рабочая программа к факультативному курсу для 6кл "Физические и химические явления в природе"
рабочая программа по физике (6 класс) по теме

 

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 6 классов и рассчитан на 35ч. 

   В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение  учащихся.

   Данный курс знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.

    Этот курс служит логическим продолжением курса «Окружающий мир» и является пропедевтическим для предметов естественнонаучного цикла. Программа этого курса и систематических курсов составляют единое целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fh6.34ch.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  кафедры математики, физики и информатики

 Руководитель каф.___________

       Утверждена руководителем                                             образовательного учреждения
 
____________/А.В. Шевораков /

/Л.М. Прахова/                                    

«30» августа 2011 г.                                      «___»___________2011г.
 
 
 

Рабочая программа

учебного курса в 6В классе

Групповые занятия по физике
(наименование предмета)


 
 
 

Составитель: Макарова Ольга Александровна,

 учитель физики


 
 

2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                                                                                                                                 

     Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических проблем на основании интеграции особенно необходимо в настоящее время. Решение  любой серьезной проблемы требует изучения природных  явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук, то есть многомерного видения каждого явления. Поэтому в настоящее время возникла необходимость повышения уровня естественнонаучного образования.

   Интегрированный курс  рекомендован учащимся 6 классов и рассчитан на 35ч.  

   В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение  учащихся.

   Данный курс знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.

    Этот курс служит логическим продолжением курса «Окружающий мир» и является пропедевтическим для предметов естественнонаучного цикла. Программа этого курса и систематических курсов составляют единое целое.

         Большое  значение при изучении физики и химии имеют  экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач курса является привитие учащимся начальных элементарных умений обращения с простейшими инструментами и приборами.

    Наиболее запоминающимися и интересными для учащихся являются опыты. Поэтому большую часть времени курса отводим на демонстрацию опытов, лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну задачу  нашего курса, формирование навыков  исследовательской работы.

    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение  учащихся.

     Курс имеет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, ребусы, загадки, кроссворды и т. д.. Учитель создает условия для творческого применения знаний (викторины, конкурсы, настольные игры).

     Введение этого факультативного курса -  это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес  к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшему изучению

базовых курсов физики и химии.    

Цель курса: формирование познавательных запросов к изучению физики и

                        химии.

Основные задачи курса:

  1. Формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы.
  2. Овладение специальными практическими умениями и навыками в области физики и химии.
  3. Удовлетворение индивидуальных запросов  учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей.
  4. Привитие интереса к изучению явлений природы.

Формы контроля и отчетности:

Презентации, рефераты, исследовательские, проектные и творческие  работы учащихся.

Тематическое планирование по дисциплине «Групповые занятия по физике »

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

I.

Физика вокруг нас

17

12

II.

Мир веществ

18

9

 

Итого

35

21

Календарно - тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Всего часов

Из них

Дата проведения занятия

Лабораторные и практические работы, ч.

планируемая

фактическая

Физика вокруг нас

17

1

Мир движений

Л/р№1 «Вычисление скорости движения бруска».

1

2

Мир движений

Л/р №2 «Наблюдение относительности движения».

1

3

Тепловые явления.

Л/р №3 «Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении».

1

4

Теплопередача.

Л/р №4 «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха».

1

5

Плавление. Отвердевание

Л/р №5 «Наблюдение за плавлением снега».

1

6

Испарение. Конденсация.

Л/р №6 «Наблюдение охлаждения жидкости при испарении воды».

1

7

Электрические явления. Молнии.

8

Электрический ток.

Л/р №7 «Нагревательное действие тока».

1

9

Мир магнетизма

Л/р№8 «Действие магнита на ток».

1

10

Мир звука.

Л/р №9 «Наблюдение источников звука».

1

11

Световые явления.

Л/р №10 «свет и тень».

1

12

Отражение и преломление света. Радуга. Зеркала.

Л/р №11 «Наблюдение за преломлением света».

1

13

Линзы. Оптические приборы. Глаз. Цвет.

Л/р №12 «Наблюдение изображений в линзе».

1

14

Большие и малые миры.

15-17

Итоговое занятие.

Мир веществ

18

18

Мир веществ.

19

Газ, без которого, невозможна    жизнь на Земле.

20

Горение. Огонь.

л/р№13 «Наблюдение горения свечи».

1

21

Углекислый газ, речной песок и другие оксиды.

л/р №14  « Получение углекислого газа,  оксида алюминия и оксида меди (II).

1

22

Муравьиная, лимонная и другие кислоты. Кислотно-щелочной баланс.

23

Растворы и взвеси Фильтрование

л/р №15«Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием».

1

24

Индикаторы - вещества хамелеоны.

л/р №16 «Действие кислот и щелочей на индикаторы».

1

25

Индикаторы своими руками.

л/р №17 «Приготовление растительных индикаторов».

1

26

Привычная и удивительная     поваренная соль.

27

Металлы в жизни человека.

28

Восхитительный мир        кристаллов.

л/р №18 «Выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса».

1

29,30

Химия жизни.

л/р №19 «Определение белков, жиров и углеводов в составе растений».

1

31

Шерсть. Паутина. Химические и  натуральные  волокна.

л/р №20 «Распознавание природных и химических волокон».

1

32

Физико-химическое явление       адсорбция.

33

Природные и синтетические        красители.

л/р №21 «Приготовление растительных красителей».

1

34

Домашняя лаборатория.

35

Итоговое занятие.

Итого

                                   35

21

Требования к знаниям и умениям учащихся:

- иметь первые представления о физических и химических явлениях;

- знать об использовании физических и химических знаний в

  практической деятельности человека;

- иметь представление о физических телах, их свойствах, характеристиках;

- иметь представление о химических веществах, их свойствах и их

  превращениях;

- усвоить символики записи некоторых физических величин,  химических

  знаков и химических формул;

- знать строение атома;

- знать простейшую классификацию веществ;

- знать расположение химических элементов в периодической таблице и

  распространение их в природе;

- ознакомить учащихся с важнейшими законами природы;

- соблюдать правила техники безопасности при выполнении опытов;

- уметь обращаться с простейшим физическим и химическим

  оборудованием;

- уметь проводить простейшие опыты;

- уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать

  выводы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (35ч)

Физика вокруг нас.(17ч)

       Мир движений.  Механическое движение. Примеры различных видов движений в природе и в технике. Скорость движения.

    Тепловые явления. Тепловое расширение. Теплопередача. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.

    Электрические явления. Молнии. Электрический ток.

     Магнитные явления. Постоянные магниты. Земля как магнит. Компас

    Звуковые явления. Звук – как источник информации. Источники звука.  Колебания  - необходимое условие  возникновения звука. Скорость звука в различных средах. Эхо. Голос и слух. Шум.

   Световые явления. Свети тень. Отражение и преломление света. Радуга. Зеркала. Линзы. Оптические приборы. Глаз. Очки. Цвет. Фотоаппарат. Бинокль.

Большие и малые миры.

Мир веществ (18ч)

     Мир веществ. Простейшая классификация веществ. Вред и польза веществ, их влияние на здоровье человека и окружающую среду. Правила безопасного обращения с веществами в быту.

      Кислород – самый распространенный элемент на Земле. Простое вещество кислород, его свойства и значение на Земле.  Получение кислорода. Наблюдение горения в кислороде и в воздухе. Огонь. Горение. Строение пламени свечи.  

    Оксиды – продукты взаимодействия веществ с кислородом. Углекислый газ, речной песок, вода и др. оксиды. Состав оксидов.

     Вода: строение молекулы воды. Анализ качества питьевой воды.  Вода как растворитель.   Растворы в природе, технике, быту. Растворитель и растворяемое вещество.  Взвеси.  Фильтрование.

     Кислотно-щелочной баланс. Общие сведения о кислотах и основаниях.

    Муравьиная, яблочная, лимонная и др. наиболее распространенные кислоты и   основания. Правила обращения с кислотами и основаниями.

   Индикаторы – вещества хамелеоны. Распознавание кислот и оснований  с помощью индикаторов. История открытия индикаторов. Растительные               индикаторы. Универсальная индикаторная бумажка.

    Привычная и удивительная поваренная соль. Кристаллы. Выращивание               Кристаллов поваренной соли и медного купороса.

     Металлы в жизни человека. Медь. Серебро. Золото. Железо.  Алюминий. Ртуть.  

     Химия жизни. Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества  для организма человека. Определение белков, жиров и углеводов в семенах растений.

    Природные и химические волокна. Паутина. Шерсть.

 Физико-химическое явление адсорбция. Адсорбент. Активированный уголь.

    Красители. Пурпур. Индиго. Синтетические красители. Фуксин. Приготовление растительных красителей. Красители – хамелеоны. Определение красителей в листьях  растений.

     Домашняя лаборатория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа к факультативному курсу для 5кл "Физические и химические явления в природе"

Интегрированный курс  рекомендован учащимся 5 классов и рассчитан на 34ч.    В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...

Рабочая программа по факультативному курсу "Элементы физики" для школ 8 вида

Данная программа была пересмотрена и изменена с учетом особенностей развития познавательной деятельности обучающихся данной категории детей, с учетом их дальнейшей социальной адаптации и професси...

Рабочая программа к факультативному курсу "Русское правописание"для 10 класса

Факультативный курс предназначен для повторения изученного по русскому языку...

Рабочая программа к факультативному курсу "Выпиливание и выжигание"

Пояснительная записка к программе факультативного курса «Выпиливание и выжигание»....

Образовательная и рабочая программа к факультативному курсу по английскому языку "Современный английский"

Данный курс предназначен для учащихся 8 классов.  Программа составлена на основе учебного пособия Enterprise 2 Coursebook Elementary Эванс В., Дули Дж., Express Publishing, 2008г.  Курс...