Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости на базе ГКУ ДДИ «Южное Бутово» ДСЗН г. Москвы
статья по теме
С самого начала коррекционной работы в Детском доме-интернате (с 4-х лет) каждый ребенок включается в некоторую предметно-материальную деятельность, которая развивает его операционные возможности, и приобщает его к человеческой культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepanova_g.n.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ «ЮЖНОЕ БУТОВО»
ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости на базе ГКУ ДДИ «Южное Бутово» ДСЗН г. Москвы»
Методист ГКУ ДДИ «Южное Бутово»:
Степанова Галина Николаевна
Попытаемся коротко охарактеризовать основные этапы развития трудоспособности детей-инвалидов с умственной отсталостью, которые обозначились в практике коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
С самого начала коррекционной работы в Детском доме-интернате (с 4-х лет) каждый ребенок включается в некоторую предметно-материальную деятельность, которая развивает его операционные возможности, и приобщает его к человеческой культуре.
Развивая социальные потребности детей-инвалидов, мы создаем условия, необходимые для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Ведь именно для того, чтобы вызвать положительную эмоцию со стороны значимого взрослого, похвалу, одобрение других детей, возникает целенаправленная деятельность по удовлетворения своих базовых физиологических потребностей в соответствии с нормами, принятыми в человеческом обществе.
Развитие навыков самообслуживания – это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности детей-инвалидов. На данном этапе ребенок учиться следовать традициям группы, накапливает опыт по выполнению режимных требований, которые отражены в режиме дня. С самого раннего возраста режим дня предусматривает занятия (в доступном формате) от 1-1,5 часов в день на первом этапе дошкольного обучения до 6 часов в день для семнадцатилетних воспитанников.
Уже с 8-9 лет ребенок с выраженной умственной отсталостью зачастую может включаться в хозяйственно-бытовой труд по уборке групповой комнаты, участка, посуды после обеда, то есть его трудовая деятельность приобретает общественно полезную форму. Это большой шаг с точки зрения не только формирования умений и навыков хозяйственного труда, но и с точки зрения изменения социальной ситуации. Ребенок включен в новую для себя систему отношений – он несет ответственность не только за себя, но и за свое ближайшее окружение, за тех, кто может быть слабее, младше и беспомощней его самого. В базисном учебном плане отведены часы по самообслуживания, хозяйственно-бытовому труду, СБО (социально-бытовой ориентировке), на которых происходит обучения новым видам деятельности, которые затем воспитанники реализуют в повседневной жизни.
Важнейшее направление развития трудоспособности детей с глубокой умственной отсталостью – это освоение ремесла.
Дополнительное образование в ДДИ Южное Бутово- это целенаправленный процесс воспитания и обучения, посредством реализации дополнительных образовательных программ. |
Работа в студиях и мастерских дополнительного образования ДДИ Южное Бутово выстроена поэтапно: |
- на первом этапе воспитанники знакомятся с предлагаемым в мастерской материалом путем всевозможных изменений, которые с ним производят. |
- на втором этапе осваиваются способы работы с материалом, в том числе с использованием инструментов. Это происходит сначала по показу, поэтапно переходя к самостоятельному изготовлению изделий. |
- На третьем этапе- изготовление готового изделия по образцу, данному учителем. |
Не каждый ребенок может выполнить весь цикл операций. Однако, он может выполнять посильную для него работу в коллективе, в команде. Ребенок видит результаты своего труда. И даже незначительное его участие позволяет почувствовать себя полноправным участником процесса. Почувствовать свою социальную значимость. |
4-й этап – это этап творческий. На этом этапе воспитанники могут сами предложить некий замысел, выбрать средства художественной выразительности для его реализации. |
В результате системы дополнительных занятий с воспитанниками можно видеть результаты реабилитационной работы, психосоматическое состояние, уровень общего развития, уровень развития специальных навыков, уровень развития интересов и склонностей. |
В ДДИ Южное Бутово в рамках дополнительного образования работают следующие студии-мастерские: - керамическая мастерская. |
Целью обучения керамики является знакомство с миром профессий, связанных с изготовлением керамических изделий, развитие творческих и эстетических качеств личности учащихся и их индивидуальных творческих способностей, |
через освоение приемов работы с глиной, приобщение к общим человеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием, воспитанием любви и уважения к труду. |
Обучение керамике решает следующие образовательные задачи: обучение приемам изготовления керамических изделий, |
развитие творческих коммуникативных способностей, формирование умственных умений. |
Занятия в керамической мастерской носят коррекционный характер, оказывают положительное влияние на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, |
координации движений, формирует художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, развивает как мелкую так и общую моторику, быстроту двигательной реакции. |
Данные занятия способны также снимать эмоциональное и физическое напряжение. |
Продукция мастерской |
- мастерская по работе с нитью: |
Отличительная особенность этой мастерской в том, что дети даже с тяжелой патологией могут быть включены в несложную монотонную работу, которая сводится к одной, двум операциям, |
а в результате получается с художественной и утилитарной точки зрения замечательное изделие. |
В первую очередь это относится к ткачеству на рамках. |
Получаются отличные тканые сумки, ковры различных форм и размеров и различного назначения. |
Подобные, порой даже более низкого качества, в супермаркетах продаются по очень высокой цене как изделие ручной работы. |
Одним из направлений работы ДДИ Южное Бутово является обучение элементам швейного дела. |
Поскольку в детском - доме находятся дети с особыми образовательными возможностями, на занятиях по швейному делу дети получают элементарные знания о строении и свойстве материала, осваивают доступные операции; |
работают с тканью, с использованием различных инструментов. |
Занятия строятся по принципу постепенного усложнения и многократного повторения уже пройденного материала. Приучение к выполнению даже самых простых операций требует времени и тренировки. |
Обучение швейному делу построено таким образом, что учащийся может выполнить работу, как бригадным методом, так и самостоятельно от начала до конца. |
Продукция мастерской |
- мастерская «художественный войлок» |
Техника валяния шерсти достаточно проста и даже имеет лечебные свойства. |
Волокна мягко массируют. |
Процесс достаточно ритмичный и оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. |
Во время занятия развиваются такие сенсорные системы: зрительные, тактильные, обонятельные. |
Целью занятий в мастерской «художественный войлок» является развитие и коррекция эмоциональной и волевой сферы ребенка с выраженной умственной отсталостью посредством приобретения ЗУН работы в валяльной мастерской. |
Разнообразные изделия данной мастерской это елочные игрушки (шары и снеговики), броши в виде цветов, чехлы для мобильных телефонов, подушки - думочки, настенные панно, декоративные экспозиции для интерьеров, муляжи овощей и фруктов и многое, многое другое. |
Наши ребята увлеклись машинным вязанием. |
Они работают как на универсальных механических машинках «Калинка», так и на японских машинах с перфокартами. |
В результате у нас нет недостатка в теплых носках для наших ребят, |
ни в жилетах, ни в кофтах. |
Уже хорошо получаются шапки и шарфы, чехлы для телефонов, напульсники, ободки для волос. |
Эти атрибуты подростковой субкультуры приносят им особенную радость. |
Продукция мастерской |
- мастерская по работе с деревом. |
Работа в данной мастерской запланирована таким образом, что воспитанники на протяжении нескольких лет обучения знакомятся с разными породами древесины, их свойствами, |
они осваивают работу по дереву с использованием специальных приспособлений и инструментов. |
Оптимальным результатом обучения является освоение полного цикла изготовления изделия. От выкройки по лекалам |
до выпиливания, |
обработки и выравнивания поверхности, |
до сборки элементарных конструкций. |
В течение этих лет ребята получили первые навыки работы и первые результаты: пирамидки для детей, качалки, каталки, головоломки, подвесные качели, модели различного вида транспорта, машинки , лошадки с повозками, самолеты, танки, изделия бытового назначения: полки, мыльницы, подставки для цветов, шкатулки, разделочные доски, массажер - тренажер, настенные часы. |
- студия изобразительного искусства. |
Занятия изобразительной деятельностью с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствуют сенсорному развитию детей. Формирует мотивационно - потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия мелких движений рук, что в свою очередь влияет на умственное развитие детей. |
Занятия изобразительной деятельностью позволяют ребенку с проблемами ощутить мир во всем его богатстве и многообразии. |
И через художественные виды деятельности ребенок имеет возможность выразить свои чувства, эмоции, впечатления об окружающем мире. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, так как оно является источником новых позитивных переживаний ребенка. |
Детскими работами оформлены холлы, группы, классы, кабинеты и многое другое. |
Дети являются постоянными участниками конкурсов и выставок, организованных Благотворительным Фондом «Взгляд ребенка». |
Работы детей выставляются в музее Рериха, Дарвиновском музее, в Третьяковской галерее, в Московской городской Думе, в Московском доме общественных организаций |
В результате систематических занятий воспитанников (в группах, индивидуальных, в классах, в мастерских) к 18 годам (этап, когда происходит переход из нашего интерната на другие формы проживания) можно констатировать результат реабилитационной работы: психосоматического состояние, уровень общего развития, уровень развития специальных навыков, уровень развития интересов и склонностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение и воспитание детей с разной степенью умственной отсталости.
В статье даётся краткая характеристика умственной отсталости и её деление по степени выраженности интеллектуального дефекта на 3 группы. Трудности обучения детей с умственной отсталостью требуют осуще...
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Коррекционно-развивающая программа обучения детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом направлена на максимальную адаптацию, реабилитацию и социализацию ребёнка в условиях...
"Уровни прохождения и усвоения программы обучения детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости"
Данная диагностика адресованна детям с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....
План методической работы ГКУ ДДИ "Южное Бутово" ДСЗН г. Москвы на 2013-2014 учебный год
Цель работы: методическое обеспечение педагогической деятельности с целью повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса и профессиональной компетентности педагогических кадров ГКУ ДДИ...
Игровые технологии в обучении детей с тяжелой степенью умственной отсталости.
Дети с тяжелой умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.Для того, чтобы дети смогли ов...
Конспект занятия для детей с выраженной степенью умственной отсталости "Оденем куклу на прогулку"
Цель: дать представление об одеждеЗадачи:формировать умение детей различить и называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.развивать умение ...