"Уровни прохождения и усвоения программы обучения детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости"
методическая разработка по теме
Данная диагностика адресованна детям с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_tablica.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОВНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (по разделам)
Образ. Область | Раздел | Количество баллов | ||||
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | |||
Устная речь | Наличие | Речь отсутствует, ребенок использует неречевые формы общения | Имеется индивидуальная речь, понятная лишь близким людям (отдельные звуки, слоги, односложные слова) | Имеется социальная речь, ребенок ею пользуется | Монологическая и диалогическая речь | |
Звукопроизношение | Грубо нарушено | Нарушено, коррекция непродуктивна | Негрубо нарушено, поддается коррекции | Не нарушено | ||
Пассивный Словарь | Не понимает обращенную речь | Понимает обращенную речь на бытовом уровне | Понимает обращенную речь, улавливает смысл малознакомых слов из контекста | Понимает сложные речевые конструкции | ||
Активный словарь | Отсутствует | Низкий словарный запас, преимущественно название предметов из личного опыта, называет предметы при из непосредственном предъявлении | Средний уровень словарного запаса, использует слова, обозначающие предметы, действия, признаки, использует синонимический ряд, может называть предметы | Имеет запас словаря для передачи информации из различных областей знаний, почерпнутых не только из личного опыта (книги, рассказы, занятия ТВ и т.д.) | ||
Фразовая речь | Отсутствует | Предложения из 2-3 слов, аграмматичные (отсутствие связи между словами, неправильное употребление предлогов и т.д.),. | Правильно выстроенная короткая фраза. | Грамотная развернутая фраза с незначительными речевыми ошибками. | ||
Целевая монологическая речь | Отсутствует | Пересказ и рассказ может выстраивать лишь в виде ответов на вопросы. | Пересказывает и рассказывает с помощью (опорные слова, вопросы, картинки) | Пересказывает короткие рассказы, составляет рассказы по заданной теме | ||
Различение шумовых звуков | Не различает | Различает отдельные | Различает различные звуки, которые имели место в личном опыте | Тонко дифференцирует различные звуки, для новых выстраивает гипотезы на основе предыдущего опыта | ||
Воспроизведение фонем | Не может воспроизвести заданную фонему | Воспроизводит заданную фонему с опорой на зрительный образец артикуляции только один изолированный звук | Может воспроизводить фонемы, ориентируясь только на звучание, один-два звука | Не испытывает сложно- стей с воспроизведением фонем (в том числе из 3-4 фонем) | ||
Выделение слов в предложении | Не выделяет | Выделяет отдельные слова, с ошибками. | Выделяет знакомые слова, не может выделить предлоги, союзы и др. вспомогательные части речи. Может составлять простые нераспространённые предложения из слов. | Не испытывает затруднений в выделении слов в предложении Легко составляет предложения из заданных слов. | ||
Выделение звуков в словах (по программе) | Не выделяет | Выделяет звуки только в начале слова | Выделяет звуки в начале и в конце слова | Выделяет звуки в начале, в середине и в конце слова. | ||
Владение звуко-буквенным анализом | Не владеет | Выделяет гласные и согласные звуки | Выделяет гласные и согласные, звонкие и глухие звуки, нуждается в дополнительном использовании приёмов распознавания категории звука. | Выделяет гласные и согласные, определяет звонкие и глухие, а так же твёрдые и мягкие звуки в слове самостоятельно. | ||
Деление на слоги | Не делит на слоги | Делит, используя приёмы прохлопывания, с ошибками. | Делит на слоги, опираясь на правило о количестве гласных, допускает ошибки. | Делит на слоги самостоятельно по правилу, без ошибок. | ||
Постановка ударения в слове | Ударение не ставит | Определяет положение ударения в слове совместно с учителем, проговаривая слово с жестом. | Определяет положение ударения в слове самостоятельно проговаривая с жестом. | Определяет положение ударения , не используя жест самостоятельно, без ошибок. | ||
Письменная речь | Соотнесение звука с буквой | Не соотносит | Соотносит, но не запоминает предложенные знаки, путает | Усвоил хорошо некоторые буквы, но не в полном объеме | В полном объеме усвоил все буквы по программе | |
Соотнесение печатных букв с рукописными | Не соотносит | Соотносит, но не запоминает предложенные знаки, путает | Усвоил хорошо некоторые буквы, но не в полном объеме | Усвоил хорошо некоторые буквы, но не в полном объеме | ||
Составление буквенных схем | Не составляет | Составляет с ошибками (в подборе букв) | Составляет с ошибками (пропускает отдельные буквы) | Составляет без ошибок | ||
Чтение простых слогов | Не читает | Читает изолированные буквы | Читает закрытые слоги | Читает открытые слоги, читает простые слова | ||
Чтение слов из 2-х и более слогов | Не читает | Читает слова с ошибками | Читает слова без ошибок, но затрудняется в понимании смысла | Читает слова без ошибок, улавливает смысл прочитанного | ||
Формирование элементарных математических представлений | Операции с неисчислимыми множествами | Владение понятиями о линейной величине | Не воспринимает линейные размеры, не владеет понятиями | Владеет понятиями, выражающими соотношения линейных размеров, но устанавливает их только путем непосредственного соотнесения (наложение, приложение) | Владеет понятиями, выражающими соотношения линейных размеров, устанавливает их только путем зрительного соотнесения, не точно употребляет термины | Владеет понятиями, выражающими соотношения линейных размеров, устанавливает их только путем зрительного соотнесения, точно употребляет термины |
Понятие веса | Не воспринимает | Понимает слова: тяжелый, легкий, тяжелее, легче. | Понимает слова тяжелый-легкий, но сравнить предметы по весу может только в результате непосредственного обследования | Может соотнести понятие веса с материалом и объемом тела | ||
Использование мерки для измерения неисчислимыми множествами. | Не использует | Использует предложенную мерку | Использует предложенную мерку, может предложить использовать любой другой посредник | Использует, понимает, что количество мерок зависит от их величины | ||
Операции с исчислимыми множествами | Восприятие количества | Не воспринимает | Воспринимает понятия один, ни одного, много. | Воспринимает понятия: один, ни одного, много, мало, столько сколько, больше, меньше, поровну. | Воспринимает понятия, ни одного, много, мало, столько сколько, больше, меньше, поровну, проводит операции по уравниванию | |
Связь количества с числом (по программе) | Не связывает | Связывает названия чисел с количеством предметов, пересчитывает предметы в поле зрения | Владеет количественным и порядковым счетом с опорой на наглядность | Сформированы понятия: один, два, три и тд. (без опоры на предметность) | ||
Связь числа с цифрой | Не связывает | Связывает, не усвоил начертания цифр. Ошибается в их чтении. | Освоил без ошибок, но не в полном объеме. | Освоил программу в полном объеме | ||
Числовые операции | Не владеет | Владеет с опорой на предметность | Владеет без опоры на предметность | Владеет, использует для решения задач | ||
Формирование элементарных математических представлений | Использование математических знаков и терминов | Не использует | Владеет терминологией, но не связывает со знаком (+, - ,=, <,>) | Владеет терминологией, связывает со знаком. | Умеет читать математические выражения, составлять задачи по выражениям, использовать выражения для решения задач. | |
Геометрические представления | Знание геометрических форм | Не знает | Не называет, но узнает по слову | Знает названия отдельных геометрических форм. | Знает, отбирает по образцу и по названию в играх и упражнениях, используя свойства форм | |
Знание геометрических фигур | Не знает | Не называет, но узнает по слову | Знает названия отдельных геометрических фигур. | Знает, отбирает по образцу и по названию, выделяет геометрическую плоскостную фигуру из предметов, образов | ||
Пространственная ориентация | Не ориентируется | Сформированы простейшие представления: верх-низ, дальше-ближе | Сформированы представления: верх-низ, рядом, около, между. Лево- право знает, но путает. | Сформированы пространственные представления: верх-низ, право-лево, рядом, около, между, за., посередине, вперед-назад. Ориентируется как в трёхмерном, таки в двухмерном пространстве | ||
Графомотор- ные навыки | Мелкая моторика | Движение кистей и пальцев рук | Грубо нарушено | Подвижность кистей и пальцев ограничена, изменен тонус, нажим, хват карандаша неправильный. | Подвижность кисти и пальцев не нарушена, движения недостаточно скоординированы, нарушен нажим | Мелкая моторика не нарушена |
Неписьменные знаки | Штриховка | Не видит внутренней области фигуры, не штрихует или оставляет хаотичные штрихи | Видит внутреннюю область фигуры, штрихует, выходит за контуры. | Видит внутреннюю область, не выходит за параметры, но не может уловить «ритм» штриховки (направление штриха, частоту линий и т.д.) | Видит внутреннюю область, штрихует, не заходя за контуры, придерживается правильного «ритма» штриховки. | |
Формообразующие линии | Не может нарисовать фигуру (по трафарету, обводке, самостоятельно) | Может нарисовать, используя трафарет | Может нарисовать, используя трафарет, пунктирный рисунок. | Может нарисовать, в том числе и самостоятельно. | ||
Письменные знаки | Цифры | Не пишет | Пишет по обводке и пунктиру | Пишет по зрительному образцу | Пишет самостоятельно | |
Буквы | Не пишет | Пишет по обводке и пунктиру | Пишет по зрительному образцу | Пишет самостоятельно | ||
Социальное развитие. Ознакомление с окружающим | Представления о себе | я | Не сформированы представления о себе | Знает имя, фамилию. | Знает имя, фамилию, возраст, пол. | Знает имя, фамилию, возраст, пол. Осознает свои желания и потребности, может адекватно их выражать. |
Знание частей тела | Не знает | Частично сформирована схема тела | Имеет схему собственного тела, называет или показывает, | Имеет схему собственного тела. Выполняет направленные движения по заданию | ||
Личная гигиена и самообслуживание | Не владеет | Понимает собственные потребности и нормы их удовлетворения, но выполняет под контролем и с помощью взрослого | Выполняет культурно-гигиенические процедуры и обслуживает себя под контролем взрослого. | Знает основы гигиены, освоил основные КГН, навыки самообслуживания, выполняет их осознанно, без дополнительного внешнего контроля. | ||
Общественно-полезный труд | Не участвует | Выполняет отдельные трудовые действия под контролем взрослого | Может самостоятельно выполнять отдельные трудовые поручения по уходу за собой и своим личным местом. | Может самостоятельно оказывать посильную помощь другим детям и взрослым. | ||
Нравственные представления | Не сформированы | Понимает «можно», «нельзя», может адекватно реагировать на запрет. | Знает основы нравственного поведения, но выполняет только при наличии внешнего контроля. | Имеет представления о нравственных основах поведения, может оценить свои поступки, стремится соответствовать нормам. | ||
Социальное развитие. Ознакомление с окружающим | Представления о других | Знание о других людях. Представления об общественной жизни | Не имеет знаний о других или знания резко ограничены | Знает имена детей класса; И.О. учителя, воспитателей, но плохо ориентируется в должностях сотрудников. | Знает имена детей группы, класса, ИО взрослых (учитель, воспитатели, санитарки группы), понимает функциональные особенности отдельных специальностей, может обратиться за помощью по адресу. | Знает имена детей, класса группы, учителя, воспитателей, специалистов, административного и обслуживающего персонала, их должности. Видит структуру взаимоотношений, адекватно включается в эту структуру. |
Вступление во взаимоотношения с другими людьми | Не вступает | Может наблюдать за действиями других, иногда идти на контакт, не может участвовать в коллективных процессах | Проявляет инициативу в контактах с детьми и взрослыми, недостаточно сформированы умения взаимодействовать | Может соподчинять свои желаниям общим требованиям, согласовывать свои действия с действиями других, может участвовать в коллективной деятельности. | ||
Социальное развитие. Ознакомление с окружающим | Мир вещей | Ориентировка в пространстве проживания (группа, класс, ДДИ) Предметы быта | Плохо ориентируется в ДДИ. Умеет пользоваться отдельными предметами бытового назначения | Зрительно ориентируется в помещении группы, ДДИ. Имеет представления об отдельных предметах бытового и культурного назначения, но не владеет обобщающими понятиями | Самостоятельно может сориентироваться в помещении ДДИ. Имеет обобщающие понятия низкого уровня обобщения. С помощью взрослого может видеть связь между предметами, их свойствами и качествами. | Самостоятельно может сориентироваться в помещении ДДИ. Владеет способами ориентировочных действий при изучении пространства. Имеются обобщающие понятия. Может увидеть связь между отдельными предметами, их свойствами и качествами. |
Мир природы | Животный мир. Растительный мир. Природные явления. | Имеет отрывочные знания о природе. Не интересуется. Не включает | Проявляет интерес к миру природы. Имеет ограниченные представления, основанные на личном опыте. Не устанавливает взаимосвязи между явлениями природы и жизнью животных и растений, собственной жизнью. | Проявляет желание в получении знаний о природном мире. С помощью взрослого может устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и жизнью животных и растений, собственной жизнью. | Имеет некоторый объем знаний о природе, почерпнутый из личного опыта и занятий со взрослым; Может видеть взаимосвязи между явлениями природы и жизнью животных и растений, собственной жизнью. Осознанно ухаживает за животными и растениями. | |
Продуктивные виды деятельности | Ручной труд | Работа с бумагой, нитками. | Составляет с помощью взрослого композиции из готовых деталей | Владеет элементарными умениями по работе с бумагой, нитками, тканью с учетом их свойств: мнет, разглаживает, рвет, разматывает, сматывет нитки. | Выполняет простые подделки по поэлементному показу взрослого; сгибает бумагу, совмещая углы и стороны | Может делать поделки из бумаги по образцу взрослого. Выполняет работу до конца. |
Рисование | Рисование декоративное, с натуры, на темы разными материалами | Рисование по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам | Целенаправленное рисование формообразующих линий: работа с цветом и пятном | Предметное рисование по подражанию, показу, образцу | Рисование простых сюжетов; правильное размещение элементов рисунка на листе бумаги | |
Лепка | Лепка из глины, пластилина | При лепке учителем узнает предметы лепки | Владеет способами работы с учетом свойства материала: разминает, спющивает. | Владеет формообразующими движениями; с помощью взрослого реализует способы работы (раскатывает, делит, соединяет и др.) | Лепит по заданной цели при наличии образца (скульптурного, рисованного, реального предмета), по представлению. Использует правильные представления о величине в лепке. | |
Конструирование | Конструирование из палочек, плоскостных фигур, из объемных форм | Выполняет задание сопряжено с учителем | Выполняет задание по подражанию без учета функциональных особенностей деталей как элементов конструкции. | Выполняет задание по образцу с учетом функциональных особенностей деталей как элементов конструкции. | Выполняет задание по словесной инструкции или по изображению реального предмета; умеет сам выбирать детали, которые отражают функциональные особенности конструкции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения.
Статья о формировании учебных навыков у детей с умственной отсталостью....
рабочая тетрадь по предмету "Человек" для учащихся с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости
Данная рабочая тетрадь составлена для учащихся девятых классов и учащихся классов послешкольного образования с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского до...
Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости на базе ГКУ ДДИ «Южное Бутово» ДСЗН г. Москвы
С самого начала коррекционной работы в Детском доме-интернате (с 4-х лет) каждый ребенок включается в некоторую предметно-материальную деятельность, которая развивает его операционные возможности, и п...
Методическая разработка к уроку по теме: «Почему нужно есть много овощей и фруктов», 2 «Б» класс «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости).
Урок разработан для учеников 2 «Б» класса «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости)....
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Воспитательная работа в классе для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Тема "Основы личной гигиены"...