План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».
план-конспект урока по теме
План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи по теме «Семья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema._semya.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 64 «Яблонька»
План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».
Подготовила и провела учитель-логопед Попова Т.В.
Тема: семья.
Цели: 1) Активизация и обогащение словаря детей по теме «семья».
2) Закрепление умения образовывать сравнительную степень прилагательных, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, закрепить умение изменять слова по падежам ( тв.п., пр. п.)
3) Развитие связной речи: закреплять умение составлять рассказ по картинному плану.
4) Развитие психических процессов (внимания и мышления).
5) Воспитание уважительного отношения к взрослым и членам семьи.
Оборудование: родословное дерево, предметные картинки с изображением членов семьи ( 2 бабушки, 2 дедушки, папа, мама, сын ( внук), дочь (внучка), сюжетная картина «Семья», текст Л. Толстого «Старый дед», Незнайка (кукла).
Ход занятия.
- Орг. момент.
-Здравствуйте, дети. Сегодня к нам на занятие пришел Незнайка, он приготовил много вопросов, поможем ему ответить на них?
- Сообщение темы занятия:
-Ребята, перечислите кого вы видите на картинке.
-Как назвать их одним словом? (семья)
- Сегодня на занятии мы будем говорить о семье.
3) Беседа о семье.
-Кого из членов семьи не хватает на картинке? (бабушки, дедушки)
Игровое упражнение «С кем ты живешь?» (словоизменение Тв.п.)
Я живу с мамой, папой, бабушкой, братом…»
Игра на внимание «Будь внимателен».
Хлопни в ладоши, если я назову члена семьи.
Бабушка, соседка, мама, дочка, врач, дворник, дедушка, учитель, папа, сын, продавец, внучка, внук.
_Кто самый младший член семьи на этой картинке?
-Придумайте ему имя.
-Кто самый старший член семьи? Придумайте ему имя и отчество.
- Почему взрослых людей называют по И.О.?
-Откуда берется отчество?
С давних времен в России почитали и уважали отцов и дедов. К их мнению и советам всегда прислушивались. Сажали в доме, за столом на самое почетное место. Первый начинал есть дедушка и только потом приступали к еде все остальные члены семьи.
Послушайте рассказ Л.Н.Толстого и подумайте чему он учит.
Чтение рассказа «Старый дед» Л.Толстого.
-Как вы думаете чему учит этот рассказ? (Заботиться и уважать старых людей)
-А вы заботитесь о своих родственниках? Как?
(помощь по хозяйству, уход и игры с младшими, вежливые и ласковые слова…)
- Физ. Минутка .Игра с мячом «Скажи ласково»
Мама-мамочка, мамулечка;
Дед-дедушка, дедулечка;
Сестра-…
Сын-…
Дочь-…
Брат-…
Внук-…
Внучка-…
- Игра «Ау вас» ( образование сравнительной степени прилагательных)
Составление предложения со значением противопоставления.
Мы с Незнайкой начинаем предложение, а вы должны похвалить семью ещё лучше, чем мы.
Наша семья большая, …а наша еще больше.
Наша семья дружная, а наша ещё дружнее.
крепкая, а наша ещё крепче.
культурная,…
заботливая, …
воспитанная,….
трудолюбивая,…
- Знакомство с родословным деревом.
Незнайка:
-Ой, ребята, смотрите тут какое-то дерево стоит.
-Это не простое дерево, оно рассказывает о всех родственниках одной семьи. Называется оно родословное дерево. Давайте расставим всех членов семьи на свои места.
Внизу самые большие , старые ветви. Сюда мы поставим самых старых и уважаемых членов семьи (бабушки и дедушки: 2 пары)
-Вторые (средние) ветки поменьше, помоложе.
Кого мы поставим на средние ветки? (маму, папу)
Кто ты для мамы?
Кто твоя мама для бабушки и дедушки?
Кто твой папа для бабушки и дедушки?
-Третьи веточки самые молодые. Кого мы поставим на самые верхние веточки?
Кто ты для бабушки, для дедушки?
Кем приходятся мальчик и девочка друг друга (брат и сестра).
- Игра «Старше или младше?»
Сравниваются 2 члена семьи (по картинкам с родословного дерева). Дети составляют предложения.
Мама младше бабушки, а бабушка старше мамы.
Дедушка-внучка;
Папа-сын и т.д.
- «Исправь ошибки незнайки».
Сначала родились мы, а потом наши родители.
Бабушка младше мамы.
Я бабушкин сынок.
- Пословицы, поговорки о семье.
(проводилась предварительная работа с детьми)
- Расскажи о себе по картинному плану.
На доске выставлены картинки-символы: мальчик, дом, цифра(5 или 6),папа, мама, девочка, врач, школа. Каждый ребёнок должен составить рассказ о своей семье, опираясь на картинки-подсказки. Логопед дает образец рассказа:
«Меня зовут Смирнов Виктор. Мне шесть лет. Я родился 5 декабря.
Я живу в многоэтажном доме, на пятом этаже, в двухкомнатной квартире. Мой адрес: улица Беговая, дом 7 квартира 14.
Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает врачом.
Мою маму зовут Вера Сергеевна. Она учительница.
Моей старшей сестре Лене 10 лет. Она учится в школе.»
1-2 ребенка составляет по плану рассказ.
Д/З. Подготовить рассказ о своей семье.
- Итог.
О чем сегодня мы говорили?
Незнайка: Я понял в семье я буду вежливым,воспитанным,заботливым, а когда выйду во двор подерусь с мальчиком, разобью окно, поругаюсь с соседкой, они же не члены моей семьи. Правильно?
Дети объясняют , что нужно быть вежливым всегда.
Вся Земля-наш светлый дом.
Много есть соседей в нем,
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки.
Травка, птички и цветы
И, конечно, я и ты.
В этом славном доме нужно
Жить со всеми очень дружно,
Никого не обижать,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"
Логопедическое занятие по формированию лексико -грамматических категорий и развитию связной речи "Продукты питания"...
Развитие мышления на логопедических занятиях по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР (общим недоразвитием речи)
Основная цель дошкольного образования – полноценное формирование и всестороннее развитие личности каждого ребёнка. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в усло...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"
Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств речи и связной речи с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Птичий двор»
Занятие посвящено лексической теме "Домашние птицы"....
Логопедическое занятие по развитию лексико-граммаических категорий и связной речи. Тема: Составление творческого рассказа по стихотворению С.В.Михалкова "Мой щенок" с пересказом произошедших событий от другого лица.
Цель: развитие связной речи и лексико-грамматических категорий путём использования элементов технологий «пересказ стихотворного текста своими словами», «пересказ произошедших событий...
Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в подготовительной группе «Зима»
Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в подготовительной группе «Зима»...
Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи
Конспект логопедического занятия ориентирован на обучающихся с РАС, обучающихся по АООП 8.2...