Дифференциация букв Г-К и звуков, которые они обозначают.
план-конспект занятия по теме
Конспект логопедического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9._konsekt_zanyatiya_kravchenko_o.v.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:
«Дифференциация букв Г – К и звуков,
которые они обозначают»
Подготовила:
Кравченко Ольга Валерьевна,
учитель-логопед.
Цель: учить различать буквы Г-К и звуки, которые они обозначают.
Задачи:
- учить сравнивать звуки [г]- [к] по их артикуляторным и акустическим признакам;
- дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;
- развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;
- расширять и уточнять словарный запас;
- развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, дикцию;
- закреплять правописание парных согласных в словах;
- создавать положительный эмоциональный настрой у детей.
Лексическая тема: «Птицы».
Оборудование: карточки (буквы Г, К, [г], [к], [г’], [к’]), карточки с заданиями, картинки с изображением птиц (зяблик, жаворонок, трясогузка, кукушка, галка, глухарь, иволга, скворец), подставки, картинка иволги для проведения зрительной гимнастики, компьютеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости, поприветствуем их.
-Я очень рада видеть вас на занятии, и надеюсь, что сегодня в знаниях мы поднимемся на одну ступеньку выше.
- Проверим посадку.
-Руки на месте? (на месте)
-Ноги на месте? (на месте)
-Локти у края? (у края)
-Спина прямая? (прямая)
- Для начала вспомним правила поведения.
На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).
Наши уши внимательно слушают и всё … (слышат).
Наши головы хорошо и быстро … (думают).
Наши языки четко и громко … (говорят).
- Дикцию или четкое произношение будем тренировать с помощью скороговорок.
II. Речевая разминка. Работа со скороговорками.
III. Введение в тему занятия.
Послушайте стихотворение Сергея Погореловского «Как Мишка деда рассердил».
Пишет Миша-Михаил:
«Дед Герасим гол забил».
Все читают, восклицают:
— Ай да старый, гол забил!
Дать во все газеты дедовы портреты!
— Нет,— сказал сердито дед, —
Мишкин дайте в них портрет!
Писал диктовку в школе,
А думал о футболе.
Оттого-то КОЛ
Превратился в ГОЛ,
И за этот ГОЛ
Получил он КОЛ.
- В чем ошибка Мишки?
-Какие два значения имеет слово кол?
- Назовите первые звуки в словах кол, гол. ([г], [к])
На доску вывешиваются карточки со звуками [г], [к].
- Как мы назовем эти звуки?
- Вы догадались, чему мы будем учиться сегодня на занятии?
- Правильно. Молодцы!
IV. Характеристика звуков. Соотнесение звука с буквой.
- Что похожего в этих звуках?
- Чем различаются эти звуки?
- А как проверить, какой звук звонкий, а какой глухой?
- Определите, какой звук звонкий, а какой глухой удобным для вас способом.
- Скажите, у звуков [г], [к] есть мягкие пары или они всегда твердые?
(На доску вывешиваются карточки [г’], [к’])
- Какой буквой на письме обозначаются звуки [г], [г’]?
(На доску вывешивается карточка с буквой Г)
- Какой буквой на письме обозначаются звуки [к], [к’]?
(На доску вывешивается карточка с буквой К)
- Охарактеризуем звуки с помощью значков. (Колокольчики и наушники синего и зеленого цвета).
V. Дифференциация звуков в слогах и звукосочетаниях.
- Поиграем в игру «Кто внимательный?».
Если услышите звук [г] стойте на месте, если услышите звук [к] – приседайте.
Ка, гу, го, ку, га, гры, крю, ига.
- А теперь усложним игру. Если услышите мягкие звуки [г’], [к’] к основному движению добавляйте хлопок.
Ки, ге, ку, го, ги, кря, еги, ука, уга, еки, юга.
VI. Работа со словами. Определение местоположения места звука в слове.
Включается запись «Пение птиц».
- Обратите внимание. Сегодня у нас оформлена выставка. Назовите тему выставки?
- Можете ли вы их назвать?
- А вы знаете, какие из этих птиц перелетные, а какие оседлые?
- Известно ли вам, что птицам посвящен специальный праздник, который называется «Международный день птиц». Это интернациональный экологический ежегодный праздник, который в России является самым известным из «птичьих» праздников. Кто знает, какого числа он празднуется? (1 апреля).
- Вернемся к нашей выставке. Что общего в названии этих птиц?
- Давайте еще раз произнесем названия птиц и определим местоположение изучаемых звуков в слове.
VII. Зрительная гимнастика.
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Подготовим наши глаза к письменной работе.
(учащиеся прослеживают движение картинки с изображением иволги; закрывают глаза; следят за пальцем, который двигается от носа вдаль и обратно)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоим им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу,
Пролететь им надо много.
Вот и родина. Ура!
Приземляться нам пора!
VIII. Звуковой анализ слов.
- Поиграем в игру «Шифровальщики». Вы запишите транскрипцию названия птицы, а потом поменяетесь тетрадями и расшифруете слова друг друга. Названия птиц написаны у вас на карточках. Переверните их. Прочитайте. Начали!
- … , расшифруй слово.
- … , теперь ты.
- Молодцы! Поменяйтесь обратно тетрадями.
- А я для вас тоже приготовила зашифрованное слово.
Вешаю на доску карточку [тр’исагуска])
- Расшифруйте транскрипцию и запишите слово буквами?
- Как записали слово? (трясогузка)
- Почему написали Я?
- Почему написали З?
- Можно проверить словом «огузок» - это бедренная часть животного. А еще есть гласная О, которая соединяет два корня. Но об этом вы еще узнаете на уроках русского языка. А сейчас мы это запомним.
IX. Пальчиковая гимнастика.
- А теперь немножко отдохнем.
Чтобы буквы красиво писать,
Будем пальчики мы разминать.
На дорожку прилетела (поочередно соединяют пальцы с большим пальцем – обе руки)
Птичка трясогузка -
Пестренькая блузка! (перебирают пальцами обеих рук около груди)
Зоркий черненький глазок, (соединяют большой и указательные пальцы в круги около глаз)
Острый, тоненький носок. (соединяют указательные пальцы обеих рук у носа)
Бегала, скакала, (перебирают пальцами на столе)
Хвостиком качала. (качают ладонями обеих рук)
Насекомых на лету (показывают руками птичку)
Ловко так хватала. (соединяют пальцы в виде клюва, имитируя ловлю насекомых).
X. Дифференциация букв г-к.
- Продолжим работу.
- На карточках записано стихотворение. Закройте уши и прочитайте его.
Работа по карточкам.
ТРЯСОГУЗКА.
Прилетела к Вере в гости
Трясогузка - длинный хвостик.
То найдёт на грядке семя,
То спешит куда-то в тень.
Длинным хвостиком всё время
Ей покачивать не лень.
( В. Степанов)
- … , выпиши слова с буквой Г.
- … , выпиши слова с буквой К.
- … , прочитай слова, которые ты выписал.
- … , прочитай слова, которые ты выписал.
- Закрываем тетради.
XI. Правописание звонких и глухих согласных.
- Мы говорили о звуках [г]-[к], [г’]-[к’]. Какие еще парные согласные вы знаете? … , говори твердые пары, а … будет говорить мягкие пары.
- Займите место за компьютером. (Выполняют задания на компьютере)
XII. Итог занятия.
- Подведем итог. О каких звуках говорили?
- Что вы можете о них сказать? Давайте по очереди будем говорить по одному признаку?
- Вы сегодня молодцы, хорошо справились с поставленными задачами. Я рада вашим успехам. Наше занятие закончено. Спасибо, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Дифференциация букв а-о
Конспект открытого логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии...
Дифференциация букв В и З
Конспект группового занятия с учащимися 2-3 классов. Цель занятия - учить детей различать строчные буквы В и З. Задачи занятия - развитие оптико-пространственных представлений и графо-мото...
Занятие на тему:"Дифференциация букв "п" и "т" по их оптическому сходству".
В данной работе представлены задания на дифференциацию букв п,т по их оптическому сходству....
Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс Тема: Дифференциация букв П-Т.
Данный материал - это разработка логопедического занятия по устранению оптической дисграфии. Конспект составлен в виде таблицы, содержит этапы урока, действия логопеда. действия учащихся, теоретическо...
Дифференциация букв ц-ч
Конспект логопедического занятия с элементами нейропсихологической методики "Дельфины"...
Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия
Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...
Комментарии
Екатерина Звизжова
Очень интересная разработка конспекта НОД, спасибо за публикацию, обязательно применю в своей работе