«Коррекционно-развивающая работа по закреплению технико-технологических знаний и развитию профессиональных навыков у учащихся».
статья по теме
Одним из условий успешного включения детей с ОВЗ в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов. Одним из решающих условий включения выпускников коррекционной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_obedinenie_2013.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Коррекционно-развивающая работа по закреплению технико-технологических знаний и развитию профессиональных навыков у учащихся».
Программа профессионально-трудового обучения предлагает формирование у учащихся определенной системы производственных, операционных навыков по швейному делу и построена по операционно-предметной системе, т.е. обучение учащихся различным производственным операциям (умения и навыки) осуществляется в процессе изготовления ими полезных вещей.
Одним из условий успешного включения детей с ОВЗ в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов. Одним из решающих условий включения выпускников коррекционной школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий. Важным и необходимым условием, обеспечивающим самостоятельность учащихся в выполнении заданий по труду, является знание ими технологических особенностей материалов, оборудования, машин; владение комплексом производственных навыков.
Можно выделить следующие этапы в воспитании активности и самостоятельности у учащихся с ОВЗ:
- вовлечение всех детей в практическую деятельность;
- воспитание интереса к этой деятельности;
- постоянное и постепенное усложнение заданий;
- создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции школьников к активной деятельности.
При обучении швейному делу, на протяжении всего курса обучения, предусматривается:
- воспитывать у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы;
- прививать учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания (устно, письменно);
- учить их умению выполнять задания по образцу (готовому изделию) и рисунку.
Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной работе и умение рассказывать о предстоящей работе.
Требуя от учащихся описания трудовых операций, я приучаю их сознательно подходить к выполнению заданий. Сначала дети должны научиться рассказывать о способе выполнения задания непосредственно после его окончания - в конце урока (как закрепление того, что они делали на уроке) или в начале следующего урока (как повторение предыдущего задания).
На первом уроке перед объяснением способа выполнения двойного шва учащимся сообщается, как называется шов (название записывалось на доске), где он применяется (демонстрировались изделия с этим швом). Затем предлагается рассмотреть машинный шов, проанализировать последовательность его выполнения, что способствует лучшему усвоению классификации швов и помогает ученицам быть более уверенными в себе при выполнении задания. После предварительной работы им разрешается приступить к выполнению задания.
Вот пример моего диалога с учащимися по выполнению двойного шва.
- Какой шов мы сегодня выполняли?
- Двойной.
- Вспомните, где применяется двойной шов?
- При изготовлении (пошиве) наволочек, сумок, сорочек:.
- Как нужно сложить детали?
- Изнаночной стороной внутрь.
- Какой ширины должен быть первый шов?
- Ширина шва 3-5 мм.
- Что нужно сделать перед тем, как шить?
- Определить лицевую и изнаночную сторону ткани.
- Что нужно сделать с деталями?
- Сметать, затем стачать.
- Что нужно сделать с нитками сметывания и швом?
- Нитки сметывания удалить, шов приутюжить.
- Что нужно сделать дальше?
- Вывернуть шов на изнанку и выметать.
- На каком расстоянии прокладывается вторая строчка?
- Ширина шва 5-7 мм.
- Что нужно сделать со швом?
- Приутюжить и удалить нитки выметывания.
В результате получается такой план:
1. Определить лицевую и изнаночную сторону ткани.
2. Сложить детали ткани изнаночными сторонами внутрь.
3. Отметить ширину шва 3-5 мм.
4. Сметать детали ткани.
5. Стачать.
6. Вывернуть и выметать машинный шов.
7. Отметить ширину шва 5-7 мм.
8. Стачать, шов приутюжить.
Этот план, составленный коллективно, ученики переписывают в свои папки.
Таким образом, формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.
Кроме словесного плана, для облегчения понимания учащимися последовательности изготовления, используется наглядный план, наглядно - словесный план, т.е. каждый пункт наглядного плана, подтверждается словесным образом, написанным на отдельных карточках. Наглядность и карточка со словесным описанием должно быть раздельными. Так удобнее разнообразить работу по составлению плана работы над изделием.
Предлагаю несколько вариантов:
- учитель выставляет постепенно весь наглядный план, в коллективной беседе подбираются нужные словесные карточки на каждый пункт плана;
- наглядный план составляется коллективно, а словесное подтверждение - одним из учеников;
- один ученик выставляет одновременно наглядность и словесное подтверждение по пунктам плана;
- один ученик самостоятельно выставляет словесный план работы, а к нему подбирается наглядное подтверждение (этот вариант наиболее сложный, и его следует предлагать в конце изучаемой темы или аналогичного изделия).
Воспитание у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания является одной из основных задач коррекционной школы. Для того, чтобы школьницы лучше удерживали в памяти особенности пошива изделия, меньше затруднялись в составлении плана изготовления изделия, я использую следующие приемы и методы обучения.
В соответствии с классификацией методов обучения по источнику знаний, они делятся на три группы.
В первую группу входят методы обучения технологическим операциям, в которых источником знаний для учащихся является слово учителя или письменное слово учебной книги. Это методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
Вторую группу методов обучения технологии составляют методы, где источником знаний для учащихся является образ объекта, процесса, явления. Это методы демонстраций. Демонстрируются приемы работы. Демонстрации подразделяются также на показ натуральных предметов и процессов, показ их моделей и макетов, показ изображений этих предметов и показ кино - и видеофильмов. Анализ условных изображений, к которым относятся чертежи, эскизы, схемы и т.д., позволяет наглядно представить тот или иной объект или процесс выполнения какого-либо трудового действия, а также развивает пространственное восприятие учащихся.
Третью группу методов обучения технологическим операциям составляют методы, в которых источником знаний, умений, навыков для учащихся являются практические действия. Эти методы так и называются - методы практической работы учащихся: упражнения, лабораторные работы и самые разнообразные практические работы учащихся. Во-первых, для того, чтобы сделать упражнение, выполнить лабораторную или практическую работу, ученик должен вспомнить, актуализировать знания, необходимые для выполнения этой деятельности. Тем самым осуществляется повторение и закрепление технических знаний. Во-вторых, предварительно полученных знаний, как правило, не хватает учащимся для выполнения практических действий. Поэтому в процессе выполнения практических действий ученик пополняет свои знания через помощь учителя, обращаясь к учебным пособиям. Вместе с тем недостающие знания подсказывают сами практические действия. В-третьих, с помощью практических методов у учащихся формируются технологические умения и навыки. Четкой организации практических работ и повышению самостоятельности учащихся способствует использование технологических карт на изготовление изделий. В технологической карте дается технология изготовления изделия, где указывается порядок работы (перечень технологических операций), рисунки (эскизы) или схема последовательности обработки, а также инструменты и приспособления, необходимые для выполнения технологической операции.
Поэтому на уроках швейного дела для воспитания самостоятельности учащихся используется работа по усвоению терминологии, игры, контроль, алгоритмы, опорные слова, словарная работа.
Словарная работа на уроках ведется в три этапа: 1) обогащение словаря за счет введения новой лексической единицы; 2) уточнение значения уже известных слов; 3) активизация активного словаря детей.
Для работы по всем этим направлениям использую следующие упражнения:
1. Название предметов и их частей. Например, работа по карточкам "Чего не хватает" по теме "Поясные изделия", учащиеся называют отдельные детали и указывают на недостающую часть.
Также работая с таблицей "Что лишнее" по теме "Изучение и конструирование плечевых изделий", учащиеся производят своего рода группировку, сортировку предметов, выделяют лишний и т.п.
Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий название предметов, признаков, действий.
Классификацию предметов можно проводить на всех уроках. Предметы можно классифицировать по основному признаку, форме, виду и материалу. Например, одежду можно разделить на классы: по целевому назначению, по сезону, по способу употребления.
Умение прививать учащимся прочные знания в значительной мере определяются правильной организацией закрепления и повторения.
Целесообразно для закрепления и повторения использовать карточки-задания, тесты.
К карточкам-заданиям, тестам предъявляется ряд требований.
1. Общепонятность - то есть учащиеся должны понимать, какую именно деятельность они должны выполнить.
- Простота - задание должно состоять из одной задачи данного уровня.
- Однозначность - результаты задания должны оцениваться одинаково.
2. Надежность - гарантирование одинаково последовательных результатов тестирования одного и того же учащегося.
Тесты содержат задания на узнавание ранее полученной информации:
- На опознание - учащийся выбирает правильный ответ из альтернативы "да нет".
- На различие - в них дается несколько вариантов ответов и учащийся должен выбрать из них правильный.
3. Учащиеся должны знать последовательность выполнения машинных швов, уметь определять их название по готовому образцу, в готовом изделии и по заданной схеме. Например, зарисована схема машинного шва, учащийся должен определить его название, или может быть, заданные в виде теста несколько схем швов и несколько названий швов, учащиеся должны найти соответствие между названием шва и его схемой. Или может быть дан готовый образец швейного изделия, например, наволочка. Задание: назвать виды машинных швов, которые используются при изготовлении наволочки; или показать на изделии шов, название которого вы определите по заданной схеме.
Учащиеся должны знать и уметь использовать в своей речи терминологию технологических операций (ручных, машинных и влажно-тепловых работ). Для этого можно использовать карточки-задания.
Можно провести работу по знанию терминологии в "цепочке 1-2-3" один учащийся называет термин, второй - характер операций, третий - область применения или задание в виде теста: выбери правильный ответ: для термина сметывание дается три ответа, надо выбрать правильный.
Важное значение в усвоении технологических знаний детей с ОВЗ имеют также различные игры, ребусы, кроссворды. Это помогает ученикам войти в роль, создает дополнительные стимулы. Например, деловая игра "экзамен". Учащиеся делятся на 2 группы: "экзаменаторы" и "экзаменующиеся". Учитель заранее готовит комплекты билетов. "Экзаменующиеся" вытягивают билеты, предложенные "экзаменаторами" и отвечают на них. Учитель осуществляет контроль. Затем группы меняются местами и используют второй комплект билетов.
Применение деловых игр - один из путей коррекции развития познавательной деятельности детей. Во время игры у детей развиваются наблюдательность, память мышление, речь, самостоятельность и инициатива.
Исключительно важная роль в коррекционно-воспитательном процессе принадлежит сюжетно-ролевым играм. Например, в игре "Заказчик-исполнитель" учащиеся работают в парах. Заказчик выполняет эскиз предлагаемого изделия, исполнитель обводит лекала и моделирует изделие. Затем дети меняются ролями. В этих играх дети играют определенную роль, исполняя различные игровые приемы, воспроизводят типичные ситуации, поступки, действия, как бы, соприкасаясь с самой жизнью. Правильно организованные игры способствуют развитию у учащихся положительных эмоций и настроения.
Анализ образца учащиеся проводят по вопросам учителя и самостоятельно. Степень самостоятельности зависит от новизны работы, места уроков в общей ступени обучения, от умения учащихся использовать специальную терминологию в своей речи Анализируемый предмет дети должны рассматривать вблизи, взять в руки, осмотреть со всех сторон. Если изделие анализируется по вопросам учителя, то он должен сформировать вопросы так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ. Вопросы задаются в такой последовательности чтобы, отвечая на них, дети демонстрировали логичность, связь между предложениями, т.е. получался бы целостный рассказ. Анализ, проведенный в коллективной беседе, учащимся следует полностью повторить. Для лучшего скорейшего усвоения последовательности анализа образца можно использовать плакат с вопросами (компьютер), напечатанными в определенной последовательности. Такая работа позволяет включать зрительный анализатор в запоминании последовательности анализа образца.
Для успешного выполнения учащимися практической работы, следует учитывать анализ образца и предварительное планирование. Необходимо представить какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнить, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами работать и что должно получиться в результате. И все это следует вовлекать в соответствующую речевую форму. В начале обучения я объясняю выполнение каждой операции, отдельно чередуя показ приемов со словесной инструкцией. Этот прием помогает решать такую задачу, как накопление пассивного словаря, необходимой терминологии и постепенное включение новых слов в активный словарь. В дальнейшем дети учатся планировать ближайшую операцию.
В последующей работе школьники учатся составлять план работы в коллективной беседе по вопросам учителя. Вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. Впоследствии я сокращаю свою помощь на этом уроке, и лишь побуждаю, стимулирую планирование.
Значительную помощь в обучении детей планированию оказывает применение наглядных пособий - предметных и графических операционных карт, карточек с названием операций. Работа с ними может быть самой разнообразной, в том числе и требующей обговаривания, повышения словесной активности.
Таким образом, на этапе планирования изготовления изделия есть благоприятная основа для решения задач по воспитанию самостоятельности школьников. С помощью перечисленных методов приемов можно преодолевать ограниченность и бедность словаря, неточность использования слов, терминов, малую распространенность предложений, а также планирование поможет учащимся выразить словами свою практическую деятельность, как в целом, так и отдельные ее этапы. В этом случае отрабатывается и формируется правильная последовательность изложения материала.
Отчет о проделанной работе занимает небольшой промежуток времени. Однако с образовательной и коррекционной точки зрения этот этап урока очень важен. Словесный отчет помогает учащимся лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы над однотипным изделием, способствует развитию речи. Дети с ОВЗ часто не могут самостоятельно подобрать нужное слово, а такой план помогает им преодолеть данную трудность.
Особая роль на своих уроках я отвожу методу проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "Я сам", "Я сделаю", "Я умею".
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением учащимися необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач.
Созданная своим разумом и изготовленная своими руками вещь с учетом достижений научно - технического прогресса, требований дизайна и техноэтики делает человека добрее, гуманнее, бережливее.
Результатом обучения методом проекта является:
- профессиональное самоопределение;
- развитие разносторонних качеств личности;
- физическое и психическое развитие;
- интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие;
- рост творческой активности;
- развитие связной устной и письменной речи.
Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвышает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно. Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.
Профессиональное самоопределение - именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
Большое влияние на выбор метода проекта оказывает содержание учебного материала.
Простой описательный фактический материал можно изложить с помощью рассказа. Изучение технических явлений, требующих раскрытия их сущности, выполняется с помощью объяснения и, возможно, средств наглядности.
Творческий проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством учителя. Выбранная учащимися тема утверждается учителем, исходя из интересов и возможностей ученицы.
При выборе проекта учащимися учитель должен:
- оказать помощь в выборе проекта;
- наблюдать за ходом работы учащихся;
- оказать помощь учащимся и стимулировать их учебно-трудовую деятельность;
- поддерживать рабочую обстановку в классе;
- оценивать учебно-трудовую деятельность на каждом этапе;
- нормировать труд школьников;
Основная цель проектов - контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию системы интеллектуальных общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
В результате выполнения проектов у школьников воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности, интересы, что способствует их самоопределению и самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
В этой статье я раскрываю свои методы работы по закреплению и развитию профессионально-трудовых навыков учащихся коррекционной школы 8 вида....
КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПРЕДЕЛАХ 10»
Данный конспект является примером организации занятия с детьми младшего школьного возраста, испытывающих трудности освоения программного материала по математике....
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса
Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...
Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.
Характеристика особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики
Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...
«Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения как основа для планирования изменения индивидуального маршрута развития обучающегося с ТМНР"
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенно...
Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков "Школа - наш общий дом"
Аннотация к рабочей программе учителя-дефектолога индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков "Школа - н...