Интегрированный урок. Математика - швейное дело. «Построение чертежа салфетки». в 5 классе коррекционной школы VIII вида.
план-конспект урока (5 класс) по теме

Конспект интегрированного урока  математики и швейного дела  «Построение чертежа салфетки». в 5 классе коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_na_obshcherossiyskiy_konkurs.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

г. Арзамаса

Общероссийский конкурс методических разработок и внеклассных мероприятий для педагогов «Лучший интегрированный урок»

8 группа:  Педагоги коррекционного образования

Номинация: Разработка урока

Класс: 5 класс

Тема: Построение чертежа салфетки

Педагоги: Гараева Ирина Геннадьевна, учитель технологии

                    первой квалификационной категории

                   Труфакина Светлана Сергеевна, учитель математики  

                    высшей квалификационной категории

Интегрированный урок.

Математика - швейное дело.

«Построение чертежа салфетки».

5 класс.

План проведения урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2.Сообщение темы урока -  1 мин.

3.Повторение пройденного на уроках швейного дела – 5 мин.

4 .Повторение пройденного материала на уроках математики – 10 мин.

5Физкультминутка – 3 мин.

6.Практическая работа с инструкционной картой – 10 мин.

7.Техника безопасной работы с ножницами – 2 мин.

8.Взаимопроверка и оценка выполненной работы – 3 мин.

9.Подведение итогов урока – 5 мин.

Цель урока:

Систематизация  и использование  измерительных знаний, умений и навыков, полученных на уроках швейного дела и математики при построении чертежа салфетки.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Расширить представления детей о взаимосвязи уроков математики и швейного дела.

2.Учить пользоваться   знаниями, полученными  на других общеобразовательных предметах.

3. Формировать понятия об основных и вспомогательных линиях  чертежа.

4. Тренировать в использовании измерительными инструментами.

Коррекционно  – развивающие:

1.Развивать умение ориентироваться в пространстве на примере работы с нелинованной бумагой.

2.Корректировать мыслительные операции (память, мышление, внимание) через реализацию метапредметных связей.

3.Развивать речь обучающихся, используя подробный анализ образца изделия.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в группе, коллективизм.

2. Воспитывать аккуратность, ответственное отношение к работе.

Оборудование:

Набор геометрических фигур, карточки «Меры длины»,  измерительные инструменты (линейки, угольники), смайлики, макет «Солнышко», инструкционная карта,  картинка с изображением главных героев мультипликационного фильма «38 попугаев».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель швейного дела:

Добрый день, всем кто пришёл  на наш урок!  Давайте, поприветствуем гостей, как их сегодня много. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им и друг другу. И с хорошим настроением начнём работать. Сегодня у нас необычный урок, но об этом  я расскажу вам немного позже.

2.Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока записана на доске и звучит так: «Построение чертежа салфетки».

3.Повторение пройденного на уроках швейного дела.

Это не первый урок по данной теме. Прежде чем мы приступим к построению чертежа, давайте вспомним, о чём мы говорили с вами на прошлых уроках. Опираясь на план  анализа изделия, расскажите все, что знаете о салфетке.

(ответы детей).

План рассказа.

1. Название изделия.

2. Где применяется изделие.

3. Форма.

4. Размеры.

5.Детали.

6. Ткань

7. Швы, стежки.

8. Отделка.

Учитель швейного дела:

- Сколько мерок нужно знать, чтобы построить чертеж изделия?

(ответы детей).

 (Ди и Ши, мерки на наборном полотне).

- Если мерка длины и ширины одинаковая, какую фигуру мы с вам построим?

(ответы детей).

 (Квадрат)

- Откуда вы знаете, что это квадрат?

(ответы детей).

 (Мы знаем  это из  уроков математики).

- Для построения чертежа, нам сегодня понадобятся все знания и умения, которыми вы овладели на уроках математики. Поэтому у нас сегодня в гостях ваш учитель математики Светлана Сергеевна, которая поможет вам.

 Учитель математики:

 - Здравствуйте уважаемые гости.  Не удивляйтесь,  увидев меня на уроке швейного дела. Преподавание математики очень тесно связано со многими учебными предметами. И уроки трудового обучения не исключение. Знания, полученные на моих уроках, вы очень часто применяете на уроках труда. На примере сегодняшнего урока мы совместно с Ириной Геннадьевной покажем вам тесную связь уроков математики с уроками швейного дела. А вы в свою очередь, продемонстрируете нашим гостям свои знания и умения.

 - Знакомьтесь, сегодня у нас в гостях  – Смайлик – ваш новый друг. Он будет помогать оценивать вашу работу. В конце урока  подсчитаем количество смайликов, которые вы заработали, и вы сможете оценить степень своей активности.
 - Давайте начнём урок с небольшой разминки.

(На рабочем месте у каждого ребенка лежит белый лист бумаги, набор геометрических фигур различных цветов).

 - Перед вами геометрические фигуры, назовите их, пожалуйста. 

(ответы детей).

Возьмите красный круг и положите его на середину листа. 

Возьмите желтый квадрат и положите его в левый верхний угол.

Возьмите зеленый прямоугольник и положите его в правый нижний угол.

Возьмите синий треугольник и положите его в левый нижний угол.

Возьмите овал и положите его между треугольниками справа и слева.

 - Посмотрите на мой образец. У кого такой же – поднимите руку, у кого не так – исправьте ошибки.

 ( Дети выполняют самопроверку). 

 - Молодцы! Вы справились с заданием и показали, что вы хорошо ориентируетесь в пространстве.

 Ребята, посмотрите, у нас в гостях герои мультфильма «38 попугаев».

-  С какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям? (ответы детей).

 -С какой проблемой столкнулся герой мультфильма? (ответы детей).

(Каждый раз длина удава получалась разной, потому что измеряли его разными мерками).

- А какие единицы измерения длины мы с вами используем в жизни?

(ответы детей).

(Работа с карточками «Меры длины»).

 - Расставьте меры длины в порядке возрастания их величины.

(км, м, дм, см, мм)

- Каким соотношением связаны между собой см и мм?

(1см = 10 мм)

- Какой инструмент мы используем для измерения длины предметов?

(ответы детей).

  - Что на ней изображено? (ответы детей).

- Правильно. Это короткие отрезки. Расстояние от одной большой отметки до следующей называется сантиметр. Сколько сантиметров на вашей линейке?

(ответы детей).

-Давайте вспомним правила пользования  линейкой?

 (ответы детей).

 - Правильно. Чтобы измерить длину стороны, необходимо приложить линейку так, чтобы начало отрезка совпадало с отметкой 0 на линейке.

- Начертите на листе отрезок, равный стольким сантиметрам, сколько вам лет. Подпишите его длину. Выполните взаимопроверку.

 - Давайте вспомним ещё одну важную геометрическую фигуру – угол.

-  Возьмите лист бумаги, сложите его пополам поперёк. А теперь сложите ещё раз пополам, но вдоль. Разверните. Что у нас получилось? (ответы детей).

 - Сколько получилось углов у вас в центре листа? Как называются эти углы? (ответы детей).

 - У вас на партах лежат геометрические фигуры. Найдите и покажите только те фигуры, у которых есть прямые углы  (ответы детей).

- Какие две фигуры имеют все прямые углы? (квадрат, прямоугольник)

 - Где у нас в классе есть прямые углы? (угол  доски, салфетка, книжки,  угол  стола,  полочки,  угол комнаты, угол на потолке  и  т.д.)

- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Скажите, какой инструмент может помочь нам найти прямой угол? (ответы детей).

- Покажите на своих угольниках прямой угол. Что нужно сделать, чтобы проверить, что углы действительно прямые? (ответы детей).

 (Наложить прямой угол угольника, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на угольнике).

- С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол. Проверьте правильность построений. (Выполняется взаимопроверка в парах).

- Вы хорошо поработали и, наверное, немного устали. Перед тем как  приступить  к дальнейшей работе проведём небольшую разминку.

5. Физкульминутка

Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько уголков зеленых,
Столько выполним наклонов,
И присядем столько раз,
Сколько квадратов у нас.
На носочки встанем,
Потолок достанем.
И тихонько сядем.

6. Практическая работа с  инструкционной картой.

Учитель швейного дела: 

-Итак, вы повторили весь необходимый нам объём знаний. Вернёмся к теме нашего урока. Приступим к построению чертежа, сложность заключается в том, что использовать мы будем нелинованную бумагу, поэтому вам нужно быть ещё более внимательными и соблюдать аккуратность в работе.

- Для работы нам понадобятся: измерительные инструменты: линейка и угольник, а  также  карандаша, ластика, ручки. Проверьте их наличие на ваших рабочих местах, Не забывайте, что организация рабочего места влияет на вашу работоспособность.

Чтобы сориентироваться на нелинованной бумаге, потренируемся находить нужный нам угол. Я показываю, а вы его называете. (ответы детей).

 (Правый нижний, правый верхний и т.д.)

- Поставьте точку в левом верхнем углу. С него мы и начнем работать. Обратите внимание на инструкционную карту (приложение 1). В первой графе указана последовательность шагов. Во второй графе описано, что мы будем делать, а в третьей – показано  как мы будем это делать. Последняя графа подсказывает, какой инструмент нам удобно использовать при выполнении данной операции.  - -- - -------Инструкцию читаем построчно. Смайлик продолжает оценивать вашу работу.

   (Дифференцированная работа по инструкционной карте).

7.Техника безопасной работы с ножницами.

Учитель швейного дела:

- Закончили работу, положили инструменты. Перед тем, как вырезать чертеж, вспомним правила безопасной работы с ножницами. (ответы детей).

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

1. Не держи ножницами концами вверх.

2. Не оставляй ножницы открытыми.

3. Не мешай товарищу во время резания.

4. Подавай ножницы товарищу кольцами.

Не забывайте, что  лезвия ножниц разводят полностью, чтобы не было зубчиков.

8.Взаимопроверка и оценка выполненной работы.

Учитель швейного дела:

(Выполняется взаимопроверка ).

- А теперь обменяйтесь своими выкройками, для того чтобы проверить правильность выполнения задания. Требования, предъявляемые к вашей работе, написаны на доске.

Требования, предъявляемые к  работе.

1. Все углы прямые.

2. Стороны ровные, одинаковые по длине.

 - Подумайте, какие ошибки были сделаны, и какую оценку вы хотели бы поставит. Смайлик продолжает следить за вашими успехами.

9.Подведение итогов урока.

Учитель математики:

 - Вы хорошо поработали. Настало время подвести итог урока. Ваши знания и умения нам помогал оценивать наш гость – Смайлик. Посчитайте количество полученных смайликов.

(Учителя оценивают работу учащихся на уроке, выставляют оценки).

 - Смайлик очень обрадовался вашим оценкам и засветился как солнышко. Что бы вы дорисовали Смайлику, чтобы он стал похож на солнышко? (ответы детей).

 - Лучики лежат на ваших партах. На них перечислены математические знания и умения, которые вы сегодня применяли на уроке, давайте их прочитаем:

(ответы детей).

 - умение ориентироваться в пространстве;
- умение пользоваться линейкой, угольником;
- умение чертить;
- знание мер длины;
- знание геометрических фигур.

     - Прикрепите свой лучик к Смайлику, который вы видите на доске. Посмотрите, какой замечательный смайлик-солнышко у нас получился.  

Учитель математики:

 - Сегодня на уроке мы в очередной раз убедились, что математика очень важная и практическая наука, она тесно связана с уроками швейного дела и не только с ними, а также со многими другими учебными предметами.

Благодарим всех за активную работу на уроке. Спасибо, молодцы. 

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы VIII вида...

Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы VIII вида

Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8-м классе коррекционной школы VIII вида...

Урок математики "Преобразование чисел, полученных при измерении" 7класс специальной (коррекционной) школы VIII вида

Урок математики с использованием упражнений на коррекцию мышления на основе упражнений в установлении....

Урок чтения «К.Г. Паустовский «Телеграмма» для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Урок чтения по теме «К.Г. Паустовский «Телеграмма». Урок предназначен для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида. Это урок по теме самообразования «Система упражнений и заданий по развитию св...

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

Интегрированный урок математики и истории Пензенского края в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Материал представляет собой интегрированный урок математики и истории Пензенского края, составленный на краеведческом материале Пензенской области...

Конспект интегрированного урока ритмики, музыки и пения во 2-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр. Тема: «Что такое доброта?».

Учитель: Добрый день, дорогие ребята.  Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости. Давайте поздороваемся с гостями.Дети:  Доб...