Использование метода проектов на уроках технологии и во внеурочное время с целью повышения познавательной активности учащихся
методическая разработка по технологии на тему

Леонид Николаевич Нянин

 О занятиях учителя с учащимися во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nyanin_kontrolnaya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов на уроках технологии

и во внеурочное время с целью повышения познавательной

активности учащихся.

        На  пути обновления школы перед учителем всё чаще возникает проблема: как обеспечить влияние изучаемого на уроках материала, на его не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное развитие личности?

         Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.

           Контингент учащихся  нашей школы представлен различными со циальными слоями. В ней учатся одаренные и обычные дети. Дети с разной стартовой подготовкой, с разными творческими способностями, требуют изыскания новых приемов и средств обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. создать условия для развития познавательных задатков школьников,  

приобщению к самостоятельной активной деятельности;

  1. обеспечить внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих повышению познавательной активности детей;

В рамках образовательного процесса осуществляются урочные и внеурочные занятия:

  1. уроки технологии в 5-9 классах;
  2. занятия творческого объединения  по модифицированной общеобразовательной программе «Мастер»;
  3. индивидуальные маршруты  обучения с одарёнными детьми.

     Проведение уроков технологии в 5-9 классах осуществляется по программе В.Д. Симоненко «Технология». Данная программа всецело отвечает на вопрос: как строить учебный процесс, чтобы он способствовал формированию навыков саморазвития и самообразования, так как современный процесс образования немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся.  Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии, что позволяет эффективно применять личностно — ориентированные технологии.

   Я использую в своей деятельности четыре основных этапа проектной деятельности: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.

     На первом этапе перед учащимися ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе ученики должны  уяснить,  зачем и почему им надо выполнять проект,  каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель: получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.

     На втором этапе  возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах: разработка конструкции,  соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления,  где учащиеся осуществляют такие действия,  как подбор инструментов и оборудования,  определение последовательности технологических операций,  выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, родителей, опыт учителя,  а также рабочие инструменты и приспособления, которые имеются в наличии. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений,  работать с графическими документами. 

      На третьем технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности –  создаваемый материальный продукт,  знания,  умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование,  с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний,  умений и навыков.

      На четвертом заключительном этапе происходит окончательный контроль,  корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты,  экологическое и мини-маркетинговые исследования,  анализируют проделанную ими работу,  устанавливают,  достигли ли они своей цели,  каков результат их труда?  В завершении всего оформляют результаты проектных исследований и защищают свой проект  перед одноклассниками.

     С целью вовлечения учащихся во внеурочную деятельность организована деятельность творческого объединения «Мастер».  Обучаются дети в нём по модифицированной общеобразовательной программе «Мастер».

Данная программа закрепляет и дополняет разделы школьной программы по технологии, она фундаментально продолжает политехническое образование и воспитание учащихся во внеклассной работе. Основная её цель – развитие познавательных способностей учащихся с учётом их индивидуальных возможностей.

         Цель этих занятий развитие индивидуальных способностей, создание более сложных индивидуальных творческих проектов, позволяющих принимать участие в олимпиадах и конкурсах по технологии.

      Практика показала, что проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Ученики с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

      При применении метода проектов я учитываю один из важнейших принципов обучения — постепенный переход от простого, к сложному, поэтому проекты классифицируются не только по сферам деятельности, а по степени сложности их решения.

       Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят наиболее интересные способы их решения. Опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший интерес к выполнению творческих практических работ на уроке, в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности. Улучшается и общий  психологический климат на уроках:  ученики помогают друг другу,  в выполнении сложных заданий,  они с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на более высоком уровне.

       При применении метода проектирования наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по технологии. Ученики постоянные участники и победители муниципальных этапов, выставок технического творчества на протяжении многих лет.

    Список литературы

  1. Бобровская, А.Н., Долинина, Г.Ф. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
  2. Боровых, В.П. Технология. 7-11 классы: практико-ориентированные проекты. – Волгоград: Учитель, 2009, 134с.
  3. Леонтьев, А.В., Капустин,В.С., Сасова, И.А. Технология: 8 класс: метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя. Под ред. И.А.Сасовой. – Москва: Вентана-Граф,2008. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся

Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления....

Использование метода проектов на уроках геометрии и во внеурочное время

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности обучающихся в уч...

Методической система «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности с целью повышения познавательной активности обучающихся»

Объёмная публикация (учебное пособие) с последовательным изложением  собственной методической системы учителя русского языка и литературы Золотаревой Н.Н....

Использование метода проектов на уроках на информатики для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся.

Ребенок тогда будет учиться с увлечением, когда занятие интересует его лично, когда содержание учения исходит из реальной детской жизни, а результат такой деятельности можно обязательно применить.Глав...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения познавательной активности учащихся.

XXI век  делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к ра...

Методическая система Использование современных образовательных технологий на уроках технологии и во внеурочной деятельности с целью повышения творческой деятельности обучающихся

В пособии подробно раскрывается методическая система учителя технологии высшей квалификационной категории МОАУ СОШ №15 гог Райчихинска Амурской области Азимовой Ирины Юрьевны, представлен опыт работы ...