"Работа учителя - дефектолога с детьми двух - трёхлетнего возраста в условиях Дома ребёнка"
статья на тему

Казанкова Елена Рудольфовна

Задачи учителя - дефектолога: формирование у ребёнка потребности в общении, активизация словаря по звуко - слоговой структуре, обучение фразовой речи, развитие познавательных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      В раннем детстве отмечается бурное развитие следующих физических сфер: общение, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательный и эмоциональной – волевой сфер.

    Ребёнок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. Речь является основой формирования социальных связей ребёнка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитие речи у ребёнка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.

    Первой задачей является формирование у ребёнка потребности в общении. Для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Если малыш тянет руки к игрушке, стремится криком привлечь внимание взрослого; ему удаётся произнести звукосочетание, похожие на слово «дай», взрослый тут же даёт ему эту игрушку.

    На данном этапе речевого развития большую роль играют имитация и звукоподражание. Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали, с орехами, с орехами, с орехами…» побуждает ребёнка вслед за взрослыми изобразить ситуацию, а затем подражать его речи. В присутствии малыша педагог говорит за разных зверушек, имитирует звуки, издаваемые ими, произносит междометия, отражающие эмоциональное состояние (ай – ай – ай, ох). Желательно просто просить малыша повторить звукосочетания, и создать игровую ситуацию. Например, играем в прятки (ку – ку), говорим по телефону (динь – динь), играем в поездку на машине, поезде (би – би, ту – ту ) и так далее. Можно рассказать сказку «Курочка Ряба», при этом ребёнок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку (ко – ко – ко), изображает, как упало яичко, как плачут дед и баба.

   По звуко – слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов, звукоподражания, затем двусложные слова с открытыми слогами; трёхсложные слова с открытыми слогами.

    Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети научаются обращаться  с просьбой (« Дай то – то» ; «Мама, дай то – то;), затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и , наконец , с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где Ляля?»).

   

 

Существуют  некоторые рекомендации по развитию речи детей:

  1. Необходимо повторять сказанное, постоянно повторять некоторые «ключевые» слова.
  2. Говорить достаточно громко.
  3. Говорить о том, что происходит здесь и теперь.
  4. Следить за ясностью произношения. Ребёнок должен следить за артикуляцией взрослого.
  5. Задавать простые вопросы.
  6. Поощрять усилия малыша и не слишком часто исправлять его ошибки.
  7. Помогать ребёнку употреблять уже знакомые ему слова.
  8. Свести к минимуму «сюсюкание».
  9. Исключить понукания: «Скажи «часы» и т. д.», так как они вызывают негативную реакцию.
  10.  Стимулировать у ребёнка использование жестов в общении.
  11.  Речь взрослого не должна быть стереотипной. «Пошли мыть руки» можно заменить на «Вымоем руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки» и т. д..

    Работая над развитием речи,  нужно учитывать такой  аспект: в зависимости от ряда причин у одних детей сосредоточение на предмете, внимание к речи и её понимание, активная речь появляются раньше, у других - позже; поэтому нельзя проводить чёткую грань между развитием пассивной и активной речи. Такое искусственное деление может привести к задержке формирования активной речи у отдельных детей. Уже при появлении первых слов во время лепета необходимо постоянно побуждать детей к произнесению отдельных, доступных им слов, звукоподражаний , то есть вызывать у них активную речевую реакцию. При соблюдении этих требований на одном занятии возможно развитие детей с разными речевыми возможностями: у одних актуализируется пассивная речь, у других – активная.

     Санкт – Петербургский Институт раннего вмешательства выпустил «Руководство по раннему обучению», разработанное американскими дефектологами. Вот некоторые из предложенных ими занятий.

  1. Взрослый показывает, как он чистит зубы, моет руки, подметает пол. Ребёнок должен угадать, что делает взрослый.                                                                                                                                                                                                        Выложить на стол несколько предметов мяч, ложку, чашку, мыло и т. д.. Попросить ребёнка показать, чем мы едим, с чем мы играем, с чем мы моем руки и т. д.. Тогда ребёнок будет безошибочно показывать предметы, начинать показывать на предмет и спрашивать, что мы делаем с помощью этого предмета.
  2. Пользоваться такими предметами как кувшин, коробки, двери, ящики шкафов и т. д.. Показывать ребёнку открытый и закрытый предмет и соответственно называть его: «ящик закрыт (открыт)». Открывая и закрывая предметы, спрашивать у ребёнка: «Коробка открыта или закрыта?». Обязательно хвалить ребёнка.

Поиграть с ребёнком, пряча в коробку маленькую игрушку. Пусть ребёнок просит вас открывать и закрывать различные ёмкости, руководя поисками. Когда он попросит открыть ту коробку, в которой спрятана игрушка, пусть ребёнок возьмёт её в награду.

  1. Сочинять свои собственные песенки и стихи обо всём, что делаем с ребёнком. Застёгивая на ребёнке пальто, напевать: «Одна маленькая, две маленькие, три маленькие пуговки». Или купая ребёнка, петь о том, как моем его ушки, шею и т. д.

Большое внимание на занятиях с учителем – дефектологом уделяется развитию познавательной сферы. У двухлетних детей происходит переход к более полному и всестороннему восприятию в связи с овладением предметной деятельностью, особенно – орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет), приводя их в соответствие по заданному признаку. Хотя в этом возрасте ребёнок редко пользуется зрительным соотношением, а использует развёрнутое «примеривание», однако оно обеспечивает лучший учёт свойств и отношений объектов, даёт больше возможностей осуществлять выбор по образцу. Тесная связь  развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу сначала начинает осуществляться ребёнком по отношению к форме и величине, т. е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уже затем – по отношению к цвету.

            Наименование задания

                     возраст

2 – 2,6

2,6 - 3

Вставить фигурки в пазы

3

6

Спрятать шарик в коробочку

2

4

Разобрать и собрать пирамидку

3 кольца

4 кольца

Подобрать парные картинки

2 пары

4 пары

Подобрать цветные кубики

2 цвета

4 цвета

Сложить целую картинку из частей

2

3

Достать тележку

скользящая тесёмка

скользящая и ложная тесьма

Построить из палочек

2

3

Нарисовать

дорожку

домик

                 Задания, направленные на познавательное развитие

Особого внимания требует развитие продуктивной деятельности (конструктивной, изобразительной). Развивается не только восприятие и представления, но и моторика, зрительно – двигательная координация, мышление, анализ объекта, выделение главного.

    Для качественной реализации задач по развитию ребёнка необходимо учитывать наличие развивающей предметно – пространственной среды. Основными характеристиками предметной среды для детей раннего возраста являются: разнообразие, доступность, эмоциогенность, зонирование. Очень хочется организовать в кабинете следующие зоны: для конструктивной деятельности , для сенсорного развития, для развития мелкой моторики, для ролевых и предметных действий, для развития основ ИЗО, для музыкального развития , для ряжения , для формирования представления ребёнка о себе и окружающих, для знакомства с природой.

   Для формирования представлений ребёнка об окружающих его людях, для знакомства с природой организуются целевые экскурсии: в лес, на речку, в город. Накатавшись на горке, посетив цирк, аттракционы, зоомагазин, дети возвращаются домой , переполненными новыми эмоциями, впечатлениями. Всё это благоприятно сказывается на развитии наших детей.

    Решить задачи по речевому и психическому недоразвитию учитель – дефектолог может только, работая в тесном сотрудничестве с воспитателями, музыкальным руководителем, психологом, врачами, специалистами по Монтессори, Лекотеке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с речевым заключением и ЗПР.

Данное занятие проводилось в рамках городского конкурса "Педагог года 2007" с детьми старшей логопедической группы....

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в условиях ДОУ

В материале опысывается организация работы с детьми с ЗПР в дошкольном учреждении...

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...

«Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)»

quot;Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя - дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)"...

МАСТЕР - КЛАСС: "Работа учителя - дефектолога с детьми дошкольного возраста с РДА".

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. « КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ». Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования ...

Система работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста.

Специфика работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ....

Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

          Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...