СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
статья по теме

Андросова Елена Владимировна

 

Коррекционно-развивающая программа обучения детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом направлена на максимальную адаптацию, реабилитацию и социализацию ребёнка в условиях современного общества. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

           

МКС(К)ОУ «Школа–интернат № 53»

Учитель дефектолог Андросова Е.В.

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отражённые в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей с интеллектуальной недостаточностью. Они обеспечивают правовую защиту детства, формируют навыки воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьёзно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается. Убедительно доказано, что включение этих детей в систему коррекционно-развивающего обучения приводит к тому, что они оказываются способны овладеть способами общения, специфическими для детства видами продуктивной деятельности, свойственными только человеку формами поведения.

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все стороны психофизического развития ребёнка - мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, кроме того, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение.

Коррекционно-развивающая программа обучения детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом направлена на максимальную адаптацию, реабилитацию и социализацию ребёнка в условиях современного общества. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

В программе выделены следующие разделы:

- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности;

- формирование элементарных математических представлений;

- изобразительная деятельность;

- обучение грамоте и письму;

- развитие психомоторики и сенсорных процессов.

Но особую роль в социализации и адаптации детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом в условиях современного общества  играет трудовая подготовка, отраженная в разделах «самообслуживание», «ручной труд», «предметно-практическая деятельность», «хозяйственно-бытовой труд».

 Программа построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях. К этим принципам относятся:

- деятельностный;

- онтогенетический;

- единства диагностики, коррекции и развития;

- общие дидактические принципы;

Программа составлена с учётом характера ведущей деятельности, структуры и степени выраженности нарушения, а так же ведущих мотивов и потребностей  ребёнка, целей коррекционно-развивающего  обучения и воспитания.

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО

ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

Трудовая подготовка детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом предполагает формирование навыков самообслуживания, выполнения элементарных хозяйственно-бытовых поручений, развитие предметно-практических действий и формирование умений по ручному труду.

Уроки самообслуживания, ручного труда, предметно-практической деятельности и хозяйственно-бытового труда предусматривают не изолированное обучение навыкам и привычкам в рамках данного раздела, а в тесной связи с другими направлениями коррекционной работы.

Обучение труду детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом должно происходить в так называемой «бытовой» деятельности, в играх с бытовыми предметами-орудиями. Целью данных уроков, используя различные многообразные виды деятельности, является коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью.

 Для детей со сложным дефектом формирование всех трудовых приёмов и навыков возможно на самом элементарном сенсорном, предметно-практическом уровне. Последствия раннего органического поражения ЦНС сильно влияют на моторно-двигательное развитие детей. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, сильном нарушении мелкой моторики. У детей данной группы долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для элементарных трудовых действий и навыков самообслуживания. Грубое сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой» результативной пробой.

 В процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие элементарных трудовых, хозяйственно-бытовых, предметно-практических умений и навыков самообслуживания происходит социальная адаптация, осознание нравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в обществе.

ЗАДАЧИ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач:

развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий;

координация работы анализаторов;

развитие пространственных ориентировок, ручной умелости;

развитие наглядного мышления

осуществляется не путём изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, самообслуживание, продуктивная деятельность, ручной труд и другие).

На уроках трудового обучения учитель решает ряд конкретных задач:

- формировать «+» эмоциональное отношение к различным видам труда;

- знакомить с назначением и способами использования бытовых предметов орудий;

- учить пользоваться реальными бытовыми предметами по подражанию действиям учителя, по образцу его действий и по словесной инструкции;

- учить осуществлять поиск вспомогательных бытовых предметов-орудий для игровой ситуации, ориентируясь на их функциональные свойства;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;

- развивать элементарные математические представления в процессе     трудовых операций, представления о величине и количестве;

- формировать сенсорно - перцептивную способность: учить узнавать материалы зрительно, на ощупь и по характерным звукам, производимым в момент действий с ними;

- знакомить с наиболее характерными свойствами и особенностями данного материала (бумага, пластилин, природный материал и т. д.)

- развивать операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета);

- учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату;

- учить ребёнка владеть движениями собственного тела (осторожно брать предметы со стола, проходить между стоящими предметами и т. д.);

- формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия и санитарно-гигиенические навыки;

- учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах;

закладывать основы будущей культуры труда, бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами и материалами.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ  У ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

У детей с выраженной умственной отсталостью ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта хотя многие родители прилагают значительные усилия для развития своих детей. Но родители имеют незначительные знания о возможных методах эффективного обучения, не понимают состояния своего ребенка, не знают, как ему помочь, как подготовить к периоду взрослости.

Низкий уровень социальной компетентности детей с выраженной умственной отсталостью нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы знаний и представлений. Именно поэтому  трудовое обучение таких детей, начиная с начальных классов, несет в себе  комплексную  работу по развитию социальных умений и навыков, необходимых для дальнейшего включения в общество.

РАЗДЕЛЫ:  ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД И ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ изучают и отрабатывают

•   Навыки раздевания и одевания.

Привлечение внимания детей к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафу, разложенную на стуле и т. п.).

Игры на определение порядка и непорядка в одежде, на идентификацию одежды и обуви.

Раздевание и одевание одежды в определённом порядке с помощью учителя и по словесной инструкции: складывать и убирать снятые с себя предметы одежды и обувь.

Расстёгивание застёжек на «липучках», кнопках, пуговицах с помощью взрослого и самостоятельно.

Застегивание застёжек на «липучках», кнопках, пуговицах и застёжек-молний с помощью взрослого и самостоятельно.

•   Навыки, связанные с гигиеной тела.

Учить детей показывать и называть правую и левую руку, йогу, части тела и лица (лоб, подбородок, затылок, щёки и т. д.).

Учить показывать и называть пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).

Прививать детям основные гигиенические правила в отношении зубов и полости рта. Открывание и закрывание тюбика с зубной пастой, нанесение зубной пасты на щётку с помощью учителя и по словесной инструкции («нажми на тюбик», «достаточно», «остановись» и т. п.). Чистка зубов, полоскание рта.

Пользование носовым платком, разворачивание и складывание его в карман одежды.

Пользование индивидуальной расчёской, расчесывание волос перед зеркалом (совмещённые действия, по подражанию и по словесной инструкции).

Мытьё рук и умывание. Правильное использование твёрдого мыла и жидкого мыла с дозатором, подворачивание рукавов одежды перед умыванием.

Пользование бумажными полотенцами (отрывание, вытирание рук, выбрасывание в мусорную корзину), развёрнутым полотенцем для вытирания после умывания.

Открывание и закрывание кранов с помощью взрослого, по образу и словесной инструкции.

•   Навыки, связанные с приёмом пищи.

Поведение во время еды. Удерживание чашки, ложки, брать в ложку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.

Учить мыть посуду под присмотром учителя.

Учить накрывать на стол, прибирать посуду после еды, вытирать или вымыть клеёнку.

•   Навыки поведения и самообслуживания.

Уборка рабочего места после уроков, умение заправить постель, встряхнуть простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку.

Принимать участие в дежурствах по уборке класса, вытирать пыль с мебели, с комнатных цветов, поливать цветы, рассаду, убирать в шкафу с игрушками.

Чистка дорожек от снега, от мусора, от листьев.

•   Навыки, связанные с гигиеной одежды и обуви.

Уметь следить за чистотой своей одежды и обуви, чистить загрязнившиеся вещи сапожной или платяной щёткой. Уметь различать все ли пуговицы на месте. Уметь выстирать мелкие вещи: платки, воротники, носки и т. п.

Разделы: ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РУЧНОЙ ТРУД изучают и отрабатывают

•   Предметные действия.

Выполнение подражательных движений для развития движения рук, кистей и пальцев рук («Замочек», «Топор», «Пальчики здороваются», «Шарик» и пр.). Ввести выполнение этих упражнений одновременно двумя рунами.

Выполнение действий со сменой вида движения («Стучим-прячем», ".Бежим-приседаем»).

Выполнение по показу действий с предметами:

- катание шаров в определённом направлении;

- бросание мелких предметов в сосуд с узким горлышком;

- складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы её можно было закрыть крышкой;

- нанизывание предметов с отверстиями на стержень (пирамида);

- нанизывание бусин на шнур;

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия (палка, крючок, стул и пр.).

Формирование у детей умения действовать с предметами разного цвета, формы, величины.

Цвет. Выбор по образцу и инструкции предметов, окрашенных в основные цвета (Н-р:  «Дай такой»)

Раскладывание предметов по цветам начиная с двух контрастных: синий красный, постепенно увеличивая до четырёх.

Форма. Выбор по образцу и инструкции одной формы из 4-8 предметов «Дай такой же предмет».

Выбор по образцу и группировка плоскостных фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Знать названия и самостоятельно называть геометрические фигуры: круг, квадрат,

треугольник; геометрические тела: куб, шар.

Определять формы независимо от величины и окраски предмета (шар большой и маленький, красный и синий и т.д.)

Группировка предметов разной величины, цвета, формы согласно заданию по образцу («Разложи, какие куда подходят»).

Величина. Определение не контрастной разницы по величине между предметами путём наложения и приложения предметов: большой, маленький, побольше, поменьше, самый большой, самый маленький, толстый - тонкий, длинный - короткий, широкий - узкий (на бытовых предметах, картинках и специальном методическом материале).

Группировка различных парных предметов по величине (большие - маленькие кольца, кубики, пуговицы, мячи, машины и т. д.).

Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине» (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки - к таре, шары - к отверстиям разного диаметра).

•   Дидактические игры.

«Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные вилки, ложки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета при выборе их из предметов разного цвета.

«Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, чередование предметов по цвету через один.

«Подбери по цвету», подбор разнородных предметов одного цвета (кукле — платье, шапочку, носочки, шарф, в посуде - чашку, блюдце, тарелку).

«Подбери по форме»: подбор предметов одной формы разного цвета и размера (шарик, мяч, яблоко, помидор и т. д.).

«Картинное лото». Учить выполнять правила игры: ожидание своей картинки, отказ от других. Сличать при игре парные картинки, изображающие предметы одежды, обуви, посуды, игрушки, овощей, фруктов, домашних и диких животных.

«Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок на «Доске Сегена» (6-10 фигур).

«Почтовый ящик»: уметь опускать объёмные фигуры в соответствующие по форме прорези коробки способом проб и ошибок и зрительно соотнося фигуры с прорезями.

«Поиск в окружающем»: находить в обстановке класса и приносить учителю предметы, игрушки, парные с показанными учителем.

«Светофор»: выработка определённой двигательной реакции на смену цветового сигнала.

«Что лишнее»: исключение по цвету, форме, величине.

«Бирюльки»: сопоставление натуральных предметов с их маленькими моделями («бирюльками»).

«Чудесный мешочек»: находить на ощупь в мешочке по образцу большого размера его мелкую пару (из бирюлек), различать на ощупь величину предметов, их форму (кубы, шары, ёлки, катушки, ключи, грибки и т. д.).

«Что убрали?», «Что изменилось?»: с предметами и с картинками, замечать и указывать на различие в сходных картинках.

Деятельность с разборными игрушками (матрёшки, пирамидки, собирание вкладных кубов).

•   Элементарное конструирование.

Складывание из счётных палочек фигур и узоров по образцу, картине: двухэтажный дом, грузовая машина, буквы, алфавит и т. д.

Складывание разрезных картинок из 2-4 частей, разрезанных по горизонтальным и вертикальным линиям, кубиков.

Заполнение вкладок в иллюстрациях к сказкам с вырезанными частями.

Выполнение различных комбинаций из 5-6 объёмных и плоскостных форм по образцу.

Постройки из детских наборов строительного материала по показу и по образцу:

- стол на четырёх ножках (кубиках);

- диван, кресло;

- дом одноэтажный;

- дом с воротами, забором и дорожкой;

- двухэтажный дом;

- автомобиль;

- поезд;

Оконченные постройки обыгрываются с помощью дополнительно розданных детям мягких игрушек.

Работа с мозаикой.

Закреплять навык правильной, аккуратной и точной работы с мозаикой (применяется пластмассовая мозаика).

Выкладывание прямых рядов: из одноцветных деталей, из деталей двух цветов параллельными рядами; выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трёх цветов (красный, зелёный, белый).

Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам (треугольник, квадрат, прямоугольник).

Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением пространственных отношений деталей мозаики:

- дом с крышей;

- цветок на стебле;

-ёлочка;

- снежинка;

                декоративный орнамент «Коврик» (из 10-12 элементов).

Выкладывание свободного узора по замыслу детей. Выкладывание простых сюжетов по рисунку (без образца)

 Лепка.

Закреплять навыки обращения с пластилином и выполнения определённых правил при работе с ним.

Закрепить навыки: отщипывания пальцами кусочков пластилина и скатывания их в мелкие шарики (вишни, сливы, яички);  защипывания краев формы кончиками пальцев (блюдце, миска, корзинка); вытягивания столбика из короткого толстого цилиндра (морковь, огурец).

Лепка более сложных форм из 2-4 частей (снеговик, погремушка, чашка с ручкой, зайчик, матрёшка, лопата и т. д.).

Освоить приёмы: соединения деталей промазыванием (матрёшка, цыплёнок); прищипывание, простейшее оттягивание небольших деталей (клюв, лапки).

Передавать форму простых знакомых предметов, достигая приблизительного сходства (овощи, фрукты, посуда).

Лепка рельефов букв и цифр на подкладной доске по образцу.

•   Работа с бумагой.

Умения и навыки работы с бумагой: сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали. Разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать её ладонями и пальцами. Разрывать бумагу по сгибу.

Изготовление изделий: «тетрадь» из 3-4 листов бумаги с обложкой, «мебель» из бумаги («стол», «скамейка»- без применения клея).

Знакомство с клеящим карандашом, его свойствами. Умение пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе. Наклеивание простейших форм на контур. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух частей (дом с крышей, гриб и т. д.).

Выполнение изделий из бумаги с применением клеящего карандаша: изготовление ёлочных украшений, флажков из цветной бумаги, цепочки из двух разноцветных полос, создание симметричных узоров из геометрических фигур в полосе, круге, квадрате.

Выполнение изображений предметов с использованием приёма «рваной» аппликации (снеговик, цыплёнок, яблоко и т. д.)

Предметная аппликация знакомых предметов на основе предварительного анализа образца или обследования натуры («Соберём пирамидку, башенку», «Слепим снежную бабу» и др.)

Сюжетная аппликация из готовых деталей («У дома сад», «Дети на прогулке» и др.) - создание композиций.

Выполнение аппликации по типу разрезной картинки - путём составления целого из фрагментов («Собака», «Кошка» и др.).

Дополнение рисунков объектами, выполненными в технике аппликации («В небе летят птицы», «Цветные шарики на празднике», «Белочки собирают орешки»).

Экскурсия в книжный магазин или магазин канцелярских принадлежностей.

•   Работа с нитками и тканью.

Сортировка ниток по цвету, толщине, наматывание на катушку, клубок, картон. Распускание трикотажного и шерстяного края. Пробы в завязывании узелков. Плетение косички из толстых шнуров. Плетение верёвочки из шерстяных ниток. Изготовление помпона из шерстяных ниток.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт лучших учителей  и  экспериментальное обучение показывают, что эти дети развиваются, они способны к обучению и последующему труду. Обучение их эффективно в том случае, если оно систематично, правильно организовано, в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями, направлено на их социальную адаптацию. Содержание учебно-воспитательной работы с глубоко отсталыми детьми должно всемерно содействовать выявлению положительных возможностей в подготовке этих детей к доступным для них видам труда. Совершенно очевидно, что центральным звеном в общей системе занятий с глубоко отсталыми детьми будут являться занятия, подготавливающие детей к труду.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Владос, 1997

Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной           и тяжелой умственной отсталостью.  //Дефектология.6-2002-С11-17.

Бороздин А.И. Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы «Школы Бороздина». – Новосибирск, 2000.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. –Киев, 1989.

Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Педагогика, 1987.

Бреслав Г.М.Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.–М.:         Педагогика, 1990.

Вайзман Н.П.. Психомоторика детей-олигофренов. – М.: Педагогика, 1975.

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.:

Просвещение, 1987.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Академия, 1984.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3 – М.: Наука, 1983, , с. 451.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1984.

Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1974.

Головина Т.Н. О графических навыках у детей-олигофренов/Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Педагогика, 1972.

Грошенков И.А. О путях усиления коррекционного воздействия занятий по рисованию на развитие учащихся вспомогательной школы/Эстетическое воспитание во вспомогательной школе//Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 1972.

Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В, Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М: Изд. Центр Академия, 1999.

Дети с отклонениями развития (отграничение олигофрении от сходных состояний)./Под ред. М.С. Певзнер. – М.:. Просвещение, 1966.

Дефектология: Словарь-справочник./Авт.-сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.

Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.: Просвещение, 1988.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Владос, 1994.

Коррекционная педагогика./Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Владос, 2000.

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Педагогика, 1990.

Лильин Е.Т., Доскин  В.А. Детская реабилитология. – М.: Академия, 1999.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992.

Маллер А.Р. Дети с ограниченными возможностями. – М.: Владос, 1996.

МаллерА.Р. Некоторые особенности личностных качеств глубоко умственно отсталых подростков // Изучение личности аномального ребенка: Тез. докладов конференции. М.: Педагогика, 1977. С. 72—73.

Отбор детей во вспомогательную школу. – М.: Просвещение, 1980.

О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997//Вестник образования. – 1992. - № 11.

Практикум по психологии умственно отсталого ребенка/А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушаков; сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985.  

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1983.

Проект  закона РФ «О специальном образовании»//Дефектология. – 1995. - № 1. –С 3-15

Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.//Дефектология. -№3. – 2002. – С15 - 21

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1979.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. – М.: Просвещение, 1970.

Стариченко Т.Н. Сопоставление сходного и противопоставление контрастного как способ активизации познавательного интереса умственно отсталых школьников.//Дефектология. - № 6. – 2002. – С32 – 39.

Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. – М.: Наука, 1963.

Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М.: Академия, 1995.

ЦикотоГ.В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста//Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976. С.  

Цикото Г. В. Развитие познания пространства у детей-имбецилов при обучении построению плоских фигур//Дефектология. 1987.  - С. 42—47.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. – Ростов –на –Дону, 1994.

Шипицына Л.М. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Речь, 1995.

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

ДОКЛАД на методическом объединениии воспитателей "Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями в здоровье через практическую деятельность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10483413","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 307px; height: 204px; float: left;"}}]]Одним из способов улучшения качества жи...

Социально-бытовая адаптация как основное направление социализации детей с ТМНР.

Успех формирования социально-бытовых умений и навыков зависит от адаптации учебной программы к нуждам конкретного ребенка. Ориентация на социальную направленность учебно-воспитательного процесса позво...