«Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)»
методическая разработка

"Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя - дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meryaseva_15042018_sredstva_zan._matem.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя – дефектолога с   детьми с ДЦП

(младший дошкольный возраст)»

Выполнила: учитель-дефектолог   Мерясева И.В.

(Iкв. категория)

г. Нижнекамск, 2018г. (апрель)

Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя – дефектолога с   детьми с ДЦП

(младший дошкольный возраст)

Формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности происходит через сенсорное воспитание, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно- двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.  

У детей с ДЦП формирование процессов восприятия  задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и в первую очередь, двигательного кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. Воспроизведение даже самого простого движения вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничено манипулятивно – предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание уже с первых месяцев жизни ребенка развивается аномально.

Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обуславливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младшем  дошкольном возрасте являются:

  • развитие эмоционального, речевого, предметно – действенного и игрового общения с окружающими;
  • стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
  • развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
  • формирование математических представлений;
  • развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;
  • воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Обучение детей младшей группы с ДЦП носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Большое значение в коррекционной работе с детьми с ДЦП имеют средства  занимательной математики: счетные палочки Х. Кюизенера, логические блоки Дьенеша, квадраты Никитиных, игровой материал М. Монтессори, развивающие игры («Сложи узор», «Кубики для всех»), различный игровой материал, сделанный из дерева (матрешки, вкладыши, геометрик) и т.д.

Успешное овладение теми или иными понятиями находится в прямой зависимости от развития восприятия. Сама способность к обобщению и абстрагированию развивается на основе практики выявления свойств реальных предметов, сопоставление и группировки их по выделенным свойствам.

 В процессе мы работали над следующими задачами:

  • Развивать все виды восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
  • Формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно - суставного чувства,  на основе сопоставления реальных предметов в дидактических играх, упражнениях;
  • Формировать полноценные представления об окружающем мире.
  • Развивать высшие психические функции (внимание, мышление, память) и коррекция их нарушений.
  • Развивать речь и обогащать словарь.
  • Учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции в развивающих играх.
  • Совершенствовать взаимодействия детей и взрослых в процессе игр.
  • Способствовать развитию общей и мелкой моторики.

Поддерживать активность и предупреждать утомление детей с ДЦП

позволяет смена характера их деятельности: дети слушают педагога, следят за его действиями, сами совершают какие либо действия, участвуют в общей игре. Им предлагают не более двух трех однородных заданий, каждый повторяется не более трех раз. Следить за состоянием детей во время занятий очень важно, так как утомление может привести к потере интереса детей к занятиям.

        Для развития восприятия цвета мы используем палочки Кюизенера, работу проводим индивидуально а потом в подгруппах по два, три человека. Занятия проводятся в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств. Игровые элементы и упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор в саду).

        Использование палочек в индивидуально- коррекционной работе с нашими детьми очень эффективно. Их можно использовать и для выполнения диагностических заданий. Сначала детей знакомят с набором палочек, рассматривают с ними, из чего он состоит, предлагают детям выполнить аппликацию из цветных палочек, для этого используется метод наложения в альбомах с заданиями. А затем эта работа обыгрывается. Учим детей складывать палочки в коробочку в определенной последовательности, сначала меленькие белые, потом чуть больше - розовые и т.д.

Примерные упражнения с палочками Кюизенера:

1. Выложи палочки на столе перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую и т.д.

2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать, назови цвет каждой палочки.

3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета.

4. Закрой глаза возьми любую палочку, посмотри на нее и скажи какого она цвета.

5. Перечисли цвета всех палочек на столе.

6. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы и т.д.

7. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета, положи их друг на друга. Поставь рядом с друг другом. Проверь, правильно ты ответил на вопрос.

Таким образом, происходит знакомство не только с цветом, но и с величиной.

Для восприятия формы используем игры: «Разложи геометрические фигуры», «Вкладыши»,  «Собери фигуры», а также материал блоки Дьенеша.

Игры с блоками, доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером, толщиной, с математическими представлениями. Мы предлагаем выполнить аппликацию из блоков, для этого используется метод наложения, в альбомах с заданиями. Они способствуют развитию зачатков у детей логического и аналитического мышления, творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму, узнает фигуры на ощупь).

Игры и упражнения с блоками:

1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

3. Все фигурки складываются в мешок. Ребенок достает фигуру из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

4. Выложите три фигуры. Ребенок должен догадаться, какая из них лишняя по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

5. Отобрать фигуры по цвету, по форме, по размеру.

6. Чередуем блоки по цвету, по форме, по размеру и толщине.

7. С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. спросите ребенка, где блоков больше и как их уровнять.

Для развития представлений ребенка о величине используем различные игры- упражнения со строительным материалом – построение башен, домиков, а также материал М. Монтессори (столбики, вкладыши). Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. В быту, в игровой и конструктивной  деятельности усваиваются и закрепляются понятия «высокий - низкий», «широкий - узкий». В играх «Построим матрешек по росту», «Построим лесенку» дети учатся построению сериационных рядов.

Формирование пространственных представлений мы начинаем с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве, что детям с таким заболеванием тяжело дается.

Формирование временных представлений особенно затруднено у таких детей. В этом направлении используется наглядный материал, фотографии и их обсуждения.

Для развития оптико- пространственного восприятия используются разрезные картинки, сюжетные картинки из кубиков, а также индивидуальные альбомы по материалам Кюизенера, Дьенеша, Никитиных.

К концу года наши дети научились:

  • Группировать предметы по цвету, форме и величине.
  • Составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же.
  • Различать и называть круг, квадрат, треугольник, овал.
  • Понимать смысл обозначений: вверху - внизу, впереди – сзади, верхняя – нижняя (полоска).
  • Понимать смысл слов утро, вечер, день, ночь.

Использованная литература:

1. Л.В. Артемова, «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва , «Просвещение», 1992с. 96.

2. Л.Д. Комарова, «Как работать с палочками Кюизенера?», Москва, издательство ГНОМ 2015г.с.62.

3. И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», Москва, «Академия»,2001,с.192.

4. З.А. Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва, «Просвещение»,1990,с. 94

5. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Москва, Мозаика-синтез,2011,с.84.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

"Работа учителя - дефектолога с детьми двух - трёхлетнего возраста в условиях Дома ребёнка"

Задачи учителя - дефектолога: формирование у ребёнка потребности в общении, активизация словаря по звуко - слоговой структуре, обучение фразовой речи, развитие познавательных процессов....

Консультация для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Работа с детьми с задержкой психического развития должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не трад...

Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп

презентация Семинара для логопедов и воспитателей ДОУ "Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп "...

МАСТЕР - КЛАСС: "Работа учителя - дефектолога с детьми дошкольного возраста с РДА".

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. « КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ». Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования ...

Система работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста.

Специфика работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ....

«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»

Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию участников коррекционно-развивающего процесса и отвечающее требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде....