рабочая программа к факультативному курсу для 5кл "Физические и химические явления в природе"
рабочая программа по физике (5 класс) по теме
Интегрированный курс рекомендован учащимся 5 классов и рассчитан на 34ч.
В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся.
Данный курс знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.
Этот курс служит логическим продолжением курса «Окружающий мир» и является пропедевтическим для предметов естественнонаучного цикла. Программа этого курса и систематических курсов составляют единое целое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fh534ch.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры математики, физики и информатики Руководитель каф.___________ | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
/Л.М. Прахова/
«28» августа 2011г. «30»__августа_2011г.
Рабочая программа
факультативного курса Физические и химические явления в природе в 5 классе
(наименование предмета)
Составитель: Макарова Ольга Александровна,
учитель физики
2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Комплексный подход к решению технических, экономических, экологических проблем на основании интеграции особенно необходимо в настоящее время. Решение любой серьезной проблемы требует изучения природных явлений и процессов с разных сторон, исследования каждого явления с привлечением методов разных наук, то есть многомерного видения каждого явления. Поэтому в настоящее время возникла необходимость повышения уровня естественнонаучного образования.
Интегрированный курс «Физические и химические явления в природе» рекомендован учащимся 5-6 классов и рассчитан на 68ч. Целесообразно изучение курса в 5 и 6 классах по 34 часа.
В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся.
Данный курс знакомит учащихся с широким кругом физических и химических явлений, практически значимых в повседневной жизни.
Этот курс служит логическим продолжением курса «Окружающий мир» и является пропедевтическим для предметов естественнонаучного цикла. Программа этого курса и систематических курсов составляют единое целое.
Большое значение при изучении физики и химии имеют экспериментальные умения и навыки, которые формируются при проведении практических и лабораторных работ. Поэтому одной из задач курса является привитие учащимся начальных элементарных умений обращения с простейшими инструментами и приборами.
Наиболее запоминающимися и интересными для учащихся являются опыты. Поэтому большую часть времени курса отводим на демонстрацию опытов, лабораторные работы, домашние эксперименты. Таким образом, решаем еще одну задачу нашего курса, формирование навыков исследовательской работы.
В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в результате формируется научное мировоззрение учащихся.
Курс имеет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, ребусы, загадки, кроссворды и т. д.. Учитель создает условия для творческого применения знаний (викторины, конкурсы, настольные игры).
Введение этого факультативного курса - это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшему изучению
базовых курсов физики и химии.
Цель курса: формирование познавательных запросов к изучению физики и
химии.
Основные задачи курса:
- Формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы.
- Овладение специальными практическими умениями и навыками в области физики и химии.
- Удовлетворение индивидуальных запросов учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей.
- Привитие интереса к изучению явлений природы.
Формы контроля и отчетности:
Презентации, рефераты, исследовательские, проектные и творческие работы учащихся.
Тематическое планирование по дисциплине «___физика и химия____»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельная работа, ч. | |||
I. | Введение | 9 | 4 | 5 | |||
II. | Строение вещества | 7 | 6 | 1 | |||
III. | Силы в природе | 10 | 6 | 4 | |||
4 | Законы в природе | 3 | 3 | ||||
5 | Физика и химия в знакомых вещах | 5 | 4 | 1 | |||
| Итого | 34 |
Календарно - тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата проведения занятия | ||
Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная работа, ч. | ||||
1 | Введение | 9 | 5 | сентябрь | ||
1.1 | Что изучает физика и химия | |||||
1.2 | Физические и химические явления | 1 | ||||
1.3 | Знакомство с правилами ТБ | |||||
1.4 | Знакомство с химической посудой и лабораторным оборудованием | 1 | ||||
1.5 | Характеристики тел и веществ | 1 | октябрь | |||
1.6 | Агрегатные состояния вещества | |||||
1.7 | Измерения. Измерительные приборы | 1 | ||||
1.8 | Масса. Измерение массы | 1 | ||||
1.9 | Температура. Термометры | 1 | ноябрь | |||
2 | Строение вещества | 7 | ||||
2.1 | Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. | |||||
2.2 | Движение и взаимодействие частиц вещества. | 1 | ||||
2.3 | Строение атома | |||||
2.4 | Химические элементы | декабрь | ||||
2.5 | Периодическая система Д.И. Менделеева | |||||
2.6 | Игра «Путешествие по периодической системе». | |||||
2.7 | Итоговое занятие | 1 | ||||
3 | Силы в природе | 10 | январь | |||
3.1 | Всемирное тяготение. Притяжение тел к Земле | |||||
3.2 | Вес тела. Невесомость | |||||
3.3 | Сила упругости. Деформации в природе | 1 | февраль | |||
3.4 | Сила трения. Виды трения | 1 | ||||
3.5 | Трение в природе, технике, быту | |||||
3.6 | Давление твердых тел , жидкостей и газов | 1 | ||||
3.7 | Выталкивающая сила. Плавание тел | 1 | март | |||
3.8 | Водный и воздушный транспорт | |||||
3.9 | Передвижение живых организмов в воде и в воздухе | |||||
3.10 | Итоговое занятие | |||||
4 | Законы природы | 3 | ||||
4.1 | Периодический закон. Периодические явления в природе | апрель | ||||
4.2 | Закон сохранения массы и энергии | |||||
4.3 | Симметрия и асимметрия в природе | |||||
5 | Физика и химия в знакомых вещах | 5 | ||||
5.1 | Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца | май | ||||
5.2 | Вода- самое удивительное вещество на планете | |||||
5.3 | Молоко | 1 | ||||
5.4 | Бумага | |||||
5.5 | Итоговое занятие | |||||
Итого | 34 |
Требования к знаниям и умениям учащихся:
- иметь первые представления о физических и химических явлениях;
- знать об использовании физических и химических знаний в
практической деятельности человека;
- иметь представление о физических телах, их свойствах, характеристиках;
- иметь представление о химических веществах, их свойствах и их
превращениях;
- усвоить символики записи некоторых физических величин, химических
знаков и химических формул;
- знать строение атома;
- знать простейшую классификацию веществ;
- знать расположение химических элементов в периодической таблице и
распространение их в природе;
- ознакомить учащихся с важнейшими законами природы;
- соблюдать правила техники безопасности при выполнении опытов;
- уметь обращаться с простейшим физическим и химическим
оборудованием;
- уметь проводить простейшие опыты;
- уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать
выводы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34ч)
1. Введение. Методы изучения природы. (9ч)
Введение. Тела и вещества. Понятие о физических и химических явлениях. Правила техники безопасности. Научные методы: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторное оборудование. Химическая посуда. Простейшие измерительные приборы и инструменты.
Лабораторные работы:
1 Наблюдение физических и химических явлений
2 Приемы обращения с лабораторным штативом
3 Определение физических свойств вещества
4 Измерение размеров физического тела и объема жидкости
5 Измерение массы с помощью рычажных весов
2.Строение вещества. (7ч)
Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц. Строение молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Доказательства существования притяжения и отталкивания между частицами. Пояснение строения твердых тел, жидкостей, газов на основе знаний о строение вещества.
Строение атома: ядро (протоны и нейтроны), электроны; масса этих частиц. Заряды протонов и электронов, заряд ядра.
Химические элементы как группы атомов с одинаковым зарядом ядра. Знаки химических элементов. История открытия химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева: группы, периоды, номера химических элементов. Распространение различных химических элементов в природе.
Простые и сложные вещества. Формулы химических веществ.
Лабораторные работы:
1 Наблюдение явления диффузии
3.Силы в природе. (10ч)
Сила как характеристика взаимодействия. Всемирное тяготение. Притяжение тел к Земле. Сила тяжести, ее зависимость от массы тела.
Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение. Возникновение силы упругости при деформации тел. Объяснение возникновения силы упругости с точки зрения молекулярного строения вещества. Проявление силы упругости в природе, в быту, учет и использование ее в технике.
Сила трения: ее проявление в природе, в быту, условия и причины ее возникновения.
Сила давления. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Выталкивающая сила и ее измерение. Плавание тел. Водный и воздушный транспорт. Передвижение живых организмов воде и воздухе.
Лабораторные работы:
1 Наблюдение возникновения силы упругости при деформации
2 Измерение силы трения
3 Вычисление давления тела на опору
4 Выяснение условий плавания тел
- Законы природы. (3ч)
Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодические явления в природе. Индивидуальное развитие организмов. Солнечная система.
Закон сохранения массы. Сохранение массы веществ в химических реакциях Опыты М.В. Ломоносова. Круговорот веществ в природе.
Закон сохранения энергии. Взаимопревращение различных видов энергии.
Симметрия и асимметрия в окружающем мире. Снежинки. Кристаллы. Цветок. Животные.
- Физика и химия в знакомых вещах. (5ч)
Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца.
Вода - самое удивительное вещество на планете.
Молоко.
Бумага.
Лабораторная работа:
1 Анализ молока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа к факультативному курсу для 6кл "Физические и химические явления в природе"
Интегрированный курс рекомендован учащимся 6 классов и рассчитан на 35ч. В данном курсе физические и химические знания используются для объяснения явлений природы, в резу...
Рабочая программа по факультативному курсу "Элементы физики" для школ 8 вида
Данная программа была пересмотрена и изменена с учетом особенностей развития познавательной деятельности обучающихся данной категории детей, с учетом их дальнейшей социальной адаптации и професси...
Рабочая программа к факультативному курсу "Русское правописание"для 10 класса
Факультативный курс предназначен для повторения изученного по русскому языку...
Рабочая программа к факультативному курсу "Выпиливание и выжигание"
Пояснительная записка к программе факультативного курса «Выпиливание и выжигание»....
Образовательная и рабочая программа к факультативному курсу по английскому языку "Современный английский"
Данный курс предназначен для учащихся 8 классов. Программа составлена на основе учебного пособия Enterprise 2 Coursebook Elementary Эванс В., Дули Дж., Express Publishing, 2008г. Курс...
Рабочая программа по факультативному курсу « Инварианты, графы, метод математической индукции и неравенство треугольника » для 7 класса
Цель курса: изучение некоторых видов инвариантов в алгебре, геометрии и теории чисел....
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по факультативному курсу «Ритмика» для обучающихся 2 класса...