Порядок формирования группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития в МДОО Тайшетского района
материал на тему

Горенская Алина Геннадьевна

Настоящий порядок регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poryadok.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Утвержден:

Начальник Управления образования

Семчишина Л.В.

Приказ №  417 от «26 »июня  2015г.

Порядок

 формирования группы компенсирующей направленности

для детей  дошкольного возраста с нарушением речевого развития в МДОО Тайшетского района

                                                                                                                      

1.      Общие положения

1.1. Настоящий порядок регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития (далее - группы компенсирующей направленности);

1.2. Нормативными основаниями для деятельности групп компенсирующей направленности являются:

-Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

-  СанПиН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

  1. Алгоритм формирования групп компенсирующей направленности детей, имеющих нарушения речевого развития.

2.1  Группы компенсирующей направленности создаются с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений речевого развития воспитанников в освоении ими образовательной программы дошкольного образования и подготовке  к успешному обучению в школе.

2.2. При поступлении ребенка в муниципальную дошкольную образовательную организацию (далее - МДОО) осуществляется первичное педагогическое обследование всеми специалистами МДОО (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель) с целью определения уровня речевого, познавательного и моторно-двигательного развития ребенка для индивидуализации образовательного процесса в МДОО.

2.3. В старшей группе в период с  20 марта по 10 апреля  логопедом МДОО обследуются дети 6-7 лет с целью направления их на  обследование на психолого-медико-педагогический консилиум МДОО (далее - консилиум).

2.4. По итогам решения консилиума МДОО в период с 10 апреля по 20 апреля формируется заявка для  направления на обследование в психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия) и  проводится родительское собрание, с целью информирования и получения от родителей (законных представителей) письменного согласия на обследование воспитанников на  комиссии.

2.5. Обследование воспитанников на комиссии проводится  в сроки с 21 апреля по 30 апреля текущего года согласно заявок  МДОО.

2.6.  Для обследования воспитанников  на комиссии необходимы следующие документы:

      - письменное согласие на обследование в комиссии от родителей (законных   представителей) (приложение №1);

     -  свидетельство о рождении (копия);

      - копия паспорта родителя (законного представителя);

      - выписка из медицинской карты воспитанника (заполняется медсестрой по итогам  медицинского осмотра) (приложение №2);

      - психолого-медико-педагогическое представление для комиссии (приложение № 3).

2.7.  В течение 2 дней после обследования воспитанников на комиссии, логопедом МДОО заполняется протокол с рекомендациями в двух экземплярах. Один экземпляр предоставляется в Управление образования, второй - остается в МДОО.

2.8. При наличии протокола комиссии в МДОО издается приказ о зачислении воспитанников в группу компенсирующей направленности.

2.9Группа компенсирующей направленности формируется в из детей 6-7 лет при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, имеющих нарушения речи: фонетико-фонематическое нарушение речи, фонетическое нарушение речи, тяжелое недоразвитие речи и заикание.

2.10. Наполняемость группы компенсирующей направленности формируется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации и режиму работы МДОО.

2.11. Приему в группы компенсирующей направленности МДОО не подлежат дети, имеющие:

- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

- задержку психического развития.

3.      Организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности.

3.1.  Образовательный процесс в группе компенсирующей направленности определяется адаптированной образовательной программой для детей дошкольного возраста с нарушением речи.

  1. Организационными формами работы в группе компенсирующей направленности являются фронтальная и подгрупповая образовательная деятельность с воспитанниками, а также индивидуальная коррекционная образовательная деятельность.

3.3. Фронтальные логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

3.4. Продолжительность фронтального логопедического занятия: 

- в старшей группе - 20-25 минут;

- в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.

3.5. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся с учетом  психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

3.6. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития  воспитанников.

3.7. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими фонетические нарушения не менее двух раз в неделю.

3.8. Подгрупповые занятия проводятся с детьми, находящимися на одном этапе коррекции одного и того же звука.

3.10.Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

3.11. Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия проводятся с учетом  психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

3.12. Между фронтальными занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5 минут.

5.      Руководство и штаты.

5.1.   За комплектование, создание условий, контроль за уровнем и качеством организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности несет ответственность заведующий МДОО.

5.2.   За организацию, уровень и качество коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности в равной степени несут ответственность учитель-логопед и воспитатели группы.

5.3.   Заведующий МДОО и заместитель осуществляют систематический контроль и несут персональную ответственность за организацию в группах компенсирующей направленности образовательного процесса и проведение всего комплекса мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в речевом развитии детей, повышение квалификации педагогов, проводят анализ эффективности работы в данных группах.

5.4.   Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала групп компенсирующей направленности определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными обязанностями.

6.  Документация.

           -  Журнал учета посещаемости детей;

           -   Речевые карты обследования;          

           -   План работы  учителя-логопеда на учебный год;

           -  Комплексно-тематический план работы на год;

           - Тетрадь для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения и для развития графических навыков ведущей руки;

           - Индивидуальные тетради воспитанников с домашними заданиями по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических средств языка;

           - Тетрадь взаимодействия воспитателей с учителем-логопедом;

           - Отчет об эффективности работы учителя-логопеда за учебный год.

Приложение № 1

к порядку формирования

групп компенсирующей направленности

Руководителю ПМПК

от__________________________________________

                                                                                                     ФИО родителей (законных представителей)

Заявление.

Прошу направить на обследование в  Тайшетскую  психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК)  моего ребенка

________________________________________________________________________________

                                                (ФИО ребенка)

Дата рождения ребенка ________________    

 

МКДОУ _____________

Группа ________

Согласна (ен) на его обследование специалистами ПМПК в составе: учителя –логопеда, председателя ПМПК, заведующего МКДОУ, секретаря ПМПК.

Поставлена (ен)  в известность о необходимости предоставления  следующих  документов для обследования в ПМПК:

  • свидетельство о рождении ребенка (копия);
  • медицинская выписка из истории развития ребенка (мед. работник ДОУ)
  • педагогическое представление (подробная характеристика воспитателя).

Обследование проводится  с письменного согласия  родителей (законных представителей) ребенка.

                               

«__________» ________________20__г.                                             Подпись:___________________

Приложение № 2

к порядку формирования

групп компенсирующей направленности

Выписка из медицинской карты воспитанника

МКДОУ №  _________

Фамилия, имя, возраст ____________________________________________________

Врач – окулист____________________________________________________________

Врач – оториноларинголог__________________________________________________

Детский невролог_________________________________________________________

Хирург__________________________________________________________________

Физическое развитие (группа здоровья, как часто болеет, аппетит, сон и т. д.) ________________________________________________________________________

Дата                                  Мед. сестра ОО                                            подпись          

Приложение № 3

к порядку формирования

групп компенсирующей направленности

Медико- психолого-педагогическое  представление для ПМПК

  на ребёнка   дошкольного возраста

Фамилия, имя, отчество ребёнка ____________________________________________________________________

Дата рождения ___________________________ Адрес______________________________________________________________________

Группа_________________________________________________

С какого возраста посещает данную группу ______________________________________

Сведения о семье_____________________________________________________________

Поведение в группе и общение с взрослыми (понимание требований воспитателя, поведение на занятиях и в играх с детьми _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сформированность игровой деятельности  (сюжет, роли, содержание, длительность, предпочтения, играет один, в паре, коллективно)_____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние знаний ребёнка по разделам программы (знания об окружающем мире, математические навыки, рисование, трудовое обучение, какие затруднения испытывает в обучении)

____________________________________________________________________________

Отношение к занятиям (какие занятия предпочитает, устойчивость внимания, нуждается ли в помощи, заинтересованность в выполнении заданий, понимание сложных многоступенчатых инструкций, отношение к неудачам) _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Работоспособность (как включается в работу, переключаемость с одного вида деятельности на другой, темп работы, когда наблюдается спад работоспособности) ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Социально – бытовые навыки (самообслуживание, помощь воспитателю и детям, опрятность)

_____________________________________________________________________________

Состояние общей и мелкой моторики (координация движений, ведущая рука, владение ножницами, карандашом, кисточкой) __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг, истерики, заторможенность)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатель:

Контактность_________________________________________________________________

Понимание инструкции________________________________________________________

Характер деятельности ________________________________________________________

Темп работы__________________________________________________________________

Эмоционально – личностная сфера ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности внимания ________________________________________________________

Мнестические процессы________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности мышления ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Восприятие пространства ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Восприятие времени __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Восприятие величины, формы, цвета, размера _____________________________________ Индивидуальные особенности ребёнка____________________________________________

психолог:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

Игра - драматизация в группе компенсирующей направленности старшего возраста

Игры - драматизации являются неотъемлемой частью работы по развитию речи с детьми, имеющими речевые нарушения. Данный материал пригодится ,как педагогам коррекционных групп,так и общеразвивающих....

Журнал взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

«Модель взаимодействия специалистов и педагогов в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения»

В данном материале раскрываются аспекты взаимодействия специалистов и педагогов в работе с детьми с нарушением зрения....

Об утверждении Порядка формирования группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

В соответствии с  Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», руководствуясь приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.1...

Рабочая программа совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми в возрасте от 4-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...