рабочая программа к факультативному курсу для 6кл "Физические и химические явления в природе"
рабочая программа по физике (6 класс) по теме
Интегрированный курс рекомендован учащимся 6 классов и рассчитан на 35ч.
В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся.
Данный курс знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.
Этот курс служит логическим продолжением курса «Окружающий мир» и является пропедевтическим для предметов естественнонаучного цикла. Программа этого курса и систематических курсов составляют единое целое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fh6.34ch.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры математики, физики и информатики Руководитель каф.___________ | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
/Л.М. Прахова/
«30» августа 2011 г. «___»___________2011г.
Рабочая программа
учебного курса в 6В классе
Групповые занятия по физике
(наименование предмета)
Составитель: Макарова Ольга Александровна,
учитель физики
2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических проблем на основании интеграции особенно необходимо в настоящее время. Решение любой серьезной проблемы требует изучения природных явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук, то есть многомерного видения каждого явления. Поэтому в настоящее время возникла необходимость повышения уровня естественнонаучного образования.
Интегрированный курс рекомендован учащимся 6 классов и рассчитан на 35ч.
В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся.
Данный курс знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.
Этот курс служит логическим продолжением курса «Окружающий мир» и является пропедевтическим для предметов естественнонаучного цикла. Программа этого курса и систематических курсов составляют единое целое.
Большое значение при изучении физики и химии имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач курса является привитие учащимся начальных элементарных умений обращения с простейшими инструментами и приборами.
Наиболее запоминающимися и интересными для учащихся являются опыты. Поэтому большую часть времени курса отводим на демонстрацию опытов, лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну задачу нашего курса, формирование навыков исследовательской работы.
В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся.
Курс имеет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, ребусы, загадки, кроссворды и т. д.. Учитель создает условия для творческого применения знаний (викторины, конкурсы, настольные игры).
Введение этого факультативного курса - это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшему изучению
базовых курсов физики и химии.
Цель курса: формирование познавательных запросов к изучению физики и
химии.
Основные задачи курса:
- Формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы.
- Овладение специальными практическими умениями и навыками в области физики и химии.
- Удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей.
- Привитие интереса к изучению явлений природы.
Формы контроля и отчетности:
Презентации, рефераты, исследовательские, проектные и творческие работы учащихся.
Тематическое планирование по дисциплине «Групповые занятия по физике »
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
I. | Физика вокруг нас | 17 | 12 | ||||
II. | Мир веществ | 18 | 9 | ||||
| Итого | 35 | 21 |
Календарно - тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Всего часов | Из них | Дата проведения занятия | ||
Лабораторные и практические работы, ч. | планируемая | фактическая | |||||
Физика вокруг нас | 17 | ||||||
1 | Мир движений | Л/р№1 «Вычисление скорости движения бруска». | 1 | ||||
2 | Мир движений | Л/р №2 «Наблюдение относительности движения». | 1 | ||||
3 | Тепловые явления. | Л/р №3 «Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении». | 1 | ||||
4 | Теплопередача. | Л/р №4 «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха». | 1 | ||||
5 | Плавление. Отвердевание | Л/р №5 «Наблюдение за плавлением снега». | 1 | ||||
6 | Испарение. Конденсация. | Л/р №6 «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении воды». | 1 | ||||
7 | Электрические явления. Молнии. | ||||||
8 | Электрический ток. | Л/р №7 «Нагревательное действие тока». | 1 | ||||
9 | Мир магнетизма | Л/р№8 «Действие магнита на ток». | 1 | ||||
10 | Мир звука. | Л/р №9 «Наблюдение источников звука». | 1 | ||||
11 | Световые явления. | Л/р №10 «свет и тень». | 1 | ||||
12 | Отражение и преломление света. Радуга. Зеркала. | Л/р №11 «Наблюдение за преломлением света». | 1 | ||||
13 | Линзы. Оптические приборы. Глаз. Цвет. | Л/р №12 «Наблюдение изображений в линзе». | 1 | ||||
14 | Большие и малые миры. | ||||||
15-17 | Итоговое занятие. | ||||||
Мир веществ | 18 | ||||||
18 | Мир веществ. | ||||||
19 | Газ, без которого, невозможна жизнь на Земле. | ||||||
20 | Горение. Огонь. | л/р№13 «Наблюдение горения свечи». | 1 | ||||
21 | Углекислый газ, речной песок и другие оксиды. | л/р №14 « Получение углекислого газа, оксида алюминия и оксида меди (II). | 1 | ||||
22 | Муравьиная, лимонная и другие кислоты. Кислотно-щелочной баланс. | ||||||
23 | Растворы и взвеси Фильтрование | л/р №15«Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием». | 1 | ||||
24 | Индикаторы - вещества хамелеоны. | л/р №16 «Действие кислот и щелочей на индикаторы». | 1 | ||||
25 | Индикаторы своими руками. | л/р №17 «Приготовление растительных индикаторов». | 1 | ||||
26 | Привычная и удивительная поваренная соль. | ||||||
27 | Металлы в жизни человека. | ||||||
28 | Восхитительный мир кристаллов. | л/р №18 «Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса». | 1 | ||||
29,30 | Химия жизни. | л/р №19 «Определение белков, жиров и углеводов в составе растений». | 1 | ||||
31 | Шерсть. Паутина. Химические и натуральные волокна. | л/р №20 «Распознавание природных и химических волокон». | 1 | ||||
32 | Физико-химическое явление адсорбция. | ||||||
33 | Природные и синтетические красители. | л/р №21 «Приготовление растительных красителей». | 1 | ||||
34 | Домашняя лаборатория. | ||||||
35 | Итоговое занятие. | ||||||
Итого | 35 | 21 |
Требования к знаниям и умениям учащихся:
- иметь первые представления о физических и химических явлениях;
- знать об использовании физических и химических знаний в
практической деятельности человека;
- иметь представление о физических телах, их свойствах, характеристиках;
- иметь представление о химических веществах, их свойствах и их
превращениях;
- усвоить символики записи некоторых физических величин, химических
знаков и химических формул;
- знать строение атома;
- знать простейшую классификацию веществ;
- знать расположение химических элементов в периодической таблице и
распространение их в природе;
- ознакомить учащихся с важнейшими законами природы;
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении опытов;
- уметь обращаться с простейшим физическим и химическим
оборудованием;
- уметь проводить простейшие опыты;
- уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать
выводы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (35ч)
Физика вокруг нас.(17ч)
Мир движений. Механическое движение. Примеры различных видов движений в природе и в технике. Скорость движения.
Тепловые явления. Тепловое расширение. Теплопередача. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Электрические явления. Молнии. Электрический ток.
Магнитные явления. Постоянные магниты. Земля как магнит. Компас
Звуковые явления. Звук – как источник информации. Источники звука. Колебания - необходимое условие возникновения звука. Скорость звука в различных средах. Эхо. Голос и слух. Шум.
Световые явления. Свети тень. Отражение и преломление света. Радуга. Зеркала. Линзы. Оптические приборы. Глаз. Очки. Цвет. Фотоаппарат. Бинокль.
Большие и малые миры.
Мир веществ (18ч)
Мир веществ. Простейшая классификация веществ. Вред и польза веществ, их влияние на здоровье человека и окружающую среду. Правила безопасного обращения с веществами в быту.
Кислород – самый распространенный элемент на Земле. Простое вещество кислород, его свойства и значение на Земле. Получение кислорода. Наблюдение горения в кислороде и в воздухе. Огонь. Горение. Строение пламени свечи.
Оксиды – продукты взаимодействия веществ с кислородом. Углекислый газ, речной песок, вода и др. оксиды. Состав оксидов.
Вода: строение молекулы воды. Анализ качества питьевой воды. Вода как растворитель. Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество. Взвеси. Фильтрование.
Кислотно-щелочной баланс. Общие сведения о кислотах и основаниях.
Муравьиная, яблочная, лимонная и др. наиболее распространенные кислоты и основания. Правила обращения с кислотами и основаниями.
Индикаторы – вещества хамелеоны. Распознавание кислот и оснований с помощью индикаторов. История открытия индикаторов. Растительные индикаторы. Универсальная индикаторная бумажка.
Привычная и удивительная поваренная соль. Кристаллы. Выращивание Кристаллов поваренной соли и медного купороса.
Металлы в жизни человека. Медь. Серебро. Золото. Железо. Алюминий. Ртуть.
Химия жизни. Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества для организма человека. Определение белков, жиров и углеводов в семенах растений.
Природные и химические волокна. Паутина. Шерсть.
Физико-химическое явление адсорбция. Адсорбент. Активированный уголь.
Красители. Пурпур. Индиго. Синтетические красители. Фуксин. Приготовление растительных красителей. Красители – хамелеоны. Определение красителей в листьях растений.
Домашняя лаборатория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа к факультативному курсу для 5кл "Физические и химические явления в природе"
Интегрированный курс рекомендован учащимся 5 классов и рассчитан на 34ч. В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...
Рабочая программа по факультативному курсу "Элементы физики" для школ 8 вида
Данная программа была пересмотрена и изменена с учетом особенностей развития познавательной деятельности обучающихся данной категории детей, с учетом их дальнейшей социальной адаптации и професси...
Рабочая программа к факультативному курсу "Русское правописание"для 10 класса
Факультативный курс предназначен для повторения изученного по русскому языку...
Рабочая программа к факультативному курсу "Выпиливание и выжигание"
Пояснительная записка к программе факультативного курса «Выпиливание и выжигание»....
Образовательная и рабочая программа к факультативному курсу по английскому языку "Современный английский"
Данный курс предназначен для учащихся 8 классов. Программа составлена на основе учебного пособия Enterprise 2 Coursebook Elementary Эванс В., Дули Дж., Express Publishing, 2008г. Курс...
Рабочая программа по факультативному курсу « Инварианты, графы, метод математической индукции и неравенство треугольника » для 7 класса
Цель курса: изучение некоторых видов инвариантов в алгебре, геометрии и теории чисел....
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...