В школе волшебников
план-конспект занятия на тему

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_shkole_volshebnikov.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

В школе волшебников.

Суффиксы –ик-, -ищ-, -чик-, -ок-, -онк-, -ник-, -ниц.

Цель: 

наблюдение над ролью суффикса в слове, определение суффикса и упражнения в образовании однокоренных слов с  помощью суффиксов.

Задачи:

- познакомить учеников с суффиксами –ик-, -ищ-, -чик-, -ок-, -онк-, -ник-, -ниц;

- дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли;

- тренировать в словообразовании;

- развивать речи, мышление, интуицию и «чувство языка»; развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать;

- развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

- повышать уровень познавательного интереса к предмету русский язык.

Оборудование:

- символы суффиксов (волшебники) –ик-, -ищ-, -чик-, -ок-, -онк-, -ник-, - ниц;

- изображение чемоданчика, кузовка;

- карточки со словами: суп, зуб, дуб, гриб, угол, кон, лес, колокол;

- картинки: соль, хлеб, сахар, молоко, сухари, конфеты.

Ход занятия.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране слов. И начнём мы путешествие с посещения школы волшебников.

Логопед выставляет символы суффиксов –ик-, -ищ- на доске.

- И вот нам на встречу уже спешат волшебники. А зовут их –ИЩ-, -ИК-.

Волшебник Ик низкого роста и худенький. А Ищ высокий и толстый. Если Ик добавляет к слову своё имя, то  предметы становятся маленькими. Если Ищ добавляет своё имя, то предметы становятся огромными. У каждого волшебника своё жилище. У Ика маленький домик, а у Ища – большой домище. У Ика живёт котик, а у Ища – котище.

- Давайте подумаем и скажем, что могло бы быть у каждого из волшебников в облике, доме.

Логопед называет слова первого столбика, а ученики образуют слова с суффиксами –ик-, -ищ-. Если ученик затрудняется ему помогают товарищи, либо логопед.

Глаз – глазик - глазище                      шарф – шарфик - шарфище

Рот - ротик – ротище                          нож – ножик – ножище

Зуб – зубик – зубище                         ковёр – коврик – коврище

Усы – усики – усищи                          куст – кустик – кустище

Палец – пальчик – пальчище             слон – слоник – слонище.

- Ну что ж волшебники Ик и Ищ довольны, что показали нам своё мастерство и прощаются с нами. А к нам на встречу спешит другая весёлая парочка  волшебников.

Логопед выставляет символы суффиксов –чик-, -ок- на доске.

- Это Чик и Ок. Для этих ребят у нас есть подарки – чемоданчик и кузовок. Подумайте : кому можно отдать чемодан, а кому кузовок? Почему?

Логопед выставляет картинки, изображающие чемоданчик и кузовок, а также карточки со словами.

- Давайте потренируемся образовывать слова с частичками –чик- и –ок-.

Ученики образуют слова и распределяют их в чемоданчик или кузовок.

- Найдите слово, от которого вы образовали несколько новых слов. (Зуб – зубок – зубчик). Чем отличаются эти слова? Объясните значение слов.

- Нравятся ваши ответы волшебникам-суффиксам. Но запамятовали они – где их место в слове куда им вставать?

Выделение в словах корня и суффикса. Вывод: суффикс стоит после корня.

- Придумайте и запишите (запись на доске) словосочетания так, чтобы использовались слова из каждого столбика. Например: вкусный суп, маленький дубок.

Количество слов для работы определяет логопед.

- А к нам уже спешат другие волшебники Онк, Ник, Ниц.

Логопед выставляет символы суффиксов –онк-, -ник-, -ниц- на доске.

- Они большие чистюли. Чтобы у них всегда был порядок, они для разных продуктов придумывают предметы для хранения или подачи на стол. Например: суп они подают в супнице, а масло в маслёнке.

Посмотрите на картинки. Запишите названия предметов хранения. Выделите суффиксы, с помощью которых они образованы.

Демонстрируются картинки: соль, хлеб, сахар, молоко, сухари, конфеты.

- Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается - ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте - .

- Теперь и нашим волшебникам пора на занятия. Мы с ними прощаемся и отпускаем, но не навсегда. Мы с ними будем встречаться, образуя новые слова.

Итог занятия

Назовите суффиксы, о которых вы узнали на занятии.

Что они обозначают?

Для чего нужны?

Где место суффикса в слове?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" (по экологическому воспитанию дошкольников)

"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, при...

Волшебники добра.

Внеклассное занятие для 3 класса....

Авторская дополнительная образовательная программа "Школа юного волшебника"

Дополнительная образовательная  программа «Школа юного волшебника» эколого-биологической направленности, с элементами исследовательской  и проектной деятельности рассчитана на 1год обу...

Презентация "Школа добрых волшебников" (пропедевтика физики в 4-6 классах)

Данную презентацию можно использовать при проведении недели физики...

Сценарий выпускного вечера "Школа юных волшебников"

Сценарий воспитательного мероприятия для дошкольников, посвященный окончанию учебного года...

СЦЕНАРИЙ Новогоднего представления «Школа добрых волшебников» (для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью)

Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…Сергей Королев...

Сценарий праздника "Уроки здоровья в школе волшебников"

Здесь вы сможете познакомиться со сценарием спортивного праздника в детском саду....