Применение элементов проблемного обучения в специальном (коррекционном) общеобразовательном учрежденииYIII вида
статья (5 класс) на тему
В коррекционной школе 8 вида проблемное обучение в полном объеме не используется.Но как показывают немногочисленные исследования, у умственно отсталых старшеклассников можно сформировать эвристическую направленность познавательной деятельности.повысить активность и самостоятельность при усвоении нового материала,развивать логическое мышление,используя некоторые формы,методы и приемы проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В старших классах, например, можно организовывать проблемное изложение нового учебного материала с помощью рассказа, беседы. Оно представляет собой обсуждение проблемной ситуации, которая содержит в себе противоречие между знанием и незнанием. Это изложение может быть двух типов. В одних случаях учитель, создав проблемную ситуацию, сам подробно показывает все звенья ее решения; анализирует фактические материалы, отбрасывает неверные предложения , знакомит школьников с ходом решения и т.д. Используя второй тип проблемного изложения, учитель привлекает к участию в решении проблемы самих учащихся. Он сообщает фактический материал, а школьники сами пытаются делать выводы.
Проблемная ситуация должна не только содержать противоречия, но и быть интересной , вызывать у учащихся желание разобраться, найти выход из создавшегося положения, а главное, дети должны чувствовать, что решение проблемы им посильно.
Эвристические беседы (эврика – нашел) относятся к группе частично- поисковых методов. Они также применяются при обучении в старших классах на этапах сообщения и закрепления новых знаний. При сообщении новых знаний учитель с помощью умело поставленных вопросов, анализа материалов, явлений и организации наблюдений подводит учащихся к «открытию», например, нового правила, закономерности и т.д.
Рассматриваемая форма организации обучения требует большого внимания к правильной постановке проблемных вопросов. Вопрос можно считать проблемным только в том случае, если он имеет логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и теми, которые надо усвоить в определенной учебной ситуации, они должны содержать в себе познавательные трудности и видимые границы известного и неизвестного, вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известными. Вопрос должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднения, но в тоже время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка проблемного вопроса должны включать в себя сочетания слов «Почему,…. хотя……?, Если…. то почему….? и т.д.»
При употреблении эвристических вопросов и заданий учитель устанавливает, какие представления и знания имеются у учащихся из числа тех, которые необходимы им для поиска ответов. В связи в эти школьникам можно предложить ответить на ряд репродуктивных вопросов, пересказать содержание темы, изученной ранее, прочитать необходимый абзац, рассмотреть картину, таблицу и т.д.
Можно и нужно идти по пути внедрения элементов проблемного изложения и частично-поисковых методов в дополнении и во взаимосвязи с традиционной методикой обучения в коррекционной школе, сочетая применение репродуктивных и продуктивных методов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение элементов проблемного обучения в курсе биологии 8 класс
В статье рассматриваются варианты применения элементов проблемного обучения при изучении курса биологии ввосьмом классе для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития творчества и интере...
Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии
Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе 8 вида: «КВМ – Конкурс Весёлых Мастеров».
Внеклассное мероприятие по профессиональному трудовому обучению в специальной (коррекционной) школе 8 вида.Данное мероприятие проводится ежегодно в ходе недели профессионально трудового обучения...
«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...
Доклад на педчтение: «Пути и средства трудового коррекционно-развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе»
План1. Предисловие. Цели и задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе - интернат.2. Основная часть. Воспитание стойких интересов к пр...
Выступление на заседании методического объединения: "Коррекционная направленность уроков трудового обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе." , 2023г
В данном материале содержатся основные направления работы на уроках трудового обучения....