Конспект логопедического занятия "Дифференциация С-Ш"
план-конспект занятия на тему

Семакина Галина Николаевна

В группе учащихся 1 класса с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s-sh.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Дифференциация звуков С – Ш

Цель:  совершенствование навыков дифференциации звуков  С – Ш  через  оптимальное использование форм  устного народного творчества.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

развитие речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);

развитие фонематического восприятия;

работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

совершенствование слоговой структуры слова;

уточнение структуры предложения;

совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои).

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты на положительных эмоциях посредством различных форм фольклора, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно-развивающие задачи: 

развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);

развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,  паузацией, дикцией, интонацией);

развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.

Технические средства обучения: компьютер, маркерная  доска

 Дополнительное оборудование: сигналы « Настроение»;  маски Осы и Шмеля; буквы С, Ш; карточки со словами ШМЕЛЬ, ОСА,  .ТРАННАЯ, И.ТОРИЯ, ИНО.ТРАНКА, .РОЧНО; индивидуальные сигнальные карточки с буквами  С,Ш; пословица в виде таблиц с указателями и буквами « Хорошая книга – лучший друг», волшебный домик « ТЕРЕМОК»; фигурки сказочных персонажей  Карлсона,  Карандаша, Шарика, Петрушки, Слона;  книга  Сельмы  Лагерлеф « Чудесное путешествие Нильса с гусями», схемы слов – имен сказочных персонажей: ----/с --, ---/--ш/--, ш-/---, с---, --/---/--ш; таблица – кроссворд  «Волшебные сосульки», разноцветные маркеры, таблица  «Заюшкина избушка», букварь стр. 75.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- С каким настроением сегодня мы будем работать? ( используются сигнальные карточки)

- аутотренинг :

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому,

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка,

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе. Работаю.

  1. Инсценировка стихотворения - сказки  П.Синявского

« Штранная  иштория» ( маски ШМЕЛЯ и ОСЫ)

Встретил ШМЕЛЬ в густом лесу симпатичную  ОСУ.

Шмель: - Ах, какая модница!

Пожвольте  пожнакомиться.

Оса: - Уважаемый прохожий,

Ну на что это похоже!      

(словарь: «шепелявить», «опростоволоситься»)

Вы не представляете

Как ВЫ шепелявите.

И красавица ОСА улетела в небеса.

Шмель: - Штранная гражданка…

Наверно иноштранка.

ШМЕЛЬ с досады кренделями по поляне носится.

Шмель: - Это ж надо было так

Опроштоволошится.

Как бы вновь не оказаться

В положении таком?

Нужно шрочно заниматься

Иноштраннным языком.

- Почему  ОСА  не стала дружить со ШМЕЛЕМ?  (звуки произносил неверно)

- Давайте поможем  ШМЕЛЮ исправить ошибки, вставим в слова правильные буквы:

.транная,  и.тория,  ино.транка,  .рочно

- Прочитаем, что получилось.

  1. Сообщение темы  « Звуки С,  Ш»
  1. Сравнительная характеристика звуков С,  Ш:

- чем  похожи? ( согласные, глухие),

- чем  отличаются? ( «с» - свистящий, бывает твердый и мягкий, «ш» - только твердый)

  1. Карточки со словами  ШМЕЛЬ, ОСА

- Сколько букв в слове  ШМЕЛЬ? (5)

- А сколько звуков? (4)

- Почему? ( ь  знак звука не имеет)

- На каком месте стоит  Ш?

- Сколько букв в слове ОСА?( 3)

- Сколько звуков? (3)

-На каком месте  в данном слове находится звук С ?

- К какой группе относятся Шмель и Оса ? (насекомые)

- Почему они насекомые? (головка, брюшко,  6 лапок, крылья и насечки)

  1. Пословица « Хорошая книга – лучший друг»      

- Как вы понимаете эту пословицу?

  1. - Герои хороших книг становятся настоящими друзьями, которые учат доброму и благородному, мудрому.

- Именно такие друзья сегодня нам встретятся.

  1. « ТЕРЕМОК»         (макет  ТЕРЕМКА)

- В поле ТЕРЕМ, ТЕРЕМОК… Он ни низок, ни высок…Кто, кто в Теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Из ТЕРЕМКА «выходят «  сказочные герои КАРЛСОН, ПЕТРУШКА, КАРАНДАШ, СЛОН, ШАРИК

- Наши герои принесли с собой и книгу, в которой находятся задания от  каждого из них.

- Отправимся  с ними в Страну Знаний на удивительном  «виде  транспорта»… впрочем, отгадайте сами загадку и  поймете кто это.

В воде купался –  сух остался.   /ГУСЬ/

- Да, это ГУСЬ  МАРТИН из сказки шведской писательницы  Сельмы Лагерлеф « Чудесное путешествие Нильса с гусями».

- Когда герои сказок разместились, Гусь взмыл и полетел, сверху он услышал слова, в которых были слышны звуки  С, Ш. Вы должны поднять соответствующую букву:  САХАР, КОСТЬ, ШОКОЛАД, КРАСКИ, ШАР

  1. Задание от КАРЛСОНА: - подобрать схемы к словам – именам сказочных героев - КАРЛСОН, ПЕТРУШКА, ШАРИК, СЛОН, КАРАНДАШ

----/---,         ---/---/--,       --/---,       ----,      --/---/---

7.Задание от СЛОНА: Игра «Скороговорки разной длины»

Цель игры: развитие слуховой памяти.
Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии:

Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)

Три свиристели еле-еле свистели на ели. (7 слов)

Грабли - грести, метла - мести, весла - вести полозья – ползти. (8 слов)

В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит. (11 слов)

- Назвать,  в каких словах встречается звук С.

8.Задание от  КАРАНДАША:

- Угадать  ПОСЛОВИЦУ по одному слову   ШИЛО

(Шила в мешке не утаишь)

- Угадайте,  как пословица «пошутила»

МЫ И САМИ С УШАМИ   ( Мы и сами с усами).

9.Задание от  ПЕТРУШКИ (отгадайте загадку)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,-

Заплачет она и умрет.  ( сосулька)

10.Работа над кроссвордом « Волшебные сосульки».

- Надо прочесть,  отгадать и вписать в «сосульки» ответы, затем прочитать полученное сверху слово «ЗАГАДКИ»

- Какое первое слово? (заяц)

11. Задание от ШАРИКА:

  -Как ласково можно назвать зайца, чтобы появился звук Ш? ( заюшка

  - Какую сказку вспомним, назвав ее героев :  заюшка, петух, лиса?

  - В каких словах есть звук С? ( лиса)

12. Физкультминутка

У медведя дом большой,

А у зайки – маленький.

Наш медведь пошел домой,

Поскакал и заинька.

- Какое животное объявилось в физкультминутке? ( медведь)

13. Работа  по Букварю стр.75

- Вспомним сказку:

 - А дорога далека, а корзинка нелегка, сесть бы  на пенек, съесть бы пирожок…

- Прочитать начало сказки на странице 75.

- Рассказать, опираясь на картинку,  отрывок из данной сказки.

- Чему учит эта сказка?

Сказка –ложь,  да в ней намек.

Добрым молодцам урок.

14. Работа в тетради  - Написать  предложение из сказки «Маша и медведь»,  вставить пропущенную букву.

Смотрит   Ма.а  –  в ле.у  стоит  избу.ка.

15. Итог занятия

- Над чем мы с вами работали?

- Какие звуки С, Ш?

16. Просмотр сказки-мультфильма « Маша и медведь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...