Рабочая программа по учебному курсу «Чтение» 6 класс
рабочая программа (6 класс) по теме

Борданенко Мария Васильевна

 

     На уроках чтения в 6  классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. В планирование учебного материала по чтению включены элементы пропедевтического курса по истории «Мир истории».  Основные исторические факты и события связаны с литературными произведениями и, таким образом, становятся более доступны для понимания и усвоения. Интегрированная рабочая программа по чтению и пропедевтетическому курсу истории  предназначена для   развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных и исторических произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_chtenie.docx44.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Колыванская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО                              ПРИНЯТО                          РАССМОТРЕНО

приказом директора            методическим советом        методическим объединением

№____от _____              протокол  №____от____            протокол  № ___ от ______

______/Медведева И.А.   ________/Жукова О.В.             ________ /Егорова С.В.  

Рабочая программа

По учебному курсу «Чтение»

6 класс

2012-2013 учебный год

Мир истории пропедевтика

Рабочая программа  составлена на основе программы

«Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида»,

М, «Просвещение» - 2010г.

Составитель:    Борданенко М.В., учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория

Пояснительная записка.

     На уроках чтения в 6  классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. В планирование учебного материала по чтению включены элементы пропедевтического курса по истории «Мир истории».  Основные исторические факты и события связаны с литературными произведениями и, таким образом, становятся более доступны для понимания и усвоения. Интегрированная рабочая программа по чтению и пропедевтетическому курсу истории  предназначена для   развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных и исторических произведений.

ЦЕЛЬ:  развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения  и понимание, осмысление  и пересказ содержания художественных и исторических произведений.

     

ЗАДАЧИ:

  • формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
  • развивать полноценное  восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
  • развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
  • знать и понимать доступные исторические события
  • уметь последовательно отвечать на вопросы по выбранным темам

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

      В  6  классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 6  классе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 6 класса. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока . В 6  классе- 68 часов  в год, 2 часа в неделю; повторение, закрепление пройденного материала.

Распределение учебных часов по четвертям осуществляется следующим образом

3. Учебно – тематический план

раздела

тема

Кол-во

часов по программ.

Кол-во

часов по

раб. прог.

Форма

контроля

результ.

1.

     Устное народное творчество — коллективное творчество народа

 История имени, фамилии.

6

2.

Люблю природу русскую. История улицы, местности

19

3.

О далеком прошлом России

Страна в которой мы живем

Представление о времени.

6

4

Животные в нашем доме.

 История появления и развития древнего человека..

      

4

5

Будь человеком, человек! История человеческого общества

Внеклассное чтение

2

6

Они прославили Россию

2

7

Смешное и веселое

      

12

8

Вечный свет подвига

2

  Писатели мира — детям

11

Внеклассное чтение история жилища, мебели ,посуды

4

Навыки чтения

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведений и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

 Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; Объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Работа с текстом

      Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
      Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
      Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение того или другого с заглавием текста.
      Деление текста на части. Составление простого плана под руководством учителя.
      Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
      Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
      Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
      Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
      Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.

 

Календарно - тематическое планирование по чтению в 6 классе.

168 часов – 4 часа в неделю

№ п/п

Тема урока

Содержание

Деятельности

Наглядность

Кол-во часов

Дата

Обязательный минимум

ЗУН

словарь

«Отечество» по Пескову.

История имени,фамилии.

Что такое Родина? Карточки с пословицами, картины родной природы.

1

Умение пересказывать

Понимать значение слова  ЭПИГРАФ

«Россия» М. Ножкин. История улицы.

Нахождение образных слов и выражений. Пословицы  о  Родине,  книги  о  Родине.

1

Уметь осознанно выразительно читать

Знать символы России

«Моя  Родина» М.Пришвин

История местности.

Деление на части, озаглавливание. Пересказ по плану.

1

Умение выделять главное, составлять план рассказа

«Сентябрь» В. Бианки

Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы.

1

Знать пословицы о природе

Уметь выделять главное

«Лес,  точно  терем  расписной…» И.  Бунин.

Выразительное чтение наизусть Подбор пословиц и поговорок, подходящих к стихотворению

 Картины осенней природы

1

Знать приметы осени

Уметь выразительно читать

 «Грабитель» Ю. Качаев

Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

Работа с иллюстрацией (стр.10)

1

Умение пересказывать эпизод по иллюстрации по  наводящим вопросам

«Белый  домик» Б.Житков

Портрет  Б.  Житкова,  картины  моря Нахождение и чтение отрывков из текста по заданному началу. Иллюстрации к произведению.

1

Умение воспроизводить текст (пересказывать)

«Звонкие  ключи»

А. Белорусец

Иллюстрации,  физическая  карта.

Работа по вопросам учебника

Составление плана пересказа

1

Умение составлять план пересказа

Умение находить строки из текста для ответов

Умение находить строки для характеристики героев

«Заячьи  лапы»

К.  Паустовский

Чтение, ответы на вопросы. Презентация Портрет  автора,  иллюстрации, карточки к тексту

Проверка техники чтения

1

Умение составлять план пересказа

Умение находить строки из текста для ответов

Умение находить строки для характеристики героев

«Осенний день в берёзовой роще» И.Тургенев

Пересказ по данному плану.

Работа по устному иллюстрированию «Осень»

Работа с тетрадью – иллюстрирование в словах и красках

1

Умение передавать краски природы словами

«Хитрюга» Е. Носов.

Портрет   Носова,  картинки животных  Чтение, ответы на вопросы.

Связь с жизнью –рассказы ребят о повадках известных им животных

1

Умение рассказывать истории, произошедшие с ребятами

Умение выразительно читать

«Октябрь» В.  Бианки.

Иллюстрации с изображением природы

Выразительное чтение , признаки поздней осени

1

Умение предавать краски природы словами

«Петя  мечтает»

Б.Заходер

Портрет  Б.  Заходера,  стихи автора

.Выразительное чтение стихотворений

Устный рассказ учащихся- о чём мои мечты…

1

Уметь выразительно читать

Уметь рассказывать

«Слон  и  муравей»

по  Д.  Биссету.

Составление характеристики персонажа.

Интонационная выразительность текста. Портрет поэта

Иллюстрации к произведению

1

Умение выражать отношение к поступкам героя

«Как один  мальчик  играл  с  палкой»

Дж.  Родари.

Портрет писателя

Выставка книг Чтение по ролям

Устный рассказ по картинке  (стр.45)

Иллюстрации, банк  рисунков.

1

Умение читать по ролям

Отзыв  по  рассказу  «Как  один  мальчик  играл  с  палкой».

Читательские  дневники,  памятка:  «Отзыв о  прочитанном».

1

Умение составлять предложения

 «Пуговкин  домик»

Дж. Родари  

Портрет  и  книги  автора,  банк  рисунков  

Работа по тексту- чтение, пересказ, иллюстрация (стр.47)

1

Уметь пересказывать, отвечать на вопросы учителя

«Учитесь  видеть красоту»

Внеклассное  чтение.

История человеческого общества

Книги  по  теме: «Учитесь  видеть  красоту». \о  природе          и  человеке\,  папка  пословиц.Выразительное чтение стихотворений, рассказов. пересказ.

Заучивание стих-ния наизусть

1

Уметь подобрать произведение к пройденной теме

«Илья  Муромец  и Соловей - разбойник»

Былина

Определение жанровых особенностей

Выставка книг 

        Былина, благословение, радельник

1

Знать значение слова  БЫЛИНА. Уметь выразительно читать

«Ноябрь» В.Бианки.

Выразительное чтение. Нахождение главной мысли произведения.

Иллюстрации к произведению из родной природы

1

Знать приметы осени

Уметь называть краски осени

«Москва» Ф. Глинка.

Страна, в которой мы живем

Выразительное чтение, расстановка пауз. Нахождение главной мысли произведения.

Иллюстрации к произведению

Посад, срединный

1

Уметь выразительно читать

Уметь находить незнакомые слова

  1. И

«Без  Нарвы  не  видать  моря» по  С.  Алексееву.

Портрет писателя

Чтение по ролям

Работа над интонацией восклицательных предложений

1

Уметь выразительно читать, пересказывать

Умение выделять незнакомые слова в тексте

«На  берегу Невы»

по  С.Алексееву.

Историческая справка о Петре 1

Чтение по ролям

Рассказ по иллюстрации (стр.59)

Пересказ по плану (стр.60)

1

Умение выражать отношение к поступкам героя 

Уметь пересказывать по плану

«Медаль»

по  С.Алексееву.

Интонационная выразительность текста. Иллюстрации – в тексте, стр61

Работа в тетради.

1

Умение выражать отношение к поступкам героя 

Уметь пересказывать

«Гришенька»

по  С.Алексееву

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

1

Уметь характеризовать героев

Уметь пересказывать

«Серебряный  лебедь»  по  Е.  Холмогоровой

Нахождение и объяснение образных слов.

Составление характеристики персонажа по плану.

1

Умение выражать отношение к поступкам героя 

Уметь пересказывать

«Боевое  крещение»

Нахождение и объяснение образных слов.

Составление характеристики персонажа по плану.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

1

Умение выражать отношение к поступкам героя 

Уметь пересказывать

«В  дни  спокойные»

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

1

Уметь характеризовать героев

Уметь пересказывать

Отзыв по прочитанному

Представление о времени

Высказывание мнений о прочитанном

Составление предложений, текста по памятке

1

Уметь составлять предложения, текст по вопросам учителя, по памятке

«В  несметном  нашем  богатстве…» Внеклассное  чтение

Выразительное чтение, пересказ.

1

Уметь читать про себя

Уметь пересказывать

«Как  Незнайка  сочинял  стихи» Н.  Носов

История появления и развития человека

Чтение по ролям

Пересказ

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя.

Выставка книг

1

Умение понимать значение имён героев

Уметь читать по ролям

Умение выражать отношение к поступкам героя

«Декабрь» В.  Бианки.

Приметы зимы

Работа над текстом

Устное иллюстрирование

Банк рисунков

1

Знать приметы зимы

Уметь называть краски зимы

Уметь читать про себя и затем отвечать на вопросы учителя

«Встреча  зимы» А.Никитин

Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы.

1

Знать приметы зимы

Уметь называть краски зимы

Умение находить незнакомые выражения и понятия

«Тёплый  снег»

 А.  Дорохов.

Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы.

1

Уметь выразительно читать

Уметь подбирать слова для устного рисования

«Вот север, тучи нагоняя…» А.Пушкин

Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы.

1

Умение находить незнакомые выражения

Уметь выразительно читать

«Вот север, тучи нагоняя…» А.Пушкин

Интонационно выразительное чтение наизусть

1

Уметь выразительно читать наизусть

«Пушкин» Д.Хармс

Чтение, составление плана, пересказ

1

Уметь пересказывать

Умение читать по ролям

«Январь» В.Бианки.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя

Выставка книг о зиме; картины  с зимним пейзажем

1

Уметь пересказывать

Составлять план пересказа

Уметь объяснять значение народных примет

«Ель» Х.-К.Андерсен

Отзыв по прочитанной сказке

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа.

Нахождение в тексте ответа на вопросы. Иллюстрации к произведению Банк  рисунков,  иллюстрации,  памятки  по  составлению  отзывов.

1

Уметь выделять главное для пересказа

Уметь пересказывать своими словами

Уметь составлять отзыв

«Ванька» А.Чехов

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя

карточки с  заданиями Книги  А.П.  Чехова,  банк  рисунков

1

Уметь читать по ролям

 Уметь выражать характер героя, вживаясь в роль

Уметь находить незнакомые слова и выражения

Зима  в  поэзии  И.Никитина  и  И.Сурикова.

Картины  зимы,  портрет  И.  Никитина,  портрет  И.  Сурикова.Чтение наизусть. Иллюстрации к произведению

1

Умение читать правильно, выразительно

Умение выделять главную мысль

«Белый снег, пушистый» - чтение наизусть

Интонационно выразительное чтение Иллюстрации к произведению из родной природы.

1

Уметь выразительно читать

«Ёлка» М.Зощенко

Чтение по ролям

Пересказ от лица героя

Иллюстрирование- устное, в красках

1

Уметь читать по ролям Умение выражать настроение героя

«Волшебница  зима»

Внеклассное  чтение

Умение передать краски зимы через подбор произведений о зиме 

Книги  о  зиме,  банк  рисунков,  разрезные карточки с приметами

1

Умение подбирать литературу к заданной тематике

«Пурга» Ю.Рытхэу

Составление характеристики персонажа.

Нахождение и объяснение образных слов.

Иллюстрации,  банк  рисунков,  папка  «Мотивы  Севера».

1

Уметь сопоставлять картины природы из  произведения с картинами зимы из жизни

«Февраль» В. Бианки.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя

Выставка книг Карточки с приметами февраля

1

Знать приметы зимы

Знать значение пословиц о зиме

«12  месяцев»  С.Я.Маршак.

Просмотр отрывка мультфильма

Чтение по ролям

Составление характеристики персонажа. Иллюстрации,  банк  рисунков

Детская  иллюстрированная  книга,  фильм

Уметь читать по ролям

Уметь пересказывать

Уметь составлять характеристику героев

Умение выразить отношение к героям

«Снежная  королева»

Х.-К. Андерсен.

Составление  отзыва

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ.

Работа с иллюстрациями к сказке

Банк  рисунков,  памятки  по  составлению  отзывов,  читательские  дневники,  книга и фильм «Снежная  королева».

1

1

Уметь находить отрывки в тексте по заданию

Уметь читать по ролям

Уметь выразить отношение к героям

«О  друзьях –товарищах»

Внеклассное  чтение

Книги  о  дружбе

1

Знать понятие ДРУЖБА

«Первые  приметы»

С.Смирнов.

Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз.

Интонационная выразительность текста. Картины с изображением ранней  весны. Чтение наизусть

1

Знать приметы ВЕСНЫ

Знать  пословицу о зиме и весне

«Март» В. Бианки.

Нахождение и объяснение образных слов. Народные  приметы – карточки.

1

Знать приметы ВЕСНЫ

Знать  пословицы о зиме

«Весна  идёт»

по  В.  Пескову.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ

 Картина  И.  Левитана  «Март»..-  устное рисование

1

Уметь устно иллюстрировать прочитанное

Знать приметы зимы

Знать значение пословиц о зиме

«Жаркий  час»

 М. Пришвин.

Составление плана пересказа. Пересказ. Иллюстрации к произведению

Картинки  зверей,  птиц.

1

Уметь устно иллюстрировать прочитанное

«Жаворонок»

В.  Жуковский.

Нарисовать устно картинку к стихотворению

Составление характеристики персонажа.

Чтение наизусть

1

Картинка  жаворонка,  стихи  о  весне  для  индивидуальной  работы.

«Детство  Никиты»

А. Толстой.

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа. Иллюстрации к произведению Портрет  А.Н.  Толстого

1

Уметь находить отрывки в тексте по заданию

Уметь читать по ролям

Уметь выразить отношение к героям

«Апрель» В.Бианки.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Портрет писателя

Выставка книг

Книга  «Синичкин  календарь»,  карточки с народными приметами.

1

Знать приметы весны

Уметь устно иллюстрировать

«Стальное  колечко»

К.  Паустовский.

Чтение, пересказ

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос, чтение по ролям

 иллюстрации к  сказке

1

Уметь пересказывать, анализировать характер героев

«Кот  в  сапогах» В.  Драгунский.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Портрет писателя

Выставка книг,банк  рисунков.

1

Умение передать характер героя через чтение по ролям

«Заяц  и  ёж» Д.Хармс.

Составление плана пересказа. Пересказ. Иллюстрации к произведению

 Иллюстрация,  картинки  животных.

1

Умение пересказывать

Умение выделять основную мысль

«Зеркало  и  обезьяна»

  И. Крылов

Выразительное чтение басен, расстановка пауз. Чтение басен по ролям. Нахождение главной мысли произведения.

Иллюстрации к произведению

1

Умение читать выразительно по ролям

Умение понимать мораль басен

«Рикки -  Тики – Тави»

 по  Р.  Киплингу.

Составление  отзыва по произведению «Рикки -  Тики – Тави»

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ по плану. Иллюстрации,  банк  рисунков,  

карточки – задания  для  дифференцированной  работы  с  текстом. Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. Портрет писателя

Выставка книг

Умение озаглавливать

Умение читать по ролям

Умение пересказывать

Умение выделять основную мысль

Умение выражать отношение к герою

 «Дождь  пролетел»

В.  Набоков  

Выразительное чтение наизусть 

Стихи  русских  поэтов  о  природе.

Умение читать наизусть

«Май»  В.  Бианки.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ.

Выставка книг о весне 

Народные  приметы- карточки

Знать приметы о весне

Уметь пересказывать

«Наши  песни  спеты  на  войне»  М.  Дудин.

Выразительное чтение

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажей

Иллюстрации

 времен ВОВ

1

Умение интонационно, выразительно читать

«Корзина  с  еловыми  шишками»  по  

К.  Паустовскому

История жилища, мебели, посуды

Интонационная выразительность текста. Иллюстрации к произведению

Устное рисование музыки, героини Портрет  

К. Паустовского,  иллюстрации,  банк  рисунков.

1

Умение выразить отношение к героям рассказа

Умение пересказывать частично, кратко

Уметь находить строчки из текста для ответа на вопрос

«Маленький  принц»  по  А.  де  Сент-Экзюпери

Нарисовать устный портрет.

Составление характеристики персонажа. Банк рисунков

1

Умение выразить отношение к героям рассказа

Умение пересказывать

«Зорькина  песня»

 В. Астафьев.

Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. Портрет писателя

Выставка книг

 Иллюстрации птиц

1

Умение выразить отношение к героям рассказа

Умение пересказывать

Умение находить незнакомые слова

 «Нынче  ветер…»

Н.Рыленков  

Выразительное чтение стихотворения

Устное рисование

Краски

1

Уметь читать выразительно

Для реализации программного содержания курса «Русский язык» используются следующие учебники:

Учебник чтения для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида З.Ф.Малышевой. - Изд. «Просвещение», 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Рабочая программа учебного курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" (5 - 9 классы)

Программа курса "Основы смыслового чтения и работа с текстом" для 5-9 классов. Цель рабочей программы - воспитание грамотного компетентного читателя, иимеющего стойкую привычку к познанию ми...

Рабочая программа учебного курса 6 класс

quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...

Рабочая программа учебного курса 8 класс

quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...

Рабочая программу учебного курса 9 класс

Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....

Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"

Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...

Рабочая программа учебного курса 9 класса "Математика вокруг нас"

Рабочая прогрпмма по предмету математика для внеурочной деятельности в 9 классе...