Игры и игровые упражнения на развитие грамматического строя речи
презентация к уроку

Наталья Анатольевна Киреева

Игры и игровые упражнения на развитие грамматического строя речи у детец дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskiy_stroy_rechi.pptx728.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и игровые упражнения на развитие грамматического строя речи.

Слайд 2

Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок – много. Огурец - огурцы Баклажан - ... Редька - ... Помидор - ... Кабачок - ... Редиска - ... Боб - ... Тыква - ... Патиссон - ...

Слайд 3

Игра «Собери одежду из деталей». Цель: употребление имен сущест­вительных в форме родительного падежа Ход игры: на коврографе перед детьми— изображение куртки с недоста­ющими деталями. Воспитатель. Посмотрите на детали одежды, которые лежат перед вами. Пройдите к коврографу и попробуйте собрать один из предметов одежды, который очень нужен нам осенью. Дети проходят к коврографу и собирают из деталей куртку. Воспитатель. Что у вас получилось? Дети. Мы собрали куртку. Воспитатель. Без чего была куртка вначале? Дети. Куртка была без капюшона, без рукавов, без карманов, без манжет. Воспитатель. Какая теперь куртка? Дети. Куртка нарядная, красивая, яркая, непромокаемая.

Слайд 4

Игра «Чего не купишь в булочной?» Цель: совершенствование грамматического строя речи. Ход игры: Воспитатель. А теперь игра «Чего не купишь в булочной?» Я перечисляю продукты, а вы отгадываете, чего не купишь в бу­лочной. Хлеб, бублики, сметана, булочки. 1-й ребенок. В булочной не купишь сметану. Воспитатель. Правильно. Батон, сухари, рыба, печенье. 2-й ребенок. В булочной нельзя купить рыбу. Воспитатель предлагает детям еще две-три цепочки слов, а потом оценивает их работу.

Слайд 5

Игра «Чего не хватает?» Цель: совершенствование грамматического строя речи. Ход игры: воспитатель помещает на доску перед детьми четыре картинки (газета, журнал, письмо, посылка)и предлагает назвать их. Воспитатель. А теперь вы закроете глаза, а я уберу одну картин­ку. Открыв глаза, вы скажете, чего не стало. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает картинку. Воспитатель. Чего не стало? 1-й ребёнок. Не стало письма. Игра продолжается до тех пор, пока не ответит часть детей.

Слайд 6

Игра с мячом «Кто чем пользуется?» Цель: совершенствование грамматического строя речи. Ход игры: воспитатель берет в руки мяч. Воспитатель. Теперь давайте поиграем в мяч и поговорим о том, чем пользуются рабочие на селе. Чем пользуется тракто­рист? 1-й ребёнок. Трактором, инструментами, плугом, бороной, сеялкой. Воспитатель. Чем пользуется садовод? 2-й ребенок. Лопатой, граблями, кистью, ведром, лейкой, садовыми ножницами. Чем пользуется овощевод? 3-й ребенок. Лопатой, граблями, тяпкой, лейкой. Воспитатель. Чем пользуется комбайнер? 4-йребенок. Комбайном, инструментами.

Слайд 7

Игра «Закончи предложение». Цель: образование и употребление имен сущест­вительных в косвенных падежах. Ход игры: Воспитатель. Сядет тот, кто закончит предложение. У Марины 1-й ребенок. Платье. Воспитатель. Скоро зима, а у Аленки ешё нет теплой меховой... 2-й ребенок. Шубы. Воспитатель. Мама вышила разноцветную бабочку на новой Юлиной... 3-й ребенок. Кофточке. Воспитатель. Андрею и Алеше мама купила по клетчатой... 4-й ребенок. Рубашке.

Слайд 8

Игра с мячом «Большие и маленькие» Цель: употребление существительных с суффиксами - онок -, - енок -, - am -, - ят - Ход игры: Воспитатель. А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детены­шей этого животного и возвращать мяч мне. Волк. 1-й ребёнок. Волчонок, волчата. Воспитатель. Лиса. 2-й ребенок. Лисенок, лисята. Воспитатель. Медведь. 3-й ребенок. Медвежонок, медвежата. Воспитатель. Заяц. 4-й ребенок. Зайчонок, зайчата.

Слайд 9

Игра «Соберем бандероль Буратино». Цель: словарь прилагательных. Ход игры: воспитатель достает контейнер с небольшими предметными картинками. Воспитатель. Будем собирать бандероль Буратино. Но сначала перечислите все, что я приготовила, подобрав слова, отвечающие на вопрос «Ка­кой?», со звуком [ р ]. Дети. Красный помидор, оранжевая морковка, яркий свитер, шерстяной шарф, разноцветные карандаши, разрезные картинки, спортивные трусы, фарфоровая кружка. Воспитатель. Выберите по две картинки, составьте предложе­ния. Старай­тесь по-разному начинать предложения: « Я хочу отправить... Мне нужно отправить...» 1-й ребенок. Я хочу отправить Буратино красный помидор и оранжевую морковку. 2-й ребенок. А мне хочется отправить Буратино яркий сви­тер и шерстяной шарф. 3-й ребенок. Я могу отправить в подарок Буратино разно­цветные карандаши и разрезные картинки. 4-й ребенок. Мне нужно отправить Буратино фарфоровую кружку и спортивные трусы. Воспитатель. Я думаю, Буратино будет доволен, получив такую бандероль.

Слайд 10

Игра «Художники». Цель: со­гласование прилагательных с существительными в роде и числе. Ход игры: Воспитатель ставит перед детьми корзинку, накрытую салфеткой. Воспитатель. Сейчас вы станете художниками и должны будете представить, что раскрасите картинки, которые достанете из кор­зинки. Достаете картинку и рассказываете, какого цвета то, что изображено на ней. Первый ребенок достает одну картинку из-под салфетки и кла­дет ее перед собой. 1-йребёнок. Красный помидор. Второй ребенок достает картинку и кладет ее перед собой. 2-й ребенок. Оранжевая морковь. Третий ребенок достает картинку и кладет ее перед собой. 3-й ребенок. Желтое яблоко. Четвертый ребенок достает картинку и кладет ее перед собой. 4-й ребенок. Зеленые огурцы. Первый ребенок достает еще одну картинку и кладет ее перед собой. 1-й ребёнок. Голубые незабудки. Второй ребенок достает еще одну картинку и кладет ее перед собой. 2-й ребенок. Синий василек. Третий ребенок достает картинку и кладет ее перед собой. 3-й ребенок. Фиолетовая слива. Четвертый ребенок достает еще одну картинку и кладет ее перед собой. 4-й ребенок. Белая снежинка.

Слайд 11

Игра с мячом «Большие и маленькие». Цель: образование существительных с уменьшительными суффиксами, согласование прилагательных с существительными. Ход игры: воспитатель, предлагает детям встать в круг, берет в руки мяч. Воспитатель. Сейчас я буду называть часть тела дикого живот­ного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч, ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мяч мне. У лисы рыжая голова. 1-й ребенок. У лисенка рыженькая головка. Воспитатель. У волка острые зубы. 2-й ребенок. У волчонка остренькие зубки. Воспитатель. У зайца короткий хвост. 3-й ребенок. У зайчонка коротенький хвостик. Воспитатель. У белки черные глаза. 4-й ребенок. У бельчонка черненькие глазки.

Слайд 12

Упражнение «Закончи предложение». Цель: употребление несклоняемого существитель­ного пальто. Ход игры: Воспитатель. Встаньте около своих стульчиков, посмотрите на картинки, которые лежат перед вами, они помогут вам выполнить первое задание. Можно сесть тому, кто закончит начатое мною предложение. Дети по очереди заканчивают предложения и садятся. Воспитатель. Алене купили новое нарядное... 1-й ребёнок. ...красное пальто. Воспитатель. На вешалке в раздевалке много... 2-й ребенок. ...детских пальто. Воспитатель. Мама вышила бабочку на Машином... 3-й ребенок. ...синем пальто. Воспитатель. Даша положила носовой платок в карман... 4-й ребенок. ...зимнего пальто.

Слайд 13

Упражнение «Наведем порядок». Цель: образование существительных с суффик­сом - иц -. Ход игры: воспитатель рассыпает на ковре небольшие предметные картинки (хлеб, хлебница, сухари, сухарница, конфеты, конфетчица, сахар, са­харница). Воспитатель. Вы должны быть такими же хорошими хозяевами, как и Федора в конце сказки. Разложите продукты по местам. Возьмите картинки парами и расскажите, что и куда вы положите. 1-й ребенок. Я положу хлеб в хлебницу. 2-й ребенок. А я положу конфеты в конфетницу . 3-й ребенок. Сухари нужно положить в сухарницу. 4-й ребенок. А сахар — в сахарницу. Воспитатель. Отлично! Вы навели порядок.

Слайд 14

Упражнение «Выбери одежду для прогулки». Цель: согласование прилагательных с существительными. Ход игры: воспитатель предлагает детям по одному плоскостному изображению одежды для того, чтобы собрать на прогулку куклу Машу. Воспитатель. Сегодня холодный сырой осенний день. Выберите такую одежду, которая пригодится Маше для прогулки. Подойди­те к наборному полотну и «оденьте» Машу. Расскажите, что вы выбрали. Подберите к названию одежды как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Дети выбирают одежду для куклы, подходят к наборному полот­ну «одевают» куклу и комментируют свои действия. 1-й ребёнок. Я выбрала для Маши теплый нарядный крас­ный комбинезон с капюшоном. 2-й ребёнок. А я взяла для куклы полосатую пушистую ша­почку с помпоном. 3-й ребёнок. Я взял желтый шерстяной шарф с кисточ­ками. 4-й ребёнок. А я – жёлтые непромокаемые перчатки. Воспитатель. Ну вот, а я подобрала Маше подходящую обувь — синие резиновые сапожки на меху, и она готова к прогулке. Мы будем говорить об одежде, о ее деталях, о матери­алах, из которых ее делают. А для начала ответьте на вопрос, для чего людям нужна одежда. Дети отвечают на вопрос.

Слайд 15

Упражнение «Большие и маленькие». Цель: согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами. Ход игры: Воспитатель. Я буду говорить, что есть у больших снеговиков, а вы будете говорить про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково. Например, у больших снеговиков красные но­сы, а у маленьких снеговиков красненькие носики. У больших сне­говиков черные глаза. Дети. У маленьких снеговиков черненькие глазки. Воспитатель. У больших снеговиков лохматые метлы. Дети. У маленьких снеговиков лохматенькие метелочки. Аналогично логопед дает еще два-три задания по образованию словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных. Логопед. Чудесно! Думаю, что вы хорошо рассмотрели снеговиков.

Слайд 16

Упражнение «Расскажи, какой». Цель: согласование прилагательных с существительными. Ход игры: Воспитатель. Выбе­рите каждый по одной картинке. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» к слову — названию места, нарисованного на картинке. 1-й ребенок. Река красивая, широкая, полноводная, глу­бокая. 2-й ребенок. Площадь красивая, нарядная, мо­щеная, главная. 3-й ребенок. Проспект красивый, широкий, пря­мой, главный. 4-й ребенок. Сад красивый, тенистый, зеленый, тихий. Воспитатель. Молодцы!

Слайд 17

Упражнение «Ответь на вопрос «Какой?» Цель: согласование прилагательных с существительными. Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на картину И. Левитана «Березовая роща» и чита­ет стихотворение Е. Трутневой. Воспитатель. Луг совсем как ситцевый Всех цветов платок — Не поймешь, где бабочка, Где живой цветок. Лес и поле в зелени, Синяя река, Белые, пушистые В небе облака. Воспитатель. Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить сегодня? Дети. Мы будем говорить о лете. Воспитатель. Верно. Мы вспомним все, что вам известно о лете и его приметах. А сейчас еще раз посмотрите на картину И. Левитана «Березовая роща». Расскажите, что вы видите на ней, образуйте словосочетания со словами, отвечающими на вопрос «Какой?» 1-й ребёнок . Белоствольные березы. 2-й ребенок. Изумрудная трава. 3-й ребенок. Солнечный свет. 4-й ребенок. Березовая роща.

Слайд 18

Упражнение «Какой? Какая? Какие?». Цель: образование относительных прила­гательных. Ход игры: Воспитатель. Давайте расскажем, какие домики были у поросят. Я буду прокатывать мячик по столу одному из вас и говорить, из чего сделан домик или его части, а вы будете говорить, какие домик или его части, и возвращать мяч мне. Домик из соломы-какой? 1-й ребёнок. Соломенный. Воспитатель. Домик из дерева - какой? 2-й ребенок. Деревянный. Воспитатель. Домик из камня - какой? 3-й ребенок. Каменный. Воспитатель. Пол из земли - какой? 4-й ребенок. Земляной. Воспитатель. Пол из глины - какой? 1-й ребёнок. Глиняный. Воспитатель. Крыша из железа - какая? 2-й ребенок. Железная. Воспитатель. Труба из кирпича - какая? 3-й ребенок. Кирпичная. Воспитатель. Ступеньки из досок - какие? 4-й ребенок. Дощатые.

Слайд 19

Упражнение «Для чего нужна посуда?» Цель: словарь глаголов. Ход игры: воспитатель держит контейнер, в котором лежит кукольная посуда. Воспитатель предлагает детям выбрать по одному предмету посуды. Воспитатель. Сегодня мы поговорим о посуде, о том, для чего она нужна. Рассмотрите предметы, которые вы выбрали, и расскажите, для чего нужна эта посуда, что можно делать с этой посудой. Подберите как можно больше слов, отвечающих на во­прос «Что делать?» 1-й ребенок. У меня сковорода. На ней можно жарить кот­леты и блины. Ее можно мыть, чистить. 2-й ребенок. У меня поварешка. Поварешкой наливают в тарелки суп, борщ. Ее тоже можно мыть и чистить. 3-й ребенок. А я взяла тарелку. Из этой тарелки можно есть кашу, пюре, макароны. Тарелку можно мыть, вытирать, а еще ее можно нечаянно разбить. 4-й ребенок. А я выбрал вазу для фруктов. В нее кладут фрукты. Ее можно мыть, вытирать. Воспитатель. Вы хорошо рассказали, для чего нужна посуда и что с ней можно делать.

Слайд 20

Упражнение «Построй башню». Цель: расширение словаря глаго­лов по теме «Профессии на стройке» Ход игры: воспитатель достает контейнер с кирпичиками. Воспитатель. Теперь мы будем строить башни из кирпичиков. Тот, кто подберет больше слов, отвечающих на вопрос «Что дела­ет?», построит самую высокую башню. За каждое слово вы будете получать по кирпичику. Вспоминайте, как поросята строили дома, подбирайте подходящие слова. Дети подбирают слова (строить, плести, копать, складывать, крыть, красить, прибивать, штукатурить, стеклить, проводить, белить, утеплять, замазывать и т. п.), получают кирпичики, стро­ят из них башни, определяют победителя.

Слайд 21

Упражнение «У кого сколько?» Цель: согласование числительных с существи­тельными в роде и числе в именительном падеже. Ход игры: на коврографе плоскостные изображения корзинок двух цветов, воспитатель закрепляет в каждой корзинке с помощью «липучек» по несколько грибов. Воспитатель. Сосчитайте грибы у себя в корзинках и расскажи­те, что вы собрали в лесу. Постарайтесь составить красивое пред­ложение. 1-й ребенок. Я нашел три подберезовика. 2-й ребенок. Ау меня два груздя. 3-й ребенок. Я нашла четыре волнушки. 4-йребенок. А я нашла пять лисичек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития грамматического строя речи

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольн...

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Овощи" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и упражнения по  формированию грамматического строя речи по теме "Овощи" у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Посуда" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Посуда" у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Животные жарких стран" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Животные жарких стран" у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Домашние животные и их детёныши" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и игровые упражнения по формированию грамматического строя речи по теме "Домашние животные и их детёныши" у детей дошкольного возраста....

Развиваем речь и мыслительные процессы с использованием игр и упражнений на совершенствование грамматического строя речи

Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается, поэтому развитие речи тесно связано с развитием мыслительных процессов....

Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников в играх и упражнениях

Для детей с общим недоразвитием речи характерно нарушение всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя речи. Представленные ниже игры и упражнения будут способствовать развитию ...