Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.
статья на тему
Характеристика особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта и описанив видов коррекционно-развивающих заданий по формированию исторических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo.docx | 56.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.
1.Особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.
- Склонность к чувственному усвоению исторических знаний.
- Фрагментарность и нерасчлененность исторических знаний.
В результате длительного поражения участков коры головного мозга учащиеся специальных (коррекционных) классов даже в старших классах, с трудом осуществляют мыслительные операции, требующие хотя бы элементарной систематизации, т. е. расчленения того, что известно на отдельные сходные явления, выделения группы фактов, по одному конкретному признаку. В результате этого они легче усваивают отдельные слова, предметы, яркие впечатления, не умея самостоятельно найти их место в целом событии или явлении.
- Смещение представлений.
Смещение представлений, выражается в произвольном переносе лиц, событий, явлений в пространстве и времени. Учащиеся с нарушением интеллекта не в состоянии понять отдаленность исторических событий, их длительность, в результате чего у них наблюдаются нелепые перестановки, например, такие как: Кутузов освобождал Родину от татарского ига. Чапаев воевал против фашистов.
- Затрудненность осмысления исторических знаний.
Учащихся специальной (коррекционной) школы, как правило, затрудняет установление связей между историческими событиями, в результате чего они дают характеристику событий и явлений только по внешним признакам.
- Односторонний подход к оценке исторических событий, явлений, исторических деятелей.
Детям, обучающимся в специальной (коррекционной) школе, свойственно размежевание доброго и злого, хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Отсюда – разделение на «наших» и «не наших», «своих» и «чужих», «красных» и «белых», «советских» и «фашистских», хороший царь, или плохой.
- Обобщение единичных фактов.
Учащиеся с нарушением интеллекта могут доводить единичный случай до уровня широкого обобщения. Объясняется это не только конкретностью мышления учащихся, но и особенностью программы по истории для специальной (коррекционной) школы. Элементарный характер курса истории, недостаточное количество фактического материала для верных выводов и обобщений приводят к подробного рода ошибкам. Так, на вопрос учителя: «Почему Ломоносов не мог в детстве посещать школу? » ученик отвечает: «Ему мешала мачеха». Таким образом, большая социальная проблема (недоступность образования для крестьян) была подменена чисто случайными узкосемейными отношениями.
- Возникновение ложных стереотипов.
У учащихся (коррекционных классов часто наблюдается восполнение исторических знаний образами из современной жизни, в результате чего в их ответах причудливо переплетаются черты близкого детям настоящего и неизвестного им, далекого прошлого. Так, говоря о Гражданской войне 1918–1920 гг., школьники употребляют вместо слова «котомки» более близкое и понятное им слово «рюкзак». Во время Гражданской войны Ленин вывесил плакат: «Все для фронта, все для победы!»
- Персонификация общественно-исторических событий.
Для учащихся с нарушением интеллекта характерна категоричность оценок изучаемых ими событий, явлений, у них наблюдается стремление воплотить все события и явления в конкретные действия отдельных исторических лиц. Ленин прогнал царя, он дал крестьянам землю. Чапаев разбил белых.
- Механическое усвоение исторических знаний.
Это проявляется в стремлении к заучиванию исторического материала, что объясняется его сложностью. Происходит это в результате того, что основное свойство памяти – классификация, отбор и переработка воспринимаемых впечатлений – у учащихся с нарушением интеллекта расстроено, и поэтому то, что в обычных условиях у здорового человека осуществляется самостоятельно, у учащихся специальной (коррекционной) школы может быть достигнуто только повседневным закреплением в памяти тщательно отобранных, систематизированных сведений.
Таким образом, зная основные особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта, учитель должен строить работу так, чтобы избежать возможных ошибок, пробелов в знаниях; давать достоверный материал о развитии исторического процесса, осуществляя коррекционную работу в процессе его изучения.
В этом мне помогает применение на уроках заданий, имеющих коррекционное - развивающую направленность, которая заключается в следующем:
- Выполнение заданий способствует развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием;
- Предоставляется возможность работать в индивидуальном темпе, осуществлять выбор заданий в соответствии с познавательными возможностями учащихся;
- Формируются и уточняются временные представления, на основе которых усваивается хронология (год, век, столетие, тысячелетие, период, эра, эпоха), временные отношения (давно, недавно, до, после, раньше, позже, сначала, потом, в настоящее время);
- Проводится работа по коррекции зрительно – пространственного гнозиса (работа с картой, дорисуй изображение др.);
- Происходит формирование понятий, складываясь в определенную систему, в ходе активной умственной работы;
- Предоставляется возможным сформировать у учащихся понимание наиболее простых связей и закономерностей, прежде всего, научить их устанавливать причинно – следственные связи между историческими событиями и явлениями.
2.Виды коррекционно-развивающих заданий.
1. Работа над понятиями (разгадай кроссворд, программированный опрос, соотнеси термин и его объяснение, подчеркни правильное определение, заполни сравнительную таблицу, закончи предложение, найди лишнее слово и др.);
Гражданская война – это
- война между гражданами одной страны;
- война между гражданами многих стран;
- война между разными планетами.
Подчеркни правильный ответ.
2. Работа над временными представлениями (работа с лентой времени, с хронологическими кроссвордами, предлагается соотнести дату и событие, определи по году век, расставь даты по порядку и др.);
Отметьте на ленте времени начало 18 века, середину 19 века, конец 20 века:
--------*------------*------------*-----------*------------*--------------------
17 18 19 20 21
(XVII ) (XVIII) (XIX) (XX) (XXI)
Внесите даты в таблицу.
Век | Даты |
XX (20) | |
XIX (19) | |
XVIII(18 | |
XVII (17) | |
XVI (16) |
Даты: 1905, 1812, 1596, 1612, 1798.
Вставь пропущенную дату:
«В __________ было объявлено о проведении социалистических преобразований в деревне. Эти преобразования означали создание коллективных хозяйств – колхозов и проведение раскулачивания».
3. Работа с картой (опираясь на карту в учебнике, запиши названия советских республик в таблицу, обозначь на карте битву, впиши названия городов, завоеванных монголо – татарами и т.д.);
Найдите и запишите названия русских городов, рек, протекающих по территории Руси, в таблицу.
Русские города | |
Реки, протекающие по территории Руси |
4. Работа над пространственными представлениями (дорисовать рисунок, найди нужное изображение на рисунке и раскрась его и т. д.);
5. Словарная работа (вставь пропущенные буквы, программированный опрос, закончи фразу, используя опорные слова, кроссворд и др.).
«В феврале 1917 года в стране началась новая революция. Она вошла в историю как ____________________ революция».
6. Работа над причинно – следственными отношениями в исторических событиях (восстанови последовательность событий, действий, закончи предложение и заверши вывод, заполни таблицу с опорой на текст учебника и др.);
Соедини стрелками фамилию человека с его профессией:
Л.П.Орлова ученый
М.А.Шолохов артистка
С.В.Лебедев писатель
7. Работа с текстом исторического документа (определи, какое событие, явление описывает автор документа, ответь на вопросы по содержанию документа, выдели главную мысль);
8. Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (объясни значение крылатых выражений, установи по приведенным описаниям исторического деятеля или событие);
О каком событии идет речь в тексте?
«Было воскресенье. Празднично одетые рабочие с семьями, с малыми детьми, с иконами в руках направились из разных районов с рабочих окраин к Зимнему дворцу, где жил царь. Они шли к царю с надеждой, что он заступится, выслушает их нужды. Путь им преградили отряды солдат, которым была дана команда «стрелять». Убивали безоружных».
- восстание рабочих;
- Кровавое воскресенье;
- морское сражение.
Подчеркни правильный ответ.
9. Работа над закреплением фактического материала (найди ошибку в тексте и исправить её, программированный опрос, заполни таблицу, ответив на вопросы, установи соответствие имен и событий и др.);
Представьте, что вы учитель. Вам надо проверить сочинение. Найдите ошибки, исправьте их. Исправленный вариант запишите. В 1147 году после освобождения Руси от монголо-татар начали готовиться к Куликовской битве, которая произошла в 1242 г., А уж после, в 1380 г., начали строить Москву, да помешало Ледовое побоище 1480 г. _______________________________________________________
10. Работа с иллюстрациями (проводится сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические периоды, что позволяет проследить его в развитии (Московский Кремль), определи родственные отношения, определи исторического персонажа). Как
Дописать.
На Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов было образовано первое революционное большевистское правительство—________________________________________________________________
Сокращенно его называли Совнарком. Председателем правительства стал ________________________________________________________________
рани
Задания должны составляться или подбираться с учетом психологических особенностей школьников, восприятия ими исторического материала: даются разъяснения к заданиям о порядке работы, инструкции доступны учащимся по форме и содержанию; небольшой объём текстов; должны преобладать задания, разработанные на игровой основе; запрограммированы лаконичные ответы школьников.
Выводы:
Использование коррекционно-развивающих заданий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволяет повысить эффективность в обучении истории. Выполнение заданий способствует развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием, систематизации знаний, формированию исторических понятий, закреплению изучаемого материала, развитию речи, обогащению исторического словаря. Разнообразие заданий, имеющих коррекционно – развивающую направленность, повышает познавательную активность и интерес учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Своеобразие использования методов проверки и оценки знаний учащихся с нарушением интеллекта"
Проверка знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень успеваемости, т. е. степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, сознательность и прочность знаний на разных этапах обучения, и об...
Особенности читательских интересов у учащихся с нарушением интеллекта
Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с нарушением умственного развития. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Сочетая непосредственное в...
«Особенности педагогического воздействия на учащихся с нарушением интеллекта».
С 2016 года введен ФГОС ОВЗ, поэтому большинство педагогов в своей деятельности могут столкнуться с умственно отсталыми учениками. И перед ними могут встать вопросы: как учителю вести себя с ними, на ...
Рабочие материалы к уроку по теме "Повторение- обыкновенные дроби. Математическое кафе".( 9 класс для учащиеся с нарушением интеллекта)
В данном документе представлены материалы для проведения урока-игры Математическое кафе"....
Особенности развития познавательной сферы учащихся с нарушением интеллекта
Под термином познавательная сфера в научно –теоретической литературе рассматривается совокупность познавательных процессов, речь и общение. Таким образом, развитие...
Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений в классах с умственной отсталостью
Обобщен опыт работы в классах с умственной отсталостью, описаны применяемые на уроках специальные коррекционно-развивающие упражнения....
Педагогическая разработка. Коррекционно-развивающее занятие с учителем-дефектологом в 3 классе для детей с нарушениями интеллекта (Вариант 1)
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учителем-дефектологом на тему: "Нумерация чисел в пределах 20-и"...