«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
консультация по теме
учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках трудового обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителей трудового обучения по теме:
«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».
Среди многих важных задач обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта является развитие речи, речевого общения. Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения устной речью. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. От того, насколько будет сформирована речь умственно отсталых детей, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития. Полноценная речь ребенка — это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге — способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его жизненным успехам.
Большое внимание на уроках трудового обучения должно быть уделено изучению развития речи учащихся, ее роли в общении с другими членами коллектива и в решении вопросов и задач, возникающих в ходе работы.
Важной составной частью подготовки учащихся вспомогательной школы к трудовой деятельности является обучение умению пользоваться устной и письменной инструкцией, вести учет выполненной работы, пользоваться нарядами и другой документацией, связанной с работой. В той или иной форме учащимся придется сталкиваться с этим на производстве, в колхозе, где они будут работать по окончании школы.
Трудовая подготовка учащихся будет неполной, если они не овладеют умением выражать в понятной речевой форме возникающие у них в связи с выполнением трудового задания вопросы. Важно, чтобы учащиеся не только умели выполнять ту или иную операцию, но и называть ее, высказывать о ней определенные суждения. Без этого они не смогут обменяться опытом работы, осмыслить, уточнить и исправить свои недостатки.
Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для развития речи воспитанников вспомогательной школы /словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т.д./, что в свою очередь будет способствовать умственному развитию детей.
На уроках трудового обучения учащиеся манипулируют с материалами и инструментами, выполняют наглядно созерцаемые действия. Все это способствует запоминанию предметов, их признаков, а также производимых действий, помогает планировать трудовую деятельность. Постепенно у учащихся вырабатываются понятия, которые закрепляются в словах и их разнообразных грамматических формах, что в большой мере способствует развитию связной речи (Н.М. Аксарина, Л.Л. Люблинская, Н.П. Сакулнна, Е.И. Тихеева, H. Aronson, В. Hart, А. Кегn и др.).
Использование диалога – является особенно важным в работе по развитию речи. Именно в диалоге эффективнее можно организовать словесное общение учащихся. Учащиеся коррекционной школы не владеют большим запасом слов, не могут длительное время быть внимательными. Кроме того, их восприятие требует постоянной проверки на каждом этапе беседы. Учитель имеет возможность сосредотачивать внимание учащегося на простых, доступных пониманию учащегося вопросах. «Вопросно–ответная» форма дает возможность учителю направлять познавательную деятельность учащегося. При этом он может быть уверен (по ответам учащегося), что учащиеся правильно воспринимают смысл и условия вопроса, верно отвечают.
Положительные стороны в «вопросно–ответной» форме могут проявиться только при соблюдении учителем определенных требований:
каждый вопрос должен быть самостоятельным и выяснять какую либо законченную деталь из сложного условия.
задаваемый вопрос должен будить мысль ребенка, а не требовать ответа «да» или «нет».
составляя вопросы, необходимо предвидеть и форму ответа, для этого нужно учитывать словарный запас учащихся, в ответе учащихся должно быть отражено понимание вопроса.
нужно придерживаться принятой формы постановки вопроса, лишь постепенно варьируя им, т. к. неожиданное изменение привычной формы уже затрудняет понимание слабослышащих учащихся.
Развитие речи происходит при работе в бригадах.
Учащиеся делятся на бригады – выполняют определенное задание, по окончании работы учащиеся меняются выполненными работами, учатся оценивать работу, комментируют найденные ошибки, делают анализ выполненной работы.
Особое внимание следует уделять вопросо-ответному отчету о проделанной работе. Отвечая на вопросы учителя, дети еще раз повторяют названия предметов, отдельные их части и признаки, вспоминают последовательность изготовления поделки.
Вопросы задаются в определенной последовательности всему классу или отдельным ученикам. В вопросах учителя важное место занимают слова «дальше», «тогда», «после этого», «затем», с помощью которых передается временная последовательность. Поправляя друг друга, анализируя качество выполнения изделий, учащиеся включаются в активное речевое общение, используя усвоенные слова в разных грамматических формах. Тем самым они учатся связно составлять рассказ-описание о материале, используемом в трудовом процессе, о ходе изготовления поделки, все это способствует развитию связной речи.
Обучение учащихся умению давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о предстоящей проходит по следующим этапам:
1. Внимание учащихся направляется на осознание ими цели задания - что они будут делать и для чего.
2. Учащихся учат умению производить анализ готового изделия, т.е. описывать его внешний вид.
3. От них требуют словесного отчета о способе выполнения задания.
4. Учат умению рассказывать о том, как они будут выполнять предстоящее, частично знакомое задание.
5. Учат умению рассказывать о способе выполнения предстоящего нового задания.
Постепенно учащиеся начинают составлять рассказ о проделанной работе, что способствует развитию их связной речи. Особое внимание при этом уделяется развитию умения устанавливать последовательность выполненных действий, причинно-следственную зависимость между признаками и явлениями. На основе сложившегося представления о последовательности выполнения операций они составляют полный рассказ. Такой и рассказ составляется постепенно. Сначала ученик, показывая свое изделие, рассказывает ход его выполнения. По мере надобности учитель приходит детям на помощь, задавая наводящие вопросы. Вопросы касаются не только содержания процесса изготовления изделия, но и использованных при этом материалов.
Спустя некоторое время ученики составляют рассказ о проделанной работе уже без зрительной опоры. В тех случаях, когда кто-либо из них затрудняется самостоятельно составить рассказ-описание, учитель помогает ему: «Что ты сделал?», «Из чего?», «С чего мы начинаем?» и т. д. Он как бы программирует рассказ детей, облегчает им установление смысловой последовательности.
На этом этапе большое значение придается умению контролировать речь товарищей. Учащиеся учатся внимательно следить за речью товарищей, замечают пропущенное в рассказах, грамматические ошибки или отступления от последовательности изложения. Тем самым у них вырабатывается умение контролировать свою собственную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.
В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
«Дидактические игры на уроках чтения и развития речи для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида»
Методический материал к урокам чтения и развития речи...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школыVIII вида...
Игра как средство развития познавательного интереса на уроках в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Основные функции и условия проведения дидактических игр....
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (для обучающихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)
Контрольно-измерительные материалы разработаны для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для обучающихся 5–9 классов специальной (коррекционн...
Практические рекомендации по индивидуальному сопровождению обучающихся на уроках трудового обучения в специальной коррекционной школе VIII вида
Диагностика на уроках технологии в коррекционной школе...