картинки для установления последовательности событий; 7. картинка с изображением автобуса для закрепления понимания и употребления в собственной речи пространственных предлогов и слов между, слева, впереди, сверху, снизу, спереди; 8. картинки для определения профессиональной принадлежности; 9. тетрадь; 10. массажный мячик; 11. пексы для составления визуального расписания и работы с календарем.

Предварительная работа: экскурсия совместно с воспитателями группы по детскому дому – интернату с целью уточнения и расширения знаний о профессиях работников учреждения (директор, медицинская сестра, повар, охранник).

Ход занятия

Этап

занятия

Действия и слова учителя-дефектолога

Предполагаемые действия и слова воспитанника

  1. Орг. момент

Приветствие. Уточнение названия занятия.

Окружающий мир

  1. Составление визуального расписания

На компьютере дефектолог включает детское стихотворение о профессиях.

- Как ты думаешь, о чем мы сегодня будем говорить.

- Сегодня мы будем изучать профессии людей. Но сначала мы составим расписание занятия. Вначале мы поработаем с календарём.

- Потом мы повторим профессии, которые ты знаешь.

- Затем я расскажу тебе о других профессиях.

- Потом мы поиграем в интересные игры о профессиях.

- Рассмотрим фотографии сотрудников нашего детского дома-интерната.

- Проведем физ. минутку.

- Я буду задавать тебе вопросы, а ты на них отвечать.

- Выполним пальчиковые упражнения.

- Графические упражнения.

- Выучим стихотворение.

- Составим рассказ о профессии.

- Я буду снова задавать тебе вопросы, а ты на них отвечать.

- А потом – пойдешь в группу.

Ребёнок выставляет на ковролинографе пекс с изображением календаря и последующих видов заданий на занятии.

  1. Составление календаря на сегодняшний день

- Какое сегодня число? Вчера было 13 число (учитель-дефектолог показывает на графическом изображении календаря на ноябрь на 13 число), значит сегодня?

- А теперь найди пекс с этим числом и прикрепи его на календарь.

Учитель-дефектолог показывает на надпись «ноябрь» на графическом календаре, произносит название месяца и просит ребенка повторить.

- Найди в альбоме пекс с названием месяца, прикрепи его на календарь.

Учитель-дефектолог показывает на надпись года на графическом календаре, произносит название года и просит ребенка повторить.

- Найди  в альбоме пекс с номером года, прикрепи его на календарь.

Аналогичная работа проводится с определением времени года и днем недели.

Ребенок называет число и обводит на календаре по пунктирным линиям цифру 14.

Воспитанник в альбоме с пексами находит карточку с числом 14 и прикрепляет на календарь.

Ребенок в альбоме с пексами находит карточку с месяцем ноябрь и прикрепляет на календарь.

  1. Актуализация и уточнение знаний о профессиях

- Какие профессии ты знаешь?

- Давай посчитаем, сколько профессий ты знаешь.

Дефектолог выставляет перед ребенком предметные картинки с изображением профессий, которые он назвал. Одной предметной картинки заведомо нет.

- Посчитай, сколько карточек с профессиями перед тобой.

- Какой профессии не хватает?

Перед ребенком выкладывается рисунок с изображением профессий и видов деятельности.

- Рассмотри рисунки. Люди каких профессий изображены на них. Кто какую работу выполняет? Соедини линиями рисунки.  

Ответы ребенка.

Считает, загибает пальцы на руках.

Ребенок должен вспомнить названные профессии и определить недостающую.

Ребенок выполняет задание, дефектолог оказывает помощь. Ребенок произносит простые предложения: «Повар варит суп», «Доктор лечит больных», «Учитель учит детей», «Строитель строит дом».

  1. Изучение новой темы

- А сейчас ты будешь задавать мне вопрос «Кто это?». Повтори.

- Я буду показывать картинку, а ты спрашивать меня….

Дефектолог показывает картинки с изображением профессий: портной, парикмахер, строитель, сапожник, пожарник.

После того, как ребенок задаст вопрос «Кто это?», дефектолог отвечает «Это….»

- А теперь поменяемся, я буду задавать вопрос «Кто это?», а ты - отвечать мне «Это….».

- Взрослые заняты полезными делами: кто-то шьет одежду, кто-то стрижет людей, сапожник ремонтирует обувь, пожарник тушит огонь, кто-то строит ит.п. Каждого, кто занят полезной работой нужно уважать.

Подготовка к составлению описательного рассказа о профессии.

По предметной картинке с изображением профессий (доктор, парикмахер, водитель) дефектолог вместе с ребенком составляют рассказ по вопросам.

- Название профессии.

- Что делает человек данной профессии?

- Что ему нужно для работы.

«Игра с мячом «Кто что делает?»

Дефектолог произносит фразу и бросает мяч ребенку.

- Лечит людей…..

- Стрижет людей…

- Ремонтирует обувь….

- Учит детей…..

- Водит машину….

- Строит дома….

- Тушит пожар…..

- Шьет одежду…..

- Варит суп….

Игра «Прятки»

Перед ребенком выкладывается 4-5 карточки с изображением предметов, нужных для работы людей разных профессий (нитки, букварь, каска, нож; кастрюля, метр, шприц, кирпичи, букварь). Дефектолог просит внимательно посмотреть на них и запомнить. Ребенок закрывает глаза, учитель убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза, дефектолог спрашивает, какая картинка «спряталась» и уточняет человеку какой профессии этот предмет нужен.

Игра «Профессии»

Перед ребёнком выкладывается две картинки на которых изображены две профессии и серия картинок с изображением предметов относящихся к этим профессиям, также среди предметов кладутся картинки, не имеющие отношения к данным профессиям. Ребёнку необходимо выбрать нужные предметы и соотнести их в соответствии с их профессиональным назначением.

Работники ДДИ

Перед ребёнком выкладываются все фотографии сотрудников ДДИ.

- Я работаю дефектологом. Это моя профессия.

- Светлана Алексеевна помогает тебе в группе. Она - воспитатель. Это её профессия.

- Как ты думаешь, какая профессия у Натальи Васильевны? Она учит тебя красиво и понятно говорить.

- Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия.

- Что делает повар?

- Как ты думаешь, если наш повар не придет на работу, что случится?

- Человек какой профессии на этой фотографии?

- Что делает охранник в нашем детском доме?

- Человек какой профессии на этой фотографии?

- Что делает доктор в нашем учреждении?

- Это кто?

- Как её зовут?

- В нашем детском доме Елена Николаевна – самый главный человек. Её профессия очень важна. Она руководит другими взрослыми и следит за тем, чтобы  все работали хорошо, а нашим детям было здесь весело и уютно.

Ребенок задает вопрос.

- Это врач.

- Врач лечит людей.

- Врачу для работы нужны таблетки, бинты, шприц, мазь.

Ребенок ловит мяч и продолжает фразу.

- Доктор.

- Парикмахер.

- Сапожник.

- Учитель.

- Водитель.

- Строитель.

- Пожарник.

- Портной.

- Повар.

- Логопед.

- Варит суп.

- Мы останемся без завтрака, обеда, ужина.

- Это охранник.

- Следит за порядком.

- Это доктор.

- Следит за здоровьем детей, лечит больных.

- Директор.

- Елена Николаевна.

  1. Физминутка

Много профессий

на свете у нас!

О них поговорим сейчас:

Вот швея рубашки шьет,

Повар варит нам компот,

Самолет ведет пилот -

На посадку и на взлет.

Доктор ставит нам уколы

 

И охранник есть у школы.

Чтоб профессию иметь,

Надо много знать, уметь

Хорошо дружок учись!

И, конечно, не ленись!

Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево.

Развести руки в стороны.

Движения воображаемой иглой.

«Мешает» поварешкой.

Руки – в стороны,

Опускает их вниз, поднимает вверх.

Скрестить указательные пальцы над головой.

Движения: ладонь – кулак.

Загибает пальцы рук.

Разгибаем пальцы.

Погрозить пальчиком.

Отрицательное движение указательным пальцем.

  1. Закрепление

Загадки о профессиях

Кто у постели больного сидит,

И как лечиться он всем говорит;

Кто болен, он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять.

С огнём бороться мы должны,

Мы - смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?

 

Ставят ловких две руки каблуки на башмаки.

И набойки на каблук – тоже дело этих рук.

Он учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать.

Ежедневно спозаранку в руки он берёт баранку.

Крутит, верит так и сяк, но не съест её ни как.

Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты…

- Рассмотри рисунки. Догадайся, кем работают мама и папа у Толи?

- А ты знаешь, кем работает твоя мама?

- Кем работает папа?

- Водитель чего?

- Какая ответственная работа у твоего папы. Он должен рано встать, сесть за руль и быть на дороге внимательным, аккуратным и вежливым. Надо с уважением относиться к труду папы, так как он помогает другим людям и отвечает за их жизнь.

- А кем хочешь быть ты, когда вырастишь?

- А вот девочка Маша мечтает стать парикмахером. Посмотри на карточках, как она любит делать себе прически.

Последовательность событий.

Упражнение для развития тонкой моторики рук

Крепко мячик мы сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда,

Не боялись бы труда. 

Графические задания.  

Ребенку предлагается дорисовать половинку изображения автобуса, выполненного на тетрадном листе в крупную клетку.

Перед воспитанником - альбомный лист с изображением извилистой дороги.

- Помоги водителю приехать домой.

 

- Рассмотри рисунок. Человек какой профессии на ней изображен?

- Кого он везет?

- Покажи, кто в автобусе сидит впереди? Позади?

- В какую сторону едет автобус?

- Что у автобуса наверху? Внизу?

- Что у автобуса спереди?

- Покажи пассажиров, которые находятся между водителем и другими пассажирами.

- А сейчас мы выучим наизусть стихотворение про водителя автобуса, которое ты расскажешь папе.

Стихотворение водитель автобуса

Нажал водитель на педаль,

И побежал автобус в даль.

Автобус набирает ход.

Водитель песенку поёт.

Составление описательного рассказа о профессии водителя

- Посмотри на схему и составь рассказ о профессии водителя.

Доктор

Пожарники

Сапожник

Учитель

Водитель

Повар

Ребенок рассматривает рисунок и определяет, что мама у Толи работает врачом, а папа – полицейским. Обосновывает свой ответ.

- Мама не работает.

- Папа – водитель.

- Водитель автобуса. Папа возит людей.

Ребенок должен разложить карточки, соблюдая временную последовательность и очередность событий.

Ребёнок выполняет вслед за педагогом серию упражнений.

Ребенок с помощью простого карандаша проводит линии «маршрута» и проговаривает направление движения линии (машины).

- Шофер (водитель)

- Детей.

- Автобус едет влево.

- Крыша. Колеса.

- Фары.

- Это профессия – водитель. Он работает в автопарке. У водителя есть форменная одежда. Это голубая рубашка и галстук. Для работы нужно уметь водить автобус и знать правила дорожного движения. Он работает на машине. Водитель водит, рулит, едет, сажает и высаживает людей, останавливается, открывает двери.

  1. Итог, оценивание

- Вот и закончилось занятие.

- Расскажи, что мы сегодня делали?

- С какими профессиями ты сегодня познакомился?

- Молодец!

- Какое стихотворение ты расскажешь папе?

Оценивание.

Ребенок по пексам рассказывает о выполненных заданиях и упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке для второй младшей группы, тема "Отправляемся в гости"

Цели: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы. Упражнять в образовании имен прилагательных. Ввести в активны...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми с выраженной степенью умственной отсталости на тему "Виды транспорта"

Цели: Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.Задачи:Образовательные:закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.упражнять в умени...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ в подготовительной группе. Тема: "Зима. Жизнь диких животных и птиц зимой".

Задачи:·        Образовательные: способствовать развитию у детей умение выделять существительные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жиз...

Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим на тему «Птицы (дикие и домашние)»

Цель: учить различать диких и домашних птиц.Задачи:ОбразовательныеЗакрепить основные признаки насекомых.Актуализировать знания о птицах (внешний вид, как передвигаются, где обитают, чем питаются, каку...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и физкультуре в старшей группе Тема: « Путешествие в космос»

Комплексное занятие:  окружающий мир, физкультура.Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, коммуникация, социализация....

Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим "Кораблик"

Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ в рамках обобщения по теме "Весна"...