Виды работ при коррекции письменной речи.
методическая разработка по теме

Перечислены и описаны виды работ, используемых на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды работ, используемых при коррекции письменной речи.

Работа над диктантами. 

При проведении коррекционной работы с детьми, имеющими ошибки на письме, возможно и целесообразно проводить следующие виды диктантов с обучающей  целью.  

1)  Зрительный предупредительный диктант.

Предлагаемый текст пишется на доске. «Ошибкоопасные» места выделяются цветным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а затем стирается. Дети по памяти или под диктовку логопеда пишут его в тетради. 

2)   Слуховой предупредительный диктант.

 Текст слухового диктанта читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями.В каждом предложении учащиеся находят слова с определенной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь. 

3)   Объяснительный диктант.

Сущность объяснительного диктанта заключается в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Логопед задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию. 

4)  Выборочный диктант.

Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может быть:

 а) предупредительным,  б) объяснительным,  в) контрольным. 

5)   Творческие диктанты

представляют собой такой вид упражнений, при котором ученики вставляют или заменяют определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями.

а) Предупредительный творческий диктант.

 Во время предупредительного творческого диктанта школьники, прежде чем написать предложение, обсуждают «ошибкоопасные» слова.

6) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний.

 Творческий диктант на вставку слов или словосочетаний должен помочь школьникам научиться самостоятельно вставлять в диктант слова определенной грамматической категории или слова с определенной орфограммой. Этому диктанту должна предшествовать работа над упражнениями с тем же заданием.

в)  Объяснительный творческий диктант.

 При объяснительном творческом диктанте школьники сначала пишут предложение, вставляя нужное слово или заменяя его другим, а затем обсуждают, правильно ли оно написано.

г) Творческий диктант по опорным словам.

Творческий диктант по опорным словам проводится следующим образом: на доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Логопед читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой. Например, логопед медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень».

«Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».

д) Творческий диктант с использованием серии предметных картинок. Детям предъявляются картинки, на которых изображены отдельные предметы. Логопед диктует текст, пропуская слова. Дети вписывают их в предложения, используя предметные картинки.

е)  Творческий диктант с заменой. Задача данного диктанта сводится к следующему: в диктуемых предложениях или тексте словосочетания или слова одной грамматической категории заменяются слонами или словосочетаниями другой грамматической категории.

Например, при изучении темы «Синонимы» возможны следующие замены: Раньше я часто бывал ГРУСТНЫМ. Прежде я часто бывал печальным.

6)  Диктант «Проверяю себя». Отличительной особенностью этого диктанта является то, что по окончании работы ученики могут задать логопеду любые вопросы, связанные с написанием слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, чтобы ответ на этот вопрос дал один из детей.

7)  Диктант-молчанка по картинкам. Проводится следующим образом: логопед молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают слова, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание. 

8)   Выборочный диктант-молчанка по картинкам.

 Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выбирают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, надо записать только слова, содержащие парные гласные (баян, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т. д.);

 записать в первый столбик слова, содержащие сочетание жи, во второй — ши и т. д.

9)  Устный диктант по картинкам.

 Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Логопед показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами. На каждую показанную логопедом картинку дети поднимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом. Например, если в слове пишется мягкий знак, поднимается карточка со знаком «плюс», если нет — «минус» и т. п.

10) Устный диктант. 

Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Логопед диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащегося. На каждое продиктованное логопедом слово ученик поднимает карточку с орфограммой, используемой при написании данного слова.

11) Проверочный или контрольный диктант.

 Предлагается на диагностическом и оценочном этапе логопедической коррекционной работы. Логопед читает диктант полностью, затем предложениями, повторяя их два-три раза в зависимости от объема и сложности предложения. После окончания работы логопед еще раз прочитывает текст, а школьники проверяют и исправляют написанное.

 

Работа с деформированным текстом 

Работу с деформированным текстом можно проводить с опорой или без опоры на наглядность.

Вариант 1.

Составление рассказа из деформированных предложений.

Предложения в беспорядке выставлены на доске. Учащиеся смотрят на них, после чего логопед задает вопросы, которые помогут в составлении рассказа: «С какого предложения надо начать рассказ? Почему? Почему другое предложение нельзя поставить первым? Какое из двух предложений надо поставить раньше? Почему?»

Ученики, пользуясь вопросами логопеда, располагают предложения в нужном порядке. По окончании восстановления правильной последовательности лучшие ученики читают полученный рассказ. 

Вариант 2.

Работа с деформированным предложением.

Ученик, вызванный к столу, достает из коробки карточку, где написаны слова, с которыми надо устно составить предложение. Если предложение составлено удачно, то учащийся записывает его на доске, комментируя каждое слово. Остальные пишут в тетради. 

 

Анализ художественных произведений.

 

Невозможно сформировать у ребенка грамотную устную и письменную речь, если он систематически не знакомится с произведениями художественной литературы. Она воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам речи.

В рамках рассматриваемой темы рекомендуется чтение вслух прозаических отрывков, рассказов, стихотворений, пересказ прочитанного, ответы на вопросы по тексту. Очень полезно заучивать наизусть понравившиеся стихи и маленькие рассказы. Все перечисленные виды работ приносят особенно хорошие результаты, когда дети не просто читают и слушают, а вдумчиво анализируют прочитанное  с помощью логопеда.

Изложение

 

   Большая роль в системе работы, направленной на коррекцию и развитие письменной речи, принадлежит изложениям. Изложения способствуют формированию произвольного внимания, слухоречевой памяти и слухового восприятия. Постепенно у учащихся обогащается словарный запас, появляются навыки связной речи.    Основным в работе над изложением является составление плана. Планы могут быть полными и краткими. Они строятся в виде вопросительных, повествовательных и назывных предложений. На самых начальных этапах работы над изложением логопед предлагает ученикам готовый план. В дальнейшем учащиеся уже сами должны составлять план — с данным видом работы они уже познакомились на уроках русского языка и чтения в начальной школе. Работа над планом может проводиться в следующем порядке:

1)  Деление текста на части: вначале под руководством логопеда, а затем самостоятельно. (Логопед может также предложить план, пункты которого не совпадают с последовательностью развития событий в тексте).

2)  Подбираются заголовки к каждой части. На каждый вопрос плана находится ответ.

3)  Чтение текста по частям и определение по данному плану, не пропущено ли что-либо в нем.

4)  К некоторым частям дать несколько вариантов заголовков.

5)  Работа над заглавием текста.

К текстам, содержащим описание времени года, можно дать задание составить графический рисунок. Эти картинки, раскрашенные цветными карандашами, затем сравниваются друг с другом, что позволяет упражнять детей в описаниях-сравнениях.

Особое внимание во время работы над изложением должно быть уделено словарной работе.

 

Работа с авторскими словами

 

Школьникам, которые успешно справляются с заданиями и упражнениями, после работы над словообразованием, можно предложить работу с индивидуально-авторскими словами.

Знакомство с содержащими их художественными текстами обогащает представления учащихся об эстетических функциях языковых средств (в данном случае — словообразовательных). Выполнение такого вида заданий способствует решению обучающих проблем, связанных с активизацией морфемного канала восприятия. Учеными установлено, что этот канал включается в нестандартной речевой ситуации, в которой требуется понять незнакомое слово, опираясь на его морфемное строение. Поэтому в обучении необходимо уделять повышенное внимание к структурно-семантическому анализу слова. Особенно это касается восприятия неологизмов, индивидуально-авторских слов, редко употребляющейся лексики и искусственно

созданных слов. При выполнении подобных заданий развиваются способности многоаспектного анализа слов на основе словообразовательной модели.

При работе с текстами, содержащими индивидуально-авторские слова, логопед использует следующие вопросы и задания:

«Прочитай отрывок из произведения. Найди в нем новые слова, придуманные автором. Из каких слов они состоят? От каких слов они образованы? Объясни их значение. С какой целью, как тебе кажется, автор использовал именно эти, придуманные слова?» и т. п.

Подобный вид работы можно взять на вооружение и использовать тексты, в которых заключены слова, придуманные современными авторами, в рамках других коррекционных тем. Такие задания делают занятия нетрадиционными, веселыми. Они дают детям возможность поиграть и отвлечься от привычных стереотипов коррекционной работы.

 

Работа с загадками, скороговорками, пословицами

Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать вместе с ним художественную литературу, которая воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас, учит стилистически правильным оборотам. Преследуя эти цели, специалисты и родители могут предложить школьникам заучивать наиболее понравившиеся стихотворения, отгадывать загадки, произносить скороговорки. Можно предложить детям вместе поразмышлять над смыслом пословиц, понаблюдать за природными изменениями, которые описываются в народных приметах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как средство коррекции письменной речи учащихся школы VIII вида (статья)

В данной статье  изучаются проблемы использования информационных технологий в обучении детей с нарушениями письменной  речи.В разделе  «Компьютерные технологии в специальном образ...

Мониторинг результативности работы по коррекции нарушений речи у учащихся школы VIII вида.

Мониторинг - это процесс систематического или непрерывного сбора информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, оценки динамики развития или выработки стратегии д...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

«Виды работ по развитию письменной речи у обучающихся с нарушениями слуха»

В статье описаны виды работ по развитию письменной речи у обучающихся с нарушением слуха, обобщен опыт работы специалистов по данной проблеме и собственный опыт автора....

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Консультация. "Советы учителю. Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

В материале описывается симптоматика дисграфии. Описана  классификация стойких специфических ошибок, которые встречаются у школьников при усвоении учебного материала. Описаны причины нарушений, д...