Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах"
план-конспект занятия на тему

Лебедева Марина Михайловна

Конспект логопедицеского занятия на тему "Дифференциация звуков с-ц в слогах и словах" предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната  VIII вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_s_-_ts.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах.

Конспект логопедического занятия во втором классе.

Цель: учить различать звуки с – ц

Задачи:

  1. Развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  2. Упражнять в умении дифференцировать звуки с – ц на слух и буквы с,ц на письме.
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую память, общую и мелкую моторику.

Оборудование: зеркала на каждого учащегося, предметные картинки, сигнальные карточки с буквами, слоги, запись голосов птиц, тетради.

                         Содержание занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед: Сядет то , кто скажет, какое сейчас время года, какой месяц, какое число.

Вы правильно сказали, что сейчас весна. А какие изменения в жизни птиц происходят весной? (прилетают из теплых стран)

Сегодня гостями нашего занятия будут птицы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки.

       Всю ночь летает,                           На одной ноге стоит

       Мышей добывает                          В воду пристально глядит.

      А станет светло                              Тычет клювом наугад

      Спать летит в дупло (сова)            Ищет в речке лягушат (цапля)

 ( На доску вывешиваются картинки птиц)

Логопед: Поспорили сова и цапля. Сова доказывает, что слова «сова» и «цапля» начинаются с одного и того же звука, а цапля не согласна с ней. Целый день спорят, никто их не рассудит. Давайте поможем им. Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова» ( со звука [с]). А слово цапля ( со звука [ц]).

Произнесите эти звуки перед зеркалом. Чем похожи эти звуки.

Когда мы произносим эти звуки губы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, по середине языка идёт воздушная струя. Но при произношении звука [с] воздушная струя плавная, а звука [ц] – отрывистая, воздух выходит толчками.

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [с-ц ] в слогах и словах.

  1. Дифференциация звуков [с - ц]

Логопед: Давайте поиграем. Будем подносит палец к губам, если услышим звук [ц] ( «ребенок спит») и будем открывать кран с водой, если услышим звук [с].

Логопед произносит цепочку звуков.

  1. а)Дифференциация звуков [с - ц] в слогах.

Логопед: У вас на столах лежат сигнальные карточки с буквами с и ц. Я буду произносит слоги, а вы поднимите карточку с нужной буквой.

    б) Образование слогов.

Логопед: А теперь вы сами будете образовывать слоги и читать их.

Из букв разрезной азбуки дети образовывают прямые и обратные слоги и читают их.

     в) Добавление слогов в слова.

Логопед: Сова и цапля несли нам слова со своими любимыми звуками, но по дороге слова рассыпались. Давайте поможем птицам их собрать. Добавим в слова выпавшие слоги, соберем слова, прочитаем их.

                      ЦА или СА

больни…, сини…,   ко….   поло…,

                    ЦЫ или СЫ

бу…,     ве…,     леден…,    паль….    

                    ЦО или СО

коле…,     ли….,     коль….,     про… .

  1. Дифференциация звуков [c-ц] в словах.

а) Распределение картинок.

Логопед: У вас на столах в конвертах лежат картинки. Давайте подарим их сове и цапле. Картинки, в названии которых есть звук [с] – сове,  а картинки, в названии которых есть звук [ц]  - цапле.

б) Составление слов из слогов, запись их в тетрадях.

Логопед: Наши птицы проголодались. Подумайте и скажите, чем мы их можем накормить (зерном, мошками). У вас на столах находятся коробочки с зернышками. Но эти зернышки необычные. Это слоги, из которых нужно составить слова. Получившиеся слова запишем в тетрадь, в два столбика: в первый столбик слова с буквой с, во второй – с буквой ц.

      Физкультминутка.

В лесу темно                                     Лишь сова не спит.

Все спят давно.                                 Совушка – сова, большая голова.

Все птицы спят                                  На суку сидит, головой вертит

Лишь сова не спит.                           Во все стороны глядит.

в)   Работа с деформированными словами.                                                                                                                    Логопед: Сова и цапля получили приглашение на бал и в нем был список приглашенных гостей. Но, когда они прочитали, кто приглашен на бал, они растерялись и решили, что на бал они не пойдут. Ведь никого из приглашенных они не знают (логопед читает деформированные слова: сини…а,   …оловей,  клее…т,  скворе…,   ла…точка и т.д.)

Давайте вставим в слова пропущенные буквы с и ц и узнаем, кто же идет на бал.

Давайте прочитаем слова, которые у вас получились. (Дети читают получившиеся слова, логопед вывешивает картинки с изображение птиц.)

  1. Расширение, обогащение словаря.

Логопед: Ребята, а ведь многие из этих птиц вам хорошо знакомы. Вы их встречали летом, могли видеть и зимой в парке или около дома. Как вы думаете, как можно назвать птиц, которые не улетают от нас на юг, а остаются зимовать? (зимующие)

Логопед: А как называются птицы, которые на зиму улетают от нас в тёплые края? (перелетные).

Дети повторяют новые слова : зимующие, перелетные.

  1. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много»

Логопед: Сова и цапля среди птиц нашли себе друзей. Была одна сова, а теперь их стало много и о них мы скажем « совы», одна – цапля, а много – цапли.

А теперь скажите вы. Один – соловей, а много – это …

Дети: соловьи.

Логопед: ласточка

Дети: ласточки и т.д.

  1. Подведение итогов занятия.

Логопед: Ребята, а вы слышали когда – нибудь голоса совы и цапли? Давайте их послушаем. Как вы думаете, о чём они могут говорить (дети высказывают свои предположения)

А мне кажется, в их голосах слышится радость, оттого, что мы им помогли.

Давайте повторим еще раз,  с каких звуков начинаются слова «сова» и «цапля».

Что было для вас самым интересным на нашем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «Дифференциация звуков [с-ш] в слогах и словах.»

Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах....

Конспект занятия по теме:"Дифференциация звуков [б]-[бь] в слогах и словах"

В конспекте занятия представлен материал по коррекции нарушений письменной речи с группой ОНР 2 класс. Увлекательный материал создает условия для успешного овладения материалом и развития умения диффе...

Конспект открытого занятия в классе предподготовки детей к школе. Тема: «Дифференциация звуков С _ З в слогах и словах.»

Видиозапись данного занятия представлялась для участия в конкурсе "На звание лучшего специалиста в области сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии", который проходил с 15 января п...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация ж-з в слогах, словах и предложениях."

Цели:           закрепление правильной артикуляции звуков ж-з в слогах, словах, предложениях, уточнение связи звук - буква, развитие и коррекция слухо...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Б-П в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с детьми - логопатами, имеющими интеллектуальные нарушения. К занятию подготовлена красочная презентация с картинным материалом и заданиями по теме. Материал может быт...

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Д -Т в слогах и словах"

Занятие имеет следующие цели: Уточнение и сравнение артикуляций звуков  Д -Т, закрепление знаний детей о звуках, Развитие фонематического слуха, развитие зрительного внимания и памяти. Занятие со...