Рабочая программа по учебному курсу «Чтение» 6 класс
рабочая программа (6 класс) по теме
На уроках чтения в 6 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. В планирование учебного материала по чтению включены элементы пропедевтического курса по истории «Мир истории». Основные исторические факты и события связаны с литературными произведениями и, таким образом, становятся более доступны для понимания и усвоения. Интегрированная рабочая программа по чтению и пропедевтетическому курсу истории предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных и исторических произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_chtenie.docx | 44.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Колыванская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО ПРИНЯТО РАССМОТРЕНО
приказом директора методическим советом методическим объединением
№____от _____ протокол №____от____ протокол № ___ от ______
______/Медведева И.А. ________/Жукова О.В. ________ /Егорова С.В.
Рабочая программа
По учебному курсу «Чтение»
6 класс
2012-2013 учебный год
Мир истории пропедевтика
Рабочая программа составлена на основе программы
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида»,
М, «Просвещение» - 2010г.
Составитель: Борданенко М.В., учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория
Пояснительная записка.
На уроках чтения в 6 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. В планирование учебного материала по чтению включены элементы пропедевтического курса по истории «Мир истории». Основные исторические факты и события связаны с литературными произведениями и, таким образом, становятся более доступны для понимания и усвоения. Интегрированная рабочая программа по чтению и пропедевтетическому курсу истории предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных и исторических произведений.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных и исторических произведений.
ЗАДАЧИ:
- формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
- знать и понимать доступные исторические события
- уметь последовательно отвечать на вопросы по выбранным темам
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 6 классе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока . В 6 классе- 68 часов в год, 2 часа в неделю; повторение, закрепление пройденного материала.
Распределение учебных часов по четвертям осуществляется следующим образом
3. Учебно – тематический план
№ раздела | тема | Кол-во часов по программ. | Кол-во часов по раб. прог. | Форма контроля результ. |
1. | Устное народное творчество — коллективное творчество народа История имени, фамилии. | 6 | ||
2. | Люблю природу русскую. История улицы, местности | 19 | ||
3. | О далеком прошлом России Страна в которой мы живем Представление о времени. | 6 | ||
4 | Животные в нашем доме. История появления и развития древнего человека..
| 4 | ||
5 | Будь человеком, человек! История человеческого общества Внеклассное чтение | 2 | ||
6 | Они прославили Россию | 2 | ||
7 | Смешное и веселое
| 12 | ||
8 | Вечный свет подвига | 2 | ||
Писатели мира — детям | 11 | |||
Внеклассное чтение история жилища, мебели ,посуды | 4 |
Навыки чтения
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».
Выделение главной мысли произведений и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; Объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Работа с текстом
Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение того или другого с заглавием текста.
Деление текста на части. Составление простого плана под руководством учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.
Календарно - тематическое планирование по чтению в 6 классе.
168 часов – 4 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Содержание Деятельности Наглядность | Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум ЗУН словарь |
«Отечество» по Пескову. История имени,фамилии. | Что такое Родина? Карточки с пословицами, картины родной природы. | 1 | Умение пересказывать Понимать значение слова ЭПИГРАФ | ||
«Россия» М. Ножкин. История улицы. | Нахождение образных слов и выражений. Пословицы о Родине, книги о Родине. | 1 | Уметь осознанно выразительно читать Знать символы России | ||
«Моя Родина» М.Пришвин История местности. | Деление на части, озаглавливание. Пересказ по плану. | 1 | Умение выделять главное, составлять план рассказа | ||
«Сентябрь» В. Бианки | Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы. | 1 | Знать пословицы о природе Уметь выделять главное | ||
«Лес, точно терем расписной…» И. Бунин. | Выразительное чтение наизусть Подбор пословиц и поговорок, подходящих к стихотворению Картины осенней природы | 1 | Знать приметы осени Уметь выразительно читать | ||
«Грабитель» Ю. Качаев | Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу. Работа с иллюстрацией (стр.10) | 1 | Умение пересказывать эпизод по иллюстрации по наводящим вопросам | ||
«Белый домик» Б.Житков | Портрет Б. Житкова, картины моря Нахождение и чтение отрывков из текста по заданному началу. Иллюстрации к произведению. | 1 | Умение воспроизводить текст (пересказывать) | ||
«Звонкие ключи» А. Белорусец | Иллюстрации, физическая карта. Работа по вопросам учебника Составление плана пересказа | 1 | Умение составлять план пересказа Умение находить строки из текста для ответов Умение находить строки для характеристики героев | ||
«Заячьи лапы» К. Паустовский | Чтение, ответы на вопросы. Презентация Портрет автора, иллюстрации, карточки к тексту Проверка техники чтения | 1 | Умение составлять план пересказа Умение находить строки из текста для ответов Умение находить строки для характеристики героев | ||
«Осенний день в берёзовой роще» И.Тургенев | Пересказ по данному плану. Работа по устному иллюстрированию «Осень» Работа с тетрадью – иллюстрирование в словах и красках | 1 | Умение передавать краски природы словами | ||
«Хитрюга» Е. Носов. | Портрет Носова, картинки животных Чтение, ответы на вопросы. Связь с жизнью –рассказы ребят о повадках известных им животных | 1 | Умение рассказывать истории, произошедшие с ребятами Умение выразительно читать | ||
«Октябрь» В. Бианки. | Иллюстрации с изображением природы Выразительное чтение , признаки поздней осени | 1 | Умение предавать краски природы словами | ||
«Петя мечтает» Б.Заходер | Портрет Б. Заходера, стихи автора .Выразительное чтение стихотворений Устный рассказ учащихся- о чём мои мечты… | 1 | Уметь выразительно читать Уметь рассказывать | ||
«Слон и муравей» по Д. Биссету. | Составление характеристики персонажа. Интонационная выразительность текста. Портрет поэта Иллюстрации к произведению | 1 | Умение выражать отношение к поступкам героя | ||
«Как один мальчик играл с палкой» Дж. Родари. | Портрет писателя Выставка книг Чтение по ролям Устный рассказ по картинке (стр.45) Иллюстрации, банк рисунков. | 1 | Умение читать по ролям | ||
Отзыв по рассказу «Как один мальчик играл с палкой». | Читательские дневники, памятка: «Отзыв о прочитанном». | 1 | Умение составлять предложения | ||
«Пуговкин домик» Дж. Родари | Портрет и книги автора, банк рисунков Работа по тексту- чтение, пересказ, иллюстрация (стр.47) | 1 | Уметь пересказывать, отвечать на вопросы учителя | ||
«Учитесь видеть красоту» Внеклассное чтение. История человеческого общества | Книги по теме: «Учитесь видеть красоту». \о природе и человеке\, папка пословиц.Выразительное чтение стихотворений, рассказов. пересказ. Заучивание стих-ния наизусть | 1 | Уметь подобрать произведение к пройденной теме | ||
«Илья Муромец и Соловей - разбойник» Былина | Определение жанровых особенностей Выставка книг Былина, благословение, радельник | 1 | Знать значение слова БЫЛИНА. Уметь выразительно читать | ||
«Ноябрь» В.Бианки. | Выразительное чтение. Нахождение главной мысли произведения. Иллюстрации к произведению из родной природы | 1 | Знать приметы осени Уметь называть краски осени | ||
«Москва» Ф. Глинка. Страна, в которой мы живем | Выразительное чтение, расстановка пауз. Нахождение главной мысли произведения. Иллюстрации к произведению Посад, срединный | 1 | Уметь выразительно читать Уметь находить незнакомые слова | ||
| «Без Нарвы не видать моря» по С. Алексееву. | Портрет писателя Чтение по ролям Работа над интонацией восклицательных предложений | 1 | Уметь выразительно читать, пересказывать Умение выделять незнакомые слова в тексте | |
«На берегу Невы» по С.Алексееву. | Историческая справка о Петре 1 Чтение по ролям Рассказ по иллюстрации (стр.59) Пересказ по плану (стр.60) | 1 | Умение выражать отношение к поступкам героя Уметь пересказывать по плану | ||
«Медаль» по С.Алексееву. | Интонационная выразительность текста. Иллюстрации – в тексте, стр61 Работа в тетради. | 1 | Умение выражать отношение к поступкам героя Уметь пересказывать | ||
«Гришенька» по С.Алексееву | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. | 1 | Уметь характеризовать героев Уметь пересказывать | ||
«Серебряный лебедь» по Е. Холмогоровой | Нахождение и объяснение образных слов. Составление характеристики персонажа по плану. | 1 | Умение выражать отношение к поступкам героя Уметь пересказывать | ||
«Боевое крещение» | Нахождение и объяснение образных слов. Составление характеристики персонажа по плану. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. | 1 | Умение выражать отношение к поступкам героя Уметь пересказывать | ||
«В дни спокойные» | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. | 1 | Уметь характеризовать героев Уметь пересказывать | ||
Отзыв по прочитанному Представление о времени | Высказывание мнений о прочитанном Составление предложений, текста по памятке | 1 | Уметь составлять предложения, текст по вопросам учителя, по памятке | ||
«В несметном нашем богатстве…» Внеклассное чтение | Выразительное чтение, пересказ. | 1 | Уметь читать про себя Уметь пересказывать | ||
«Как Незнайка сочинял стихи» Н. Носов История появления и развития человека | Чтение по ролям Пересказ Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя. Выставка книг | 1 | Умение понимать значение имён героев Уметь читать по ролям Умение выражать отношение к поступкам героя | ||
«Декабрь» В. Бианки. | Приметы зимы Работа над текстом Устное иллюстрирование Банк рисунков | 1 | Знать приметы зимы Уметь называть краски зимы Уметь читать про себя и затем отвечать на вопросы учителя | ||
«Встреча зимы» А.Никитин | Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы. | 1 | Знать приметы зимы Уметь называть краски зимы Умение находить незнакомые выражения и понятия | ||
«Тёплый снег» А. Дорохов. | Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы. | 1 | Уметь выразительно читать Уметь подбирать слова для устного рисования | ||
«Вот север, тучи нагоняя…» А.Пушкин | Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы. | 1 | Умение находить незнакомые выражения Уметь выразительно читать | ||
«Вот север, тучи нагоняя…» А.Пушкин | Интонационно выразительное чтение наизусть | 1 | Уметь выразительно читать наизусть | ||
«Пушкин» Д.Хармс | Чтение, составление плана, пересказ | 1 | Уметь пересказывать Умение читать по ролям | ||
«Январь» В.Бианки. | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя Выставка книг о зиме; картины с зимним пейзажем | 1 | Уметь пересказывать Составлять план пересказа Уметь объяснять значение народных примет | ||
«Ель» Х.-К.Андерсен Отзыв по прочитанной сказке | Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Нахождение в тексте ответа на вопросы. Иллюстрации к произведению Банк рисунков, иллюстрации, памятки по составлению отзывов. | 1 | Уметь выделять главное для пересказа Уметь пересказывать своими словами Уметь составлять отзыв | ||
«Ванька» А.Чехов | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя карточки с заданиями Книги А.П. Чехова, банк рисунков | 1 | Уметь читать по ролям Уметь выражать характер героя, вживаясь в роль Уметь находить незнакомые слова и выражения | ||
Зима в поэзии И.Никитина и И.Сурикова. | Картины зимы, портрет И. Никитина, портрет И. Сурикова.Чтение наизусть. Иллюстрации к произведению | 1 | Умение читать правильно, выразительно Умение выделять главную мысль | ||
«Белый снег, пушистый» - чтение наизусть | Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы. | 1 | Уметь выразительно читать | ||
«Ёлка» М.Зощенко | Чтение по ролям Пересказ от лица героя Иллюстрирование- устное, в красках | 1 | Уметь читать по ролям Умение выражать настроение героя | ||
«Волшебница зима» Внеклассное чтение | Умение передать краски зимы через подбор произведений о зиме Книги о зиме, банк рисунков, разрезные карточки с приметами | 1 | Умение подбирать литературу к заданной тематике | ||
«Пурга» Ю.Рытхэу | Составление характеристики персонажа. Нахождение и объяснение образных слов. Иллюстрации, банк рисунков, папка «Мотивы Севера». | 1 | Уметь сопоставлять картины природы из произведения с картинами зимы из жизни | ||
«Февраль» В. Бианки. | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя Выставка книг Карточки с приметами февраля | 1 | Знать приметы зимы Знать значение пословиц о зиме | ||
«12 месяцев» С.Я.Маршак. | Просмотр отрывка мультфильма Чтение по ролям Составление характеристики персонажа. Иллюстрации, банк рисунков Детская иллюстрированная книга, фильм | Уметь читать по ролям Уметь пересказывать Уметь составлять характеристику героев Умение выразить отношение к героям | |||
«Снежная королева» Х.-К. Андерсен. Составление отзыва | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Работа с иллюстрациями к сказке Банк рисунков, памятки по составлению отзывов, читательские дневники, книга и фильм «Снежная королева». | 1 1 | Уметь находить отрывки в тексте по заданию Уметь читать по ролям Уметь выразить отношение к героям | ||
«О друзьях –товарищах» Внеклассное чтение | Книги о дружбе | 1 | Знать понятие ДРУЖБА | ||
«Первые приметы» С.Смирнов. | Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз. Интонационная выразительность текста. Картины с изображением ранней весны. Чтение наизусть | 1 | Знать приметы ВЕСНЫ Знать пословицу о зиме и весне | ||
«Март» В. Бианки. | Нахождение и объяснение образных слов. Народные приметы – карточки. | 1 | Знать приметы ВЕСНЫ Знать пословицы о зиме | ||
«Весна идёт» по В. Пескову. | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ Картина И. Левитана «Март»..- устное рисование | 1 | Уметь устно иллюстрировать прочитанное Знать приметы зимы Знать значение пословиц о зиме | ||
«Жаркий час» М. Пришвин. | Составление плана пересказа. Пересказ. Иллюстрации к произведению Картинки зверей, птиц. | 1 | Уметь устно иллюстрировать прочитанное | ||
«Жаворонок» В. Жуковский. | Нарисовать устно картинку к стихотворению Составление характеристики персонажа. Чтение наизусть | 1 | Картинка жаворонка, стихи о весне для индивидуальной работы. | ||
«Детство Никиты» А. Толстой. | Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Иллюстрации к произведению Портрет А.Н. Толстого | 1 | Уметь находить отрывки в тексте по заданию Уметь читать по ролям Уметь выразить отношение к героям | ||
«Апрель» В.Бианки. | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя Выставка книг Книга «Синичкин календарь», карточки с народными приметами. | 1 | Знать приметы весны Уметь устно иллюстрировать | ||
«Стальное колечко» К. Паустовский. | Чтение, пересказ Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос, чтение по ролям иллюстрации к сказке | 1 | Уметь пересказывать, анализировать характер героев | ||
«Кот в сапогах» В. Драгунский. | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Портрет писателя Выставка книг,банк рисунков. | 1 | Умение передать характер героя через чтение по ролям | ||
«Заяц и ёж» Д.Хармс. | Составление плана пересказа. Пересказ. Иллюстрации к произведению Иллюстрация, картинки животных. | 1 | Умение пересказывать Умение выделять основную мысль | ||
«Зеркало и обезьяна» И. Крылов | Выразительное чтение басен, расстановка пауз. Чтение басен по ролям. Нахождение главной мысли произведения. Иллюстрации к произведению | 1 | Умение читать выразительно по ролям Умение понимать мораль басен | ||
«Рикки - Тики – Тави» по Р. Киплингу. Составление отзыва по произведению «Рикки - Тики – Тави» | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ по плану. Иллюстрации, банк рисунков, карточки – задания для дифференцированной работы с текстом. Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. Портрет писателя Выставка книг | Умение озаглавливать Умение читать по ролям Умение пересказывать Умение выделять основную мысль Умение выражать отношение к герою | |||
«Дождь пролетел» В. Набоков | Выразительное чтение наизусть Стихи русских поэтов о природе. | Умение читать наизусть | |||
«Май» В. Бианки. | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Выставка книг о весне Народные приметы- карточки | Знать приметы о весне Уметь пересказывать | |||
«Наши песни спеты на войне» М. Дудин. | Выразительное чтение Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажей Иллюстрации времен ВОВ | 1 | Умение интонационно, выразительно читать | ||
«Корзина с еловыми шишками» по К. Паустовскому История жилища, мебели, посуды | Интонационная выразительность текста. Иллюстрации к произведению Устное рисование музыки, героини Портрет К. Паустовского, иллюстрации, банк рисунков. | 1 | Умение выразить отношение к героям рассказа Умение пересказывать частично, кратко Уметь находить строчки из текста для ответа на вопрос | ||
«Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери | Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Банк рисунков | 1 | Умение выразить отношение к героям рассказа Умение пересказывать | ||
«Зорькина песня» В. Астафьев. | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Портрет писателя Выставка книг Иллюстрации птиц | 1 | Умение выразить отношение к героям рассказа Умение пересказывать Умение находить незнакомые слова | ||
«Нынче ветер…» Н.Рыленков | Выразительное чтение стихотворения Устное рисование Краски | 1 | Уметь читать выразительно |
Для реализации программного содержания курса «Русский язык» используются следующие учебники:
Учебник чтения для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида З.Ф.Малышевой. - Изд. «Просвещение», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)
Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...
Рабочая программа учебного курса 9 класса "Математика вокруг нас"
Рабочая прогрпмма по предмету математика для внеурочной деятельности в 9 классе...