конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".
план-конспект занятия (5 класс)

Каримова Елена Алексеевна

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащимися 2,3 классов общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogi_slova_professii.rar1.16 МБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ»

Слоги. Слова.

Профессии.

конспект  логопедического занятия

по коррекции письменной речи,

 коррекции слоговой структуры слова.

для учащихся 4 класса.

           Подготовила и провела:

Учитель-логопед

Каримова Е.А.

Нерехта

2016

ТЕМА: Слоги. Слова. Профессии.

Цель:

Задачи:

I.Коррекционно-образовательные:

II. Коррекционно-развивающие:

III Коррекционно-воспитательные:

IV Оздоровительные:

Предварительная работа.

Оборудование:

Методические приёмы:

- коррекция письменной речи.

  1. Закреплять понятия «Слово», «Слог», «Гласный звук», «Согласный звук», «Слогообразующая роль гласных».
  2. Закреплять  умение правильно делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков.
  3. Закреплять умение обозначать количество слогов в виде схемы.
  4. Совершенствовать грамматический строй  речи.
  5. Активизировать словарный запас по теме «Профессия».

  1. Развивать фонематический слух и восприятие,  чувство ритма;
  2. Развивать умения выделять гласные из слов.
  3. Развивать диалогическую речь на основе общения с логопедом в процессе работы;
  4. Развивать зрительное  внимание и восприятие;
  5. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
  6. Совершенствовать звукобуквенный и  слоговой анализ и синтез.
  1. Формировать нравственные  качества: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
  2. Воспитывать внимание к собственной речи; интерес к занятиям по развитию речи.
  3. Развивать интерес к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
  1. Закреплять умение бросать мяч двумя руками от груди.
  2. Совершенствовать умение отбивать ритм слов.
  3. Совершенствовать способность ориентироваться в пространстве.
  4. Формировать у детей эмоциональный, положительный настрой при выполнении заданий и упражнений, стремления внести свой вклад в успех своей группы.

1.Работа над основными понятиями темы.

2. Разучивание девиза.

3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.

Презентация по теме (приложение), компьютер, проектор, экран,  карточки с заданиями.

вопросы к детям, беседа, многократное проговаривание, художественное слово (стихи, игровая мотивация, использование презентаций, предметных картинок, демонстрация действий с речевым сопровождением.

 План занятия:    

  1. Вводная часть: организационный момент, подготовительная часть,  тема занятия.
  2. Основная часть: актуализация опорных знаний по теме, игровые приёмы по закреплению умений и навыков звукобуквенного анализа и синтеза слогов, определению числа слогов, физминутка по воспитанию чувства ритма, развитию лексико- грамматического строя речи,  составлению слов из первых слогов слов, из слогов, данных в беспорядке, работа с анаграммами, сравнительный звуковой анализ слов, игровые приёмы по отгадыванию загадок, развитию зрительного, слухового восприятия.
  3. Заключительная часть: проверка усвоенных знаний, подведение итогов занятия.

Последовательность занятия.

Название этапа

Задачи этапа

Содержание

деятельности на

этапе

Результат

деятельности

на этапе

Формы

контроля

на этапе

1

Организационный

Подготовка воспитанников к занятию. Настрой детей на работу, сосредоточение внимания.

Взаимное приветствие. Организация начала занятия, сообщение цели, задач, содержания деятельности.

Восприятие детьми информации, идущей от педагога. Хороший эмоциональ-

ный настрой, внимание, дисциплина.

Наблюдение

2

Подготовительный

Подготовка детей к восприятию темы. Пробуждение интереса ребят к дальнейшему     изучению темы: «Профессии». Совершенство

вать умения составлять слова из слогов, данных в беспорядке.

Понятия «Слово. Слог». «Профессии».

Расширение кругозора, развитие познаватель-ных интересов детей. Создание положительного психоэмоци-онального настроя, мотивационная установка на предстоящую работу. Выполнение задания по слоговому синтезу слов.

Диалог с детьми.

Сравнение.

3

Основной

Закрепление ЗУН по пройденной теме. Предупрежде-ние возможных ошибок.

Подробное объяснение с тщательным показом и анализом выполнения упражнений. Выполнение работы  под наблюдением педагога и самостоятельно

Закрепление пройденного материала, его осознанное усвоение. Реализация принципа от простого – к сложному.

Проверка ЗУН. Чередование разных видов деятельности: устный опрос, игры д/и, малоподвиж-ные

4

Итоговый

Побуждение детей к анализу и оценке проведённого занятия, определение ими реальной степени достижения цели.

Подведение итогов занятия (как работали воспитанники, что и как усвоили?). Информация о положительных и отрицательных моментах занятия.

Осознание детьми уровня своих возможностей.

Устный опрос.

Ход занятия.

Орг. момент. Ребята, я рада Вас видеть. К нам сегодня  на занятие пришли  гости. Давайте поздороваемся. Наши гости  посмотрят,  чему мы научились, что мы уже знаем и умеем. А пройдёт наше занятие в форме соревнования, где каждый из вас сможет проявить свои знания, смекалку и находчивость. В нашем игровом сражении участвуют две команды: команда мальчиков, команда девочек. И как всякой команде нашим командам тоже нужны названия. Названия находятся в конверте. Скажите,  какой  конверт  принадлежит каждой из команд?  (слайд 2). Открываем. Расшифровываем название команды, расставляя буквы по порядку.  (балерины, альпинисты).  (слайд 3, 4,5,6)

Команды поприветствуйте друг друга.

Действуй, пробуй и ищи, трудно будет не пищи.

А девиз наш таков — 
больше дела,
меньше слов!

«А Слова, как мы знаем, делятся на части.

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей»!

Для того, чтобы победить в соревновании, вам понадобятся все ваши знания о слове. Посмотрим, какая команда быстро и правильно выполнит задания.  За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать 1 балл.

1. конкурс. Разминка.

Команды смогут занять свои места, только пройдя по лабиринту, а чтобы в него попасть, необходимо  разгадать шифровку.

до

са

вод

бо

тру

чист

до

во

лаз

со

ле

руб

(Дети разгадывают шифровки и проходят по лабиринту (на полу) до своего места). (слайды с 7-14).

Что мы с вами собрали? Слова. Из чего состоят слова? Из слогов. Что такое слог? Это   часть слова.

Логопед: Как узнать, сколько в слове слогов?

Ученики: Сколько гласных, столько и слогов.

А что объединяет собранные слова? Это название профессий.

Молодцы!

По итогам первого конкурса каждая команда получает по 1 баллу.

2. Все профессии важны, все профессии нужны! (слайд 15)

Сколько слогов в слове определи и правильную цифру покажи.

Банкир, дворник, бортпроводник, охотник, окулист, управляющий

За 2 конкурс получают…..

3. Конкурс «Озорные слоги»

В этих словах слоги  решили «похулиганить», найдите лишние части слов.

Полученные слова запишите в клеточки. (на доске закрыты), девочки, мальчики, поочереди. (каждый работает за партой в карточках)

уличитель                               велотеринар

бибиблиотекарь                     доклатор

в третьем конкурсе победила команда…

4. физминутка. Измени слово так, чтобы в слове было 3 слога:

Бармен – бармены        радист-радисты      химик-химики     столяр-столяры

Пианисты – пианист              охотники-охотник       космонавты-космонавт

Пчеловоды-пчеловод

В этом конкурсе побеждает команда…

5. конкурс раздели слова на группы  (родственные и не родственные) запиши слова в два столбика. (Команды получают конверты, с разрезными словами) каждому ребёнку набор слов.

 Запиши на карточках. Раздели на слоги.

Лес, лесник, лестница, лестничный.

Горе, горняк, гористый, горевать.

Печатать, печка, печать, печник.

Носильщик, носить, носатый, носик.

Проверка. Подведение итогов.

6. конкурс «Заморочки». (предыдущая карточка лес, лесник, лестница…)

Найдите в ваших карточках слова, названия профессий.

Составь схему слова (работа пара у доски).

Подведение итогов.

7. (слайды с 16-19). Реши примеры;

Пела-ла+ви+ца =певица

Барак-бар-три-са =актриса

Мама-ма+ляр=маляр

Поток-ток+вар =повар

Подведение итогов.

8.возьмите первые слоги из 2 слов, последние слоги  из двух слов, соедините их и получите слово – название профессии ( отгадка- Информатик)

Инженер,    формовщик,  ведьма,  генетик.

Подведение итогов.

9. Ты мне, я тебе. Загадываем загадки. (слайды с 20-27)

Загадка по  таблице, по номерам, по кругу)

               

10.        Логопед: Вот и закончилась наша борьба,

Её итоги подвести пора.

Всё ребята молодцы!

Проявили себя как бойцы.

Работали дружно, умело,

Призы получайте за дело!!!

до

са

вод

бо

тру

чист

до

во

лаз

со

ле

руб

уличитель                            

велотеринар

бибиблиотекарь                    

 доклатор

лес

ник

лест

ни

ца

лест

нич

ный

лес

го

ре

гор

няк

го

рис

тый

го

ре

вать

пе

ча

тать

печ

ка

пе

чать

печ

ник

но

силь

щик

сить

но

но

са

тый

но

сик

Лес, лесник, лестница, лестничный.

Горе, горняк, гористый, горевать.

Печатать, печка, печать, печник.

Носильщик, носить, носатый, носик.

НЫЙ

СТЕК

КНЕТ

И

ВЕ

НИМ

ВАС

РАЗ

ЩЁЛ

ГЛАЗ

ПОМ

ДЁТ

ЛЯН

НА

СКЛИ

ЗО

В

ИГ

ВИ

КО

РО

ЖОК

СВОЙ

ЕТ

КА

ТОЙ

РА

РОВ

ВЁТ

КОЗ

Инженер    формовщик  ведьма

генетик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Тема: Различение оптически сходных букв В – Д изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной коррекционной школы.Тема: Различение оптически сходных букв В – Д  изолированно, в слогах, словах, предложени...

Занятия и игры для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников

Данный материал разработан для преодоления нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР. То, что у данной категории детей отмечаются затруднения в произнесени...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова"

Рабочая программа развивающего курса "Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция произношения и слоговой структуры слова" направлена на исправление неправильного произношения звуков у учащихся н...

Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"

В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...