Рабочая программа по ручному труду для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
рабочая программа (9 класс) по теме
Содержание программы + тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ruchnomu_trudu.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по ручному труду для учащихся 9 класса «Особый ребёнок» коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка
Рабочая программа по ручному труду для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2013/2014 учебный год рассчитана на 136 часов (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 4ч в неделю).
Целью обучения ручному труду является освоение детьми и подростками практических навыков и умений работы с природным, бросовым материалом, тканью и другими материалами. Обучение организуется с учётом традиций народного быта и художественных промыслов (местных и региональных), а также современных и традиционных арт-терапевтических технологий. На уроках формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие учащимся выполнять различные поделки вместе с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, ориентируясь на реальные образцы, их объёмные и плоскостные модели, а затем и самостоятельно.
Обучение детей с умеренной умственной отсталостью направлено на решение следующих задач:
- формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для них форме;
- коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их психофизических возможностей;
- воспитание положительных качеств личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность и т.п.);
- воспитание бережного отношения к результатам труда других людей (предметам быта, одежде, игрушкам);
Занимаясь ручным трудом, учащиеся в меру своих возможностей овладевают основами народного ремесла, знакомятся с приёмами работы в разных художественных техниках: составление композиций, лоскутная техника, разнообразные (объёмные) аппликации и лепка, бумагопластика, бумажное плетение, оригами, коллажи, конструирование, техническое моделирование, скрапбукинг.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- основные свойства материалов, используемых при выполнении поделок;
- правила безопасности работы и личной гигиены;
- как сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.
Учащиеся должны уметь:
- организовывать своё рабочее место;
- называть последовательность выполнения работы;
- составлять простейшую композицию, аппликацию по образцу.
Содержание программы.
№ | Тема раздела программы | Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы | Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы | Примечания |
1 2 3 4 5 6 7 | Упражнения с пластилином. Упражнения с бумагой (аппликация). Упражнения с тканью (аппликация). Упражнения с бросовым материалом. Упражнения в технике «скрапбукинг». Упражнения в технике «оригами». Упражнения с пуговицами. | - Свойства пластилина. - Виды бумаги, свойства бумаги, инструменты при работе с бумагой. - Виды ткани. - Бросовый материал, разновидности. - Понятие «скрапбукинг», принадлежности для скрапбукинга. - Понятие «оригами», инструменты для оригами. - Разнообразие пуговиц, способы пришивания пуговиц. | - Умение пользоваться пластилином и стекой, выполнять инструкции учителя при работе с пластилином. - Умение пользоваться ножницами. - Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами. - Умение работать с ножницами и тканью. - Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами. - Умение выполнять задания учителя при работе с бросовым материалом. - Умение выполнять задания учителя при работе в технике «скрапбукинг». - Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами. - Умения выполнять задания по образцу, по словесной инструкции учителя. - Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами. - Соблюдение правил безопасности при работе с ножницами и иглой. |
Реализация учебной программы обеспечивается УМК.
Учебно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Знакомство с книгой Рони Орена "Секреты пластилина". | 1ч | |
2 | Секреты пластилина. Цвета. | 1ч | |
3 | Смешивание цветов пластилина. | 1ч | |
4 | Белый цвет и другие цвета. Смешивание цветов пластилина. | 1ч | |
5 | Подготовка к работе с пластилином. | 1ч | |
6 | Материалы и инструменты при работе с пластилином. | 1ч | |
7 | Работа с пластилином. "Мышка". | 1ч | |
8 | Работа с пластилином. " Улитка". | 1ч | |
9 | Работа с пластилином. Композиция "Весёлые старты". | 1ч | |
10 | Работа с пластилином. Композиция "Весёлые старты". Оформление. | 1ч | |
11 | Работа с пластилином. "Петушок". | 1ч | |
12 | Работа с пластилином. "Цыплёнок". | 1ч | |
13 | Работа с пластилином. "Гусеница". | 1ч | |
14 | Работа с пластилином. "Червячки". | 1ч | |
15 | Работа с пластилином. Композиция " Курочки и петушки". | 1ч | |
16 | Работа с пластилином. Композиция "Курочки и петушки". Оформление. | 1ч | |
17 | Работа с пластилином. "Лягушка". | 1ч | |
18 | Работа с пластилином. "Озеро". | 1ч | |
19 | Работа с пластилином. "Лягушка в воде". | 1ч | |
20 | Работа с пластилином. "Стрекоза". | 1ч | |
21 | Работа с пластилином. Композиция "Лягушки на озере". | 1ч | |
22 | Работа с пластилином. Композиция "Лягушки на озере". Оформление. | 1ч | |
23 | Работа с пластилином. "Ослик". | 1ч | |
24 | Работа с пластилином. "Тележка". | 1ч | |
25 | Работа с пластилином. "Сбруя и вожжи". | 1ч | |
26 | Работа с пластилином. Композиция "Ослик с телегой". | 1ч | |
27 | Работа с пластилином. Композиция "Ослик с телегой". Оформление. | 1ч | |
28 | Работа с пластилином. "Собачка". | 1ч | |
29 | Работа с пластилином. "Комод". | 1ч | |
30 | Работа с пластилином. "Собачка". | 1ч | |
31 | Работа с пластилином. Композиция "Кошка на комоде". | 1ч | |
32 | Работа с пластилином. Композиция "Кошка на комоде". Оформление. | 1ч | |
33 | Работа с пластилином. "Котёнок". | 1ч | |
34 | Работа с пластилином. Композиция "Кот и мыши на мусорке". | 1ч | |
35 | Работа с пластилином. Композиция "Кот и мыши на мусорке". Оформление. | 1ч | |
36 | Работа с пластилином. "Кролик". | 1ч | |
37 | Работа с пластилином. "Морковка". | 1ч | |
38 | Работа с пластилином. "Кукуруза". | 1ч | |
39 | Работа с пластилином. Композиция "Морковное настроение". | 1ч | |
40 | Работа с пластилином. Композиция "Морковное настроение". Оформление. | 1ч | |
41 | Работа с пластилином. "Черепаха". | 1ч | |
42 | Работа с пластилином. Композиция "Остров Черепах". | 1ч | |
43 | Работа с пластилином. Композиция "Остров Черепах". Оформление. | 1ч | |
44 | Работа с пластилином. "Овечка". | 1ч | |
45 | Работа с пластилином. "Свитер и носки из шерсти". | 1ч | |
46 | Работа с пластилином. Композиция "Овечки-рукодельницы". | 1ч | |
47 | Работа с пластилином. Композиция "Овечки-рукодельницы". Оформление. | 1ч | |
48 | Работа с пластилином. "Корова". | 1ч | |
49 | Работа с пластилином. Композиция "Пир коров". | 1ч | |
50 | Работа с пластилином. Композиция "Пир коров". Оформление. | 1ч | |
51 | Аппликация «Яблоня». | 1ч | |
52 | Аппликация «Груша». | 1ч | |
53 | Мозаика из бумаги «Яблоко и груша». | 1ч | |
54 | Мозаика из бумаги «Сливы». | 1ч | |
55 | Мозаика из бумаги «Вишенки». | 1ч | |
56 | Декоративная аппликация «Украсим свитер». | 1ч | |
57 | Декоративная аппликация «Нарядное платье». | 1ч | |
58 | Скрапбукинг. Знакомство с техникой. | 1ч | |
59 | Скрапбукинг. Материалы для скрапбукинга. | 1ч | |
60 | Скрапбукинг. Изготовление открытки для девочки. | 1ч | |
61 | Скрапбукинг. Изготовление открытки для мальчика. | 1ч | |
62 | Скрапбукинг. Изготовление открытки для мамы. | 1ч | |
63 | Скрапбукинг. Изготовление открытки для папы. | 1ч | |
64 | Скрапбукинг. Изготовление картины. | 1ч | |
65 | Скрапбукинг. Изготовление альбома для фотографий. | 1ч | |
66 | Скрапбукинг. Изготовление альбома для фотографий. Продолжение работы. | 1ч | |
67 | Скрапбукинг. Изготовление альбома для фотографий. Завершение работы. | 1ч | |
68 | Аппликация из ткани «Юбка в горошек». | 1ч | |
69 | Аппликация из ткани «Платье в цветочек». | 1ч | |
70 | Мозаика из бумаги «Сапоги-скороходы». | 1ч | |
71 | Плоскостная аппликация «Цветы в горшке». | 1ч | |
72 | Плоскостная аппликация «Цветы в вазе». | 1ч | |
73 | Плоскостная аппликация «Цветы на поляне». | 1ч | |
74 | Шнуровка и завязывание шнурков. | 1ч | |
75 | Объёмная аппликация из конусов «Ветка ёлочки». | 1ч | |
76 | Изготовление помпонов. | 1ч | |
77 | Открытка «Ветка ели с шарами». | 1ч | |
78 | Изготовление объёмной ёлки из бумаги. | 1ч | |
79 | Изготовление ёлочной игрушки «Звезда». | 1ч | |
80 | Аппликация «Снеговик». | 1ч | |
81 | «Ёлочка из ладошек». | 1ч | |
82 | Изготовление гирлянды. | 1ч | |
83 | Игрушка «Кот» из помпонов. | 1ч | |
84 | Рисование пластилином «Рыба». | 1ч | |
85 | Аппликация «Подводный мир». | 1ч | |
86 | Изготовление рамок для фотографий. | 1ч | |
87 | Аппликация из ткани «Цветок». | 1ч | |
88 | Пришивание пуговиц. | 1ч | |
89 | Изготовление открытки с использованием декоративных пуговиц (скрапбукинг). | 1ч | |
90 | Изготовление подушки с декоративными пуговицами. | 1ч | |
91 | Изготовление картины с использованием декоративных пуговиц. | 1ч | |
92 | Плетение закладок из цветной проволоки. | 1ч | |
93 | Изготовление бус из бросового материала. | 1ч | |
94 | Металлический конструктор «Домик». | 1ч | |
95 | Книжка-самоделка с буквами. | 1ч | |
96 | Объемная аппликация «Кораблик». | 1ч | |
97 | Объемная аппликация «Цыпленок». | 1ч | |
98 | Рисование пластилином «Маленький щенок». | 1ч | |
99 | Рисование пластилином «Волшебная птица». | 1ч | |
100 | Изготовление панно «Цветущая яблоня» («квиллинг»). | 1ч | |
101 | Работа с клеем (разновидности клея, свойства клея, предназначение). | 1ч | |
102 | Работа с клеем (склеивание предметов). | 1ч | |
103 | Аппликация (узоры из геометрических фигур). | 1ч | |
104 | Работа с картоном (виды, изделия из картона). | 1ч | |
105 | Работа с картоном (вырезание геометрических фигур из картона). | 1ч | |
106 | Работа с картоном (склеивание кубика из готовой развёрстки). | 1ч | |
107 | Работа с картоном (склеивание коробки из готовой развёрстки). | 1ч | |
108 | Работа с нитками (разновидности ниток, свойства, назначение). | 1ч | |
109 | Работа с нитками (рассматривание образца - узора из ниток). | 1ч | |
110 | Работа с нитками (составление узора из ниток). | 1ч | |
111 | Работа с пластилином. "Слон". | 1ч | |
112 | Работа с пластилином. "Шимпанзе". | 1ч | |
113 | Работа с пластилином. Композиция "Купание слонов". | 1ч | |
114 | Работа с пластилином. Композиция "Купание слонов". Оформление. | 1ч | |
115 | Работа с пластилином. "Жираф". | 1ч | |
116 | Работа с пластилином. Композиция "Жирафы". | 1ч | |
117 | Работа с пластилином. Композиция "Жирафы". Оформление. | 1ч | |
118 | Работа с ножницами и бумагой. Вырезание по прямой линии. | 1ч | |
119 | Работа с ножницами и бумагой. Вырезание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб). | 1ч | |
120 | Резка бумаги ножницами. | 1ч | |
121 | Вырезание полосок бумаги. | 1ч | |
122 | Составление цветка из полосок бумаги. | 1ч | |
123 | Работа с мятой бумагой. | 1ч | |
124 | Работа с гофрированной бумагой. | 1ч | |
125 | Работа с бархатной бумагой. | 1ч | |
126 | Складывание бумаги по линиям. "Веер", "Гармошка". | 1ч | |
127 | Оригами (складывание фигур из бумаги). | 1ч | |
128 | Оригами "Птичка". | 1ч | |
129 | Оригами "Цапля". | 1ч | |
130 | Оригами "Кораблик". | 1ч | |
131 | Оригами "Лодочка". | 1ч | |
132 | Оригами "Мордочка кота". | 1ч | |
133 | Оригами "Ёлочка". | 1ч | |
134 | Раскладывание материала в коробки. | 1ч | |
135 | Уборка своего рабочего места. | 1ч | |
136 | Уборка помещения класса. | 1ч |
Учебно-методический комплекс по предмету «Ручной труд», 9 класс.
Использованные учебники (наименование, автор, год издания). | Использованные пособие для учителя, для учащихся. |
Картушина Г.Б. Домоводство. Учебное пособие для учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1970. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по графике и письму для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы+планирование....
Рабочая программа по предмету: "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 9 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)
Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...