Урок чтения «К.Г. Паустовский «Телеграмма» для 8 класса коррекционной школы VIII вида
план-конспект урока (8 класс) по теме

Урок чтения по теме «К.Г. Паустовский «Телеграмма». Урок предназначен для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида. Это урок по теме самообразования «Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в старших классах на уроках чтения». Применяются следующие технологии обучения: ИКТ, здоровьесберегающие технологии и технологии индивидуализации обучения (разноуровневые  задания). Можно выделить элементы, характеризующие оригинальность методики изложения. Это актуальность разработки урока чтения в старших классах по развитию связной письменной речи у учащихся коррекционных школ VIII вида; работа по систематизации упражнений и заданий по развитию связной письменной речи (подробный анализ текста и составление цитатного плана); работа над композицией рассказа; знакомство с авторской позицией и способами авторской характеристики героини; сквозная тема на протяжении всего урока – тема нравственного воспитания; домашнее задание творческого характера (сочинение на тему «Поступок, за который я себя осуждаю»); твист гимнастика с использованием музыкального сопровождения как оригинальная форма отдыха и восстановления сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paustovsky.rar879.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №69 VIII вида»

Конспект урока чтения в 8 классе

 «К.Г. Паустовский «Телеграмма»»

подготовила

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Акбирова Гульназ Табрисовна

г. Набережные Челны

2013 год


Тема:  К.Г. Паустовский  «Телеграмма».

Цель: проанализировать содержание рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Задачи:

  1. Образовательные:

повторить биографию и творчество К.Г. Паустовского;

познакомить учащихся с композицией рассказа, проследить за авторской позицией, выявить способы авторской характеристики героини, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского;

способствовать формированию умения выразительно читать текст, анализировать его содержание, составлять план рассказа, давать характеристику героев, определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и рассуждать.

2.  Коррекционно – развивающие:

работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.

  1. Воспитательные: 

 прививать любовь к чтению художественной литературы;

воспитывать чувство ответственности за других людей и за всё происходящее, любовь и уважение к родителям, милосердие.

Оборудования: проектор (слайды), тесты для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, учебник.

Ход урока

«Материно сердце в детях»

Русская народная пословица

(Слайд.)

  1. Организационный момент. Приветствие учеников.
  2. Проверка домашнего задания.

1. Вступительное слово  учителя.

Творчество  К.Г. Паустовского – одна из самых ярких страниц в истории русской литературы.  Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил? Об этом мы говорили на прошлом уроке. Давайте вспомним основные факты биографии и творчества К.Г. Паустовского.

2. Краткий  пересказ учеником биографии К.Г. Паустовского. (Слайды с портретами.)

3. Слово учителя.

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Деятельность его была многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов.  Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека.  Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Читатель не может не ощущать и обаяния личности писателя, его бескорыстия, честности, принципиальности. Это не случайно: Паустовский – человек, «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

4. Работа над высказыванием о Паустовском.

- Прочитайте высказывание  о Паустовском и ответьте на вопрос: что ценит автор этого высказывания в Паустовском?

«Мы любим Паустовского, глубоко уважаем и чтим за то, –  говорила  Вера Панова, – что он был влюблён в жизнь, людей, в природу, в искусство; за то, что он весёлый и мечтательный, доверчивый и добрый, – быть может, самый мирный из всех писателей на свете. Всем своим творчеством он воспитывал чувства читателя, воспитывал его сердце, а сердце нуждается в воспитании так же, как и разум». (Слайд.)

5. Слово учителя.

- На прошлом уроке  мы познакомились с выражением «зарубки на сердце». Как вы понимаете  это выражение?  (Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе.)

Словарная работа:  зарубка – отметка рубящим орудием на чём-нибудь, например, на дереве. (Слайд.)

- Дома вы должны были перечитать рассказ «Телеграмма» и ответить на вопросы:

1. Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?

2. Почему рассказ К.Г. Паустовского называется «Телеграмма»?

- В течение урока я выслушаю ваши мнения.

III. Формирование знаний, умений, навыков учащихся.

1. Знакомство с темой, целями урока.

- На прошлом уроке мы прочитали рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Сегодня мы продолжим изучение данного произведения. Наша задача на уроке - проникнуть в «тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта.  На уроке мы постараемся подробно проанализировать текст, составить план рассказа. Самое главное: мы должны понять, какова тема и идея рассказа, то есть  о чем говорится в тексте и чему учит данное произведение. Сегодняшний урок не совсем обычный. Это урок развития речи. Всё время мы посвятим работе с текстом.

2. Индивидуальное задание  для учащихся  IV группы  (тест).

  1. Назовите главную героиню рассказа «Телеграмма», мать.

а) Катерина Петровна

б) Катерина Ивановна

в) Мария Петровна

2. Как звали дочь героини?

а) Вера

б) Маша
в) Настя

3. Кто помогал Катерине Петровне по хозяйству?

а) Тихон

б) Иван

в) Петр

4. Что отправляла Настя своей маме по почте?

а) деньги

б) письма

в) телеграммы

5. Кем работала Настя?

а) врачом

б) учителем

в) секретарём

6. Кому помогла организовать выставку Настя?

а) скульптору Тимофееву

б) писателю Трофимову

в) художнику Плетневу

7. Как Настя принимает телеграмму?

а) обрадовалась

б) заплакала

в) спокойно

8. Успела ли Настя приехать к живой матери?

а) да

б) нет

9. Почувствовала ли Настя вину перед матерью?

а) да

б) нет

3. Анализ содержания рассказа «Телеграмма».

3.1. Углубление восприятия произведения.

- Каково ваше впечатление о «Телеграмме» К.Г. Паустовского?

- О чём этот рассказ?

(Основная тема  – тема взаимоотношения родителей и детей. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.)

3.2. Работа над композицией рассказа.

- Определим, как построен рассказ.

-  Сколько основных частей  можно выделить?

(Две, но логически вторую часть можно разделить еще на 2 части. Таким образом, три части).

- О ком и о чём говорится в каждой части?

- Можно выделить еще четвёртую часть. Это эпилог.

Словарная работа: эпилог – заключительная часть литературного произведения. (Слайд.)

Основное действие уже закончено, однако автор оставляет надежду на то, что Настя раскается.

3.3. Постижение авторской позиции.

Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое присутствие его ощущается в каждом слове.

а) Анализ пейзажа, интерьера.

- Обратимся к тексту. Послушаем начало текста (пейзажную зарисовку) в исполнении ученика.

- Подумайте,  для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?

(Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения.)

- Какие мысли автор передает через этот пейзаж?  

(Мысли об увядании, даже омертвении природы: октябрь –  «на редкость холодный», вётлы – «облетевшие», трава – «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение (тучи «тащились», «цеплялись», «даже сыпались назойливо»), и вечно будет длиться этот нагоняющий тоску осенний месяц.  И только подсолнечник «всё доцветал и никак не мог доцвесть…».)

Словарная работа: ветла – вид ивы. (Слайд.)

- Как соответствует эта картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны?

(К.Г. Паустовский  по традиции соотносит состояние природы с душевным состоянием человека.  В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание, нежелание «сдаваться» зимним холодам и сон,  подобный смерти.)

- Выражает ли автор прямое сочувствие героине?

(Нет, ни в одной строчке. Но оно подразумевается. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало ещё труднее вставать по утрам»  (значит, и без того было трудно).

- Найдите слова, описывающие комнату и говорящие о том, что жизнь замерла в старом доме.

(«Горький запах» нетопленных печей, пожелтевшие чашки на столе, давно не чищеный самовар.)

Вывод: за простой, внешне не проявляемой манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к героине.

б) Характеристика Катерины Петровны.

- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

- Кто виноват в её одиночестве?

- Какие слова подчеркивают одиночество Катерины Петровны?

 - Как это одиночество выражено в иллюстрации? (Слайд.)

- Как выглядит Катерина Петровна?

- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?

(Плохо видит, сгорбленная, маленькая.)

- Подберите синоним к слову «маленькая».

(Беззащитная.)

- Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери?

- Почему и как пытается оправдать  Катерина Петровна свою дочь? Найдите строчки в тексте.

(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Катерина Петровна очень любит свою дочь. Она готова простить и даже оправдать то, что Настя не пишет, не приезжает. Нельзя без жалости читать о том, как бережно перебирает Катерина Петровна принесённые почтарем деньги, представляя себе, что они хранят аромат Настиных духов, помнят тепло её рук. Читатели пока ничего не знают о Насте, но автор сумел вызвать такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте возникает сама по себе.)

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

(С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь.)

- В конце первой части сообщается о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?

(Она предчувствовала смерть.)

- Как бы вы откликнулись на такое письмо?

- Итак, о ком говорится в первой части рассказа? Как можно озаглавить её? Подберите словосочетание или предложение, которое характеризует состояние Катерины Петровны.

1. Мать. «Зиму эту я не переживу…».  (Слайд.)

Физкультминутка (Твист гимнастика).

3.4. Характеристика Насти.

Во второй части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир – мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Во-первых, это естественно, так как хочется узнать о том, как девушка получила письмо, и, во-вторых, узнать, что это за бессердечная Настя.

- Где и кем работала Настя?

а) Отношение Насти к письмам матери.

- Какие чувства вызвали у Насти письма матери?

- Почему они были «безмолвным укором»?

- Как отнеслась Настя к последнему письму матери?

б) Настя в мастерской Тимофеева.

- Как связан эпизод в мастерской с историей жизни Катерины Петровны?

(Оба одиноки, забыты людьми.)

- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву?

- Как это сочетается с безразличием к матери?

в) Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников.

- Бездушна ли, по-вашему, Настя?

(Нет: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)

- Как хлопотала Настя о выставке?

(«горячилась, доказывала…»)

И при этом за 3 года не могла написать матери ни одного письма.

- Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите ответ в тексте.

(«Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадке, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней».)

Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает нежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах выдает Настино раздражение. Паустовский даёт нам предостережение: нельзя в повседневной суете забывать о главном, о близких.

- Какая главная мысль повторялась на открытии выставки?

(«Мысль о внимании к человеку, к молодому, незаслуженно забытому скульптору».)

- Сравните отношение Насти к художнику и к своей матери.

- Итак, заканчивается вторая часть рассказа. О ком говорится во второй части произведения? Озаглавьте её. Подберите цитату,  которая характеризует отношение Насти к матери.

2. Дочь. «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырвешься!» (Слайд.)

- Продолжим анализ произведения. Как Настя принимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не поняла, о какой Насте речь.)

- Почему Настя  не открыла старому художнику правду?

(Ей было стыдно признаться в том, что в то время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)

- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

(Неприятное известие, не вовремя, это нарушило её планы.)

-Таким образом, о чём говорится в третьей части рассказа?

Как можно озаглавить эту часть? Найдите предложение о том, что подумала  Настя, получив телеграмму.

3. Телеграмма. «Должно быть, это не мне…» (Слайд.)

Зарядка для глаз.

г) Чтение и анализ эпизода «Настя под хмурым небом».

- Прочитайте отрывок, описывающий природу и состояние Насти после беседы со старым художником.

- Какие чувства овладели Настей, когда она поняла, что теряет мать?

Это главный момент в рассказе. Героиня переживает душевный кризис. Её горькие слёзы – это слёзы очищения. Но вместе с тем она понимает: «Поздно! Маму я больше не увижу». Только теперь она поняла смысл письма матери, она произносит слово «мама». Настя раскаивается.

- Успела ли Настя приехать к живой матери?

(Нет, но соседи проводили Катерину Петровну в последний путь, похоронили по-человечески.)

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?

(«Бросив всё, она наконец-то поехала к матери, уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».)

- Итак, закончилась четвёртая часть рассказа. О чём говорится в этой части? Как можно озаглавить её? Какие слова в тексте точно передают раскаяние Насти?

4. «Зарубки на сердце» Насти.  «Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня и простила…». (Слайд.)

5. Работа над эпиграфом к уроку.

- Обратимся к эпиграфу к уроку: «Материно сердце в детях». Русская народная пословица. (Слайд.)

- Как вы понимаете смысл этой русской народной пословицы?

- Как соотносится эпиграф к уроку с тем, о чём мы говорили, с произведением?

6. Смысл названия рассказа.

- На дом вам были заданы вопросы:

1. Какие зарубки на сердце оставил у вас этот рассказ?

2. Почему рассказ К.Г. Паустовского называется «Телеграмма»?

- Давайте ответим на них сейчас.

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе телеграмма отправлена Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать её в одиночестве, старости. Он более человечен, чем её родная дочь. Однако телеграмма не выполняет своего назначения: Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощения. Но, тем не менее, роль телеграммы в этом произведении огромна, так как она меняет характер, жизнь героини, заставляет её задуматься о самом главном в жизни: о семье, о родителях, о близких.

- Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.

IV. Итог  урока.

- Одной из задач урока было: научиться определять тему и идею рассказа.

- Итак, о чём говорится в произведении?

(О взаимоотношениях родителей и детей, о милосердии, об ответственности человека за свои  поступки.)

- Чему учит рассказ?

(Рассказ учит тому, чтобы не быть равнодушным к жизни других людей. Нельзя, увлекаясь работой и заботясь о чужих людях, забывать о самых близких, о матерях. Каждый человек должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни. В любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком.)

- А как вы относитесь к своей маме?

- Были ли у вас случаи в жизни, когда вы помогли маме?

- Может быть, вы оставляли её в одиночестве и сожалеете об этом?

- Ребята, чему вы учились на уроке?

Выставление и комментирование оценок.

V. Домашнее задание:

1) Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю». (Для обучающихся I и II групп)

2) Страницы 195-199 читать, пересказать по плану. (Для обучающихся III и IV групп)

(Слайд.)

Список использованной литературы

  1. Аксёнова А.К.  Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1994.
  2. Беленький Г.И. Литература. 8 класс. Методические советы. - М.: Просвещение, 2000.
  3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2003.
  4. Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено МО РФ. - М.: Просвещение, 2004.
  5. Савина Л.Н.  Уроки литературы в 8 классе. Волгоград, Братья Гринины, 2000.
  6. Учебная программа для специального (коррекционного) образования учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2006. Допущено МО и Н РФ.

Источники иллюстраций

http://paustovskiy.niv.ru/images/paustovskiy/paustovskiy_22.jpg

http://paustovskiy.niv.ru/images/paustovskiy/paustovskiy_06.jpg

http://paustovskiy.niv.ru/images/paustovskiy/paustovskiy_33.jpg

http://22-91.ru/upload/images/market/4a/25/162ddfbc14d1f7fb775aad6122d11338369455.jpg

http://p6.praos.ru/wcmfiles/paustovskiy_17.jpg

http://www.ramtograf.ru/march-april2010/pict/foto/uchenik/uchenik2.jpg

http://www.odessa.ua/images/Image/Museums/Paustovsky/006.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..."  Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида, на основе государственной программы под ред. В.В.Воронковой по учебнику З.Ф.малышевой "Чтение. 8 кла...

Урок чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»

Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида по теме: С.А. Есенин «Отговорила роща золотая»...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 5 класса коррекционной школы VIII вида

Представлена рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида...

Тест по чтению и развитию речи для 7 класса коррекционной школы VIII вида.

Предлагаемое тестовое задание предназначены для проверки знаний учащихся 7 классов коррекционной школы VIII вида. Характер и степень сложности заданий оценивает учитель, ориентируясь на уровень подгот...

Тест по чтению и развитию речи для 5 класса коррекционной школы VIII вида

Данный тестовый материал может быть использован в качестве контроля знаний по изученному произведению у учеников 5 класса коррекционной школы VIII вида....