Игровые упражнения для развития речи и звукопроизношения.
учебно-методический материал по теме
Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, само реабилитации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_upr.-vystupl._na_metod._uchit.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые упражнения для развития речи и звукопроизношения.
Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка. Современное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, успешной социальной адаптации. Повысить эффективность логопедической работы помогают игровые приемы, игровые упражнения, направленные на формирование коммуникативных умений и навыков, влияющие на развитие речи в целом.
Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, само реабилитации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
Игра – это:
- речевая деятельность;
- мотивированность, отсутствие принуждения;
- развитие и коррекция психических функций и способностей;
- учение с увлечением.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группируя предметы по различным свойствам.
Речевые игры способствуют сенсорному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации, усвоению лексико-грамматических категорий русского языка, а также помогают закреплять и обобщать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач:
-создание психологической готовности детей к речевому общению;
-естественной необходимости многократного повторения ими речевого материала;
-тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Использование речевых игр на логопедических занятиях позволяет достичь следующих целей:
- формирование определенных навыков;
- развитие речевых умений;
- обучение умению учиться;
- развитие необходимых способностей и психических функций;
- познание ( в сфере становления собственного языка);
- запоминание речевого материала.
Логопедические разминки целесообразно применять и на уроках в начальных классах, для закрепления усвоенных на занятиях речевых навыков.
Уделяя должное внимание упражнениям, играм, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи:
Во-первых, косвенным образом идет влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка; во-вторых, решается задача по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Поэтому перед письменными заданиями на уроках русского языка и математики в начальных классах и рекомендуется:
--- нанизывать пуговицы, бусинки на нитку;
--- складывать из мозаики букву, цифру;
--- проводить пальчиковую гимнастику;
---использовать графические упражнения такие, как: «Дорожки», «Дождик», «Штриховка» и т.д.
--- продолжать узоры
При изучении темы «Домашние животные» на уроке развития речи можно использовать такие упражнения:
- Бельевой прищепкой поочередно прищемлять ногтевые фаланги, приговаривая:
Кусается сильно котенок – глупыш
Он думает, это не палец, а мышь(смена рук).
Но я же играю с тобою, малыш.
А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»
- Или другое задание, направленное на развитие пространственной ориентации, зрительно- моторной координации, а также на предупреждение аграмматизмов в устной речи.
- Применение на уроках следующего упражнения развивает в детях с интеллектуальной недостаточностью логическое мышление: процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- Упражнение, в котором необходимо выделить предмет на фоне другого, направлено на развитие зрительного восприятия и способствует развитию базовых предпосылок письменной речи.
Развитие зрительных процессов можно осуществить и на символическом уровне, предлагая следующие игровые упражнения:
- Узнать и назвать недописанные буквы;
- Узнать буквы, наложенные друг на друга;
- Узнать буквы, написанные разным шрифтом;
- Узнать и назвать заштрихованные буквы;
- Найти спрятавшиеся буквы;
- Прочитать слово из недописанных букв;
На уроке чтения полезно «конспектировать» произведения схематическими рисунками. Например, стихотворение А.Барто «Наша Таня» можно проиллюстрировать следующим образом.
Благодаря этим упражнениям у детей повышается мотивация к речи. Логопедические разминки положительно влияют на формирование грамотного письма, повышают качество речевого высказывания.
Для развития зрительного внимания можно применить следующие игровые упражнения:
- Чего не стало, что изменилось;
- Найди два одинаковых предмета;
- Чем отличаются два предмета и т.д.
На развитие зрительного анализа я использую упражнения такого вида как:
- соотнеси форму предмета с геометрической формой;
- предлагаю геометрическое лото, в котором ученик должен найти фигуру в ряду других фигур.
Для развития зрительно-моторной координации использую следующие игровые упражнения:
- обведи предметы по контуру;
- нарисуй по образцу;
- дорисуй вторую половинку бабочки;
- перекопируй;
- проведи линию от машины до гаража;
Для детей с нарушениями интеллекта характерно значительное недоразвитие грамматического строя речи. Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. На протяжении целого ряда занятий я работаю над отработкой падежных окончаний существительных, применяю такие игры, как ,например: «У кого листок». /На наборном полотне предлагаю картинки с изображением листьев. Задаю вопрос: « У кого листок от дуба?» Дети отвечают: «У меня листок от дуба» или «У меня дубовый листок»./
Или предлагаю другую игру «Под чем растут грибы?» /На наборном полотне картинки с изображением различных пород деревьев и цветов. Вопрос: «Под чем растут грибы? Ответы детей: «Грибы растут под дубами, под березами и т. д./
Применяю такие речевые игры, как:
- «Один-много»;
- «Назови ласково»;
- «Съедобное-несъедобное»;
- «Чье гнездо, чьи перья»;
- «Кто с кем»;
- «Вершки,корешки»;
- « Что из чего сделано»;
- «Посчитай 1-2-3»;
- « Кто где живет».
В младших классах специальной коррекционной школы VIII вида расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры, такие ,как:
«Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Какие звуки издает», «Кто как ест», «Кто что делает»
Работу по коррекции звукопроизношения целесообразно начинать с артикуляционной гимнастики. Для преодоления трудностей, обусловленных отклонениями в развитии психической сферы учащихся, используются специальные игровые приемы, разработанные в стихотворной форме.
Например, «Лягушки улыбаются»
Цель: Вырабатывать умение растягивать губы в улыбке, обнажая резцы.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Или «Лопаточка»
Цель: Вырабатывать умение, расслабляя мышцы языка, удерживать его широким.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять и др.
На уроках можно применять игры и упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Особенно эффективными являются следующие игровые дыхательные упражнения: «Цветочный магазин»/тренировка глубокого медленного вдоха через нос/; « Свеча» /тренировка ровного медленного выдоха/; «Насос» /тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетания «п-ш-ш-ш…»/; «Назойливый комар» /тренировка продолжительного з-з-з-з-з-з…/.
Очень полезны игры, развивающие высоту голоса. Они раскрепощают голосовой аппарат ребенка, повышают общий тонус организма, активизируют эмоциональные реакции.
В результате применения перечисленных игр и упражнений у детей нормализуется речевое дыхание, дифференцируется ротовое и носовое дыхание, вырабатывается долгий плавный вдох.
Таким образом, на уроках и на занятиях в школе VIII вида необходимо постоянно применять игры и игровые разминки, упражнения, способствующие развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, нормализации всех тех процессов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида
Набор игр направленных на развитие навыков ориентировки в пространстве для 1-3 классов специальной коррекционной школы VIII вида...
Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями интеллекта как средство подготовки руки к письму
СодержаниеВведение…………………………………………………………...3Глава I. Теоретические основы овладения детьми навыками письма…………………………………………………………………….51.1 Характеристика процесса письма……………………………51.2 Предпосылки форм...
Игры и игровые упражнения для развития фонематических функций
Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания, фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений, на дифференциацию звуков....
Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста
Игровые упражнения для развития скоростных качеств баскетболиста...
Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"
игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...
Игры и игровые упражнения на развитие грамматического строя речи
Игры и игровые упражнения на развитие грамматического строя речи у детец дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...