"Работа учителя - дефектолога с детьми двух - трёхлетнего возраста в условиях Дома ребёнка"
статья на тему
Задачи учителя - дефектолога: формирование у ребёнка потребности в общении, активизация словаря по звуко - слоговой структуре, обучение фразовой речи, развитие познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_rannem_detstve_otmechaetsya_burnoe_razvitie_sleduyushchikh_fizicheskikh_sfer.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
В раннем детстве отмечается бурное развитие следующих физических сфер: общение, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательный и эмоциональной – волевой сфер.
Ребёнок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. Речь является основой формирования социальных связей ребёнка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитие речи у ребёнка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.
Первой задачей является формирование у ребёнка потребности в общении. Для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Если малыш тянет руки к игрушке, стремится криком привлечь внимание взрослого; ему удаётся произнести звукосочетание, похожие на слово «дай», взрослый тут же даёт ему эту игрушку.
На данном этапе речевого развития большую роль играют имитация и звукоподражание. Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали, с орехами, с орехами, с орехами…» побуждает ребёнка вслед за взрослыми изобразить ситуацию, а затем подражать его речи. В присутствии малыша педагог говорит за разных зверушек, имитирует звуки, издаваемые ими, произносит междометия, отражающие эмоциональное состояние (ай – ай – ай, ох). Желательно просто просить малыша повторить звукосочетания, и создать игровую ситуацию. Например, играем в прятки (ку – ку), говорим по телефону (динь – динь), играем в поездку на машине, поезде (би – би, ту – ту ) и так далее. Можно рассказать сказку «Курочка Ряба», при этом ребёнок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку (ко – ко – ко), изображает, как упало яичко, как плачут дед и баба.
По звуко – слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов, звукоподражания, затем двусложные слова с открытыми слогами; трёхсложные слова с открытыми слогами.
Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети научаются обращаться с просьбой (« Дай то – то» ; «Мама, дай то – то;), затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и , наконец , с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где Ляля?»).
Существуют некоторые рекомендации по развитию речи детей:
- Необходимо повторять сказанное, постоянно повторять некоторые «ключевые» слова.
- Говорить достаточно громко.
- Говорить о том, что происходит здесь и теперь.
- Следить за ясностью произношения. Ребёнок должен следить за артикуляцией взрослого.
- Задавать простые вопросы.
- Поощрять усилия малыша и не слишком часто исправлять его ошибки.
- Помогать ребёнку употреблять уже знакомые ему слова.
- Свести к минимуму «сюсюкание».
- Исключить понукания: «Скажи «часы» и т. д.», так как они вызывают негативную реакцию.
- Стимулировать у ребёнка использование жестов в общении.
- Речь взрослого не должна быть стереотипной. «Пошли мыть руки» можно заменить на «Вымоем руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки» и т. д..
Работая над развитием речи, нужно учитывать такой аспект: в зависимости от ряда причин у одних детей сосредоточение на предмете, внимание к речи и её понимание, активная речь появляются раньше, у других - позже; поэтому нельзя проводить чёткую грань между развитием пассивной и активной речи. Такое искусственное деление может привести к задержке формирования активной речи у отдельных детей. Уже при появлении первых слов во время лепета необходимо постоянно побуждать детей к произнесению отдельных, доступных им слов, звукоподражаний , то есть вызывать у них активную речевую реакцию. При соблюдении этих требований на одном занятии возможно развитие детей с разными речевыми возможностями: у одних актуализируется пассивная речь, у других – активная.
Санкт – Петербургский Институт раннего вмешательства выпустил «Руководство по раннему обучению», разработанное американскими дефектологами. Вот некоторые из предложенных ими занятий.
- Взрослый показывает, как он чистит зубы, моет руки, подметает пол. Ребёнок должен угадать, что делает взрослый. Выложить на стол несколько предметов мяч, ложку, чашку, мыло и т. д.. Попросить ребёнка показать, чем мы едим, с чем мы играем, с чем мы моем руки и т. д.. Тогда ребёнок будет безошибочно показывать предметы, начинать показывать на предмет и спрашивать, что мы делаем с помощью этого предмета.
- Пользоваться такими предметами как кувшин, коробки, двери, ящики шкафов и т. д.. Показывать ребёнку открытый и закрытый предмет и соответственно называть его: «ящик закрыт (открыт)». Открывая и закрывая предметы, спрашивать у ребёнка: «Коробка открыта или закрыта?». Обязательно хвалить ребёнка.
Поиграть с ребёнком, пряча в коробку маленькую игрушку. Пусть ребёнок просит вас открывать и закрывать различные ёмкости, руководя поисками. Когда он попросит открыть ту коробку, в которой спрятана игрушка, пусть ребёнок возьмёт её в награду.
- Сочинять свои собственные песенки и стихи обо всём, что делаем с ребёнком. Застёгивая на ребёнке пальто, напевать: «Одна маленькая, две маленькие, три маленькие пуговки». Или купая ребёнка, петь о том, как моем его ушки, шею и т. д.
Большое внимание на занятиях с учителем – дефектологом уделяется развитию познавательной сферы. У двухлетних детей происходит переход к более полному и всестороннему восприятию в связи с овладением предметной деятельностью, особенно – орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет), приводя их в соответствие по заданному признаку. Хотя в этом возрасте ребёнок редко пользуется зрительным соотношением, а использует развёрнутое «примеривание», однако оно обеспечивает лучший учёт свойств и отношений объектов, даёт больше возможностей осуществлять выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу сначала начинает осуществляться ребёнком по отношению к форме и величине, т. е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уже затем – по отношению к цвету.
Наименование задания | возраст | |
2 – 2,6 | 2,6 - 3 | |
Вставить фигурки в пазы | 3 | 6 |
Спрятать шарик в коробочку | 2 | 4 |
Разобрать и собрать пирамидку | 3 кольца | 4 кольца |
Подобрать парные картинки | 2 пары | 4 пары |
Подобрать цветные кубики | 2 цвета | 4 цвета |
Сложить целую картинку из частей | 2 | 3 |
Достать тележку | скользящая тесёмка | скользящая и ложная тесьма |
Построить из палочек | 2 | 3 |
Нарисовать | дорожку | домик |
Задания, направленные на познавательное развитие
Особого внимания требует развитие продуктивной деятельности (конструктивной, изобразительной). Развивается не только восприятие и представления, но и моторика, зрительно – двигательная координация, мышление, анализ объекта, выделение главного.
Для качественной реализации задач по развитию ребёнка необходимо учитывать наличие развивающей предметно – пространственной среды. Основными характеристиками предметной среды для детей раннего возраста являются: разнообразие, доступность, эмоциогенность, зонирование. Очень хочется организовать в кабинете следующие зоны: для конструктивной деятельности , для сенсорного развития, для развития мелкой моторики, для ролевых и предметных действий, для развития основ ИЗО, для музыкального развития , для ряжения , для формирования представления ребёнка о себе и окружающих, для знакомства с природой.
Для формирования представлений ребёнка об окружающих его людях, для знакомства с природой организуются целевые экскурсии: в лес, на речку, в город. Накатавшись на горке, посетив цирк, аттракционы, зоомагазин, дети возвращаются домой , переполненными новыми эмоциями, впечатлениями. Всё это благоприятно сказывается на развитии наших детей.
Решить задачи по речевому и психическому недоразвитию учитель – дефектолог может только, работая в тесном сотрудничестве с воспитателями, музыкальным руководителем, психологом, врачами, специалистами по Монтессори, Лекотеке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.
Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....
Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в условиях ДОУ
В материале опысывается организация работы с детьми с ЗПР в дошкольном учреждении...
Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...
«Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)»
quot;Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя - дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)"...
МАСТЕР - КЛАСС: "Работа учителя - дефектолога с детьми дошкольного возраста с РДА".
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. « КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ». Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования ...
Система работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста.
Специфика работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ....
Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...