Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.
план-конспект

Каспирович Оксана Сергеевна

Закрепление знаний по формированию временных представлений на основе использования набора схем и символов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.

Тема: «Закрепление знаний по формированию временных представлений на основе использования набора схем и символов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».

Длительность занятия: 40- 45 минут.

Форма занятия: групповая.

Цель: закрепление знаний о временных представлениях, с использованием методики формирования системы временных представлений на основе использования набора схем и символов.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

А) закреплять и систематизировать знания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ о последовательности времен года, месяцах, частях суток, днях недели, используя методику знаково-графической аналогии;

В) развивать воображение, мышление, память, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Г) создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.

Д) развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.

2. Образовательные:

А) расширять и совершенствовать знания о временных представлениях детей с использованием методики знаково-графической аналогии, закреплять понимание значения слов (время года, месяцы (осенние, зимние и т. д), часть суток, день недели) и использовать в речи; продолжать развивать навык наблюдения и определения временной последовательности, каких-либо событий, а также учить полно и аргументировано высказывать свое мнение и отвечать на вопросы; совершенствовать умение детей внимательно слушать речевую инструкцию учителя

3. Воспитательные:

А) воспитывать положительные качества личности, умения вести себя на занятия, работать в подгруппе, развивать чувство дружбы и взаимопомощи.

Б) воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

Материал: будильник; демонстрационная схема сутки, неделя, месяц, год; сюжетные картинки по теме «Части суток»; дидактическая игра «Деньки-недельки», картинки «Времена года»; карточка «Волшебный цветок».

Ход занятия

Учитель-дефектолог: - ребята, сегодня на занятии будем закреплять ваши знания, о том, как вы научились ориентироваться во времени.

  1. СУТКИ

 Раздается звонок. (под подушкой спрятан будильник)

- Что это такое?

- Когда это происходит?

Зафиксировать внимание ребят на слове - УТРО

- А почему эта ситуация произошла сейчас у нас на занятии?

- Как вы думаете, с чем это связано?

- Утром, когда мы встаем в школу.

- О чем будет наше первое задание?

- Части суток

Вспоминаем части суток, показываем четыре символа частей суток и демонстрационную схему «Сутки»: понятие «утро» представляет собой образ поднимающегося вверх солнца, видимого наполовину на голубом фоне. Понятие «день» - изображение целого солнца на желтом фоне, «вечер» - опускающееся солнце, видимое наполовину на сером фоне, «ночь» - месяц на черном фоне.

 Упражнение «Определи, когда это бывает»

Цель: формирование умения определять часть суток по сюжетной картине, ориентируясь на действия людей.

  1. НЕДЕЛЯ

- Если вы отгадаете загадку, то узнаете, с кем мы с вами встретимся дальше:

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний. (Ответ: Это дни недели.)

- Правильно, давайте вспомним все дни недели, появляется демонстрационная схема «Неделя», представляет собой семь последовательно выстроенных символов суток, которые обозначены номерами от одного до семи, а квадраты шестых и седьмых суток – красным контуром. В этом случае цветовое оформление символизирует принадлежность пяти суток к рабочим дням недели (синий контур), а двух – к выходным (красный контур).

Вопросы: 

1. Сколько всего дней в неделе?

2. Перечислите (по цепочке) дни недели в прямом порядке. В обратном.

3. Сколько выходных дней в неделе?

4. Назовите их?

5. Какой по счету день недели …?

6. Какой день недели идет перед …?

7. Какой день недели идет после…?

8. Как называется день недели между …. И …?

9. Что лишнее? Понедельник, вторник, зима, среда.

Игра «Деньки-недельки»

  1. МЕСЯЦ

На доске появляются четыре последовательно выстроенных схемы понятия «Неделя».

- Ребята, а теперь, о чем пойдет речь?

- Месяц

После того детям показываем демонстрационную схему «Месяц».

Проговариваем сколько дней в месяце (30,31 день; 28-29 в феврале).

  1. ГОД

Демонстрируется схема «Год» -  двенадцать схем понятия «Месяц», представленных в одном ряду по три с соответствующими в центре схемы цифрами, имеющими разную цветовую рамку: голубую (зима), зеленую (весна), красную (лето), оранжевую (осень).

После предъявления демонстрационной схемы «Год», просим найти и показать в пределах схемы года конкретно сутки, неделю, месяц, чтобы обобщить вышесказанное и еще раз продемонстрировать взаимосвязь всех временных эталонов в ключе общей модели времени.

Показываем картинки, кратко говорим о каждом времени года.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и Первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Физминутка: «В путь»

В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом).

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки (Идут топающим шагом).

По прямой дорожке.

По узенькой дорожке (Идут на носках).

Пойдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).

В лес весенний прибежали.

  1. МЕСЯЦА ГОДА

- Дети, а теперь давайте сосчитаем сколько в году месяцев (с опорой на демонстрационную схему «Год», пересчитываем и приходим к выводу, что месяцев в году 12.

- А теперь определим количество месяцев в каждом времени года, получается, что каждое время года состоит из трех месяцев.

Каждый месяц года имеет свое персональное название. Вспоминаем названия по опорным картинкам (специальный прием запоминания заключается в образовании из первых букв названий месяцев своеобразной аббревиатуры-подсказки).

- Ребята вспомним зимние месяцы (образ собаки на снегу): ДЯФ – декабрь, январь, февраль.

Весенние месяцы (образ, связанный с весенним праздником всех мам – 8 марта): МАМ – март, апрель, май.

Летние месяцы (образ ослика, пасущегося на зеленой лужайке в солнечный летний день): ИИА – июнь, июль, август.

Осенние месяцы (образ «спящего» солнца в облаке с каплями дождя): СОН – сентябрь, октябрь, ноябрь.

Вечно следом друг за другом
Ходят месяцы по кругу:
В январе и в феврале
Снег лежит по всей земле,
В марте и в апреле
Слышен звон капели,
Как растают снег и лед,
Май с цветами к нам придет,
Но в июне и в июле
Станет жарко, как в кастрюле.
А за август с сентябрем
Урожай мы соберем.
В октябре и в ноябре
Зверь лесной уснет в норе,
И когда декабрь пройдет,
Будет праздник – Новый Год!
Купим новый календарь
И наступит вновь январь!

(демонстрируем календарь природы, определяем какое сейчас у нас время года, месяц, число, день недели)

Задание на карточках «Найди лишнее слово» 

Ученику предлагается серия слов. Предложите определить, какое слово является «лишним» и объяснить почему.


понедельник, среда, май, воскресенье, суббота;

Весна, зима, осень, утро, осень;

Утро, суббота, вечер, ночь, день;

Июнь, май, лето, сентябрь, декабрь.

Итоги занятия

-  Ну вот и подошло наше занятие к концу, спрашиваем у учеников, что нового узнали на занятии, какое упражнение (задание) понравилось ему больше.

В оставшееся время выполняем задание «Волшебный цветок» (Приложение 1).

Приложение 1.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0658a4346b53b90ef1b109e6e1987f7f-l&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Грузовой транспорт"

Развивать у детей интерес к конструированию.Учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса

Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...

Методические рекомендации «По использованию диагностических методик учителем-дефектологом для обследования детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)».

Пояснительная запискаВ настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерациипредставляет серьезную социальную проблему. К сожалению, уменьшается долярождения здоровых детей, повышаются по...

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет (с ЗПР) по теме «Зимующие птицы» с использованием ИКТ

Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы (6-7лет)  компенсирующей направленности с задержкой психического развития (ЗПР) по ознакомлению с окружающим миром с использован...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с приемами развития мыслительной деятельности "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Закрепление программного материла по русского языку обучающимися 1 дополнительного класса с ЗПР на занятиях с учителем-дефектологом...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса  ФГОС (вариант 2) «Временные представления»...