Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений для детей 4-5 лет.
консультация
Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений для детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_remp_dlya_detey_s_zpr_4-5_let.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 344 г. Челябинска» (МАДОУ «ДС № 344 г. Челябинска»)
ИНН 7448025699 КПП 744801001
Юр. Адрес 454138, г. Челябинск, ул. Куйбышева, 63 тел.: 7411874, 7403732
E-mail: doy344kurch@mail.ru
Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений для детей 4-5 лет.
Составила
Учитель – дефектолог:
Соколова А.В.
Г. Челябинск 2024
Подбирая игры и упражнения для дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития, следует иметь в виду, что эти дети порой испытывают трудности в решении тех задач, которые легко выполняют дошкольники 3-4 лет с нормальным развитием. Основные задачи, решаемые в играх и упражнениях, направленных на развитие зрительного восприятия и пространственных представлений, - выработать у детей навыки сравнивать предметы или их изображения по размеру, форме, цвету, анализировать их с частями, образовывать изображение с нескольких составных частей по определенному плану или образцу, воспроизводить в воображении целый предмет по его отдельной деталью, воспроизводить изображенное графически, производить точность и согласованность движений, развивать глазомер, ориентирования во взаимном размещении предметов в пространстве и правильное употребление соответствующих предлогов, умение ориентироваться по словесной инструкции. Этим задачам отвечают приведенные далее игры и упражнения.
Группировки.
Упражнения по группировке могут проводиться по одному и более признакам.
Например, собрать множество больших предметов; множество больших круглых предметов; множество больших круглых красных предметов; множество маленьких синих предметов и т. п. На ранних этапах применяются более простые группировки, которые значительно усложняются по мере обучения. Данный тип упражнений помогает также устанавливать признаки сходства и различия.
Игры с разноцветными полосками.
Цель: учить ориентироваться в величине полосок, учить понятиям: длинный, короткий, широкий, узкий; учить сравнивать полоски по данным параметрам величины.
Оборудование: набор полосок красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.
Варианты заданий:
1) группировка «широкие – узкие»;
2) группировка «длинные – короткие»;
3) выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;
4) сравнение полосок по разным параметрам величины.
Игра «Пирамидки».
Цель: совершенствовать навык собирать пирамидки с учетом величины колец, учит сравнивать объекты по высоте, учить собирать 2 (3) пирамидки разной высоты.
Упражнения на восприятие плоскостных и объемных фигур.
Цель: учить соотносить геометрические формы с их изображением на плоскости, развивать зрительное восприятие пространства и плоскости.
Варианты упражнений:
- «Следы на песке» - какая геометрическая форма могла оставить след на песке в виде определенной геометрической фигуры.
- «Узнай меня» - узнать геометрическую форму по ее проекциям.
- «Наклеить или построить» - распределить на 2 группы геометрические фигуры и формы, изображенные на картинках.
- «Прятки» - найти на сюжетной картинке «спрятанные» геометрические фигуры и формы.
Геометрические фигуры
Необходимый инвентарь: счетные палочки (или спички).
Расскажите ребенку об основных геометрических фигурах. Напомните, что такое сторона, угол.
Вместе с ребенком начните составлять геометрические фигуры из палочек. Затем попросите его делать это самостоятельно.
Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.
Попробуйте составлять фигуры разного размера, с разным количеством палочек.
Учите ребенка сравнивать фигуры.
Еще один вариант — комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника или из десяти палочек сделать два квадрата — большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).
Комбинируя счетные палочки, ребенок закрепляет знания математических понятий : «число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура», «треугольник».
Счет на кухне
Кухня — отличное место для занятий элементарной математикой.
Ребенок может пересчитывать чашки, тарелки, ложки, помогая вам накрывать на стол или вытирать посуду.
Попросите его принести три луковицы и пять картофелин из холодильника.
Дайте ему задание налить в кастрюлю десять стаканов воды.
Вариантов заданий очень много, просто играйте с ребенком, и идеи сами будут приходить вам в голову.
Математические игры по дороге домой
Современные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Конечно, было бы просто замечательно, если бы мамы и папы больше общались с детьми, чаще бы играли в совместные игры. Но что же делать, если действительно нет достаточно времени для общения с ребенком, и уж тем более для совместных игр?
Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером домой, предлагаю вам несколько вариантов математических игр, благодаря которым, дорога в детский сад превратится в познавательное, увлекательное, интересное путешествие, как для Вас, так и для вашего ребёнка.
«Ниже - выше»
Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.
«Цвета»
Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее.
«Посчитаем вместе»
Игра развивает логическое мышление. В непринужденной форме у ребенка формируются навыки счета. Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.
«Геометрические фигуры»
Игра направлена на формировании у ребёнка представлений о геометрических
фигурах. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он знает, круглой формы, затем треугольной и так далее.
«Назови лишнее слово»
Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например:
- Мяч, кубик, солнце, обруч. (Лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы).
- Вишня, огурец, помидор, клубника. (Лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного).
Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но также направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка.
В завершение рекомендую литературу, в которой Вы сможете ознакомиться с играми для детей с ЗПР. Занятия развивают фантазию, повышают интеллект, помогают догнать сверстников:
- Е.С. Слепович «Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития»;
- Карабанова О.А. «Игра в коррекции психического развития ребенка».
А так же, предлагаю Вам сайт, на котором Вы сможете найти много полезных игр для развития Ваших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет с ЗПР.
Тема занятия: Число 6. Цифра 6. На занятие отводится 30 минут. Занятие построено с учётом возрастных, индивидуально – типологических и психофизиологических особенностей детей 6-7 лет с зад...
Статья. Тема: "Особенность формирования элементарных математических представлений у детей с нарушениями в развитии"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439Петродворцового района Санкт-Петербурга СтатьяТема: «Особенность формирования элементарных математических представлений у ...
Тема по самообразованию учителя-дефектолога Парфене В.Б.: «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии».
В данной теме по самообразованию я описываю, направления в работе по формированию математических представлений, которые используются мной на уроках. И описываю задачи, решаемые мной, в ходе уроков....
Занятие учителя-дефектолога по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР Тема : « Состав числа 4. Решение логических задач. Шар,
развитие познавательной деятельности и мыслительных операций на занятии по математике посредством закрепления знаний о цифрах от 0 до 5 и составе числа из 2 меньших чисел....
ООД по познавательному развитию (элементарные математические представления) для детей старшей группы
Цель: Формирование элементарных математических представлений.Задачи:Образовательные:Закреплять названия дней недели;Продолжать учить решать математические задачи;Закреплять знания о ...
"Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии"
Дети данной категории затрудняются осваивать элементарные математические умения, так как имеют трудности в перемещении предметов в пространстве, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостны...