Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии
методическая разработка по теме

Ливоненкова Ирина Семёновна
Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnost.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ  УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА  ЧЕРЕЗ    ИСПОЗОВАНИЕ   ЭЛЕМЕНТОВ   ПРОГРАММИРОВАННОГО  ОБУЧЕНИЯ  В     СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ  VIII  вида  НА  УРОКАХ  ГЕОГРАФИИ  И  БИОЛОГИИ

        

        Преподавание   географии  и биологии  в специальной (коррекционной) школе также  как  и  в массовой, решает общие  учебно - воспитательные  и  специфические  задачи, обусловленные особенностями  развития  умственно отсталых  школьников. Образовательной задачей преподавания  географии  и биологии  является  формирование  элементарных  представлений  и  понятий, коррекция  недостатков  психофизического  развития  школьников.

        Для  её  решения  необходимы  правильная  организация  школьного  режима  и  индивидуальная   коррекционно- воспитательная  работа  с  детьми. Для  успешного  обучения  умственно  отсталых  детей  необходимо  обеспечить  не  только  правильное  соединение  методов  и  средств  обучения,  но  также  определить  оптимальную  продолжительность  и  целесообразность  организации  деятельности  школьников  в  течение  всего  урока,  т.е. иметь  ясное  представление  о  работоспособности  учащихся,  т.к.  нарушение  работоспособности  ведёт  к  снижению  познавательной  активности.  

        При  снижении  работоспособности,  как  известно,  теряется  интерес  к  деятельности,  появляется  желание  бросить  начатое  дело,  возникает  неуверенность  в  себе,  снижается  способность  к  запоминанию,  к  концентрации  внимания,  появляются   сонливость,  головные  боли  и  т.д.  При    регулярном  переутомлении,  у  одних  детей  возникает  торпидное  состояние – характеризующееся  общей  вялостью,  истощаемостью,  у  других – напротив,  наблюдаются  гипердинамические  реакции,  выражающиеся  в  повышенной  раздражительности,  излишней  подвижности.  Поэтому  необходимо  планировать  самую  трудную  работу  на  первые  10-25  минут.  После  25-30 минут  наступает  снижение  работоспособности.

        

        Особенности  умственной  деятельности  учащихся  данной  школы,  а  именно  недоразвитие  обобщения  и  отвлечения  создают  препятствие  в  осознании  воспринятого  учебного  материала  и  формирование  на  основе  этого  новых  понятий.

        Успешное  проведение  урока зависит от подготовки к нему;  от того,  насколько  в  уроке  соблюдены:  ясность  плана,  логическая  последовательность  в  сообщении  нового  материала,  с  учётом  развития  учащихся;  оснащённости  урока  наглядными  пособиями;  подбора  дидактических   и  развивающих  игр,  самостоятельных, практических  и  др. видов  работ;  включены  проверка,  повторение  и  закрепление  полученных  знаний  в  процессе  обучения.  

        Проблема  повышения  эффективности  учебного  процесса,  совершенствования  методов  и  форм  обучения, контроль за  знаниями  учащихся  в  настоящее  время  актуальна  и  для  специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждений  VIII вида.

        

        Практика  работы  в  данной  школе  диктует  необходимость  поиска  новых  методов,  которые  смогли  бы  помочь  активизировать  познавательную  деятельность  школьников.

        Проведённые  мною  эксперименты  с  использованием  различных  форм,  методов  и  приёмов  обучения  на  уроках  географии  и  биологии,  а  также  опыт  работы  в  данной  школе  привели  меня  к  мысли, а  не  попробовать  ли  мне  внедрить  в  процесс  обучения  другую  форму  и  методику  проведения  уроков  с  применением  элементов программированного  обучения.

        В  настоящее  время  в  специальных  (коррекционных)  школах   VIII вида  пока  ещё  недостаточно  используются   программированные  задания  в  силу  особенностей  детей  с  нарушениями  в  развитии.

        

        Использование  элементов  программирования  помогут  обеспечить  на  уроках  активную  самостоятельную  деятельность  учеников,  постоянно  следить  за  усвоением  знаний,  своевременно  оказывать  ученикам  необходимую  помощь  и  учитывать  индивидуальные  особенности  учащихся.

        ☻ Во – первых:  введение  в  процесс  проверки  знаний  элементов  программирования  позволяет  экономить  время  урока  за  несколько  минут  выяснить  подготовку  всего  класса  по  изученной  теме,  разделу.

        

        ☻  Во – вторых:  при  программированном  обучении  реализуются  принципы  коррекционной  направленности,  систематичности,  последовательности  и  доступности  обучения.

        

        ☻  В – третьих:  заполнение  перфокарт,  выполнение  цифровых  и  буквенных  заданий  способствуют  активизации  мыслительной  деятельности,  развитию  произвольного  внимания,  памяти  и  моторики  учащихся.

        Однако  надо  всегда  помнить  о  необходимости  сочетания  программирования  с  традиционными  методами  обучения  школьников  с  нарушениями  развития.  Некоторые  методические  рекомендации  помогут  повысить  эффективность  применения  элементов  программирования  на  уроке.  

Это:  

  1. На  начальных  этапах  обучения  целесообразно  пользоваться  одним  видом  программирования.  Это  сэкономит  время  на  инструкции  о  технике  выполнения  задания.

  1. Наиболее  эффективными  для  проверки  знаний  являются  использование:  

                а)  перфокарт;

                б)  перфоконвертов;

                в)  буквенных  и  цифровых  заданий;

                г)  сигнальных  кругов.

  1. Использование  перфокарты,  дающей  возможность  выбора  правильного  ответа  из  серии  предложенных,  позволяет  сократить  время  на  проверку.

  1. Наиболее  эффективно  применение  программирования  на  этапах  закрепления  и  проверки  знаний.

  1. В  течение  урока  на  выполнение  программных  заданий  отводить  не  более  5 – 10  минут  учебного  материала.

  1. Наиболее оптимальным является наличие в задании не более 8 вопросов, а для слабых – не  более  4-5.

        Метод программированного обучения – это лишь одно из звеньев в  общей структуре учебного процесса, в  котором должны сочетаться  многообразные  приёмы  и методы  работы.

При  подготовке  к  уроку с использованием метода программированного  обучения  и  контроля  должна  быть проделана значительная подготовительная  работа.

        Методы  программированного обучения  предусматривают  дифференциацию учащихся по уровню развития мыслительной деятельности,  работоспособности.  С этой целью задания  помечаются  цифрами или другими символами:

                1 – для  сильных;

                2 – для  средних;

                3 – для  слабых.

            Если  задание  не  помечено  цифрой (символом), это значит, что оно  может  быть  предложено  всем  ученикам, можно варьировать количество  вопросов  в  заданиях,  учитывая  особенности  класса и  уровень  подготовки  каждого  ученика.

        Ниже  я  предлагаю  описание  методики  работы  с  перфокартами,  буквенными  и  цифровыми заданиями, географические и биологические  графические   диктанты.

                                ПЕРФОКАРТЫ

        Перфокарта  представляет  собой  лист  бумаги,  расчерченный  по  горизонтали  и  вертикали.  По  горизонтали  записаны  вопросы,  а  по  вертикали – ответы. Объяснение  учителя:  в начале  нужно  прочитать  вопросы,  а  затем  выбрать  правильный  ответ  из  числа  предложенных,  и  при  пересечении  вопроса  и  ответа  поставить  условный  знак  ( + ).

        Для  каждого  класса  составляется  перфокарта  в  нескольких  вариантах,  различных  по  степени  сложности.  Это  способствует  осуществлению  дифференцированного  подхода  к  учащимся,  и  создаются  условия  для  самостоятельной  работы.

        Например,  перфокарта  к  теме:  «Острова  и  полуострова»  в  6  классе.

.

                             Ответы

Название

островов и полуостровов

                   Остров

                Полуостров

1.  Сахалин

2.  Кольский

3.  Новая  Земля

4.  Камчатский

5.Чукотский

 

                         БУКВЕННЫЕ  И  ЦИФРОВЫЕ  ЗАДАНИЯ

        До  урока  на  доске  (или  на  листе бумаги)  пишу  названия географических  объектов  (понятий  по  биологии). Рядом  записываю их  условные  обозначения – шифры  (буквенные,  цифровые). Шифр может  быть  общий  для  двух  вариантов.  Учитель  должен  показать  вначале  объект  на  карте  или  дать  характеристику  этому  объекту  или  дать  понятие  не  называя  его.

        Ученики,  определив,  о  каком  объекте  или  понятии  идет  речь,  записывают  его  шифр,  например:

1.  ● На  доске  записаны  ответы  под  двумя  вариантами

        I – Вариант                                                II – Вариант

              А                            РАВНИНЫ                        А

        

              В                             ХОЛМЫ                                          Р

       

              Д                             ОВРАГИ                                 К

              О                             ГОРЫ                                        Е

Шифр  ответа  учащиеся  записывают  в  рамочку.

     ВОПРОСЫ:

  1. Как  называются  небольшие  возвышенности,  которые  имеют  округлую  вершину  и  отлогие  или  крутые  склоны  и  подошву?

  1. Как  называются  возвышенности  Земли  высотой  500  метров?

  1. Как  называются  большие  углубления,  размытые  дождевыми  и  снеговыми  водами?

  1. Как  называются  большие  пространства  ровной  местности?

ОТВЕТЫ:

                  ВОДА             

                  РЕКА

                                                          

2.  ● Цифровое  задание  к  теме:  «Наблюдение  за  высотой  Солнца»

─  Впиши  номера  правильных  ответов  в  рамочку.

  1. В  сутках  24  часа.
  2. Высота  Солнца  над  Землёй  всегда  одинакова.
  3. Высота  Солнца  меняется    только  в  течение  дня.
  4. Высота  Солнца  меняется  не  только  в  течение  дня,  но  и  в  течение  года.
  5. На  Земле   свет  и  тепло  зависят  от  Солнца.
  6. День  и  ночь  не  всегда  бывают  одинаковой  продолжительности.
  7. День  и  ночь  всегда  одинаковы  по  времени.
  8. Летом  дни  короче,  а  ночи  длиннее.
  9. Летом  дни  становятся  длинными, А  ночи – короткими.
  10. От  высоты  Солнца  не  зависит  свет  и  тепло  на  Земле.

ОТВЕТ:

       1,  4,  5,  6,  9.

         

         

3.  Буквенное  задание  к  теме:  «Океаны  на  глобусе  и  карте  полушарий»

─  Выпиши  в  рамочку  цифры  в  порядке  возрастания.  Под  ними  запиши  соответствующие  им  буквы.

     3

     1

    6

     4

     9

      2

    5

     7

     10

     8

     Х

    Т

    О

     И

     А

     И

    Й

     К

     Н

     Е

ОТВЕТ:

      1

      2

     3

     4

       5

      6

      7

      8

      9

      10

      Т

     И

      Х

     И

     Й 

      О

      К

      Е

      А

      Н

    Прочитай  получившиеся  слова.  Покажи  географический  объект  на  карте  полушарий.

4.  ● Перфокарта.  Тема:  «Климат»

             Название  лучей

Климат      

      Скользящие

        Отвесные

        Наклонные

1.  Жаркий

2.  Умеренный

3.  Холодный

          Предложенная  мною  методика  работы  с  такими  заданиями  доступна  всем  учителям,  независимо  от  условий  школы.

                        

                        ГРАФИЧЕСКИЙ  ДИКТАНТ

          Тема:  «Растительная  и  животная  пища»  в  9  классе  (биология)

Вариант  № 1  -  продукты  растительного  происхождения

Вариант  № 2 -  продукты  животного  происхождения

        Если  продукт  питания  подходит  к  данному  варианту,  то  учащийся  ставит  ( +),    

если  нет  (−).

        Учитель  диктует  названия  продуктов  или  делает  запись  на  доске

1.  рис                                                                14. масло  растительное

2.  молоко                                                        15. лук

3.  сахар                                                        16. сливки

4.  масло  сливочное                                        17. морковь

5.  сыр                                                        18. рыба

6  капуста                                                        19. жир (кулинарный)

7.  мясо                                                        20. свекла    

8.  картофель                                                21. сало  

9.  хлеб                                                        22. сметана  

10. кефир                                                        23. апельсин

11. творог                                                        24. курица

12. яблоко                                                        25. огурец

13. яйцо                                                        26. пшено

        Ответы:

Вариант № 1.

Вариант № 2.

        Такая  работа  обеспечивает  состояние  успеха  для  каждого  ученика,  вселяет  в  него  уверенность, устраняет страх, формирует  правильную  самооценку  и  развивает  мыслительную  деятельность,  корригирует  недостатки  психофизического  развития  умственно отсталых школьников.

                

                                                

                                

  

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...

Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Метод проектов как активная форма обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.Кузьмин Константин Михайлович, учитель историиГБОУ школы-интерната №6 г. Санкт-ПетербургаТрадиционное  обу...

Методы и приёмы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Выбор методов обучения зависит:от целей образования, соответствующих современной дидактике;от особенностей изучаемого предмета, его содержания;от времени, отведённого на изучение материала;от возрастн...