КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
статья по теме
В этой статье я раскрываю свои методы работы по закреплению и развитию профессионально-трудовых навыков учащихся коррекционной школы 8 вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ
В программе специальной коррекционной школы VIII вида по технологии, утвержденной Министерством просвещения, реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд учащихся специальной коррекционной школы VIII вида как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, является основным средством коррекции, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Успешное окончание школы не гарантирует успеха в жизни. Главная цель работы учителя технологии дать возможность каждому ребёнку быть полезным и нужным в современном обществе, то есть научить их умелости.
На моих уроках ученики занимаются ручным трудом. В Западных странах существует понятие «хэндмейкер», т.е. рукодельник. Для многих этот вид деятельности стал профессией. В нашей стране он тоже становится очень популярным и может стать хорошим источником дохода. Поэтому к своим урокам я отношусь со всей ответственностью и пытаюсь научить детей основам тех ремёсел, в которых они могли бы при поддержке близких наиболее полно реализовать свой потенциал, постоянно ищу новые, эффективные пути объяснения материала, усвоения и применения знаний в повседневной жизни. С этой целью стараюсь оборудовать свои уроки специальными наглядными пособиями, помогающими включать в работу как можно большее число анализаторов, активизировать при этом аналитико - синтезную деятельность мозга обучающихся.
При планировании своих занятий я исхожу из возможностей ребенка – на первом этапе изучения новой темы задания должны лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Так, например, изучение темы «параллельное плетение» я начала не с изучения схемы, что было бы логично при работе с другим контингентом, а сразу с практической части. Закрепив несложные приёмы, мы с учениками проанализировали, как же это всё-таки у нас получилось и как это можно записать. Закрепление: даю задания описать уже готовое несложное изделие, поскольку у многих детей навыки счета сформированы слабо, то это в пределах счета до 5-10. Затем последовало задание на развитие логики – как самим составить схему лепестка понравившегося цветка. После выслушивания версий обобщаю или объясняю. Задания сначала даю сама, затем предлагаю детям самим придумывать задания друг другу. После многократных тренировок предлагаю ученикам сделать крупные модели бисера и наклеить их на магниты. Теперь у нас есть дидактическая игра на эту тему, и закрепление идет на другом витке. Тему мы изучали в течение месяца, и практический навык приема плетения параллельным способом усвоен всеми активными детьми в 7в и 8б классах. Аналогично я работаю над закреплением материала и по другим направлениям.
В работе использую такие приемы, как раскладывание детьми в определенной последовательности технологических карточек. Другой прием: даю мелкие картинки последовательности работы и предлагаю им правильно разложить их и наклеить, потом проверить друг у друга. Результат отдаю домой. Те же технологические карточки прикрепляю к доске, и ученики ставят цифры соответствующие порядковому номеру действия.
Ученики 7в класса очень любят играть, и я часто использую игровой прием для закрепления материала или сложных терминов. Например, игра «Угадай по описанию». Описываю приемы и последовательность действий: сначала очищаем поверхность, затем красим в белый цвет, шкурим до гладкости, берем салфетку и т.д. Дети отгадывают, что это декупаж. Или: жидкое, как сметана, серое, но не грязь, служит клеем для глины – шликер. Предлагаю говорящим детям самим придумывать загадки.
Часто в своей работе я использую электронные презентации. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов. Еще одно преимущество — проигрывание аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает "аффективность" восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции. Кроме презентаций, у меня есть видео мастер-классов по лепке, снятые мной, я часто использовала их для показа основных приемов, но однажды что-то случилось со звуком, и так родился новый прием закрепления материала – «озвучка». Дети, неоднократно слушая мои комментарии к видео, выучили их наизусть и сами смогли прокомментировать сюжет.
В заключение могу сказать, что профессиональные навыки у учащихся мы должны довести до автоматизма, что возможно только при многократном и многократном повторении. И чем разнообразнее будут приемы по закреплению этих навыков, тем легче наши ученики освоят основы ремесел, которым мы их обучаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
«Коррекционно-развивающая работа по закреплению технико-технологических знаний и развитию профессиональных навыков у учащихся».
Одним из условий успешного включения детей с ОВЗ в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов. Одним из решающих условий включения выпускников коррекционной школы в прои...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов «Хочу знать»
программа предназначена для воспитанников 1 - 4 классов, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, исп...
Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, ...
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса
Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...