Применение элементов проблемного обучения в специальном (коррекционном) общеобразовательном учрежденииYIII вида
статья (5 класс) на тему

Литневская  Анна Андреевна

В коррекционной школе 8 вида проблемное обучение в полном объеме не используется.Но как показывают немногочисленные исследования, у умственно отсталых старшеклассников можно сформировать эвристическую направленность познавательной деятельности.повысить активность и самостоятельность при усвоении нового материала,развивать логическое мышление,используя некоторые формы,методы и приемы проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

В старших классах, например,  можно организовывать проблемное изложение нового  учебного материала с  помощью рассказа, беседы. Оно представляет собой обсуждение проблемной ситуации, которая содержит в себе противоречие между знанием и незнанием. Это изложение может быть двух типов. В одних случаях учитель, создав проблемную ситуацию, сам подробно показывает все звенья ее решения; анализирует фактические материалы, отбрасывает неверные предложения , знакомит школьников с  ходом решения и т.д.  Используя второй тип проблемного изложения, учитель привлекает к участию в решении проблемы самих учащихся. Он сообщает фактический материал, а школьники сами пытаются делать выводы.

        Проблемная ситуация должна не только содержать противоречия, но и быть интересной , вызывать у учащихся желание разобраться, найти выход из создавшегося положения, а главное, дети должны чувствовать, что решение проблемы им посильно.

        Эвристические беседы (эврика – нашел) относятся к группе частично- поисковых методов. Они также применяются при обучении в старших классах на этапах сообщения и закрепления новых  знаний. При сообщении новых знаний учитель с помощью умело поставленных вопросов,  анализа материалов, явлений и организации наблюдений подводит учащихся к «открытию», например,  нового правила,  закономерности и т.д.

        Рассматриваемая форма организации обучения требует большого внимания к правильной постановке проблемных вопросов. Вопрос можно считать проблемным только в том случае, если он имеет логическую  связь как с ранее  усвоенными понятиями и представлениями, так и теми, которые надо усвоить в определенной учебной ситуации, они должны содержать  в себе познавательные трудности и видимые границы известного и неизвестного, вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известными. Вопрос должен  быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднения, но в тоже время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка проблемного вопроса должны включать в себя сочетания слов «Почему,…. хотя……?, Если…. то почему….? и т.д.»

        При употреблении эвристических вопросов и заданий учитель устанавливает, какие представления и знания имеются у учащихся из числа тех, которые необходимы им для поиска ответов. В связи в эти школьникам можно предложить ответить на ряд репродуктивных вопросов, пересказать содержание темы, изученной ранее, прочитать необходимый абзац, рассмотреть картину, таблицу и т.д.

        Можно и  нужно идти по пути внедрения элементов проблемного изложения и частично-поисковых методов в дополнении и во взаимосвязи с  традиционной методикой обучения в коррекционной школе, сочетая применение репродуктивных и продуктивных методов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов проблемного обучения в курсе биологии 8 класс

В статье рассматриваются варианты применения элементов проблемного обучения при изучении курса биологии ввосьмом классе для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития творчества и интере...

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе 8 вида: «КВМ – Конкурс Весёлых Мастеров».

Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе  8 вида.Данное мероприятие проводится ежегодно в ходе недели профессионально трудового обучения...

«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...

Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»

План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная     часть.   Воспитание   стойких интересов к пр...