РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФАКУЛЬТАТИВНЫМ ЗАНЯТИЯМ "Я и МИР"
рабочая программа (5 класс) по теме

Третьякова Елена Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_ya_i_mir.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Данный курс является факультативным для обучения умственно отсталых школьников. Занятия рассматриваются как коррекционные. Целью работы является обогащение полученных знаний по СБО и ХБТ, коррекция дефектов общего и речевого развития детей, познавательной деятельности.

     Цель: 1. формирование элементарных представлений и понятий о мире, необходимых при обучении других учебных предметов 2. расширение и обогащение представлений об окружающем мире 3. обогащение чувственного опыта.

     Задачи: развитие способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

     В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель-ствол, трава-куст-дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза-цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

     Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов  и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

     Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, предметных и сюжетных картин.

     Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

     На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

     Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Основное содержание программы:

  Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.

     Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы6 холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.    

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

        1. называть и  характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

        2. участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

        3. составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

Учащиеся должны знать:

        1. названия и свойства изученных предметов и их частей;

        2. обобщающие названия изученных групп предметов.

Тематическое планирование

 

Раздел

Кол. час.

Краткое содержание раздела

I четверть (18ч)

 

 

Сезонные изменения в природе

6

  • Как ты провёл лето?
  • Сентябрь - начало осени (экскурсия).
  • Осенний       сентябрь (обобщающий урок).
  • Сезонные работы в саду, в огороде, в  поле в осеннее время года.
  • Домашние и дикие животные осенью.
  • Труд людей осенью.

Неживая природа

1

  • Почва. Состав        почвы (песок, глина, камни).

Живая природа

11

  • Начало осени, сбор урожая.
  • Сбор урожая. Овощи, фрукты.
  • Овощи, фрукты, ягоды. (Определение и различение).
  • Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные.
  • Полевые растения (рожь, пшеница, овес, кукуруза).
  • Сад. Растения сада.
  • Лекарственные растения (календула, зверобой).
  • Парк (сквер). Создание человеком парков.
  • Сезонные изменения в природе, погоде: (Экскурсия).

Семена цветковых растений (экскурсия на пришкольный участок).

  • Закрепление изученного материала.

II четверть (14ч)

 

 

Сезонные изменения в природе

5

  • Погода и природа зимой (обобщающий урок).
  • Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года.
  • Чередование времён года. Названия месяцев.
  • Домашние и дикие животные зимой.
  • Труд людей зимой.

Неживая природа

4

  • Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
  • Формы поверхности земли: равнины, овраги, холмы, горы.

Живая природа

4

  • Семена цветковых растений (обобщающий урок).
  • Орехи.
  • Деревья, кустарники, травы.
  • Разнообразие животных в природе.

III четверть(20ч)

 

 

Сезонные изменения в природе

6

  • Зима – начало года. Как я провел зимние каникулы.
  • Формирование представлений о явлениях в неживой природе.
  • Февраль - месяц метелей и вьюг (обобщающий урок).
  • Февраль - последний месяц зимы (экскурсия).
  •  Март - весенний месяц (экскурсия).
  • Голубой март (обобщающий урок).

Живая природа

14

  • Зимние забавы детей.
  • Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна.
  • Сосна как представитель хвойных деревьев.
  • Ель как представитель хвойных деревьев.
  • Домашнее животное -  корова.
  • Домашнее животное -  лошадь.
  • Домашнее животное – овца.
  • Домашнее животное -  свинья.
  • Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.
  • Домашние и дикие животные.
  • Домашние птицы: гусь.
  • Домашние птицы: индюк.
  • Домашние птицы: утка.
  • Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища.

IVчетверть (18ч)

 

 

Сезонные изменения в природе

4

  • Середина весны (обобщающий урок).
  • Весна в апреле (экскурсия).
  • Май – конец весны (экскурсия).
  • Май – конец весны (обобщающий   урок)

Живая природа

14

  • Зимующие и перелетные птицы.
  • Насекомые вредные и полезные.
  • Рыбы - как представители животных.
  • Рыбы в аквариуме. Уход за рыбами в аквариуме.
  • Земноводные.
  • Все мы -  звенья одной цепи.
  • Человек – часть природы.
  • Охрана редких растений и исчезающих животных.
  • Зоопарк. Заповедник.
  • Лесничество.
  • Здоровье человека. Профилактика заболеваний.
  • Режим дня школьника. Отдых и труд.
  • Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.
  • Наше питание.

 

Календарно-тематическое планирование

Тема        

Кол. часов

Дата

 

                                                   I четверть

18 ч

 

 

Сезонные изменения в природе

 

 

1

Как ты провёл лето?

1

 

2

Сентябрь - начало осени (экскурсия).

1

 

3

Осенний       сентябрь (обобщающий урок).

1

 

4

Сезонные работы в саду, в огороде, в  поле в осеннее время года

1

 

5

Домашние и дикие животные осенью.

1

 

6

Труд людей осенью. Труд людей осенью.

1

 

Неживая природа

7

Почва. Состав  почвы (песок, глина, камни).

1

 

Живая природа

8

Начало осени, сбор урожая

1

 

9

Сбор урожая. Овощи, фрукты.

1

 

10

Овощи, фрукты, ягоды. (Определение и различение).

1

 

11

Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные.

1

 

12

Полевые растения (рожь, пшеница, овес, кукуруза).

1

 

13

Сад. Растения сада

1

14

Лекарственные растения (календула, зверобой).

1

 

15

Парк (сквер). Создание человеком парков.

1

 

16

Сезонные изменения в природе, погоде: (Экскурсия).

1

 

 17

Семена цветковых растений (экскурсия на пришкольный участок).

 

18

Закрепление изученного материала.

1

 

 II четверть

14 ч

 

 

Сезонные изменения в природе

 

 

1

Погода и природа зимой (обобщающий урок).

1

 

2

Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года.

1

 

3

Чередование времён года. Названия месяцев.

1

 

4

Домашние и дикие животные зимой.

1

 

5

Труд людей зимой.

1

 

Неживая природа

6

Простейшие свойства почвы

1

 

7

 Значение почвы для растений

1

 

8

Формы поверхности земли: равнины, овраги

1

 

9

Формы поверхности земли: холмы, горы

1

 

Живая природа

10

Семена цветковых растений (обобщающий урок).

1

 

11

Орехи.

1

 

12

Деревья, кустарники, травы

1

 

13

Разнообразие животных в природе.

1

 

14

Закрепление изученного материала.

1

 

 

I I I четверть

20 ч

 

 

Сезонные изменения в природе

 

 

1

Зима – начало года. Как я провел зимние каникулы.

1

 

2

Формирование представлений о явлениях в неживой природе.

1

 

3

Февраль - месяц метелей и вьюг (обобщающий урок).

1

 

4

Февраль - последний месяц зимы (экскурсия).

1

 

5

Март - весенний месяц (экскурсия).

1

 

6

Голубой март (обобщающий урок).

1

 

 

Живая природа

 

 

7

Зимние забавы детей.

1

 

8

Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна.

1

 

9

Сосна как представитель хвойных деревьев.

 

 

10

Ель как представитель хвойных деревьев.

1

 

11

Домашнее животное -  корова

1

 

12

Домашнее животное -  лошадь.

1

 

13

Домашнее животное – овца.

1

 

14

Домашнее животное -  свинья.

1

 

15

Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

1

 

16

Домашние и дикие животные

1

 

17

Домашние птицы: гусь.

1

 

18

Домашние птицы: индюк.

1

 

19

Домашние птицы: утка.

1

 

 20

 Домашние птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища.

 

 

IV четверть

18 ч

 

 

Сезонные изменения в природе

 

 

1

Середина весны (обобщающий урок).

1

 

2

Весна в апреле (экскурсия).

1

 

3

Май – конец весны (экскурсия).

1

 

4

Май – конец весны (обобщающий урок)

1

 

Живая природа

5

Зимующие и перелетные птицы.

1

 

6

Насекомые вредные и полезные.

1

 

7

Рыбы - как представители животных.

1

 

8

Рыбы в аквариуме. Уход за рыбами в аквариуме.

1

 

9

Земноводные.

1

 

10

Все мы -  звенья одной цепи.

1

 

11

Человек – часть природы.

1

 

12

Охрана редких растений и исчезающих животных.

1

 

13

Зоопарк. Заповедник.

14

Лесничество.

15

Здоровье человека. Профилактика заболеваний.

1

 

16

 Режим дня школьника. Отдых и труд.

 1

 

17 

 Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.

 1

 

18

 Наше питание.

 1

 

Список литературы:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида, автор: В. В. Воронкова-М.  «Просвещение».
  • Планирование уроков развития речи специальных (коррекционных) школ VIII вида, автор: Худенко С. Д.-М. АРКТИ 2004.
  • Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», автор: Н.Т. Брыкина, -М. Вако 2004.
  • Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида, автор. Худенко С. Д.- М. Аркти, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному занятию «Основы компьютерной грамотности» 11 класс VIII вид

Данная примерная программа разработана  для реализации на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ  VIII вида. Основное содержание курса направлено на формирование умения владеть компьютером как средством решени...

рабочая программа к факультативному курсу для 6кл "Физические и химические явления в природе"

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 6 классов и рассчитан на 35ч.    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...

рабочая программа к факультативному курсу для 5кл "Физические и химические явления в природе"

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 5 классов и рассчитан на 34ч.    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...

Рабочая программа по факультативному курсу "Элементы физики" для школ 8 вида

Данная программа была пересмотрена и изменена с учетом особенностей развития познавательной деятельности обучающихся данной категории детей, с учетом их дальнейшей социальной адаптации и професси...

Рабочая программа к факультативному курсу "Русское правописание"для 10 класса

Факультативный курс предназначен для повторения изученного по русскому языку...

Рабочая программа к факультативному курсу "Выпиливание и выжигание"

Пояснительная записка к программе факультативного курса «Выпиливание и выжигание»....

Образовательная и рабочая программа к факультативному курсу по английскому языку "Современный английский"

Данный курс предназначен для учащихся 8 классов.  Программа составлена на основе учебного пособия Enterprise 2 Coursebook Elementary Эванс В., Дули Дж., Express Publishing, 2008г.  Курс...