Дифференциация букв ц-ч
план-конспект занятия на тему

Лихачева Валентина Борисовна

Конспект логопедического занятия с элементами нейропсихологической методики "Дельфины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_ts-ch.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

       Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО–МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

«ЖИВЫЕ ПОТОКИ»

Конспект занятия по теме:

                    «Дифференциация на письме букв ц и ч»

с использованием элементов нейропсихологической методики коррекции  сенсомоторного уровня речи «Дельфины»

                               

                             

                               Конспект разработан:

                               Учителем-логопедом Лихачевой В. Б.

                                       Москва 2013 год

Цель: научить ребенка различать на письме буквы «ц» и «ч».

Задачи:

Образовательные                             

- обучение дифференциации на письме графических знаков «ц» и «ч»

- совершенствование навыка слогового анализа слов

- закрепление навыка составления предложений

- формирование умения анализировать предложение и составлять его схему

Воспитательные:

- воспитание культуры письма

- воспитание внимания к слову

Развивающие:

- развитие зрительного анализа букв и слов

- развитие координации и плавности движений

- совершенствование графо-моторных навыков

- развитие навыка саморелаксации

Оборудование: карточки для заданий 2.1, 2.5, 2.6, 2,7

                        цветные карандаши

                                                   Ход занятия:

I Организационный момент.

Разминка по программе Т. Н. Ланиной «Дельфины»

Упражнения выполняются стоя, 4—6 раз каждое; с проговариванием соответствующих движений:

- «Яблочко по блюдечку покатилось. Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

- «Качели». Наклоны головы вперед—назад, как будто голова на качелях качается (кач-кач).

- « Часы»  Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают (тик-так).

- «Плечи прыгают». Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: (прыг-скок).

- «Мельница». Синхронное вращение прямых рук вперед и назад (у-уу полетели).

- «Кощей». Развести руки в стороны, горизонтально полу, согнуть их в локтях и максимально свободно поболтать ими («как будто Кощей костями трясет»).

- «Ручки уронили». Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз («бах!»), то есть скинуть напряжение.

- «Карусели и качели». Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем — влево-вправо.

II Основная часть.

2.1.Формирование навыка узнавания букв «ц» и «ч»

- найди на этом рисунке буквы «ц» и «ч» и обведи их.

- обведи в этих рядах красным цветом букву «ц», а синим букву «ч».

2.2 Различение букв «ч» и «ц» в слогах.

- запиши слоги: цу, уч, чо, цо, оц, ач, ча, ца, ец, юч, яч, иц, чу, уц, ац.

- подчеркни букву «ц» одной чертой, а букву «ч» двумя чертами.

- придумай слова со звукосочетаниями: ча, ец, иц, уч. Отхлопай эти слова, раздели их на слоги.

2.3 Формирование слогового анализа слов

логопед просит ребенка из данного перечня слов выбрать те, в которых встречается слог:

- ча: чаща, чан, чайник, свеча.

- це: цель, цена, сцена, цепочка

- цу: цуг, цунами, цукаты,

(правильные варианты подчеркнуты)

2.4 Динамическая пауза «Дельфины» (автор Ланина Т. Н.)

Рассказ педагога

Действия ребёнка

Море играет, идёт волна, на встречу ей другая волна

Делаем волну сначала правой рукой,  затем левой

Плывут два дельфина

Две руки выполняют волны вперёд

Один нырнул, другой вынырнул (4 раза)

Поочерёдно делаем волну вперёд то левой, то правой рукой

За ними плывут два маленьких дельфинёнка

Выполняем волны кистями рук

Один нырнул, другой вынырнул (4 раза)

Поочерёдно делаем волну кистью то правой, то левой руки

Приплыли рыбки

Проводим руками сначала слева направо, затем справа налево сгибая ладони

Рыбки стали разговаривать

Двигаем руками губки то вправо влево, то вверх вниз

По дну морскому идут крабы

Переплетаем пальцы рук, начиная с указательного и двигаем «клешнями» справа-налево

Со дна морского поднимаются медузы

Сгибая ладошки, выполняем движения руками снизу вверх (ручки как бы прыгают)

Море весело играет

Выполняем руками волны навстречу друг другу

2.5 Формирование зрительного анализа слов.

- зачеркни лишнюю букву и прочитай слова:

2.6 Различение букв «ч» и «ц» в словах.

- ребёнку предлагается карточка со словами:

..епочка, ..ан, ..ена, с..епление, при..ел, ..еловек, с..ёт, тка.., с..ена, офи..ер, све..а, пала.., бое.., зая.., ..ирк, ..удо, те..ение, звездо..ёт.

 

От ребенка требуется вставить эти буквы и прочитать получившиеся слова.

Затем логопед просит ребенка придумать предложение со словом сцена и записать его, просит ребенка составить схему получившегося предложения.

2.7 Формирование языкового анализа на уровне предложения.

- составь из данных слов предложения, употребив их в нужной форме. Запиши получившиеся у тебя предложения в тетрадь и подчеркни в них букву «ц» одной чертой, а букву «ч» двумя чертами.

Ученый, книга, о, читать, цветы.

Учить, отец, Тёма, считать.

За, сачок, зацепиться, сучок.

Назначить, через, четыре, час, встреча, часовщик.

- найди в получившихся предложениях подлежащее и сказуемое

III Заключительная часть занятия (самомассаж)

- Сильно потереть (растереть) ладони и каждый палец рук.

- Обеими руками активно помассировать:

• лоб от центра к корням волос; подушечки бровей от носа к вискам;

• области перед и за ушами, уши вниз и вверх;

• крылья носа от основания к переносице и обратно, повращать кончик носа;

•шею от основания до корней волос на затылке.

- упражнение «Обезьяна расчесывается»: правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой стороне затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой стороне затылка.

- закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, посидеть 10—20 секунд, затем открыть глаза и быстро поморгать.

 упражнение «Домик»: Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать друг на друга сначала обеими кистями, затем каждой парой пальцев.

IV Домашнее задание:

4.1 Обведи букву ц зеленым цветом, а букву ч красным:

4.2 Распространи предложения:

Звездочет считает.

Часовщик чинит.

Оценщик оценил.

В получившихся предложениях подчеркни букву ч зелёным цветом, а букву ц – красным.

Нарисуй схемы получившихся предложений.

4.3 Выбери и подчеркни из данных слов те, в которых два слога. Составь предложения с подчеркнутыми тобой словами.

Цветок, плечо, учеба, счёт, грач, цыган, точилка, причина, цифра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация букв а-о

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии...

Дифференциация букв В и З

Конспект группового занятия с учащимися 2-3 классов.  Цель занятия - учить детей различать  строчные буквы В и З. Задачи занятия - развитие оптико-пространственных представлений и графо-мото...

Занятие на тему:"Дифференциация букв "п" и "т" по их оптическому сходству".

В данной работе представлены задания на дифференциацию букв п,т по их оптическому сходству....

Конспект группового занятия с детьми НВОНР (смешанная дисграфия) 2 класс Тема: Дифференциация букв П-Т.

Данный материал - это разработка логопедического занятия по устранению оптической дисграфии. Конспект составлен в виде таблицы, содержит этапы урока, действия логопеда. действия учащихся, теоретическо...

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...