Порядок формирования группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития в МДОО Тайшетского района
материал на тему
Настоящий порядок регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poryadok.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утвержден:
Начальник Управления образования
Семчишина Л.В.
Приказ № 417 от «26 »июня 2015г.
Порядок
формирования группы компенсирующей направленности
для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития в МДОО Тайшетского района
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития (далее - группы компенсирующей направленности);
1.2. Нормативными основаниями для деятельности групп компенсирующей направленности являются:
-Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- СанПиН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Алгоритм формирования групп компенсирующей направленности детей, имеющих нарушения речевого развития.
2.1 Группы компенсирующей направленности создаются с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений речевого развития воспитанников в освоении ими образовательной программы дошкольного образования и подготовке к успешному обучению в школе.
2.2. При поступлении ребенка в муниципальную дошкольную образовательную организацию (далее - МДОО) осуществляется первичное педагогическое обследование всеми специалистами МДОО (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель) с целью определения уровня речевого, познавательного и моторно-двигательного развития ребенка для индивидуализации образовательного процесса в МДОО.
2.3. В старшей группе в период с 20 марта по 10 апреля логопедом МДОО обследуются дети 6-7 лет с целью направления их на обследование на психолого-медико-педагогический консилиум МДОО (далее - консилиум).
2.4. По итогам решения консилиума МДОО в период с 10 апреля по 20 апреля формируется заявка для направления на обследование в психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия) и проводится родительское собрание, с целью информирования и получения от родителей (законных представителей) письменного согласия на обследование воспитанников на комиссии.
2.5. Обследование воспитанников на комиссии проводится в сроки с 21 апреля по 30 апреля текущего года согласно заявок МДОО.
2.6. Для обследования воспитанников на комиссии необходимы следующие документы:
- письменное согласие на обследование в комиссии от родителей (законных представителей) (приложение №1);
- свидетельство о рождении (копия);
- копия паспорта родителя (законного представителя);
- выписка из медицинской карты воспитанника (заполняется медсестрой по итогам медицинского осмотра) (приложение №2);
- психолого-медико-педагогическое представление для комиссии (приложение № 3).
2.7. В течение 2 дней после обследования воспитанников на комиссии, логопедом МДОО заполняется протокол с рекомендациями в двух экземплярах. Один экземпляр предоставляется в Управление образования, второй - остается в МДОО.
2.8. При наличии протокола комиссии в МДОО издается приказ о зачислении воспитанников в группу компенсирующей направленности.
2.9. Группа компенсирующей направленности формируется в из детей 6-7 лет при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, имеющих нарушения речи: фонетико-фонематическое нарушение речи, фонетическое нарушение речи, тяжелое недоразвитие речи и заикание.
2.10. Наполняемость группы компенсирующей направленности формируется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации и режиму работы МДОО.
2.11. Приему в группы компенсирующей направленности МДОО не подлежат дети, имеющие:
- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
- задержку психического развития.
3. Организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности.
3.1. Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности определяется адаптированной образовательной программой для детей дошкольного возраста с нарушением речи.
- Организационными формами работы в группе компенсирующей направленности являются фронтальная и подгрупповая образовательная деятельность с воспитанниками, а также индивидуальная коррекционная образовательная деятельность.
3.3. Фронтальные логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.
3.4. Продолжительность фронтального логопедического занятия:
- в старшей группе - 20-25 минут;
- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.
3.5. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся с учетом психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
3.6. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития воспитанников.
3.7. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими фонетические нарушения не менее двух раз в неделю.
3.8. Подгрупповые занятия проводятся с детьми, находящимися на одном этапе коррекции одного и того же звука.
3.10.Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
3.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся с учетом психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
3.12. Между фронтальными занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5 минут.
5. Руководство и штаты.
5.1. За комплектование, создание условий, контроль за уровнем и качеством организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности несет ответственность заведующий МДОО.
5.2. За организацию, уровень и качество коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности в равной степени несут ответственность учитель-логопед и воспитатели группы.
5.3. Заведующий МДОО и заместитель осуществляют систематический контроль и несут персональную ответственность за организацию в группах компенсирующей направленности образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводят анализ эффективности работы в данных группах.
5.4. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп компенсирующей направленности определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями.
6. Документация.
- Журнал учета посещаемости детей;
- Речевые карты обследования;
- План работы учителя-логопеда на учебный год;
- Комплексно-тематический план работы на год;
- Тетрадь для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и для развития графических навыков ведущей руки;
- Индивидуальные тетради воспитанников с домашними заданиями по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических средств языка;
- Тетрадь взаимодействия воспитателей с учителем-логопедом;
- Отчет об эффективности работы учителя-логопеда за учебный год.
Приложение № 1
к порядку формирования
групп компенсирующей направленности
Руководителю ПМПК
от__________________________________________
ФИО родителей (законных представителей)
Заявление.
Прошу направить на обследование в Тайшетскую психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) моего ребенка
________________________________________________________________________________
(ФИО ребенка)
Дата рождения ребенка ________________
МКДОУ _____________
Группа ________
Согласна (ен) на его обследование специалистами ПМПК в составе: учителя –логопеда, председателя ПМПК, заведующего МКДОУ, секретаря ПМПК.
Поставлена (ен) в известность о необходимости предоставления следующих документов для обследования в ПМПК:
- свидетельство о рождении ребенка (копия);
- медицинская выписка из истории развития ребенка (мед. работник ДОУ)
- педагогическое представление (подробная характеристика воспитателя).
Обследование проводится с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка.
«__________» ________________20__г. Подпись:___________________
Приложение № 2
к порядку формирования
групп компенсирующей направленности
Выписка из медицинской карты воспитанника
МКДОУ № _________
Фамилия, имя, возраст ____________________________________________________
Врач – окулист____________________________________________________________
Врач – оториноларинголог__________________________________________________
Детский невролог_________________________________________________________
Хирург__________________________________________________________________
Физическое развитие (группа здоровья, как часто болеет, аппетит, сон и т. д.) ________________________________________________________________________
Дата Мед. сестра ОО подпись
Приложение № 3
к порядку формирования
групп компенсирующей направленности
Медико- психолого-педагогическое представление для ПМПК
на ребёнка дошкольного возраста
Фамилия, имя, отчество ребёнка ____________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________ Адрес______________________________________________________________________
Группа_________________________________________________
С какого возраста посещает данную группу ______________________________________
Сведения о семье_____________________________________________________________
Поведение в группе и общение с взрослыми (понимание требований воспитателя, поведение на занятиях и в играх с детьми _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность игровой деятельности (сюжет, роли, содержание, длительность, предпочтения, играет один, в паре, коллективно)_____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние знаний ребёнка по разделам программы (знания об окружающем мире, математические навыки, рисование, трудовое обучение, какие затруднения испытывает в обучении)
____________________________________________________________________________
Отношение к занятиям (какие занятия предпочитает, устойчивость внимания, нуждается ли в помощи, заинтересованность в выполнении заданий, понимание сложных многоступенчатых инструкций, отношение к неудачам) _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Работоспособность (как включается в работу, переключаемость с одного вида деятельности на другой, темп работы, когда наблюдается спад работоспособности) ____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Социально – бытовые навыки (самообслуживание, помощь воспитателю и детям, опрятность)
_____________________________________________________________________________
Состояние общей и мелкой моторики (координация движений, ведущая рука, владение ножницами, карандашом, кисточкой) __________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг, истерики, заторможенность)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитатель:
Контактность_________________________________________________________________
Понимание инструкции________________________________________________________
Характер деятельности ________________________________________________________
Темп работы__________________________________________________________________
Эмоционально – личностная сфера ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности внимания ________________________________________________________
Мнестические процессы________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Особенности мышления ________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие пространства ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Восприятие времени __________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Восприятие величины, формы, цвета, размера _____________________________________ Индивидуальные особенности ребёнка____________________________________________
психолог:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...
Игра - драматизация в группе компенсирующей направленности старшего возраста
Игры - драматизации являются неотъемлемой частью работы по развитию речи с детьми, имеющими речевые нарушения. Данный материал пригодится ,как педагогам коррекционных групп,так и общеразвивающих....
Журнал взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
«Модель взаимодействия специалистов и педагогов в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения»
В данном материале раскрываются аспекты взаимодействия специалистов и педагогов в работе с детьми с нарушением зрения....
Об утверждении Порядка формирования группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», руководствуясь приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.1...
Занятие-развлечение для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет «Сказочные истории».
Совершенствование связной речи и вовлечение родителей в данную деятельность....
Рабочая программа совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми в возрасте от 4-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...