"Уровни прохождения и усвоения программы обучения детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости"
методическая разработка по теме

Козлева Татьяна Валентиновна

Данная диагностика адресованна детям с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_tablica.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

УРОВНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ (по разделам)

Образ. Область

Раздел

Количество баллов

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Устная речь

Наличие

Речь отсутствует, ребенок использует неречевые формы общения

Имеется индивидуальная речь, понятная лишь близким людям (отдельные звуки, слоги, односложные слова)

Имеется социальная речь, ребенок ею пользуется

Монологическая и диалогическая речь

Звукопроизношение

Грубо нарушено

Нарушено, коррекция непродуктивна

Негрубо нарушено, поддается коррекции

Не нарушено

Пассивный

Словарь

Не понимает обращенную речь

Понимает обращенную речь на бытовом уровне

Понимает обращенную речь, улавливает смысл малознакомых слов из контекста

Понимает сложные речевые конструкции

Активный словарь

Отсутствует

Низкий словарный запас, преимущественно название предметов из личного опыта, называет предметы при из непосредственном предъявлении

Средний уровень словарного запаса, использует слова, обозначающие предметы, действия, признаки, использует синонимический ряд, может называть предметы

Имеет запас словаря для передачи информации из различных областей знаний, почерпнутых не только из личного опыта (книги, рассказы, занятия ТВ и т.д.)

Фразовая речь

Отсутствует

Предложения из 2-3 слов, аграмматичные (отсутствие связи между словами, неправильное употребление предлогов и т.д.),.

Правильно выстроенная короткая фраза.

Грамотная развернутая фраза с незначительными речевыми ошибками.

Целевая монологическая речь

Отсутствует

Пересказ и рассказ может выстраивать лишь в виде ответов на вопросы.

Пересказывает и рассказывает с помощью (опорные слова, вопросы, картинки)

Пересказывает короткие рассказы, составляет рассказы по заданной теме

Различение шумовых звуков

Не различает

Различает отдельные

Различает различные звуки, которые имели место в личном опыте

Тонко дифференцирует различные звуки, для новых выстраивает гипотезы на основе предыдущего опыта

Воспроизведение фонем

Не может воспроизвести заданную фонему

Воспроизводит заданную фонему с опорой на зрительный образец артикуляции только один изолированный звук

Может воспроизводить фонемы, ориентируясь только на звучание, один-два звука

Не испытывает сложно- стей с воспроизведением фонем (в том числе из 3-4 фонем)

Выделение слов в предложении

Не выделяет

Выделяет отдельные слова, с ошибками.

Выделяет знакомые слова, не может выделить предлоги, союзы и др. вспомогательные части речи. Может составлять простые нераспространённые  предложения из слов.

Не испытывает затруднений в выделении слов в предложении Легко составляет предложения из заданных слов.

Выделение звуков в словах (по программе)

Не выделяет

Выделяет звуки только в начале слова

Выделяет звуки в начале и в конце слова

Выделяет  звуки в начале, в середине и в конце слова.

Владение звуко-буквенным анализом

Не  владеет

Выделяет гласные и согласные звуки

Выделяет гласные и согласные, звонкие и глухие звуки, нуждается в дополнительном использовании приёмов распознавания категории звука.

Выделяет гласные и согласные, определяет звонкие и глухие, а так же твёрдые и мягкие звуки в слове самостоятельно.

Деление на слоги

Не делит на слоги

Делит, используя приёмы прохлопывания, с ошибками.

Делит на слоги, опираясь на правило о количестве гласных, допускает ошибки.

Делит на слоги самостоятельно по правилу, без ошибок.

Постановка ударения в слове

Ударение не ставит

Определяет положение ударения в слове совместно с учителем, проговаривая слово с жестом.

Определяет положение ударения в слове самостоятельно проговаривая с жестом.

Определяет положение ударения , не используя жест самостоятельно, без ошибок.

Письменная речь

Соотнесение звука с буквой

Не соотносит

Соотносит, но не запоминает предложенные знаки, путает

Усвоил хорошо некоторые буквы, но не в полном объеме

В полном объеме усвоил все буквы по программе

Соотнесение печатных букв с рукописными

Не соотносит

Соотносит, но не запоминает предложенные знаки, путает

Усвоил хорошо некоторые буквы, но не в полном объеме

Усвоил хорошо некоторые буквы, но не в полном объеме

Составление

буквенных

схем

Не составляет

Составляет с ошибками (в подборе букв)

Составляет с ошибками (пропускает отдельные буквы)

Составляет без ошибок

Чтение простых слогов

Не читает

Читает изолированные буквы

Читает  закрытые слоги

Читает открытые слоги, читает простые слова

Чтение слов из  2-х и более слогов

Не читает

Читает слова с ошибками

Читает слова без ошибок, но затрудняется в понимании смысла

Читает слова без ошибок, улавливает смысл прочитанного

Формирование элементарных математических представлений

Операции с неисчислимыми множествами

Владение понятиями о линейной величине

Не воспринимает линейные размеры, не владеет понятиями

Владеет понятиями, выражающими соотношения линейных размеров, но устанавливает их только путем непосредственного соотнесения (наложение, приложение)

Владеет  понятиями, выражающими соотношения линейных размеров, устанавливает их только путем зрительного соотнесения, не точно употребляет термины

Владеет понятиями, выражающими соотношения линейных размеров, устанавливает их только путем зрительного соотнесения, точно употребляет термины

Понятие веса

Не воспринимает

Понимает слова: тяжелый, легкий, тяжелее, легче.

Понимает слова тяжелый-легкий, но сравнить предметы по весу может только в результате непосредственного обследования

Может соотнести понятие веса с материалом и объемом тела

Использование мерки для измерения неисчислимыми множествами.

Не использует

Использует предложенную мерку

Использует предложенную мерку, может предложить использовать любой другой посредник

Использует, понимает, что количество мерок зависит от их величины

Операции с исчислимыми множествами

Восприятие количества

Не воспринимает

Воспринимает понятия один, ни одного, много.

Воспринимает понятия: один, ни одного, много, мало, столько сколько, больше, меньше, поровну.

Воспринимает понятия, ни одного, много, мало, столько сколько, больше, меньше, поровну, проводит операции по уравниванию

Связь количества с числом (по программе)

Не связывает

Связывает названия чисел с количеством предметов, пересчитывает предметы в поле зрения

Владеет  количественным и порядковым счетом с опорой на наглядность

Сформированы понятия: один, два, три и тд. (без опоры на предметность)

Связь числа с цифрой

Не связывает

Связывает, не усвоил начертания цифр. Ошибается в их чтении.

Освоил без ошибок, но не в полном объеме.

Освоил программу в полном объеме

Числовые операции

Не владеет

Владеет с опорой на предметность

Владеет без опоры на предметность

Владеет, использует для решения задач

Формирование элементарных математических представлений

Использование математических знаков и терминов

Не использует

Владеет терминологией, но

не связывает со знаком (+, - ,=, <,>)

Владеет терминологией, связывает со знаком.

Умеет читать математические выражения, составлять задачи по выражениям, использовать выражения для решения задач.

Геометрические представления

Знание геометрических форм

Не знает

Не называет, но узнает по слову

Знает названия отдельных геометрических форм.

Знает, отбирает по образцу и по названию в играх и упражнениях, используя свойства форм

Знание геометрических фигур

Не знает

Не называет, но узнает по слову

Знает названия отдельных геометрических фигур.

Знает, отбирает по образцу и по названию, выделяет геометрическую плоскостную фигуру из предметов, образов

Пространственная ориентация

Не ориентируется

Сформированы простейшие представления: верх-низ, дальше-ближе

Сформированы представления: верх-низ, рядом, около, между. Лево- право знает, но путает.

Сформированы пространственные представления: верх-низ, право-лево, рядом, около, между, за., посередине, вперед-назад. Ориентируется как в трёхмерном, таки в двухмерном пространстве

Графомотор- ные навыки

Мелкая моторика

Движение кистей и пальцев рук

Грубо нарушено

Подвижность кистей и пальцев ограничена, изменен тонус, нажим, хват  карандаша неправильный.

Подвижность кисти и пальцев не нарушена, движения недостаточно скоординированы, нарушен нажим

Мелкая моторика не нарушена

Неписьменные знаки

Штриховка

Не видит внутренней области фигуры, не штрихует или оставляет хаотичные штрихи

Видит внутреннюю область фигуры, штрихует, выходит за контуры.

Видит внутреннюю область, не выходит за параметры, но не может уловить «ритм» штриховки (направление штриха, частоту линий и т.д.)

Видит внутреннюю область, штрихует, не заходя за контуры, придерживается правильного «ритма» штриховки.

Формообразующие линии

Не может нарисовать фигуру (по трафарету, обводке, самостоятельно)

Может нарисовать, используя трафарет

Может нарисовать, используя трафарет, пунктирный рисунок.

Может нарисовать, в том числе и самостоятельно.

Письменные знаки

Цифры

Не пишет

Пишет по обводке и пунктиру

Пишет по зрительному образцу

Пишет самостоятельно

Буквы

Не пишет

Пишет по обводке и пунктиру

Пишет по зрительному образцу

Пишет самостоятельно

Социальное развитие. Ознакомление с окружающим

Представления о себе

я

Не сформированы представления о себе

Знает имя, фамилию.

Знает имя, фамилию, возраст, пол.

Знает имя, фамилию, возраст, пол.

Осознает свои желания и потребности, может адекватно их выражать.

Знание частей тела

Не знает

Частично сформирована схема тела

Имеет схему собственного тела, называет или показывает,

Имеет схему собственного тела. Выполняет направленные движения по заданию

Личная гигиена и самообслуживание

Не владеет

Понимает собственные потребности и нормы их удовлетворения, но выполняет под контролем и с помощью взрослого

Выполняет культурно-гигиенические  процедуры и обслуживает себя под контролем взрослого.

Знает основы гигиены, освоил основные КГН, навыки самообслуживания, выполняет их осознанно, без дополнительного внешнего контроля.

Общественно-полезный труд

Не участвует

Выполняет отдельные трудовые действия под контролем взрослого

Может самостоятельно выполнять отдельные трудовые поручения по уходу за собой и своим личным местом.

Может самостоятельно оказывать посильную помощь другим детям и взрослым.

Нравственные представления

Не сформированы

Понимает «можно», «нельзя», может адекватно реагировать на запрет.

Знает основы нравственного поведения, но выполняет только при наличии внешнего контроля.

Имеет представления о нравственных основах поведения, может оценить свои поступки, стремится соответствовать нормам.

Социальное развитие. Ознакомление с окружающим

Представления о других

Знание о других людях.

Представления об общественной жизни

Не имеет знаний о других или знания резко ограничены

Знает имена детей класса; И.О. учителя, воспитателей, но плохо ориентируется в должностях сотрудников.

Знает имена детей группы, класса, ИО взрослых (учитель, воспитатели, санитарки группы), понимает функциональные особенности отдельных специальностей, может обратиться за помощью по адресу.

Знает имена детей, класса группы, учителя, воспитателей, специалистов, административного и обслуживающего персонала, их должности. Видит структуру взаимоотношений, адекватно включается в эту структуру.

Вступление во взаимоотношения с другими людьми

Не  вступает

Может наблюдать за действиями других, иногда идти на контакт, не может участвовать в коллективных процессах

Проявляет инициативу в контактах с детьми и взрослыми, недостаточно сформированы умения взаимодействовать

Может соподчинять свои желаниям общим требованиям, согласовывать свои действия с действиями других, может участвовать в коллективной деятельности.

Социальное развитие. Ознакомление с окружающим

Мир вещей

Ориентировка

в пространстве

проживания

(группа, класс,

ДДИ)

Предметы

быта

Плохо

ориентируется в ДДИ.

Умеет пользоваться отдельными предметами бытового назначения

Зрительно ориентируется в помещении группы, ДДИ. Имеет представления об отдельных предметах бытового и культурного назначения, но не владеет обобщающими понятиями

Самостоятельно может сориентироваться в помещении ДДИ.

Имеет обобщающие понятия низкого уровня обобщения.

С помощью взрослого может видеть связь между предметами, их свойствами и качествами.

Самостоятельно может сориентироваться в помещении ДДИ. Владеет способами ориентировочных действий при изучении пространства. Имеются обобщающие понятия. Может увидеть связь между отдельными предметами, их свойствами и качествами.

Мир природы

Животный мир.

Растительный

мир.

Природные явления.

Имеет отрывочные знания о природе.

Не интересуется. Не включает

Проявляет интерес к миру природы. Имеет ограниченные представления, основанные на личном опыте. Не устанавливает взаимосвязи между явлениями природы и жизнью животных и растений, собственной жизнью.

Проявляет желание в получении знаний о природном мире. С помощью взрослого может устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и жизнью животных и растений, собственной жизнью.

Имеет некоторый объем знаний о природе, почерпнутый из личного опыта и занятий со взрослым; Может видеть взаимосвязи между явлениями природы и жизнью животных и растений, собственной жизнью. Осознанно ухаживает за животными и растениями.

Продуктивные виды деятельности

Ручной труд

Работа с бумагой, нитками.

Составляет с помощью взрослого композиции из готовых деталей

Владеет элементарными умениями по работе с бумагой, нитками, тканью с учетом их свойств: мнет, разглаживает, рвет, разматывает, сматывет нитки.

Выполняет простые подделки по поэлементному показу взрослого; сгибает бумагу, совмещая углы и стороны

Может делать поделки из бумаги по образцу взрослого.

Выполняет работу до конца.

Рисование

Рисование декоративное, с натуры, на темы разными материалами

Рисование по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам

Целенаправленное рисование формообразующих линий: работа с цветом и пятном

Предметное рисование по подражанию, показу, образцу

Рисование простых сюжетов; правильное размещение элементов рисунка на листе бумаги

Лепка

Лепка из глины, пластилина

При лепке учителем узнает предметы лепки

Владеет способами работы с учетом свойства материала: разминает, спющивает.

Владеет формообразующими движениями; с помощью взрослого реализует способы работы (раскатывает, делит, соединяет и др.)

Лепит по заданной цели при наличии образца (скульптурного, рисованного, реального предмета), по представлению.

Использует правильные представления о величине в лепке.

Конструирование

Конструирование из палочек, плоскостных фигур, из объемных форм

Выполняет задание сопряжено с учителем

Выполняет задание по подражанию без учета функциональных особенностей деталей как элементов конструкции.

Выполняет задание по образцу с учетом функциональных особенностей деталей как элементов конструкции.

Выполняет задание по словесной инструкции или по изображению реального предмета; умеет сам выбирать детали, которые отражают функциональные особенности конструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая тетрадь по предмету "Человек" для учащихся с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости

Данная рабочая тетрадь составлена для учащихся девятых классов и учащихся классов послешкольного образования с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского до...

Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости на базе ГКУ ДДИ «Южное Бутово» ДСЗН г. Москвы

С самого начала коррекционной работы в Детском доме-интернате (с 4-х лет) каждый ребенок включается в некоторую предметно-материальную деятельность, которая развивает его операционные возможности, и п...

Методическая разработка к уроку по теме: «Почему нужно есть много овощей и фруктов», 2 «Б» класс «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости).

Урок разработан для учеников 2 «Б» класса  «Особый ребёнок» (дети с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости)....

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...