Конспект логопедического занятия "Дифференциация С-Ш"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков С – Ш
Цель: совершенствование навыков дифференциации звуков С – Ш через оптимальное использование форм устного народного творчества.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
развитие речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);
развитие фонематического восприятия;
работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;
совершенствование слоговой структуры слова;
уточнение структуры предложения;
совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои).
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты на положительных эмоциях посредством различных форм фольклора, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);
развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.
Технические средства обучения: компьютер, маркерная доска
Дополнительное оборудование: сигналы « Настроение»; маски Осы и Шмеля; буквы С, Ш; карточки со словами ШМЕЛЬ, ОСА, .ТРАННАЯ, И.ТОРИЯ, ИНО.ТРАНКА, .РОЧНО; индивидуальные сигнальные карточки с буквами С,Ш; пословица в виде таблиц с указателями и буквами « Хорошая книга – лучший друг», волшебный домик « ТЕРЕМОК»; фигурки сказочных персонажей Карлсона, Карандаша, Шарика, Петрушки, Слона; книга Сельмы Лагерлеф « Чудесное путешествие Нильса с гусями», схемы слов – имен сказочных персонажей: ----/с --, ---/--ш/--, ш-/---, с---, --/---/--ш; таблица – кроссворд «Волшебные сосульки», разноцветные маркеры, таблица «Заюшкина избушка», букварь стр. 75.
Ход занятия
- Организационный момент
- С каким настроением сегодня мы будем работать? ( используются сигнальные карточки)
- аутотренинг :
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому,
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка,
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе. Работаю.
- Инсценировка стихотворения - сказки П.Синявского
« Штранная иштория» ( маски ШМЕЛЯ и ОСЫ)
Встретил ШМЕЛЬ в густом лесу симпатичную ОСУ.
Шмель: - Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
Оса: - Уважаемый прохожий,
Ну на что это похоже!
(словарь: «шепелявить», «опростоволоситься»)
Вы не представляете
Как ВЫ шепелявите.
И красавица ОСА улетела в небеса.
Шмель: - Штранная гражданка…
Наверно иноштранка.
ШМЕЛЬ с досады кренделями по поляне носится.
Шмель: - Это ж надо было так
Опроштоволошится.
Как бы вновь не оказаться
В положении таком?
Нужно шрочно заниматься
Иноштраннным языком.
- Почему ОСА не стала дружить со ШМЕЛЕМ? (звуки произносил неверно)
- Давайте поможем ШМЕЛЮ исправить ошибки, вставим в слова правильные буквы:
.транная, и.тория, ино.транка, .рочно
- Прочитаем, что получилось.
- Сообщение темы « Звуки С, Ш»
- Сравнительная характеристика звуков С, Ш:
- чем похожи? ( согласные, глухие),
- чем отличаются? ( «с» - свистящий, бывает твердый и мягкий, «ш» - только твердый)
- Карточки со словами ШМЕЛЬ, ОСА
- Сколько букв в слове ШМЕЛЬ? (5)
- А сколько звуков? (4)
- Почему? ( ь знак звука не имеет)
- На каком месте стоит Ш?
- Сколько букв в слове ОСА?( 3)
- Сколько звуков? (3)
-На каком месте в данном слове находится звук С ?
- К какой группе относятся Шмель и Оса ? (насекомые)
- Почему они насекомые? (головка, брюшко, 6 лапок, крылья и насечки)
- Пословица « Хорошая книга – лучший друг»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- - Герои хороших книг становятся настоящими друзьями, которые учат доброму и благородному, мудрому.
- Именно такие друзья сегодня нам встретятся.
- « ТЕРЕМОК» (макет ТЕРЕМКА)
- В поле ТЕРЕМ, ТЕРЕМОК… Он ни низок, ни высок…Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Из ТЕРЕМКА «выходят « сказочные герои КАРЛСОН, ПЕТРУШКА, КАРАНДАШ, СЛОН, ШАРИК
- Наши герои принесли с собой и книгу, в которой находятся задания от каждого из них.
- Отправимся с ними в Страну Знаний на удивительном «виде транспорта»… впрочем, отгадайте сами загадку и поймете кто это.
В воде купался – сух остался. /ГУСЬ/
- Да, это ГУСЬ МАРТИН из сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлеф « Чудесное путешествие Нильса с гусями».
- Когда герои сказок разместились, Гусь взмыл и полетел, сверху он услышал слова, в которых были слышны звуки С, Ш. Вы должны поднять соответствующую букву: САХАР, КОСТЬ, ШОКОЛАД, КРАСКИ, ШАР
- Задание от КАРЛСОНА: - подобрать схемы к словам – именам сказочных героев - КАРЛСОН, ПЕТРУШКА, ШАРИК, СЛОН, КАРАНДАШ
----/---, ---/---/--, --/---, ----, --/---/---
7.Задание от СЛОНА: Игра «Скороговорки разной длины»
Цель игры: развитие слуховой памяти.
Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии:
Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)
Три свиристели еле-еле свистели на ели. (7 слов)
Грабли - грести, метла - мести, весла - вести полозья – ползти. (8 слов)
В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит. (11 слов)
- Назвать, в каких словах встречается звук С.
8.Задание от КАРАНДАША:
- Угадать ПОСЛОВИЦУ по одному слову ШИЛО
(Шила в мешке не утаишь)
- Угадайте, как пословица «пошутила»
МЫ И САМИ С УШАМИ ( Мы и сами с усами).
9.Задание от ПЕТРУШКИ (отгадайте загадку)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,-
Заплачет она и умрет. ( сосулька)
10.Работа над кроссвордом « Волшебные сосульки».
- Надо прочесть, отгадать и вписать в «сосульки» ответы, затем прочитать полученное сверху слово «ЗАГАДКИ»
- Какое первое слово? (заяц)
11. Задание от ШАРИКА:
-Как ласково можно назвать зайца, чтобы появился звук Ш? ( заюшка
- Какую сказку вспомним, назвав ее героев : заюшка, петух, лиса?
- В каких словах есть звук С? ( лиса)
12. Физкультминутка
У медведя дом большой,
А у зайки – маленький.
Наш медведь пошел домой,
Поскакал и заинька.
- Какое животное объявилось в физкультминутке? ( медведь)
13. Работа по Букварю стр.75
- Вспомним сказку:
- А дорога далека, а корзинка нелегка, сесть бы на пенек, съесть бы пирожок…
- Прочитать начало сказки на странице 75.
- Рассказать, опираясь на картинку, отрывок из данной сказки.
- Чему учит эта сказка?
Сказка –ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок.
14. Работа в тетради - Написать предложение из сказки «Маша и медведь», вставить пропущенную букву.
Смотрит Ма.а – в ле.у стоит избу.ка.
15. Итог занятия
- Над чем мы с вами работали?
- Какие звуки С, Ш?
16. Просмотр сказки-мультфильма « Маша и медведь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк для конспекта логопедического занятия
Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса
Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвя...
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"
Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...
Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»
Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...